Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭЛЕКТРОННО-УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ:«ОСНОВЫ ПРАВА»





 

СОСТАВИТЕЛЬ: ст. преподаватель кафедры

«Гуманитарные дисциплины» Курганская И.В.

Тема №1. Общая теория государства и права

План Лекции

1. Предмет общей теории государства и права. Значение общей теории права и государства.

2. Закон возникновения права.

3. Понятие, принципы и сущность права.

4. Функции права. Толкование права.

5. Понятие и основные признаки государства. Функции государственной формы управления.

6. Понятие, признаки структура норм права.

Литература:

Основная:

1. Конституция Р.Б. 1994 года (с изменениями от 24.11.96 г.) «Народная газета»27.11.1996 г.

2. Основы права. Учебное пособие. С.Г. Дробязко., Т.М. Шамба, Г.А. Василевич и др. Мн.

ГГЭУ, 2000 г

3. Общая теория государства и права: учебное пособия для юридических вызов. / под ред. Лазарева В.В., - М. Юрист, 1994 г.

4. Общая теория государства и права: курс лекций. Горбатюк Н.А., Кучинский В.А.; под общ. ред. Вишневского В.В., МН., Тесей, 2998 г.

5. Общая теория государства и права: учебное пособие для вузов. /под ред. Дробязко С.Г., Козлова В.С., - Мн.; Алмафея, 2005 г

6. Основы права Республики Беларусь: понятия и схемы./ под ред. Круглова В.А., Шейпак Е.В. – МН. Алмафея, 2003 г.

7. Толковый словарь по теории права; изд. второе /под ред. Иванникова И.А.; Ростов н!Д: Феникс, 2006 г.

Дополнительная:

1. Основы права. практ. пособие С.А. Балашенко, Г.А.Василевич, В.А.Витушко и др. под общ. ред. В.А.Витушко и др. – Мн: «Молодежное общество», 2002.

2..Основы прака, прект пособие С.А.Балашенко, С.С.Вабищевич, Г.А.Василевич и др. под общ ред. Г.Б.Шишко. – Мн.: Молодежное, 2004.

1 ВОПРОС. Предмет общей теории государства и права.

Значение общей теории права и государства.

 

В.С. Нерсесянц видит в праве прежде всего свободу: "Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, фактическая свобода. Данная позиция нашла закрепление в учебной литературе с определенными модификациями. И она также не нова. Свободу воли как исходное в праве обстоятельно обосновали в ХУШ-Х1Х вв. Г. Гегель, В.Н. Чичерин и другие исследователи. Ряд авторов главным в праве считают волю; одни из них - общую (всего общества), другие -классовую, третьи - государственную, четвертые - борьбу и согласование свободных воль.

 

Имеются и такие определения права, в которых подчеркивается выражение в нем интересов общих и индивидуальных: "...право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений"*.

На современное правопонимание непосредственно влияет уровень правовой, политической и общей культуры, особенно процесс становления и упрочения правового государства как воплощение идеального в праве на основе достижений мировой цивилизации.

Всякое научное, не идеологизированное определение вносит свою лепту в понимание права на различных уровнях его обобщения, подчеркивает наиболее характерное проявление его сторон, сущностных признаков на соответствующих этапах его развития и тем самым непрерывно приближает нас к истине в этом вопросе.

Право должно олицетворять справедливость в силу его предназначения - регулятора наиболее значимого, общесоциального, универсального, обязательного для всех без исключения и потому интегративного. Право обладает социальным содержанием, которое меняется вместе с обществом по мере развития его экономики, культуры, политических институтов, нравственных, в том числе общечеловеческих, ценностных ориентиров, многообразных потребностей и интересов индивидов, коллективов, социальных слоев, классов, наций, регионов, социальной психологии, религии, волевых устремлений и эмоциональных переживаний.

Право, выражая политическую справедливость, должно быть регулятором верховенствующим. Оно должно господствовать, а следовательно охраняться государством.

Право - это верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, точно определяющих круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

 

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Содержание права, его нормы устанавливаются или санкционируются в определенных официальных формах (источниках). Понятие "источники права" впервые употребил древнеримский историк Тит Ливии, назвавший Законы XII таблиц источником публичного и частного права в том смысле, что они явились основой, на базе которой сложилось и развивалось современное ему римское право.

