Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция на тему: «Натуралистические теории в Российской социологии: органицизм и географический детерминизм».





План

1. Органицизм в России.

1.1. Социологические воззрения А.И. Стронина.

1.1.1.Социология и ее методы

1.1.2.Концепция общества

1.1.3.Законы функционирования и динамики «социального тела».

1.1.4. Значение социологических идей А.И. Стронина для истории социологии.

1.2. Социология П.Ф. Лилиенфельда.

1.2.1. Социология как наука

1.2.2. Понимание общества как организма.

1.2.3. Социальная патология и социальная атипия.

1.2.4.Знеачение социологических идей П.Ф. Лилиенфельда для истории социологии.

2. Географический детерминизм. Взгляды Л.И. Мечникова.

2.1.Взгляды Л.И. Мечникова на предмет, объект, задачи социологии.

2.2.Социальный прогресс.

2.3.Влияние среды на эволюцию.

2.4.Значение социологических идей Л.И. Мечникова для истории социологии.

 

1.Органицизм в Росии.

Органицизм в России был довольно популярен. Так органицистами были славянофилы. Философскому обоснованию органицизма посвятили свои исследования известные русские мыслители А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, В.С. Соловьев.

В отечественной социологии органицизм был представлен именами Н.Д. Ножина, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда, П.А. Кропоткина и Я.А. Новикова.

1.1.Социологические воззрения А.И. Стронина.

Александр Иванович Стронин (1826-1889)

Основные работы:«История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «История общественности» (1886).

Для управления обществом и формулирования принципов «разумной политики» требуется создать науку об обществе. Естественные науки формулируют настоящие законы, в обществознании мы имеем лишь «агрегаты знаний», в которых царит «беззаконие». Требуется открывать естественные, неизменные законы социальной жизни.

1.1.1.Социология и ее методы



Для построения общественной науки требуется научный метод «социального естествознания».

Переработка методов естествознания для анализа социальной реальности.

Индукция => социальная индукция или «обсерватика»

Дедукция => социальная дедукция или «гипотетика»

Указанные методы дополняются методом «аналогики» – перенесение в обществоведение готовых законов и аксиом, признанных в естествознании.

Обоснование метода:единство мира => единство законов; каждая менее общая наука входит в более общую.

Его использование Строниным привело как к довольно интересным наблюдениям, так и к ряду упрощений.

E.g., закон тяготения = общительность, «стремление к единению и взаимодействию».

В качестве ограничений «аналогики» отмечается невозможность отделения элементов от среды в обществе, проведения экспериментов.

Для решения данной проблемы Стронин предлагает обратиться к философии и заимствовать оттуда метод «диалектического изолирования».

Суть метода: если мы мысленно примем какую-либо точку зрения и доведем ее до конца, мы придем к результатам, которых в действительности нет, но они раскрывают нам свойства самой точки зрения, ее скрытые тенденции, возможности.

Данный метод дает нам глубокое понимание сути социального элемента.

E.g., изоляция понятия власти => власть стремится к бесконечному расширению, строгости и насилию без границ и т.п.

1.1.2.Концепция общества

Обосновывал идею тождественности общества и животного организма, проводил прямые аналогии между их «составными частями», развитием и функционированием.

Подобно живому организму общество в ходе эволюции усложняется, а связи между отдельными его функциями укрепляются. Как любой организм, оно проходит в своем развитии все ступени — от рождения до смерти — и так же, как всякое живое существо, подвержено болезням.

По своему строению общество представляет собой пирамиду.

Вертикальный разрез пирамидыобразует треугольник, который делится на три яруса-класса.

Две наклонные линии, проведенные от вершины треугольника к его основанию, образуют по три части в каждом классе.

Интеллигенция (мыслители, художники, политики), как нервная сеть, проникает во все клетки общества, концентрируясь все же на верхнем уровне.

Соотношение элементов может варьироваться, но все они обязательны для структуры любого общества.

Каждому «слою» пирамиды соответствует свой тип сознания и свой набор социальных функций, которые сопоставимы с физиологическими актами живых организмов.

Верхний слой – воля

Средний слой – интеллект

Нижний слой – чувства = «государственное тело», материал, который необходим воле и разуму для различных манипуляций

Существует и территориальное строение общества, имеющее горизонтальный и круговой характер.

Совмещение обеих моделей дает нам конус, выражающий идеальную модель общества, высший результат его развития.

Общество рассматривается также и как организм.

Социальный организм – высший тип организма, характерная черта которого универсальность частей.

Стронин стремится выявить функции («отправления») социальных элементов, их ведущие социальные тенденции, факторы, приводящие их в действие.

