Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Понятие и управление бизнес- процессами





Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие и управление бизнес- процессами.. 5

1.1 Понятие «Процессный подход». 5

1.2 Управление бизнес- процессами. 11

1.3 Реинжиниринг бизнес- процессов. 20

Глава 2. Оценка эффективности бизнес- процессов и деятельности аудиторской организации на примере ООО «Астэрия». 24

2.1 Критерии оценки эффективности бизнес- процессов. 24

2.2 Анализ и оценка эффективности бизнес-процессов аудиторской организации на примере ООО «АСТЭРИЯ». 39

ВЫВОД.. 48

Список используемой литературы.. 50

 


 

Введение

Развитие аудита в Российской Федерации и за рубежом показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются весьма высокие требования. Это связано с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы. Важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских услуг[5].

На международном уровне наблюдаются тенденции к усилению контроля качества за аудиторской деятельностью. Международной федерацией бухгалтеров признана необходимость проведения мониторинга в области соблюдения ее членами требований по контролю качества. Европейским Союзом принята 8-я Директива Европейской комиссии, регламентирующая такие вопросы контроля качества аудита, как создание системы обеспечения качества, разработка принципов надзора со стороны государственных и общественных органов, особенности осуществления контроля качества работы аудиторов общественно значимых компаний.

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг и организации единой системы контроля качества аудиторской работы рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне общественных аудиторских объединений. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита. Законодательно установлены требования по организации системы контроля качества аудита на федеральном и профессиональном уровнях, требования по установлению и соблюдению аудиторскими организациями правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок, а также требования по обязательному осуществлению внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

Залог успешного существования аудиторской фирмы ‒ это качество предоставляемых кампанией услуг. Высокое качество проводимого аудита будет аккумулировать спрос на услуги фирмы, выделять фирму на фоне конкурентов. Поэтому специфика работы аудиторской фирмы заключается в нацеленности на удовлетворение требований клиентов, и все ключевые бизнес-процессы фирмы напрямую связаны с качеством оказываемых услуг ‒ проводимыми аудиторскими проверками. Таким образом, можно сделать предположение о том, что эффективность бизнес-процессов аудиторской фирмы определяет качество предоставляемых кампанией услуг ‒ проводимых аудиторских проверок.

Эти условия и определяют актуальность темы данной дипломной работы «Оценка эффективности бизнес-процессов аудиторской организации как объекта качества аудита».

Цель работы: доказать, что эффективность бизнес-процессов аудиторской компании определяет качество проводимого аудита.

Предмет дипломной работы: управление бизнес-процессами.

Объект дипломной работы: оценка эффективности бизнес-процессов.

Выделим следующие основные задачи в дипломной работе:

1. Рассмотреть основные понятия, связанные с бизнес-процессами.

2. Рассмотреть управление бизнес-процессами на основе процессного подхода.

3. Рассмотреть теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов.

4. Определить критерии эффективности бизнес-процессов.

5. Выполнить анализ и оценку эффективности аудиторской организации.

 


Глава 1. Понятие и управление бизнес- процессами

Понятие «Процессный подход»

Управление бизнес-процессами или «процессный подход» на сегодняшний день является одной из наиболее востребованных методологий управления компаниями. Рассмотрим необходимые понятия, смысл процессного подхода.

Процессный подход – подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и рассмотрении ее бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами компании или внешней средой. «Правильный» набор бизнес-процессов отдельной компании представляет собой их систему или сеть (рис. 1), которая охватывает процессы производственного цикла компании, а также процессы управления, обеспечения необходимыми ресурсами.

Рис.1 Сеть бизнес-процессов

«Прогрессивность» управления бизнес-процессами как подхода к управлению компаниями подтверждается и тем, что необходимость реализации процессного подхода является одним из принципов стандартов ISO 9001[14]. Стандарты ISO 9001, по сути, являются нормативной моделью ведения бизнеса, выработанную деловым сообществом с учетом мирового опыта и закрепленную в международных стандартах системы менеджмента.

Среди преимуществ процессного подхода можно отметить:

1. клиентоориентированность;

2. нацеленность на результат;

3. гибкость, более оперативное принятие решений, проведение инноваций в связи с изменением внешней среды;

4. непрерывность управления;

5. возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы;

6. прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации.

Ключевым понятием процессного подхода является понятие «бизнес-процесса».