Источник (форма) права - это официально объективированный акт, содержащий нормы права.

Основными источниками права являются юридический обычай, юридический прецедент, нормативный договор, священные писания, юридическая наука, нормативно-правовой акт.

Юридический обычай - это санкционированный и охраняемый государством обычай. Санкционированные обычаи получили широкое распространение в условиях формирования права с возникновением государства (Законы Ману, Законы Драконта, Законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда). Юридические обычаи имели место в первые годы советской власти, особенно у народов Кавказа и Средней Азии. Они действуют и в настоящее время, преимущественно в мусульманских государствах.

Юридический прецедент - это решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое является обязательным при последующем решении всех аналогичных дел. Как источник права юридический прецедент возник в рабовладельческих государствах, широко применялся в судебной практике при феодализме. В настоящее время юридический прецедент является основным источником англо-американской правовой системы (системы общего права).

Нормативный договор - это содержащий нормы акт, созданный соглашением нескольких (не менее двух) субъектов права. Большинство норм международного права возникло из договоров между государствами. В феодальную эпоху взаимоотношения между сеньором и вассалом основывались преимущественно на договоре. Нормативные договоры заключаются в настоящее время в государствах, где соблюдается принцип "разрешено все, что не запрещено законом".

Нормоустанавливающим является коллективный договор - акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками. Заключение нормативных договоров практикуется в федеративных государствах между федерацией и ее субъектами.

Священные писания как источники права содержат нормы преимущественно нравственного и сугубо религиозного характера, которым придается сила закона. Они являлись правовыми предписаниями в условиях борьбы духовенства за государственную власть и реализовывались специально созданной системой принудительных учреждений.

Юридическая наука (юридические доктрины) официально являлась источником права в Древнем Риме в связи с изданием императором Валентином III закона о цитировании, согласно которому была придана юридическая сила сочинениям пяти выдающихся римских юристов - Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина и Гая. В настоящее время юридические доктрины официально не признаются источником права, однако фактически ими руководствуются в мусульманских странах в тех случаях, когда священное писание не упорядочивает юрисдикционно рассматриваемые споры, а также в других государствах при фактическом учете в процессе юридической практики позиций ученых, содержащихся в научно-практических комментариях кодексов и других законодательных актов.

 

Нормативно-правовой акт — это акт государственного или общественного правомерного действия, содержащий нормы права. Он является основным источником права в континентальной (романо-германской) правовой системе, к которой принадлежит и правовая система Республики Беларусь.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - законы и подзаконные акты.

Термин "закон" произошел от древнерусского "кон" -исходное начало, граница, предел чему-то. Употребляется это слово в различных пониманиях, но преимущественно имеет три значения: научно-познавательное, обыденное и юридическое.

В научно-познавательном аспекте закон - это объективно-необходимая тенденция, обусловленная проявлением устойчивых связей между сущностями. В бытовом смысле - это то, что непререкаемо, обязательно, справедливо.

 

Закон юридический в научной и учебной литературе характеризуется неоднозначно, однако в его различных определениях обычно указывается на то, что он представляет собой:

1. нормативный акт;

2. принимается законодателем;

3. принятие его происходит в особом порядке;

4. им регулируются наиболее важные общественные отношения;

5. он обладает высшей юридической силой.

 

Юридический закон - это нормативный акт, принятый референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

 

 

Особый порядок принятия закона парламентом выражается в специальной процедуре, которая призвана обеспечить тщательный, вдумчивый учет всех обстоятельств, подлежащих воплощению в наиболее авторитетных правовых нормах. Эта процедура включает в себя 4 основные стадии.

Первая стадия - законодательная инициатива. Она являет собой предложение-проект о принятии, изменении, дополнении или отмене определенного закона, исходящее от субъекта, обладающего правом законодательной инициативы, и поэтому подлежащее обязательному рассмотрению законодателем. Право законодательной инициативы, согласно ст. 99 Конституции Республики Беларусь, принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо (по его поручению) Правительства Предложения об изменении и дополнении Конституции и о толковании Конституции вправе вносить в Палату представителей Президент либо не менее 150 тысяч избирателей.

