Группа показателей
| Показатель
| индикаторы
| Источник данных
| Способ сбора данных
| Способ фиксации данных
|
Сквозные образовательные результаты как основа ключевых компетентностей
|
1.Сквозные образовательные результаты
| 1.1.Образовательная самостоятельность
| 1.1.1. Создание и использование образовательных средств для собственного личностного развития
| Портфолио
| Сбор данных для портфолио
| Накопительная система оценки
|
1.1.2. Действия ученика в учении (обучение) по заранее спланированному плану
| Самостоятельная
работа
| План выполнения самостоятельной работы
| Оценочный лист
|
1.2.Образовательная инициатива
| 1.2.1. Построение своей образовательной траектории (маршрута)
| Индивидуальная
образовательная программа,
«карта знаний» в предмете,
письменная дискуссия
| Анализ созданной
ИОП,
анализ «карты»,
сопоставление детских вариантов ответов
| Публичная защита индивидуальных образовательных программ,
отзывы на «карты»
|
1.2.2. Создание необходимых для собственного развития учащегося ситуаций и адекватное их реализация
|
1.3.Образовательная ответственность
| 1.3.1. Принятие для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях
| Проектная задача,
самостоятельная работа, урок-презентация,
конференция, учебное занятие
| Экспертная оценка
| Экспертный лист
|
1.3.2. Определение готовности учащегося к предъявлению результатов учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.)
|
Учебная грамотность как основа учебной (образовательной) компетентности
|
2.Компетентность в решении задач (проблем) как основа учебной грамотности
| 2.1.Рефлексия как способность теоретического мышления
| 2.1.1. Самостоятельное определение границы собственного знания/незнания
| Диагностическая работа
Учебное занятие
Учебная задача
Письменная дискуссия
| Прогностическая
оценка
| Оценочный лист
|
2.1.2. Самостоятельное без оценки учителя установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах, соотнося его со схемой действия
| Анализ проверочной работы
| Оценочный лист
|
2.1.3. Самостоятельный выход за пределы своих знаний и умений для поиска новых способов действия, определение точных границ
| Фиксация «разрыва» с помощью моделей
| Модель
|
2.1.4. Организация письменного диалога с другим человеком, обсуждая свои проблемы и достижения в учебе, организация необходимого запроса на индивидуальную помощь
| Дискуссия
| Текст
|
2.2. Поисковая активность (определение возможных путей решения задачи)
| 2.2.1. Действие с новым понятием: понять его устройство и с помощью него решать новых круг задач;решение новые задачи на основе заданного правила или алгоритма
| Учебная задача
Работа с моделями
| Моделирование
| Модель
|
2.2.2. Формулировка предположений о том, как и где искать недостающий способ действия (недостающее знание)
| Учебная задача
| Формулировка гипотез
| Список гипотез
|
2.2.3. Самостоятельное определение познавательного интереса к чему-либо в рамках учебной деятельности и подбор себе индивидуальных заданий для расширения своего познавательного интереса (избирательная «проба»)
| Самостоятельная работа
| План выполнения
| Оценочный лист
|
2.2.4. Высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез, инициирование поиска и пробы известных (неизвестных) способов действий/средств
| Учебная задача
| Выдвижение гипотез
| Список гипотез
|
2.2.5. Изготовление необходимых модельных средств для поиска решения задач
| Моделирование,
проектная задача
| Конструиро-вание моделей
| Модели
|
2.3. Организация присвоения способов действия/средств
| 2.3.1. Определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий те, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;
| Учебное занятие
| Работа с текстами учащихся, подбор заданий из банка заданий для ликвидации выявленных ошибок
| Отзыв,
оценочный лист
|
2.3.2. Определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы
| Самостоятельная работа
| Работа с оценочным листом, описание
Индивидуаль-ного образователь-ного маршрута
| План работы над темой, «карта» движения в учебном материале,
|
2.3.3. Отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация)
| Самостоятельная
работа
| Работа с банком заданий
| Презентация результатов самостоятельной работы
|
2.3.4. На основе выявленных «дефицитов» в отдельных содержательных линиях учебного предмета построение индивидуального плана («маршрута») по преодолению своих трудностей, а также маршрутов на расширение своих действий в рамках отдельной темы, учебного предмета
| Индивидуальная образовательная программа
| Построение индивидуаль-ного образователь-ного маршрута (ИОМ)
| Презентация
ИОМ
|
3. Понимание и мышление как основа учебной грамотности
| 3.1. Работа с моделями