Бизнес-процесс – регулярно повторяющаяся последовательность действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации. Существует достаточно много определений этого термина, сформулированными как известными и авторитетными специалистами, так и международными организациями. Также следует сказать, что понятие «бизнес-процесс» достаточно часто в литературе, статьях, интернет-источниках применяется и в широком смысле как «деятельность в целом».

Перечислим основные понятия процессного подхода.

Результат бизнес-процесса – то, ради чего осуществляется бизнес-процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности – получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. Результаты бизнес-процесса часто упоминаются как выходы бизнес-процесса.

Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.

Исполнители бизнес-процесса – команда специалистов из различных функциональных областей (кросс - функциональная команда), выполняющих действия процесса.

Вход бизнес-процесса – ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые преобразовываются или потребляются при выполнении процесса.

KPI – Key Performance Indicator (ключевой показатель эффективности), они применяются в качестве показателей результативности и/или эффективности бизнес-процессов.

Управление бизнес-процесса (в IDEF0) – управляющие воздействия, регламентирующие выполнение процесса.

Исходя из вышеизложенного определения бизнес-процесса, к основным принципам их выделения можно отнести:

‒ необходимый результат;

‒ регулярность действий;

‒ ценность результата для компании.

Глубина и степень детализации при описании (моделировании) бизнес-процессов определяются в зависимости от конкретных задач, вопросов на которые должно ответить это описание (модель), «проблемностью» и важностью процесса. Наиболее часто описание бизнес-процессов используется для получения ответов на вопросы типа: «ЧТО, КТО и КАК должен выполнять в рамках деятельности компании».

Основные способы описания бизнес-процессов изложены в табл. 1.

Табл.1. Основные способы описания бизнес-процессов

Способ описания бизнес-процессов Пример Достоинства Недостатки
Текстовое Стандарты организации, положения, должностные инструкции и др. Привычность Взаимосвязи между бизнес-процессами тяжело отслеживать. Высока вероятность неоднозначного понимания. Затрудненный анализ бизнес-процессов из-за избытка малозначимой информации. Значительные трудозатраты на поддержание документов в актуальном состоянии
Табличное Матрица распределения ответственности Привычность Однозначность Небольшое число факторов, параметров, которое можно отразить в таблице
Визуальное (графическое) Организационная структура, блок-схема, технологическая карта и др. Наглядность Однозначность Разработаны нотации под решения задач различной сложности Возможно наличие требований к квалификации
Визуальное (графическое) с помощью специализированного программного продукта – системы бизнес-моделирования, case-средства Сеть бизнес-процессов, Информационные модели для решения различных задач и т.д. Возможность комбинированного использования всех предыдущих способов описания бизнес-процессов Возможности коллективной работы Поддержка различных нотаций, автоматическая проверка синтаксиса и др. Приобретение программного продукта Возможно наличие требований к квалификации

 

Отметим здесь, что приведенный список примеров, достоинств и недостатков является далеко не исчерпывающим и приведен лишь в качестве общей обзорной информации.

На выбор способа описания бизнес-процессов оказывают влияние такие факторы как:

1. задачи, которые компания желает решить, внедряя процессный подход;

2. размер и вид деятельности компании;

3. сложность бизнес-процессов и их взаимодействия, риски бизнеса;

4. квалификация персонала;

5. устоявшаяся практика и др.

Оценка функционирования, «качества протекания» бизнес-процесса осуществляется на основании мониторинга и анализа показателей его результативности и/или эффективности, выявленных несоответствий. При управлении бизнес-процессом, его улучшением целесообразно применять цикл PDCA. Применение цикла PDCA для каждого отдельного процесса характеризуется следующим набором действий, представленным в табл.2.

Табл.2 Цикл PDCA

Этап Действия  
Планируй (Plan): Определяй цели (показатели) процесса и процедуры работы, выполнение которых участниками приведет к достижению его целей
Делай (Do): Доведи до участников процесса цели (показатели) и процедуры работы, обеспечь соблюдение процедур работы участниками
Проверяй (Check): Контролируй показатели, соблюдение процедур работы участниками - анализируй выявленные несоответствия
Действуй (Action): Улучшай процесс посредством применения результатов его анализа, устранения причин несоответствий

 

Определение (назначение) целей бизнес-процессов производится с учетом стратегии компании. Ключевые показатели эффективности KPI, характеризующие степень достижения стратегических целей целесообразно использовать в качестве показателей результативности и эффективности бизнес-процессов. При выборе показателей необходимо учитывать:

‒ их соответствие целям;

‒ возможность и «легкость» контроля.

