Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Детские образовательные продукты, способы их сохранения и





Публичного предъявления

По итогам реализации ООП выделяются два вида образовательных «продуктов» – создание детьми собственных «учебников» и психологический прием, используемый в лабораторных исследованиях – «обратная задача». Если мы хотим выстроить ту или иную степень идеальности - пробности действия, то итогом работы с какой-то темой в подростковой школе должно стать не решение задач, а составление задач, – тогда то, что пройдено, станет способами, относительно которых эти задания будут составляться. Отсюда образовательный процесс или процесс обучения в предметном плане имеет две части: первая – это построение способа действия, вторая – построение задания (что есть тоже построение способа действия, но в рефлексивном плане). Это другой тип работы, собственно-рефлексивный, или – тип работы другой степени – выстраивать детскими руками «тестов» на предметность, системность и обобщенность относительно тех способов, с которыми они работают. Именно на этом этапе обнаруживается эффективность того, что делали дети в первой части. Если во второй части – обратной тому, что было в первой, мы можем выстроить и передать такую систему заданий, или такой тип заданий, значит, в первой части был нормально введен общий способ.

Кроме этого, крайне важно, чтобы ребенок не только выполнял чьи-то требования (даже построенные), но и чтобы он по итогу своей работы имел собственные эффекты и собственный продукт. Продуктами в учебной деятельности – в обучении – могут быть только учебные рефлексивно-аналитические продукты.

Для сохранения результатов учебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) могут использоваться:

· общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

· презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

 

Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

· творческие работы (графические, живописные, литературные, научные – описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

· презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

· выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

 

Самостоятельная работа учащихся как форма оценки учебной грамотности подростков

В основной школе организация самостоятельной работы учащихся приобретает особый смысл. Такая работа будет способствовать выстраиванию впоследствии выстраиванию впоследствии индивидуальных траекторий движения в образовательном пространстве.

Самостоятельная работа учащихся – это форма индивидуальной или групповой учебной деятельности, в рамках которой учащиеся:

- ставят собственные задачи, направленные на испытание имеющихся у них средств (например, рефлексивный проект);

- решают «чужие» задачи, работая с оценочным листом учебного блока, определяя свой уровень освоения материала и возможность предъявления его на оценку учителю;

- строят индивидуальные образовательные траектории движения в учебном предмете.

Для решения задач организации такой самостоятельной работы при разработке содержания учебного предмета должна быть предусмотрена возможность подачи материала блока под разными «углами зрения» (с учетом разных детских интересов). Например, по биологии, самостоятельная работа может предусматривать:

· желание некоторой части класса работать «руками» (с микроскопами, лупами, ставить опыты, наблюдать);

· желание некоторых детей «докручивать» модели, созданные на уроках, проводить теоретическое исследование вытекающих из общей работы вопросов;

· желание читать научную и околонаучную литературу, рассматривать энциклопедии;

· желание выражать и формировать свои ощущения, взгляды, мировоззрение по наиболее общим вопросам («Что такое жизнь?», «Граница государства и граница живого существа»).

Отсутствие самостоятельной работы или плохая организация этого этапа, слабо продуманное разработчиками курса и учителем содержание и формы такой работы, автоматически лишает и педагогов, и учеников возможности решить поставленную перед основной школой задачу выращивания индивидуального субъекта учения.

Основные условия, необходимые для обеспечения полноценной самостоятельной работы шести- и семиклассников, таковы:

· в начале нового этапа обучения (основная школа) целесообразно провести несколько специальных встреч с учениками и их родителями для объяснения им нового устройства учебного процесса. Важно показать им место и пути организации самостоятельной работы между блоками продолжительностью 3 недели, обучая детей и родителей планированию самостоятельной работы на большие периоды времени (день, неделя, месяц);

· для снятия проблем и трудностей, возникших у учащихся в рамках изучаемой темы, по каждому предмету должны быть предусмотрены мастерские (или тематические консультации), которые проводятся между блоками. Время и место мастерских назначается или согласуется с учащимися. На мастерскую учащиеся могут приходить не только по приглашению учителя, но и по собственной инициативе. Такие мастерские могут проводиться регулярно в течение трех недель, как между блоками, так и в ходе проведения самого учебного блока;

· необходима систематическая работа по организации рефлексии учениками пути движения в изучаемом предмете. Например, работа с «картой знаний» заключается в том, чтобы находить свое «место» на этой «карте», рисовать свое движение из одной точки в другую и предполагать возможные следующие ходы. В самостоятельную работу учащихся необходимо включать задания на восстановление хода развития событий в рамках учебного блока, на поиск альтернативных путей развития событий в материале. Примером подобной работы может быть «описание хода погружения» или «главы в учебник», сделанное учениками одного класса для другого класса, где движение в материале шло иначе. Знакомясь с материалами друг друга, ученики получают дополнительную возможность посмотреть на свое учебное движение со стороны, осознать его логику, узнать дополнительные сведения по теме;

· задания для самостоятельной работы должны давать учащимся возможность выбора, самоопределения. Необходимо сделать так, чтобы самостоятельная работа каждого ученика строилась в соответствии с его индивидуальными особенностями;

· необходима обязательная демонстрация «продуктов» самостоятельной работы и их предметное обсуждение (оценка). Именно такое обсуждение задает для многих детей мотивацию самостоятельной работы. Здесь ученики должны увидеть и почувствовать личную заинтересованность учителя в результатах их самостоятельной деятельности. В каждой ученической работе непременно надо обнаружить что-то ценное для общего движения в предмете. На этапе демонстрации и обсуждения полученные результаты сопоставляются и с общими целями, и с индивидуальными. Какие цели достигнуты? Какие изменения произошли? Какие средства были применены для решения «чужих» и своих задач? В каких границах были использованы средства? Именно на рефлексивно-оценочном этапе создаются условия для коррекции и планирования всей дальнейшей работы;

· еще одним важным условием разворачивания самостоятельной работы является постепенное освоение детьми способов работы с разными источниками информации, в том числе с привлечением информационно-образовательной среды школы.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.