1.1.3.Законы функционирования и динамики «социального тела».

Общий биологический закон определяет условия жизни и смерти всякого общества.

• Периоды жизни: прогресс (рост и сложение организма), застой (сложение и разложение уравновешиваются), регресс (побеждает разложение).

• Периоды смерти: вырождение (постепенно внедряясь в него среда разлагает его), перерождение(из остатков старого среда образует новые элементы), возрождение.

Общий социологический закон (закон соединения и разделения труда) - специфический социальный закон, и именно с ним мы выходим на уровень социологии. Он лежит в основе всех союзов и связей людей, им определяется достаточно жесткая социальная иерархия, способы соподчинения элементов, характер перехода от одного элемента к другому по горизонтали и вертикали социальной пирамиды.

Данный закон выявляется в совокупности акций и реакций, т.е. действий способствующих или препятствующих течению социального процесса, который приобретает волнообразный характер.

Реакция столь же полезна для прогресса, поскольку это процесс усвоения социальным организмом того, что было скопом добыто в моменты акций.

Выделяет 5 общественных партий – субъектов социальных колебаний. Распределение по партиям и их ведущая роль определяется отношением к господствующим идеям на конкретной стадии социального круговорота.

*Обскурантизм – политика ограничения распространения знаний, идейное течение, направленное против науки, культуры и личной свободы.

Рассмотрение мотивации социальных действий строится на элементах социально-психологического анализа.

Идеи, знания, просвещение – главная сила адекватных законам социальных преобразований, но действия партий мотивируются и безотчетными инстинктами.

Инстинкты мотивирующие сами себя => мнения => сознательность (наука).

Разрабатывается «теория общественных болезней», причиной которых является нарушение социального равновесия, норм социальной иерархии.

Стронин – радикальный противник переворотов, революций, поскольку они влекут за собой регресс. Путь здоровых социальных изменений – реформы.

Общий политический закон (закон впечатления и рефлексии) выступает конкретизацией двух предыдущих законов, показывает, как осуществляется реальное социальное взаимодействие между людьми и его «продукты».

Общее назначение политического процесса – инкорпорация в плоть и кровь общества новых элементов и экскорпорация негодных продуктов.

Политический процесс дифференцируется на:

◦ Теоретическую жизнь

◦ Эстетическую жизнь

◦ Практическую жизнь

Продукты субъектов политического процесса:

· интеллигенция – цивилизация (теоретические и практические идеи); вырабатывает идеи.

· правительство – культура (формы деятельности и учреждений); вырабатывает право.

· гражданство – гражданственность (нравы, обычаи, предания); вырабатывает нравы.

Стронин обосновывает «среднего класса» или «среднего состояния». Средний класс – «последствие трения между большинством и меньшинством», связывает и уравновешивает верх и низ общества, сдерживая излишнее реформаторские порывы меньшинства и размывая излишнюю инертность большинства.

Чем более развит средний класс в количественном и качественном отношении => тем устойчивее и организованее социальная пирамида => тем быстрее и легче изживаются социальные болезни.

1.1.4. Значение социологических идей А.И. Стронина для истории социологии.

Недостатки Априоризм Натянутость аналогий Редукционизм Неубедительность доказательств Неразработанность языка Консервативные тенденции Достоинства Формулировка ряда идей, получивших дальнейшую разработку у многих российских социологов разных направлений  

1.2. Социология П.Ф. Лилиенфельда.

Павел Федорович Лилиенфельд-Тоаль (1826-1889)

Основные работы:«Мысли о социальной науке будущего» (1872, на рус. яз.; 1873-1881, в пяти томах на нем. яз.), «Социальная патология» (1896, на франц. яз.).

1.2.1. Социология как наука

ü Биология

ü Позитивная социология

ü Метафизическая социология (теология) – рассматривает все человечество в его отношении к абсолюту

Единственный метод изучения общества – индукция в форме сравнительной аналогиимежду социальными силами и силами природы.

1.2.2. Понимание общества как организма.

В обществе мы находим все специфические черты организма:

} единство,

} целесообразность,

} специализация органов;

} капитализация сил (накопление запасов и потенциальных сил);

} неповторяемость движений.

Своеобразие социального организма – меньшая интеграция и большая подвижность элементов, что позволяет отнести его к высшему классу организмов.

Клетками общественного организма являются человеческие индивиды, точнее их нервные клетки, составляющие нервную систему общества. Клетки окружены «междуклеточной тканью», включающей как естественную среду (почва, климат), так и все созданное самими людьми.

Отличительная особенность человека – наличие способности вырабатывать идеи. Отмечая ее как свойство, отсутствующее у животных, он, тем не менее, не считал его признаком качественной специфики человека.