Цели компании
Эффективное улучшение бизнес-процессов с применением цикла PDCA на постоянной основе возможно лишь в случае наличия заинтересованности участников процесса в его непрерывном совершенствовании. Наилучшим способом задействовать потенциал участников как «движущей силы улучшения» будет учет достижения - недостижения целей бизнес-процесса (показателей KPI) в системе мотивации персонала (рис.2).

Цели функционирования
Реализуются через бизнес-процессы
Реализуются через проекты
Цели совершенствования

 

 


Рис.2 Реализация целей компании

Преимущества процессного подхода:

1. стратегия, цели компании не «повисают» в воздухе, поскольку они связаны с текущей деятельностью компании через бизнес-процессы;

2. появляется возможность для построения по настоящему эффективной системы мотивации, основанной на учете конкретного результата, достижения показателя KPI.

Управление бизнес-процессами как подход к управлению компанией предусматривает то, что необходимо как совершенствование отдельного процесса в частности, так и системы (сети) процессов в целом. Мировая практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного подхода, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой.


На примере ООО «Астэрия»

ВЫВОД

В первой теоретической главе выпускной квалификационной работы рассмотрены основные понятия, связанные с бизнес-процессами: процессный подход, управление и реинжиниринг бизнес-процессов.

Во второй практической главе выделены критерии эффективности бизнес-процессов организации, рассмотрена соответствующая система показателей, выполнен анализ эффективности бизнес-процессов аудиторской фирмы ООО «Астэрия».

Рассмотрение деятельности аудиторской фирмы ООО «Астэрия» выявило, три ключевых бизнес-процесса в организации: заключение договоров, непосредственное оказание услуг ‒ проведение аудиторской проверки организации заказчика, контроль качества оказываемых услуг.

Анализ эффективности бизнес-процессов показал, что в процессе оказания фирмой услуг в рассматриваемый период с 2013 по 2015гг. наблюдается рост производительности, что привело к увеличению фондоотдачи.

Наблюдался рост дебиторской задолженности, преимущественно, краткосрочной, срок менее 12 месяцев. В условиях роста цен на оказываемые услуги, фирма, чтобы не потерять постоянных клиентов, начала кредитовать заказчиков.

Увеличились темпы роста товарооборота, балансовой прибыли.

В 2015г. проведена рекламная компания, которая позволила, не смотря на повышение цен оказываемых услуг, увеличить продажи. Что сказалось на росте балансовой прибыли.

По результатам проведенного анализа аудиторской фирме ООО «Астэрия» можно дать следующие рекомендации:

1. Разработать прозрачную систему мотивации сотрудников: для этого организовать автоматизацию получения статистики эффективности работы сотрудников фирмы.

2. Снизить процент кредитования потребителей. Это существенно уменьшит риски предприятия. Здесь например, вместо кредитования, можно предложить постоянным клиентам скидки при заключении долгосрочных контрактов и организовать поэтапную оплату таких договоров.

3. Повышать квалификацию сотрудников. Отправлять работников на обучение за счет организации. Это повысит имидж компании и, следовательно, отразится на качестве и количестве заказов.

4. Рассмотреть возможности диверсификации бизнеса. В данном случае, имеется в виду горизонтальная диверсификация. Рассмотреть возможность выполнения, сопутствующих основной услуге ‒ аудита, услуг: ведение бухгалтерской отчетности организации, проведение имущественных ревизий, составление и сдача налоговой отчетности, подготовка и сдача документации в ПФР, юридические консультации, консалтинговые услуги.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оценка эффективности бизнес-процессов аудиторской фирмы, направленная на результаты деятельности фирмы прибыль от оказания аудиторских услуг, определяется качеством проводимого аудита. Чем более качественные услуги оказывает организация, тем больше заказов получает фирма, и, следовательно, прибыль фирмы растет, то есть достигается стратегическая цель компании.

 


Список используемой литературы

1. Антипов Д.В. Разработка модели оценочных показателей устойчивого развития организации» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2010. — № 4. — С. 186—189.

2. Аудит теория и методология. Миронова О.А., Азарская М.А. Учебное пособие. 2-е изд., изм. М.: Омега - Л. 2005. 176c.

3. Аудит. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Подольского: Аудит, 2008.

4. Балашова Е.С. Показатели оценки организационной эффективности бизнес-процессов / Е.С. Балашова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2014. — № 2(192). — С. 185—190.

