|
ТЕМА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ И КУРСАПлан 1.Взаимосвязь социальной педагогики, истории педагогики и истории социальной педагогики. Задачи истории соц. педагогики и её предмет. 2. Основные методологические подходы в построении курса истории соц. педагогики.
Приступая к изучению курса, необходимо задать себе вопрос: зачем мне это нужно? Зачем нам следует изучать историю социальной педагогики? История — это прежде всего наука об обществе, о человеке. Она имеет дело с мировоззрением и потому затрагивает всех и каждого. История должна подводить общество и любого его гражданина к определенному мировоззренческому знаменателю созидательного плана. История — это социальная память, благодаря которой человек имеет возможность все глубже постигать окружающий мир и себя в нем. Хотя, по утверждению Н.М. Карамзина, российская история ничему нас пока не научила. История — это социальная биография народа, «родословная» нации, и потому она объясняет нам, кто мы, откуда мы и куда мы идем (следует идти). Она указывает нам путь следования, завещанный предками и охраняемый традициями. История — это зеркало, в котором отражается исторический путь народа, его духовная сущность. История создает собирательный образ нации. История науки знакомит нас с именами, которым она обязана своим развитием: в любой науке существуют различные точки зрения на те или иные явления, различные варианты объяснений событий (особенно общественных). Поэтому история науки — это свидетель борьбы правды с ложью, света с тьмой; это одно из самых великих драматических повествований. На вопрос: кто больше изменил ход истории — Цезарь или Наполеон? — Андре Моруа ответил: ход истории больше всего изменили сами историки. В современном обществе история становится все более прозрачной. История науки очищает сознания общества. Осуществляя «связь времен», она способствует восстановлению исторической правды, возвращает молодым поколениям «забытые» факты, события, имена, воздействуя тем самым на их гражданское и профессиональное воспитание. История любой науки составляет основу ее теоретического фундамента, она — платформа интегрированного теоретического знания, без которого наука существовать не может. В то же время история науки является и системно-комплексным инструментом добывания этого знания. Она представляет собой и форму целостного существования этого знания. В связи с этим история науки выполняет значительную методологическую функцию. История социальной педагогики имеет огромное воспитательное значение для профессиональной подготовки студентов социальной сферы. История науки, в основе которой лежит практика, из чего и «вырастает» общественная востребованность любой науки, состоит из бесконечного числа примеров бескорыстного служения педагогов обществу, науке, человеку. Они вдохновляют социального педагога, осуществляют социально-педагогическую поддержку, в которой особенно нуждаются специалисты социальной сферы. Наши великие предшественники образуют мощную «группу поддержки» в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, в борьбе с профессиональной деформацией личности социального педагога в его практической деятельности. Известно, что социальная педагогика отпочковалась от педагогики и потому генетически связана с ней. Она и стала самостоятельной ввиду усиления ее социально-педагогической функции в педагогике (в ответ на все возрастающую потребность общества в ней), так как педагогика, как наука о воспитании человека, изначально развивалась как общественная наука по нескольким причинам. 1. Воспитание является особой (специфической) функцией общества, с помощью которого осуществляется связь поколений, преемственность и закрепление традиций конкретного общества и народа. На основе и в процессе воспитания формируется историческое сознание народа, его особенная ментальность. 2. Педагогика реализует общественную потребность в хорошей, качественной подготовке молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, чем и обеспечивается общественный прогресс, определяется историческая преемственность поколений. 3. Педагогика обращена к личности: она отвечает естественной познавательной потребности человека, способствуя превращению его в личность — социальную единицу общества. 4. С помощью воспитания молодежь получает общеобразовательную и профессиональную подготовку, т.е. педагогика является одним из важнейших средств и направлений в подготовке производительных сил общества и государства. 5. Педагогика является особой сферой культуры, ее составной частью: с ее помощью сохраняются и передаются молодежи материальные и духовные ценности. Педагогика является важнейшим средством сохранения, трансляции и развития культуры через передачу молодежи историко-культурного опыта, что составляет основу и главное условие цивилизованного развития нации. 6. В центре педагогики находятся вопросы взаимоотношений и взаимодействий детей и взрослых; социальных групп, классов и поколений; народов и наций. С помощью педагогики решаются вопросы социальной стабильности общества (внутри и вовне), мира, т.е. педагогика получает статус общечеловеческой науки: через нее можно формировать образы врага и друга. 7. Наконец, педагогика гармонизирует отношения человека с самим собой, открывает перед ним возможности самосовершенствования, саморазвития и самореализации, что составляет собственно социально-педагогический аспект общей педагогики. Этот перечень социальных аспектов жизнедеятельности общества, которые затрагивает педагогика и которые находятся в ее компетенции, говорит о том, что в ней изначально (имманентно) присутствует социально-педагогическая составляющая, которая развивалась в русле общепедагогического знания, постепенно расширяясь и автономизируясь, что и привело в конечном счете к отделению от него и оформлению социальной педагогики как самостоятельной отрасли. А понимание предмета истории педагогики в широком смысле как истории анализа всех воспитательных влияний, определяющих процесс социокультурного формирования человека, т.е. до истории социализации, стало основой для отдельной науки истории социальной педагогики.