| 3.1.1. Соотнесение разных знаковых форм описания объектов, выражающееся в переводе одних знаков в другие и фиксация смысловых изменений при изменении знаковых форм
| Диагностичес-кие
Задания,
моделирование
| Работа с разными типами моделей
| Презентация различных текстов, выполненных в графико-знаковой форме
|
3.1.2. Переход от одного вида моделей к другим при решении учебных задач
| Проектная задача (ПЗ)
| Решение проектной задачи (отдельных заданий ПЗ)
| Предъявление результатов решения ПЗ
|
3.1.3. Конструирование разных видов моделей (знаковых форм) при решении новых задач
|
Проектная задача
|
3.2.Позиционное видение изучаемых объектов, процессов и явлений
| 3.2.1. Создание обобщений, установление аналогов, классификаций, выбор оснований и критериев для классификации
| Трехуровневые задачи
| Решение трехуровневых задач
| Построение «профиля» ученика, класса
|
3.2.2. Установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключений и формулирование выводов
| Проектные, исследователь-ские
задачи
| Решение проектных, исследователь-ских задач
| Презентация
|
3.3. Системность и обобщенность предметных знаний
| 3.3.1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение переносить общий способ решения задач на большой круг частных задач
| Трехуровневые задачи
| Решение трехуровневых задач
| Построение «профиля» ученика, класса
|
3.3.2.Умение учащимся самостоятельно преобразовывать исходный способ действия, уже освоенного в обучении, применительно к новому подклассу задач.
| Трехуровневые задачи на учебную грамотность
|
4.Контрольно-оценочная самостоятельность учащихся как основа учебной грамотности
| 4.1. Учебные действия контроля и оценки
| 4.1.1. Самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев
| Самостоятельная работа
| Проведение самооценки по итогам выполнения самостоятельной работы
| Оценочный лист
|
4.1.2. Рефлексивный контроль за выполнением способа действия/средства
| Учебная задача
| Разбор учебной ситуации,
встроенное наблюдение
| Фиксация «разрыва» в новой учебной ситуации
|
4.1.3. Определение критериев для оценки результатов деятельности и их оценка
| Проверочные работы
| Работа с оценочным листом
| Заполненный оценочный лист до выполнения проверочной работы
|
4.1.4. Прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности: факт – знает он решение или нет, возможность изменения известных ему способов действий)
|
Проверочная работа, проектная задача
| Определение учебных возможностей до решения задач
| Фиксация в оценочном листе
|
4.1.5. Самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку
| Самостоятельная работа
| Посещение мастерских и консультаций, лабораторий
| Учет посещений мастерских, консультаций и лабораторий
|
4.1.6. Критичное и содержательное оценивание хода учащимся своей предметной работы и полученного результата
| Проект,
Проектная задача
| Экспертная оценка
| Отзыв, рецензия, письменная дискуссия
|
4.2. Обнаружение и работа с ошибками при осуществлении учебной деятельности
| 4.2.1.Определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия
| Проверочная работа,
учебное занятие
| Прогностическая оценка
| Оценочный лист
|
4.2.2. Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.
| Самостоятельная работа,
учебное занятие
| Прогностическая оценка и коррекционные действия
ученика
| Рефлексивный текст по поводу собственный учебных действий
|
4.3.Публичное предъявление результатов и достижений в обучении
| 4.3.1 Осуществление свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначение самостоятельно учащимся критерии оценивания
| Уроки-презентации,
самостоятельная работа, конференция
| Изготовление «продукта», работа с портфолио
| Публичная презентация
|
4.3.2.Оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку
| Портфолио
| Сопроводи-тельный текст к портфолио
|
4.3.3. Оформление и предъявление на внешнюю оценку достижений учащихся, обоснование этих достижений, а также формулирование дальнейших шагов по работе над остающимися проблемами и трудностями.
| Доска достижений и презентаций,
эссе
| Подготовка индивидуальной образовательной программы (ИОП)
| Перспектив-ный план действий (ИОП) и его защита
|
5. Умение учиться как основа учебной грамотности
| 5.1.Рефлексивные действия и операции
| 5.1.1. Опознание учащимся новой задачи для решения которой ученику недостает его знаний и умений и ответ на первый вопрос самообучения, чему учиться
| Учебная задача
| Рефлексивная оценка известных способов действия
| Фиксация «разрыва» в использовании способов действий учащихся
|
5.1.2. Выход учащегося за пределы собственных возможностей, за границы данной наличной ситуации и переход к поиску общего способа действия во всех аналогичных ситуациях.