5. Булыга Р.П. Инновации современного аудита: аудит эффективности бизнес-процессов//Аудитор. - 2013. - №3. - С.15-19.

6. Бычкова С.М., Ивахненков С.В. Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите: Учебное пособие / Под ред. C. М.Бычковой. – М.: ТК Велби, 2005.

7. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Внутрифирменные стандарты аудита /Под ред. С.М. Бычковой. – М.: Бухгалтерский учет, 2006.

8. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Контроль качества аудита. М.: ЭКСМО, 2008.

9. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / Под ред. С.М. Бычковой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

10. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Понятие «качество» в аудите и бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. – 2005. – № 3.

11. Бычкова С.М., Растамханова Л.Н. Риски в аудиторской деятельности / Под ред. СМ. Бычковой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Глухов В.В., Балашова Е.С. и др. Организация производства и маркетинг. Вакуумная техника / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. — 369с.

13. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 c.

14. Иванова Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: Учеб. пособие / Е.И. Иванова, М.В. Мельник, В.И. Шлейников. Под ред. С.И. Гайдаржи. М.: КНОРУС, 2007.

15. Каплан Р. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2005.

16. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Перев. С англ. М. Павлова. М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 416с.

17. Козерод Л.А. Методика оценки экономической эффективности бизнес-процессов предприятия / Л.А. Козерод // Вестник Новосибирского Государственного Университета. Серия: Социально-экономические науки. — 2009. — Т. 9, — Вып. 1. — С. 83—90.

18. Козерод Л.А. Процессный подход в управлении промышленным предприятием / Л.А. Козерод // Материалы десятой открытой конференции-конкурса научных работ молодых ученых Хабаровского края (экономическая секция): сборник статей. Хабаровск: РИОТИП, 2008. — С. 188—192.

19. Кораблев А.В. «Оптимизация бизнес-процессов: дань моде или жизненная необходимость?». - «Р-Про Консалтинг», 2011. — С.24-26.

20. Кучеров А. В. Аудит эффективности бизнес-процессов как одно из наиболее важных направлений современного аудита в рыночной экономике [Текст] / А. В. Кучеров, Н. Н. Спирина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 369-372.

21. Методы менеджмента качества. Процессный подход. / Серенков П.С., Курьян А.Г., Волонтей В.П. – М.: ИНФРА_М, 2014. – 441с.

22. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес процессы. Крышкин О. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2015.

23. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организации и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997.Стр.13-25

24. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

25. Репин В.В. «Стандарт описания, регламентации и аудита бизнеспроцесса» // В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - «Стандарт и качество», 2010. — С.13-14.

26. Репин, В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 c.

27. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 c.

28. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. / Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. - 224 с.

29. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 c.

30. Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента. Документ ISO/TC 176/SC 2/N 544R3, 15 октября, 2008.

31. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: МЭСИ, 2000.-106 с.

32. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжинринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. 332с.

33. Хаммер, М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 356 c.

34. Цапко С.Г., Лунева Е.Е., Куренков И.Н., Суханова Ю.А. Методика оценки бизнес-процессов приборостроительного предприятия // Информатика и системы управления, — 2011, — № 4 (30), — с. 104—115.

35. Чупров К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании /К.К. Чупров // Консультант директора. 2005. № 20.

36. Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: учеб.-метод. пособие / В.И. Ширяев. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2009. - 464 c.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие и управление бизнес- процессами.. 5

1.1 Понятие «Процессный подход». 5

1.2 Управление бизнес- процессами. 11

1.3 Реинжиниринг бизнес- процессов. 20

Глава 2. Оценка эффективности бизнес- процессов и деятельности аудиторской организации на примере ООО «Астэрия». 24

2.1 Критерии оценки эффективности бизнес- процессов. 24

2.2 Анализ и оценка эффективности бизнес-процессов аудиторской организации на примере ООО «АСТЭРИЯ». 39

ВЫВОД.. 48

Список используемой литературы.. 50

 


 

Введение

Развитие аудита в Российской Федерации и за рубежом показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются весьма высокие требования. Это связано с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы. Важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских услуг[5].

На международном уровне наблюдаются тенденции к усилению контроля качества за аудиторской деятельностью. Международной федерацией бухгалтеров признана необходимость проведения мониторинга в области соблюдения ее членами требований по контролю качества. Европейским Союзом принята 8-я Директива Европейской комиссии, регламентирующая такие вопросы контроля качества аудита, как создание системы обеспечения качества, разработка принципов надзора со стороны государственных и общественных органов, особенности осуществления контроля качества работы аудиторов общественно значимых компаний.