В Республике Беларусь субъектами инициативы проведения республиканского референдума для принятия закона могут быть Президент, Палата представителей, Совет Республики, а также граждане республики, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 450 тысяч человек, в том числе - не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ст. 74 Конституции).

Вторая стадия- обсуждение законопроекта. Осуществляется как на заседаниях палат, так и в их структурных подразделениях. В законодательном органе (Национальном собрании) Республики Беларусь они именуются комиссиями, в других государствах - комитетами или комиссиями.

При обсуждении законопроектов проводятся два или три чтения. В первом чтении обсуждается концепция закона, его основные положения в целом; во втором и третьем чтении -каждый раздел, каждая статья, формулировка каждой нормы с соответствующими уточнениями и дополнениями.

В соответствии со ст. 100 Конституции Республики Беларусь все законопроекты рассматриваются вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Обсуждение законопроекта в Палате представителей и Совете Республики может быть срочным. Оно осуществляется по инициативе Президента либо (по его поручению) Правительства. В этом случае Палата представителей и Совет Республики должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

Обычный законопроект, принятый Палатой представителей, в течение пяти дней передается в Совет Республики, где может рассматриваться не более двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения. При отклонении законопроекта Советом Республики обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Выработанный согласительной комиссией текст законопроекта представляется на одобрение палат.

По возвращении текста закона, с которым Президент не согласен, Палата представителей должна рассмотреть возражения в течение не более тридцати дней. Отдельные возражения Президента по тексту закона рассматриваются обеими палатами в таком же порядке, как и при возвращении на повторное обсуждение закона в целом.

Третья стадия - принятие закона. Законы принимаются путем голосования. Голосование в Палате представителей и Совете Республики осуществляется открыто, лично депутатом (членом Совета Республики) путем подачи голоса "за" или "против".

Обыкновенный закон считается принятым, если за него проголосовало больше половины депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от их полных составов.

Конституционный закон принимается квалифицированным большинством обеих палат. Квалифицированное большинство голосов (не менее двух третей от полного состава палат) необходимо и в случае обсуждения представленных Президентом возражений на возвращенный им закон, с которым он не согласен. Палате представителей в данном случае предстоит принять решение в течение пятидневного срока и направить вместе с возражениями Президента текст принятого закона в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей членов Совета Республики от его полного состава. Не менее двух третей от полного состава палат необходимо и при принятии законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, а также о военной доктрине страны, поскольку они являются программными.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент (либо по его поручению Правительство) может потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей, если за него проголосовало не менее двух третей 6т ее полного состава.

Четвертая стадия - опубликование закона. Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон в десятидневный срок представляется Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает закон на протяжении двух недель после того, как он ему представлен, закон считается подписанным. Не считается подписанным закон и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием его сессии.

С преодолением Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента повторно рассмотренный закон подписывается им в пятидневный срок. Если в течение пяти дней закон не будет подписан, он вступает в силу в этот срок. При наличии у Президента возражений, касающихся отдельных положений, закон подписывается и вступает в силу, но за исключением положений, вызвавших возражения.

Законы, согласно ст. 103 Конституции Республики Беларусь, подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через десять дней после их опубликования, если в самом законе не указан иной срок.

Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

В соответствии со ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики могут делегировать Президенту Республики Беларусь законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

 

Законы бывают конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся Конституция, законы отнесении в нее изменений и дополнений, о введении ее в действие, о ее толковании. Обыкновенные законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон. Подзаконные правовые акты - акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения. Они издаются в соответствии с законом и в развитие закона, не могут ему противоречить.

 

Указы в соответствии с ныне действующей Конституцией Республики Беларусь издаются Президентом.

Распоряжения издаются Президентом и Премьер-министром. Они, как правило, не устанавливают норм права, но бывают и нормативными, если содержат неперсонифицированные предписания.

Нормативные приказы издаются министерствами и государственными комитетами в соответствии со своей правотворческой компетенцией.

Инструкции издаются (как и приказы) министерствами и. государственными комитетами и всегда являются нормативными.

К нормативным актам относятся решения местных Советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных комитетов.