История как самостоятельная отрасль занимает в социальной педагогике особое место: она составляет ее теоретический фундамент. Известное положение Гегеля о том, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и предугадать будущее, является одним из основополагающих в педагогике и в науке в целом. Учебный курс «История социальной педагогики» определен Государственным образовательным стандартом (2000) как обязательный и основной в системе профессиональной подготовки социального педагога. В силу своей специфики этот курс составляет базовую компоненту гуманитарного общепедагогического и специального образования и профессиональной культуры будущего специалиста — социального педагога. На его основе формируется современное педагогическое мировоззрение, необходимое для профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Обращение к истории педагогики и социального воспитания позволяет целостно и полно уяснить - взаимообусловленность взаимодействия государства, общества и личности, нуждающейся в социально-педагогической поддержке в процессе социализации; - единство социально-педагогической теории и практики в становлении и развитии этого направления; - диалектику взаимодействия государства, общества и личности как основных субъектов процесса социализации и т.д. Социальная педагогика изучает в процессах воспитания и образования те проблемы и явления, которые связаны с включением человека в жизнь общества, вхождением его в систему общественных отношений, т.е. социальная педагогика рассматривает воспитательные аспекты и явления, связанные с процессом взаимодействия личности, социальных групп и общества. В социально-педагогической поддержке нуждаются все люди, но большинству из них достаточной «дозой» в этом плане будет та, которую человек получает в семье и школе. Взрослея, человек все более осуществляет эту поддержку но отношению к себе, выступая в качестве субъекта и объекта социально-педагогического процесса одновременно. Однако в процессе социализации возникают ситуации, когда сам человек не в силах справиться с возникшими затруднениями, и тогда социально-педагогическую поддержку осуществляют государственные и общественные организации. Определяющим в процессе социализации (взаимодействия личности с обществом, социальными группами и отдельными людьми) фактором выступает система общественных отношений: человек рождается в уже сложившейся и влияющей на него системе ценностей и норм поведения; эта система определяет функционирование его среды жизнедеятельности — требования к воспитанию и образованию своих граждан, — т.е. процесс становления и развития его как личности и гражданина во взаимодействии с конкретным социумом. Таким образом, сущность человека как личности определяется совокупностью общественных отношений, в которые он реально включен с момента рождения, которые направляют и определяют его личностное развитие. Общественные отношения — это отношения, возникающие между социальными общностями, группами, коллективами людей и внутри них в процессе совместной жизнедеятельности. Общественные отношения являются и результатом, и социальной формой человеческой деятельности, бытия. Выступая основополагающим фактором личностного развития индивида, общественные отношения могут способствовать этому процессу, тормозить его и т.д. Они способны «вырастить» личности и социальные группы, которые могут вступить в конфликт и даже взорвать сложившуюся систему общественных отношений, осуществить переход к новой общественно-экономической формации, так как отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, составляют ядро исторически сложившейся системы общественных отношений — общественно-экономической формации. Поэтому трудовую подготовку молодежи следует рассматривать как фундамент нравственного и гражданского воспитания, как одно из генеральных направлений в процессе ее социализации, так как в соответствии с долей участия в производительном труде государства и общества должна определяться социальная базовая компонента той или иной общественной группы и отдельной личности. Таким образом, будучи зависимой от системы общественных отношений и являясь ее продуктом, личность играет не пассивную роль в этом взаимодействии и на определенных этапах своего развития может вступать в противоречие и даже конфронтацию со сложившейся системой общественных ценностей, норм и установок. Эта конфликтная (и предконфликтная) ситуация между личностью и обществом и формирует объект социальной педагогики — гармонизацию взаимодействия личности, социальных групп с государством и обществом в процессе социализации. В этой сфере социальная педагогика имеет свой аспект (предмет), проблемное поле которого можно определить как выявление и создание наиболее благоприятных условий для максимального развития «всех сущностных сил» личности и их самореализации во взаимодействии с обществом в процессе социализации. Ее предмет — социально-педагогический процесс, целью которого и является гармонизация взаимодействия личности и общества, т.