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг и организации единой системы контроля качества аудиторской работы рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне общественных аудиторских объединений. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита. Законодательно установлены требования по организации системы контроля качества аудита на федеральном и профессиональном уровнях, требования по установлению и соблюдению аудиторскими организациями правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок, а также требования по обязательному осуществлению внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

Залог успешного существования аудиторской фирмы ‒ это качество предоставляемых кампанией услуг. Высокое качество проводимого аудита будет аккумулировать спрос на услуги фирмы, выделять фирму на фоне конкурентов. Поэтому специфика работы аудиторской фирмы заключается в нацеленности на удовлетворение требований клиентов, и все ключевые бизнес-процессы фирмы напрямую связаны с качеством оказываемых услуг ‒ проводимыми аудиторскими проверками. Таким образом, можно сделать предположение о том, что эффективность бизнес-процессов аудиторской фирмы определяет качество предоставляемых кампанией услуг ‒ проводимых аудиторских проверок.

Эти условия и определяют актуальность темы данной дипломной работы «Оценка эффективности бизнес-процессов аудиторской организации как объекта качества аудита».

Цель работы: доказать, что эффективность бизнес-процессов аудиторской компании определяет качество проводимого аудита.

Предмет дипломной работы: управление бизнес-процессами.

Объект дипломной работы: оценка эффективности бизнес-процессов.

Выделим следующие основные задачи в дипломной работе:

1. Рассмотреть основные понятия, связанные с бизнес-процессами.

2. Рассмотреть управление бизнес-процессами на основе процессного подхода.

3. Рассмотреть теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов.

4. Определить критерии эффективности бизнес-процессов.

5. Выполнить анализ и оценку эффективности аудиторской организации.

 


Глава 1. Понятие и управление бизнес- процессами

Понятие «Процессный подход»

Управление бизнес-процессами или «процессный подход» на сегодняшний день является одной из наиболее востребованных методологий управления компаниями. Рассмотрим необходимые понятия, смысл процессного подхода.

Процессный подход – подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и рассмотрении ее бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами компании или внешней средой. «Правильный» набор бизнес-процессов отдельной компании представляет собой их систему или сеть (рис. 1), которая охватывает процессы производственного цикла компании, а также процессы управления, обеспечения необходимыми ресурсами.

Рис.1 Сеть бизнес-процессов

«Прогрессивность» управления бизнес-процессами как подхода к управлению компаниями подтверждается и тем, что необходимость реализации процессного подхода является одним из принципов стандартов ISO 9001[14]. Стандарты ISO 9001, по сути, являются нормативной моделью ведения бизнеса, выработанную деловым сообществом с учетом мирового опыта и закрепленную в международных стандартах системы менеджмента.

Среди преимуществ процессного подхода можно отметить:

1. клиентоориентированность;

2. нацеленность на результат;

3. гибкость, более оперативное принятие решений, проведение инноваций в связи с изменением внешней среды;

4. непрерывность управления;

5. возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы;

6. прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации.

Ключевым понятием процессного подхода является понятие «бизнес-процесса».

Бизнес-процесс – регулярно повторяющаяся последовательность действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации. Существует достаточно много определений этого термина, сформулированными как известными и авторитетными специалистами, так и международными организациями. Также следует сказать, что понятие «бизнес-процесс» достаточно часто в литературе, статьях, интернет-источниках применяется и в широком смысле как «деятельность в целом».

Перечислим основные понятия процессного подхода.

Результат бизнес-процесса – то, ради чего осуществляется бизнес-процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности – получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. Результаты бизнес-процесса часто упоминаются как выходы бизнес-процесса.

Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.

Исполнители бизнес-процесса – команда специалистов из различных функциональных областей (кросс - функциональная команда), выполняющих действия процесса.

Вход бизнес-процесса – ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые преобразовываются или потребляются при выполнении процесса.

KPI – Key Performance Indicator (ключевой показатель эффективности), они применяются в качестве показателей результативности и/или эффективности бизнес-процессов.

Управление бизнес-процесса (в IDEF0) – управляющие воздействия, регламентирующие выполнение процесса.

Исходя из вышеизложенного определения бизнес-процесса, к основным принципам их выделения можно отнести:

‒ необходимый результат;

‒ регулярность действий;

‒ ценность результата для компании.