| Проектная задача
| Решение проектной задачи
| Фиксация общего способа действия
|
5.1.3. Новая задача для учащегося выступает как задача с недостающими условиями. «Это мне известно, а вот это неизвестно. Если я это узнаю, то смогу решить задачу»
|
Проект,
проектная задача
|
Описание необходимых условий для решения задачи
|
Оформление запроса
|
5.2.Продуктивные действия и операции
| 5.2.1. Приобретение недостающих умений, знаний, способностей для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться
| Учебное занятие
| Освоение отдельных операций
| Результаты диагностической работы
|
5.2.2. Учащийся не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не требует, чтобы его научили, не объявляет задачу неинтересной и не отказывается от нее.
| Учебная задача,
проектная задача
| Решение предъявленной задачи
| Презентация на доске достижений
|
5.2.3. Изобретение недостающего способа действия, переводя учебную задачу в творческую или экспериментально-исследовательскую
| Проектная, исследователь-ская задача
| Решение задач
| Предъявление результатов решения
|
5.2.4. Поиск недостающей информации в любом «хранилище» - в учебнике, справочнике, книге, в сети Интернете, у учителя.
| Проект,
решение информационных задач
| Работа с информационными источниками
| База информационных источников
|
5.2.5. Поиск таких задач, которые учащийся не может решить
| Незнакомые задачи
| Решение задач
| Фиксация «разрыва», трудности
|
5.3. Поисковая активность (субъект учебной деятельности)
| 5.3.1. Активное, целенаправленное, результативное поведение в неопределенных учебных и житейских ситуациях. Степень участия ребенка в ситуациях решения новой учебной задачи, насколько ребенок активен, когда нужно искать новые способы действия, предлагает свои гипотезы, догадки.
|
Проект, исследование, проектная задача
|
Организация поиска решения задачи, встроенное наблюдение, экспертная оценка
|
Экспертный лист
|
5.3.2. Поддержка инициативы ученика, направленной на поиск новых способов действия. Взаимо- активное сотрудничество, строящегося по двум замыслам. Встречное движение двух инициатив – детской и взрослой. Воспитание установки на поиск.
|
Информационная грамотность как основа информационной компетентности
|
6. Чтение информационных текстов как основа
информационной грамотности
| 6.1.Воспроизводящее понимание информационного текста
| 6.1.1.Реконструкция эмпирической картины жизни, описанной автором. Визуализация картины жизни, которая описана в тексте
| Трехуровневая задача
| Решение трехуровневой задачи
| Профиль ученика
|
6.1.2. отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту)
|
6.1.3. Связывание единиц информации в целостную картину
|
6.1.4. Отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту
|
|
|
|
6.2. Понятийное понимание информационного текста
| 6.2.1. Реконструкция учащимся логической схемы рассуждения автора текста о той картине жизни, которую он представил
| Трехуровневая задача
| Решение трехуровневой задачи
| Профиль ученика
|
6.2.2. Выделение авторской логики текста. Воспроизведение авторской мысли, эксплицитно изложенной в тексте.
|
6.2.3. Реконструкция мысли автора по ее отдельным элементам, сформулированным в тексте
|
6.2.4 Реконструкция мысли автора, не сформулированной в тексте, но подразумеваем
|
6.2.5. Критическое отнесение к авторской логике
|
6.3. Творческое или продуктивное понимание информационного текста
| 6.3.1. Использование учащимся авторской фактологии и логики для построения новых картин жизни
| Трехуровневая задача
| Решение трехуровневой задачи
| Профиль ученика
|
6.3.2. На основе логики автора текста учащийся предлагает интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте
|
7. Решение задач с применением ИКТ технологий как основа информационной грамотности
| 7.1. Получение информации
| 7.1.1. Планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор получения информации (поисковые системы Интернета, к информационному человеку, к справочникам и другим цифровым источникам-гипермедиа-объектам)
| Самостоятельная работа,
проект,
исследование
| Подготовка плана по выполнению самостоятельной работы, проекта, исследования
| План для утверждения
|
7.1.2. Нахождение в сообщении информации: конкретные сведения, разъяснение значения слова или фразы, основной темы или идеи; указание на время и место действия; объяснение, обобщение, установление связей между событиями
| Отдельные пункты плана выполнения проекта, самостоятельной работы
| Фиксация полученной информации
| Черновой материал
проекта, исследования
|
7.1.3. Выделение из сообщения информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации
|
7.1.4. Обнаружение недостаточности или неясности данных, формулирование нового запроса на поиск к другим источникам информации
| Самостоятельная работа,
проект,
исследование,
проектная задача
| Фиксация недостатка информации
Сравнение разной информации для решения одной задачи
| Сравнитель-ная таблица, реферат
|
7.1.5. Сопоставление и сравнение информации из разных частей сообщения, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п.)