Настаивал на необходимости социологического анализа духовных процессов, изучения их воздействия на различные виды деятельности людей.

В жизни общества выделяются три ведущие функции:

} Физиологическую или экономическую

} Морфологическую или юридическую

} Индивидуальную (тектологическую, объединяющую) или политическую

Экономическая сфера = кровообращение

Право = нервная система (управляет образованием органов и тканей)

Правительство = центральная нервная система

Вывел ряд законов:

} закон социального тела

} социально-эмбриологический закон (человек проходит в своем индивидуальном развитии все основные этапы того пути, который прошло все человечество)

} закон соединения клеток(слияние отдельных частиц в целостный организм происходит по единому).

Обращаясь к проблеме социальной динамики формулирует законы прогресса:

} Политический прогресс: усиление власти и расширение политической свободы

} Экономический прогресс: увеличение собственности и расширение экономической свободы

} Юридический прогресс: упрочение права и развитие юридической свободы.

Критерий прогресса – свобода, но скорее целого, а не индивида.

1.2.3. Социальная патология и социальная атипия.

Здоровое состояние общества обусловлено правильным соотношением консервативного и либерального элементов (наследственности и приспособления).

В качестве патологий он рассматривает классовую борьбу и революции.

Болезни общества аналогичны заболеваниям мозга:

} Больное хозяйство = слабоумие

} Больное право = состояние бреда

} Больное правительство = паралич

Механизм подобных изменений: нарушения сначала охватывают отдельные клетки и лишь, затем распространяются на весь организм.

Общественные институты вечны и неизменны, а любые искусственные попытки их изменить неизбежно будут вызывать болезненные явления.

Ставится вопрос о возможностях выявления причин и симптомов заболеваний социального организма и о тех средствах, которые должна вырабатывать наука для предотвращения или лечения социальных недугов.

Терапия заключается в возбуждении или успокоении энергий, в переработке или перераспределений произведенных и потребляемых благ.

Терапия социальных недугов - прямая обязанность общества через подготовку отдельных специалистов-социологов или групп ученых-практиков, способных предвидеть опасность патологических состояний общественного организма и определять средства их предупреждения и лечения.

Социальная атипия

Общественный организм подвержен старости и старению, т.е. превращению в неорганический механизм или «атипию».

Причина: распад частей, вызываемый внешними и внутренними факторами.

Но общество может избежать смерти, если произойдет его перерождение. Оно будет зависеть от уровня социальных знаний и степени организованности общества.

1.2.4.Знеачение социологических идей П.Ф. Лилиенфельда для истории социологии.


Редукционизм

Холизм

Недостатки

Достоинства

Рассмотрение общества как системы, включенной в социоприродный комплекс

Попытка определить условия динамического развития

Анализ причин социальных дисфункций


2.Географический детерминизм. Взгляды Л.И. Мечникова.

Обращение отечественных мыслителей к географическому подходу было обусловлено геополитическим положением страны. Элементы географического детерминизма мы находим у выдающихся русских историков С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Однако они не ставили перед собой специальной задачи построения геосоциологии.

Социологическую интерпретацию проблемы попытался дать один из первых российских социологов Л.И. Мечников. Кроме того данное направление развивал А.П. Щапов.

Лев Ильич Мечников (1838-1888)

Основные работы:«Цивилизация и великие исторические реки» (1889, на франц. яз.; 1898, на рус. яз.), «Вопросы общественности и нравственности» (1879), «Школа борьбы в социологии» (1884).

Социологическое наследие Мечникова не стоит замыкать в рамки географического детерминизма, это, скорее, объемный историко-культурный анализ социальности, где географический фактор важнейшее, но не единственное место.

2.1.Взгляды Л.И. Мечникова на предмет, объект, задачи социологии.

Примыкает к позитивизму, трактуя его в качестве научного метода, однако критикует контовский позитивизм за априоризм, догматизм, схоластическое «констурирование социологии».

В вопросе о соотношении индивида и общества стоит на номиналистской позиции.

Для становления социологии как науки требуется выполнить два условия:

} Установить специфический закон социальной жизни;

} Определить с естественнонаучной достоверностью критерии прогресса.

=> В качестве исследовательского метода выбирается историко-эмпирический анализ различных социально-культурных форм, объединяющих людей в социальные союзы.

Особое внимание уделяется этносоциальным исследованиям, сравнительному анализу цивилизаций в диахронном и синхронном аспектах.

Объединяющей платформой выступает эволюционизм.

Предмет социологии: оригинальная трактовка общества или общественности (солидарности).