Глубина и степень детализации при описании (моделировании) бизнес-процессов определяются в зависимости от конкретных задач, вопросов на которые должно ответить это описание (модель), «проблемностью» и важностью процесса. Наиболее часто описание бизнес-процессов используется для получения ответов на вопросы типа: «ЧТО, КТО и КАК должен выполнять в рамках деятельности компании».

Основные способы описания бизнес-процессов изложены в табл. 1.

Табл.1. Основные способы описания бизнес-процессов

Способ описания бизнес-процессов Пример Достоинства Недостатки
Текстовое Стандарты организации, положения, должностные инструкции и др. Привычность Взаимосвязи между бизнес-процессами тяжело отслеживать. Высока вероятность неоднозначного понимания. Затрудненный анализ бизнес-процессов из-за избытка малозначимой информации. Значительные трудозатраты на поддержание документов в актуальном состоянии
Табличное Матрица распределения ответственности Привычность Однозначность Небольшое число факторов, параметров, которое можно отразить в таблице
Визуальное (графическое) Организационная структура, блок-схема, технологическая карта и др. Наглядность Однозначность Разработаны нотации под решения задач различной сложности Возможно наличие требований к квалификации
Визуальное (графическое) с помощью специализированного программного продукта – системы бизнес-моделирования, case-средства Сеть бизнес-процессов, Информационные модели для решения различных задач и т.д. Возможность комбинированного использования всех предыдущих способов описания бизнес-процессов Возможности коллективной работы Поддержка различных нотаций, автоматическая проверка синтаксиса и др. Приобретение программного продукта Возможно наличие требований к квалификации

 

Отметим здесь, что приведенный список примеров, достоинств и недостатков является далеко не исчерпывающим и приведен лишь в качестве общей обзорной информации.

На выбор способа описания бизнес-процессов оказывают влияние такие факторы как:

1. задачи, которые компания желает решить, внедряя процессный подход;

2. размер и вид деятельности компании;

3. сложность бизнес-процессов и их взаимодействия, риски бизнеса;

4. квалификация персонала;

5. устоявшаяся практика и др.

Оценка функционирования, «качества протекания» бизнес-процесса осуществляется на основании мониторинга и анализа показателей его результативности и/или эффективности, выявленных несоответствий. При управлении бизнес-процессом, его улучшением целесообразно применять цикл PDCA. Применение цикла PDCA для каждого отдельного процесса характеризуется следующим набором действий, представленным в табл.2.

Табл.2 Цикл PDCA

Этап Действия  
Планируй (Plan): Определяй цели (показатели) процесса и процедуры работы, выполнение которых участниками приведет к достижению его целей
Делай (Do): Доведи до участников процесса цели (показатели) и процедуры работы, обеспечь соблюдение процедур работы участниками
Проверяй (Check): Контролируй показатели, соблюдение процедур работы участниками - анализируй выявленные несоответствия
Действуй (Action): Улучшай процесс посредством применения результатов его анализа, устранения причин несоответствий

 

Определение (назначение) целей бизнес-процессов производится с учетом стратегии компании. Ключевые показатели эффективности KPI, характеризующие степень достижения стратегических целей целесообразно использовать в качестве показателей результативности и эффективности бизнес-процессов. При выборе показателей необходимо учитывать:

‒ их соответствие целям;

‒ возможность и «легкость» контроля.

Цели компании
Эффективное улучшение бизнес-процессов с применением цикла PDCA на постоянной основе возможно лишь в случае наличия заинтересованности участников процесса в его непрерывном совершенствовании. Наилучшим способом задействовать потенциал участников как «движущей силы улучшения» будет учет достижения - недостижения целей бизнес-процесса (показателей KPI) в системе мотивации персонала (рис.2).

Цели функционирования
Реализуются через бизнес-процессы
Реализуются через проекты
Цели совершенствования

 

 


Рис.2 Реализация целей компании

Преимущества процессного подхода:

1. стратегия, цели компании не «повисают» в воздухе, поскольку они связаны с текущей деятельностью компании через бизнес-процессы;

2. появляется возможность для построения по настоящему эффективной системы мотивации, основанной на учете конкретного результата, достижения показателя KPI.

Управление бизнес-процессами как подход к управлению компанией предусматривает то, что необходимо как совершенствование отдельного процесса в частности, так и системы (сети) процессов в целом. Мировая практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного подхода, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой.








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.