|
Раздел 4. Психология личности
Тема 4.1. Проблема личности в социальной психологии. Вопросы: 1.Основные направления исследования личности в социальной психологии. 2. Структура личности. 3. Социально – психологические типологии личности. Личность - есть формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт индивида, которая определяет своеобразные для данного человека мышление и поведение. Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и как конкретный носитель этих отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности. Личность понимается как свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица и делающих его субъектом труда, познания и общения.
Социальная психология выясняет, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как она реализует свою социальную сущность. В социальной психологии изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это Я-концепция, СУ, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация. Для социального психолога предметом изучения и профессионального внимания являются самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление. – уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности. Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя. Самоуважение – положительное отношение к себе, принятие себя таким, каким есть. Локус контроля – проявляется в том, что ищет и находит объяснение поведению людей. Самопрезентация – представление себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление окружающих. Структура личности. Структура личности (по Платонову) включает четыре подструктуры: 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3.Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). Важным регулятором поведения личности является Я-концепция – совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его СО. Роль Я-концепциии: 1) способствует достижению внутренней согласованности личности; 2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта; 3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя. Модель К. К. Платонова названа автором «Динамическая функциональная структура личности». Она включает три «общие» подструктуры. Одна из них называется «основной» и состоит из четырех частных подструктур: а) подструктура направленности ¾ это совокупность отношений и моральных качеств личности. Как пишет К. К. Платонов, это «индивидуально преломленное классовое общественное сознание, не имеющее природных задатков». В состав этой подструктуры входят: влечения, желания, интерес, мировоззрения, убеждения. Формируется эта подструктура через воспитание; б) подструктура опыта. Сюда включаются знания, навыки, умения, привычки. Этот блок формируется в процессе обучения; в) подструктура форм отражения объединяет индивидуальные особенности психических процессов. Эта подструктура образуется в результате упражнений; г) биологически обусловленная подструктура состоит из свойств темперамента, типа нервной системы, половых и возрастных особенностей, органических факторов, задатков. Эта подструктура определяется морфологией и физиологией мозга и может совершенствоваться через тренировку. Две другие «общие» подструктуры ¾ «характер» и «способности» дополнительно обозначаются эпитетом «наложенные», поскольку накладываются на «основную» подструктуру. По мнению К. К. Платонова, все черты (свойства) личности укладываются в эти постоянно взаимодействующие друг с другом подструктуры. Характер является «каркасом личности», аккумулируя свойства четырех подструктур в «основном» блоке. Способности же актуализируются в деятельности и определяют «качество личности». Автор поясняет выбор названий подструктур и всей личностной структуры следующим образом: «основная» подструктура так названа с целью отличия от двух «наложенных»; «общие» подструктуры потому общие, что свойственны любой личности; «динамическая» структура ¾ так как изменчива в онтогенезе личности и различна для разных конкретных личностей; «функциональная» ¾ поскольку и структура в целом, и ее части исполняют определенные функции. При этом структура личности является «психологической», так как обобщает психические свойства личности, хотя и связанные с социальными отношениями и ролями. Модель А. Г. Ковалева. По А. Г. Ковалеву структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента ¾ «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека»20. Модель Р. Мейли. В структуре личности Р. Мейли выделял три компонента: темперамент, характер и способности. По его мнению, каждая из этих составляющих личности определяет ее действия в некотором аспекте: темперамент определяет энергетику, динамику действий; способности являются механизмами осуществления действий; характер придает действиям смысл и целенаправленность21. Модель Э. Берна очень напоминает модель личности по З. Фрейду. Он приписывает личности три подсистемы, называя их «эго-состояниями», каждое из которых вполне сопоставимо с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Первая инстанция ¾ «родитель», осуществляющая и олицетворяющая контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция ¾ «ребенок», олицетворяющий аффективные комплексы и представленный в двух возможных вариантах: а) ребенок естественный (ему присущи веселье, фантазия, движение, импульсивность); б) ребенок адаптированный, т. е. бунтующий против «родителя» или отчуждающийся. Третья инстанция ¾ «взрослый», олицетворяющий рациональность, компетентность, независимость, способность к вероятностной оценке ситуаций. Модель А. Маслоу в качестве основы личности рассматривал мотивационную сферу, с чем согласны многие исследователи. Эту сферу А. Маслоу представлял в виде иерархической системы потребностей от первичных физиологических до «вершинных» духовных. Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей, а следовательно, и их участие в мотивации поведения личности возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения). Наглядно система А. Маслоу изображается обычно в виде так называемой «пирамиды потребностей», в основании которой расположены «физиологические потребности». Далее по восходящей в порядке очередности: «потребности в безопасности и защите»; «потребности принадлежности и любви»; «потребности в уважении, в том числе в самоуважении»; «потребности самоактуализации». Послойная структура личности находит отражение у Хофмана и Брауна, внешним слоем являются идеалы, внутренним – глубинные инстинктивные желания. Клягесом предложена схема, включающая компоненты личности и характера: материя, структура, движущие силы. Кетелл указывал на три аспекта личности: интересы, способности, темперамент. Рубинштейн рассматривал личность в трех планах: направленность, способности, темперамент и характер. Мид выделял в структуре личности– Я; меня (каким меня видят др.); самость человека, личностное Я. Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|