|
7.2.Создание, представление и передача информации
| 7.2.1. Планирование создания сообщения, выбор сочетания различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации
| План статьи, план реферата,
замысел проекта
| Планирование
действий
| Представле-ние и защита плана, замысла
|
7.2.2. Обработка имеющихся сообщений (своих и других авторов): преобразование записи устного сообщения, интервью, дискуссии в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, краткое резюмирование, комментирование, выделение отдельных линий, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму
| Эссе,
проекты,
резюме,
презентации
| Работа по преобразованию текстов, переход от одного текста в другой
| Отзывы, рецензии
|
7.2.3. Создание текстовых описаний объектов, явлений, событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений экспериментов), фиксирование в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий и связей между ними.
|
7.3. Проектирование, моделирование и прогнозирование объектов и событий
| 7.3.1.Создание проектов и планов в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель) с использованием информационных технологий и цифровой техники
| Проектная задача, проект,
исследование
| Моделирование, проектирование, картирование
объектов и событий
| Презентация
результатов на конференции
|
7.3.2. Постановка виртуального эксперимента на основе моделирования и прогнозирования развития объектов и явлений
|
7.3.3. Для записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбор правильных инструментов и действий такой фиксации (фиксация хода эксперимента, дискуссии и т.п.) с необходимым технологическим качеством
|
Коммуникативная грамотность как основа коммуникативной компетентности
|
8.Учебное сотрудничество как основа коммуникативной грамотности
| 8.1. Способность держать позицию и понимать позиции других участников коммуникации
| 8.1.1. Подготовка адекватных коммуникационной задаче наглядных материалов и грамотное использование их в решении поставленной задачи
| Проектная задача, проекты, учебный диалог
| Организация групповой работы, коллективной дискуссии, письменная дискуссия
| Дебаты, конференция, отзывы
|
8.1.2. Высказывание мнения (суждения) и запрос мнения партнера в рамках диалога, отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации за счет мнений партнеров
|
8.1.3. Создание письменных текстов, содержащих аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции
|
8.1.4. Использование в своей речи логических и риторических приемов, приемов обратной связи с аудиторией
|
8.1.5. Определение цели и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности
|
8.1.6. Фиксация хода личной/коллективной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
|
8.1.7. Публичное выступление с аудио-видео поддержкой
|
8.2.Способность действовать в кооперации
| 8.2.1. Потребность запроса на внешнюю (экспертную) оценку деятельности группы (ученика). Использование взрослого как субъекта межгруппового взаимодействия
| Самостоятель-ная, проверочная работа, проектная задача
| Фиксация запроса на внешнюю оценку
| Письменная внешняя оценка (отзыв) на работу
|
8.2.2. Соблюдение процедуры обсуждения внутри группы, фиксация и обобщение промежуточных результатов работы группы
| Проектная задача, проект
| Встроенное наблюдение за работой группы
| Экспертный лист
|
8.2.3. Организация работы малой группы методом кооперации (распределение ответственности между всеми членами группы), сборка общего результата из работы отдельных членов малой группы
|
8.2.4. Понимание детьми своей роли и действия отдельных членов группы т в соответствии с этими ролями
|
8.3. Способность регулировать и разрешить конфликты
| 8.3.1. Определение областей совпадения и расхождений позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей относительно цели групповой работы
| Социальная практика,
проектная задача
| Работа в малой группе
| Фиксация расхождения позиций
|
8.3.2. Поиск путей разрешения конфликта в том числе и в качестве третьей стороны, использования некоторых способов поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновение интересов, достижение компромисса внутри группы
|
8.3.3. Интеллектуализация конфликта, разрешение его не агрессивно, а рационально, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке партнера и не стремясь обособиться и действовать индивидуально.