 

Кроме классификации нормативных правовых актов по юридической силе, они подразделяются:

1. По субъектам, их принимающим (акты Парламента, Президента, Правительства и т.д.)

2. По сфере действия (акты внешнего действия, распространяющиеся на всех, и внутреннего действия - в пределах соответствующего министерства).

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Право – это верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, точно определяющих круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

2 ВОПРОС. ЗАКОН ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОРМ ПРАВА.

Нормы права в научной и учебной юридической литературе определяются по-разному.

1. Согласно В.К. Бабаеву, "юридическая норма (норма права) - общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения"*;

2. По В.М. Баранову - "государственное указание на определенный должный, возможный, запретный или одобряемый вариант поведения"**;

3. По О.Э. Лейсту -"рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения".

Правовые нормы - это охраняемые государством общие предписания, правила поведения, выражающие содержание права, определяющие круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

 

 

5 ВОПРОС. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Форма государства - способ организации структуры государства, его органов; способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными). По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Монархия - такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу (королю, императору, царю, шаху, султану и т.п.). Монархия характеризуется тем, что верховная власть, как правило, является наследственной (в исключительных случаях - выборной), бессрочной (пожизненной) и безответственной перед населением (ответственной только перед Богом).

Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). Пример абсолютной монархии - Франция ХУ-ХУ1 вв., в частности, при короле Людовике XIV, которому принадлежит изречение "государство - это я". Типичным примером конституционной монархии считают Англию XVII в. В настоящее время конституционная монархия существует в таких государствах, как Арабские Эмираты, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония и д р.

В ограниченных монархиях верховную власть наряду с главой государства осуществляет какой-либо представительный орган (например, парламент в Англии, Земский собор в дореволюционной России).

Конституционные монархии существуют двух видов - парламентарные и дуалистические.

В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей во время выборов большинство в парламенте, или блоком партий, которые располагают большинством в парламенте. Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатов. Власть монарха ограничена, номинальна. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Такими государствами являются Великобритания, Голландия, Дания, Швеция, Япония и др.

В дуалистической монархии правительство формируется монархом, вне зависимости от партийного состава парламента. Власть разделена юридически и фактически между правительством, назначаемым монархом, и парламентом (пример -Германия в период с 1871 г. по 1918 г.).

Республика - такая форма правления, при которой верховная власть избирается на определенный срок. Представительный орган (парламент) именуется по-разному. В США он называется конгрессом, в Республике Болгарии, во Франции - Национальным собранием, в Турции, Румынии - Великим Национальным собранием, в Польше - Сеймом и т.д.

Существуют республики парламентарные (например, Австрия, Италия, ФРГ, Швейцария, Индия) и президентские (США, Франция, Бразилия, Мексика, Республика Беларусь, Россия, Аргентина и др.).

В парламентарных республиках глава государства (президент) избирается парламентом. Правительство создается из представителей партии парламентского большинства. Парламент вправе выразить правительству недоверие, в этом случае оно уходит в отставку. Глава государства не играет существенной роли. Более значительным является глава правительства (премьер-министр).

В президентских республиках глава государства (президент) избирается непосредственно избирателями или выборщиками. В США, например, президент избирается коллегией выборщиков, а те в свою очередь - населением штатов. Количество выборщиков от штата соответствует числу представителей каждого штата в конгрессе. Президент в США является главой государства и главой правительства. Он формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии, по согласованию с сенатом (верхней палатой конгресса). Правительство не подотчетно конгрессу, оно ответственно перед президентом. Президентскую республику именуют еще дуалистической, потому что в ней две сильные власти - исполнительная, находящаяся у президента, и законодательная, принадлежащая парламенту.

Под формой государственного устройства одни авторы понимают территориально-организационную структуру государства, другие - еще и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью, третьи определяют ее как способ организации государственного единства.

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (конфедерации, федерации).

В унитарных государствах его составные части, административно-территориальные единицы (области, губернии, департаменты, префектуры и т.п.) не обладают признаками государственности. Примерами унитарного государства являются Республика Беларусь, дореволюционная Россия, современная Франция, Финляндия, Турция, Япония.