Общество – это союз, в который люди объединяются для достижения общих целей и оказания услуг друг другу (кол-во участников и временные рамки существования второстепенны).

Способность и стремление людей к объединению он объясняет тесной связью биологического и социального миров.

Þ Социология и биология тесно связаны между собой, но не отождествляют свои предметы.

Þ Принцип общественности един во всех формах и социология должна его изучать в т.ч. в органическом мире.

Выступает против социал-дарвинистов и абсолютизации закона борьбы за существование, считая, что его требуется дополнить всеобщим законом сосуществования и солидарности.

Общественность – совокупность форм кооперации различного уровня зрелости.

Она фактически совпадает с нравственностью, включающей два элемента:

v Общественный инстинкт самосохранения

v Сознание наших действий

Нравственность – идеальный оценочный критерий и реальное выражение процесса роста и совершенствования общественности.

Такая интерпретация социального позволяет соединить процессуальный и функциональный подход к обществу.

2.2.Социальный прогресс.

Социальная эволюция – культурная история человечества, которая в разных условиях имеет различные скорости, подвержена уклонениям и т.п., ведущей тенденцией которой является прогресс (не прямолинейный).

Прогресс (нарастание явлений общественности) интерпретируется на основе двух понятий – кооперации и солидарности.

Кооперация – наиболее общая и характерная форма и черта социальной жизни, принцип социальной организации.

Принцип социальной динамики и критерий прогресса – нарастание общечеловеческой солидарности.

Кооперация = сущность общественности

Солидарность = степень и характер выражения общественности в конкретных условиях

Критерий прогресса – степень свободы солидарных процессов при образовании кооперации.

Свобода определяется ростом сознательности в общественных отношениях: так истоки общественности находятся в бессознательных побуждениях кооперирующихся особей, но с каждым шагом сознательность возрастает, высшим же прототипом являются те группы, являющиеся разумного и целесообразного творчества.

Субъект прогресса – личность, выражающая действие «космических сил».

Прогресс включает три периода:

1. Начальный – период подневольных союзов, принудительной кооперации, рабства;

2. Переходный (разделение труда и социальная дифференциация) – период подчиненных союзов, крепостничество, олигархия, классовая борьба

3. Высший – период свободных объединений в силу общности интересов и сознательной солидарности.

При смене периодов видна и эволюция способов социальной интеграции: от простой механической связи, к связи, вызванной физиологической необходимостью сотрудничества и, наконец, к психической связи.

Социальный идеал Мечникова близок к анархизму, а социальный прогресс представляет собой движение от угнетения к анархии. Мечников задается вопросом о природе угнетения и насилия и рассматривает факторы социальной эволюции.

2.3.Влияние среды на эволюцию.

Ведущим фактором социальной эволюции является физико-географическая среда, т.е. природа освоенная людьми, в частности водный фактор.

Выделяет три исторические эпохи:

1. Речная;

2. Морская;

3. Океаническая.

Подробно рассматривает зарождение и развитие древних цивилизаций – египетской, ассиро-вавилонской, индийской и китайской, в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы.

Говоря о влиянии географических условий на жизнь человеческих коллективов, ученый имел в виду не всю природу, а лишь ту ее часть, которая включена в процессы взаимодействия с человеком и которая несет на себе следы его деятельности.

Причем это влияние, по его мнению, имеет скорее опосредованный, чем непосредственный характер.

Среда только побуждает к определенной деятельности, характер же и способы ее влияния зависят от самих людей, уровня их кооперации

=> Формально одна и та же среда будет действовать по-разному.

Географическая среда рек древних цивилизаций могла быть обращена на пользу людям только коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс. Эти реки учили людей солидарности, хоть и в форме принудительной кооперации.

=>Соответственно власть принимала деспотический характер, будучи выражением общественной потребности в централизации усилий, в дисциплине и объединении к тому же этнически крайне разнообразного народа.

2.4. Значение социологических идей Л.И. Мечникова для истории социологии.


Недостатки

Незавершенность исследований

Схематизм ряды выводов

Слабая разработанность вопросов о роли религии и политики в прогрессе

Достоинства

Оригинальность концепции

Интересна в контексте экологической социологии и с т.зр. современных социокосмоэволюционных идей


Библиографический список.

1. Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.

2. Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009.

3. Г.Я. Миненков. Введение в историю российской социологии / Рец. Ю.Н. Давыдов, В.В. Танчер. – Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000.

4. Голосенко И.А., Козловский В.В. История социологии ХIХ – ХХ вв. М., 1995.

5. Галактионов А.А. Русская социология XI-XX веков: учебник. – Спб.: Издательство «Лань», 2002.









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.