е. целенаправленное и управляемое проведение и социально-педагогическое сопровождение человека по основным этапам его становления как личности и гражданина на различных стадиях его социализации в наиболее благоприятном (для личности и общества) режиме для развития и самореализации. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что главными задачами социального воспитания, как ведущего компонента социально-педагогического процесса и базовой сферы социально-педагогической деятельности, являются нравственное, трудовое и гражданское воспитание — ядро социализации, подготовки молодежи к оптимальному вхождению в систему производственных отношений. Следовательно, (пишу на доске 1.) одной из главных задач истории социальной педагогики выступает выявление и отслеживание развития направлений социального воспитания в социально-педагогической деятельности общественных и государственных структур, в процессе формирования мировоззрения личности, нуждающейся в социально-педагогической поддержке. Социализация по своим целям, содержанию, средствам и технологиям представляет собой «сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами, начиная с природы и кончая самим собой. Его осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия» (Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000. С. 30). При этом педагогическая вообще и социально-педагогическая деятельность в частности выступают как важнейший компонент процесса включения различных поколений общества, его социальных слоев и индивидов в систему социальных ценностей и ролей, систему общественных отношений в целом. И это не случайно. Каждое общество и государство стремится сформировать определенные социальные типы личности, которые определяются возрастными и социальными группами в соответствии с социальными идеалами и уровнем культуры, достигнутыми в них. Поэтому ими осуществляется процесс социализации личности, с помощью проведения ее через различные виды (правовая, экономическая, производственная, политическая и т.д.) и уровни (элементарный, средний и т.д.) культуры. Социализация — длительный, многогранный, непрерывный процесс интегративного свойства: любое общество и государство формирует систему общественных отношений, вырабатывает систему материальных и духовных ценностей, с помощью которых и осуществляет регуляцию этих отношений, воздействие на своих граждан и молодежь в процессе их становления и воспитания, так как заинтересованы в том, чтобы они их приняли, усвоили и руководствовались ими в своей жизнедеятельности, ибо этим определяются социальная стабильность государства, динамичность его экономики, историческая перспектива общества. Известная формула: за кем молодежь, за тем и будущее — выражает сущность этой заинтересованности со стороны государства и общества. В свою очередь, личность также заинтересована в этом, так как создаются условия для развития ее «сущностных сил» и их самореализации, что удовлетворяет ключевым потребностям человеческой природы. На человека, социальные группы, общество в целом существенное влияние в процессе социализации оказывают стихийные силы и факторы. Потому результат взаимодействия этих организованных и стихийных сил и факторов не всегда предсказуем. К основным факторам, определяющим становление и развитие личности, относятся наследственность, среда жизнедеятельности, воспитание и собственная позиция личности. Рассмотрение социально-педагогических концепций в аспекте становления и развития личности также составляет одну из задач ( 2 пишу на доске ) истории социальной педагогики. Так, например, идеологическая установка: новорожденный с физическими отклонениями — урод, не представляющий ценности для общества и создающий опасность вырождения нации, определяла всю социально-педагогическую деятельность в Спарте. И наоборот, восприятие человека в его данности, каким бы ущербным и личностно деформированным он ни был, как основополагающую ценность общества, составляет фундамент гуманистических социально-педагогических концепций и систем. Важнейшими элементами социально-педагогической деятельности выступают ее объекты и субъекты (семья, школа, церковь, государство и т.д.). Выявление объектов и субъектов, анализ их структуры, особенностей и определение их основных функций также составляют важный блок историко-педагогического исследования. (3 задача – пишу на доске) Так, например, если в первобытной общине процессы социализации, воспитание и его социально-педагогическая составляющая практически совпадали и их субъектом являлась сама община, то в соседской общине начинается дифференциация этих процессов, а главным субъектом воспитания и социально-педагогической деятельности становится семья, функции которой в этом аспекте значительно расширяются и изменяются. Из комплекса, выделенных нами задач истории социальной педагогики, складывается и некий необходимый состав историко-социологичеко-педагогического исследования, который необходимо учитывать, работая с источниками. Таким образом, объектом истории социальной педагогики выступает мировая теория и практика социально-педагогической деятельности, а ее предметом — генезис социально-педагогического процесса. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|