Конфедерация - это союз государств, образованный для решения некоторых совместных задач. Конфедерацией были, в частности, США (1776-1787 гг.), Германский союз (1815-1867 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.). В настоящее время формально- юридически конфедерацией считается Швейцария, но фактически она с 1848 г. превратилась в федерацию. Конфедерации обычно распадаются после достижения поставленных целей либо превращаются в федерации.

Конфедерации образуются, как правило, на основе договора, предусматривающего свободу выхода ее субъектов. Они имеют ограниченный круг предметов ведения государственных органов, не создают общих законодательных, исполнительных и судебных органов; их акты не обладают прямым действием и обращены к органам субъектов, а бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов. У них нет общей денежной системы, единой армии, единого гражданства (сохраняется гражданство тех государств, которые вошли в конфедерацию).

Федерация - это союзное государство. К федерациям относятся, например, США, Российская Федерация, ФРГ, Индия, Бразилия, Мексика. Субъекты федерации (штаты, земли, провинции и др.) обладают признаками государственности, имеют свои конституции, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают определенным кругом суверенных прав. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. В федеральном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее субъектов. Федеральные органы официально представляют союзное государство в международных сношениях.

Политический (государственный) режим -это метод осуществления государственной власти. В понятии "форма государства" политический режим является главным элементом, относящимся к функциональной характеристике государства.

 

Некоторые авторы выделяют режимы в зависимости от типа государства (рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического).

При рабовладельческом типе - деспотический, теократически-монархический, аристократический, олигархический, рабовладельческой демократии;

при феодальном - абсолютистский, феодальной демократии, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, просвещенного абсолютизма;

при капиталистическом - либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, диктаторско-монополисти-ческий, марионеточный; при социалистическом - народно-демократический, общенародный, а также авторитарный, тоталитарный, режим рабоче-крестьянской диктатуры.

 

Общепринято различать режимы деспотические, тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические.

Право, выражая политическую справедливость, должно быть регулятором верховенствующим. Оно должно господствовать, а следовательно, охраняться государством.

Право - это верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, точно определяющих круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

 

6 ВОПРОС. Понятие, признаки, структура норм права.

НОРМЫ ПРАВА

Правовые нормы - это охраняемые государством общие предписания, правила поведения, выражающие содержание права, определяющие круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

Нормы права имеют определенную структуру.

Структура - это внутреннее строение нормы, ее элементы (части). Количество составных частей правовой нормы непосредственно зависит от характера правового предписания: является ли оно общим положением, дозволением, требованием, запретом, рекомендацией, поощрением - или же правилом, раскрывающим его содержание, условия его реализации и последствия несоблюдения.

Гипотеза - это часть нормы, указывающая условия, при которых у участников регулируемого общественного отношения возникают юридические права и обязанности. Гипотеза обычно начинается словами "если", "когда". Например, в ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь гипотезой являются слова "Если срок аренды в договоре не определен". Однако гипотеза правовой нормы может и не формулироваться, а только подразумеваться, что имеет место, например, в уголовно-правовых, административно-правовых и некоторых других нормах. Нельзя наказывать человека, в частности, за убийство, если убийства не было, нельзя взыскивать алименты на ребенка, если он еще не родился, и т.д.

Диспозиция - это часть нормы, раскрывающая содержание поведения субъекта права, имеющее ее юридическую значимость. В ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь диспозиция выражена словами "договор считается заключенным на неопределенный срок". В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупредив об этом другую сторону за один месяц.

Санкции представляют собой указания на неблагоприятные последствия нарушения правового предписания. Некоторые авторы под санкцией понимают меру принуждения. Однако не всегда санкции являют собой принуждение. Разновидность санкций зависит от того, какой род регулируемых общественных отношений упорядочивает та или иная правовая норма. Санкции бывают уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарные, гражданско-правовые и др.

Различают правовые нормы и по другим основаниям. Некоторые авторы выделяют нормы-идеи, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-рекомендации, нормы-принципы, нормы-основы, нормы-дефиниции, нормы-стимулы, нормы-правила.

Нормы права имеют определенную структуру.

Структура - это внутреннее строение нормы, ее элементы (части). Количество составных частей правовой нормы непосредственно зависит от характера правового предписания: является ли оно общим положением, дозволением, требованием, запретом, рекомендацией, поощрением - или же правилом, раскрывающим его содержание, условия его реализации и последствия несоблюдения. Например, конституционные нормы обычно состоят из одного элемента, уголовно-правовые - из двух, гражданско-правовые - из трех. Вот почему в теории права по вопросу о структуре правовой нормы существуют различные мнения: правовая норма состоит только из одного структурного элемента (А.М. Ларин); правовая норма состоит из двух элементов (А.С. Пиголкин); правовая норма состоит их трех элементов (О.Э. Лейст). Есть сторонники и четырехзвенной структуры (А.А. Ивин). На наш взгляд, идеальной структурой правовой нормы является трех-звенная, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это часть нормы, указывающая условия, при которых у участников регулируемого общественного отношения возникают юридические права и обязанности. Гипотеза обычно начинается словами "если", "когда". Например, в ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь гипотезой являются слова "Если срок аренды в договоре не определен". Однако гипотеза правовой нормы может и не формулироваться, а только подразумеваться, что имеет место, например, в уголовно-правовых, административно-правовых и некоторых других нормах. Нельзя наказывать человека, в частности, за убийство, если убийства не было, нельзя взыскивать алименты на ребенка, если он еще не родился, и т.д.

Диспозиция - это часть нормы, раскрывающая содержание поведения субъекта права, имеющее ее юридическую значимость. В ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь диспозиция выражена словами "договор считается заключенным на неопределенный срок". В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупредив об этом другую сторону за один месяц.

Санкции представляют собой указания на неблагоприятные последствия нарушения правового предписания.

 

Вопросы

 

1. Форма государства.

2. Функции государства и правовые формы их осуществления.

3. Правовое государство и его признаки.

4. Условия существования и направления построение правового государства в РБ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое государство и в чем состоит его сущность?

2. Изложите сущность теории разделения властей в государстве.

3. Какие виды государственного устройства вам известны?

4. Дайте характеристику видам государственного правления.

5. В чем состоит сущность политического режима и какие виды он имеет?

6. Охарактеризуйте функции государства и формы их осуществления.

7. Дайте понятие правового государства и его основных признаков.

8. В чем состоит отличие правового государства от неправового?

9. В чем заключаются экономические условия существования правового государства?

10. Изложите содержание политических условий существования правового государства.

11. Охарактеризуйте преимущества многопартийной политической системы.

 

Практические задания

 

Задание 1. Государство возникло вследствие:

1) Завоевания одного народа другим.

2) Соглашения (договора) между людьми.

3) Появления выдающихся личностей.

4) Возникновения частной собственности и классов.

5) Развития и разрастания семьи.

Задание 2. Каким понятием выражается совокупность приемов и методов, с помощью которых господствующий класс удерживает власть и осуществляет руководство обществом?

1) Форма правления;

2) Форма государственного устройства;

3) Политический режим;

4) Тип государства;

5) Форма государства.

Задание 3. Государству с какой формой государственного правления характерны следующие черты: глава государства – всенародно избранный президент, премьер-министр возглавляет и формирует правительство, парламент утверждает состав Кабинета?

1) Президентская республика;

2) Парламентская республика;

3) Смешанная республика;

4) Дуалистическая монархия;

5) Парламентская монархия.

Задание 4. Какому типу государственного устройства характерны следующие черты: сохранение полной юридической и политической самостоятельности, отсутствие единого гражданства, бюджет формируется из взносов членов объединения, правовое основание – союзный договор?

1) Монархия;

2) Федерация;

3) Империя;

4) Унитарное государство;

5) Конфедерация.

Задание 5. Определите форму правления:

«Во главе халифата – халиф, сосредоточивший в своих руках духовную и светскую власть. Наследником мог быть член семьи халифа или кто-то из рода Мухаммеда, не имеющий физических недостатков и достигший совершеннолетия».

 

 

Задание 6. Определите форму правления:

«Непомерные налоговые требования короля Генриха IV (1216-1272г.г.) вызвали столкновение королевской власти с баронами. В 1258 г. английские бароны созвали совет-парламент, который принял проект перестройки государственного управления. С 1295 г. в работе парламента начали принимать участие представители городов и графств».

Задание 7. Определите форму государственного устройства:

«Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападений извне…»

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.