|
9. Проектная (исследовательская) деятельность учащихся как основа для формирования компетентности решения проблем
| 9.1. Участие в проектировании (исследовании)
| 9.1.1. Проявление активности учащегося в соответствии с его возможностями. Совместный характер принимаемых решений
| Учебные и социальные ситуации
| Встроенное наблюдение во время формирование малых групп для выполнения проектно-исследовательских работ
| Рефлексия в малой группе, экспертная оценка
|
9.1.2. Взаимная поддержка участников проекта, умение отвечать оппонентам.
|
9.1.3. Умение делать выбор и осмыслять последствия выбора, результаты собственной деятельности
|
9.2.Выполнение проекта (исследования)
| 9.2.1. Планирование этапов выполнения проекта (исследования)
| Проекты, проектные задачи, исследования
| Построение планов решения проектно-исследовательских задач
| Экспертиза плана проведения исследования, проектов
|
9.2.2. Обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования
|
9.2.3. Способы реализации проекта (исследования)
|
|
|
|
9.3. Подготовка итогового продукта
| 9.3.1. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций защиты творческих отчетов, просмотров и т.п.)
| Проектная задача, проект, социальная практика, исследование
| Оформление итогов проекта
| Презентация итоговых результатов
|
9.3.2. Сбор, систематизация и анализ полученных результатов
|
9.3.3. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация
|
10.Социальный опыт как основа
социальной компетентности
| 10.1. Социальное проектирование как условие личностного развития подростков
| 10.1.1. Проведение социальных проб как вида социального взаимодействия в рамках учебных дисциплин
| Социальные пробы, социальные практики социальные проекты
| Проведение практик
| Опросники подростков,
отчеты о практиках
|
10.1.2. Участие в социальных практиках для освоения, отработки социальных навыков
|
10.1.3. Участие в социальных проектах как способ преобразования социального объекта, явления, ситуации
|
10.2. Профориентация подростков как условие для самоопределения
| 10.2.1. Проектирование с помощью тьютора собственной индивидуальной образовательной программы (ИОП)
| Индивидуальная
образовательная
программа,
индивидуальный образовательный, профессиональный маршрут
| Построение ИОП, индивидуальных маршрутов
| Отзывы, защита
ИОП
|
10.2.2. Выбор индивидуального и профессионального маршрута для реализации ИОП
|
| 10.2.3. Освоение способов работы с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах ее развития и перспективных потребностях экономики
|
10.3. Формирование здорового и безопасного образа жизни
| 10.3.1 Знание о здоровье, здоровом образе жизни; понимание угроз и рисков для здоровья, преимуществ здорового образа жизни, опыт осознанных усилий по управлению своим здоровьем как ресурсом
| Практические задачи
Комплекс
упражнений
| Построение «карты здоровья»,
Диагностика состояния здоровья,
проведение дней здоровья, спартакиады
| Оценка состояния здоровья школьников,
анкетирование учащихся и их родителей
|
10.3.2. Мотивация на принятие культурной нормы – образа здоровой жизнедеятельности; поведение, адекватное правильной оценке жизненных явлений в молодежной суб- и анти-культуре, продуцирующих поведенческие риски среди подростков и влияющих на отношения взрослых
|
10.3.3. Включенность учащегося в здоровьесберегающую деятельность
|
|
|
|
11.Формирование и развитие экологического мышления
| 11.1.Экологическая грамотность
| 11.1.1.Участие в принятии решений, относящихся к защите окружающей среды, возложение на себя экологической ответственности, умение регулировать конфликты между насущными социальными нуждами и экологической целесообразностью;
| Социальные практики,
трехуровневые задачи
| Проведение экологических мероприятий (экологическая тропа, экологическое путешествие и т.п.)
| Экологичес-кий профиль ученика, портфолио
|
11.1.2. Осознание важности сохранения окружающей среды, восприятие философских и культурных оснований экологического мировоззрения, способность жить в мире с природой;
|
11.1.3. Формирование способности познавать новые экологические знания на протяжении всей жизни и умение донести их до окружающих в доступной для них форме.
|
11.2. Экологическое проектирование
| 11.2.1. Освоение базового алгоритма социального поведения на основе экологизации сфер общественной и производственной деятельности
| Социальные проекты,
экологические
исследования
| Участие в практиках, исследованиях на экологическую тему
| Защита экологических проектов, отзывы на проекты
|
|
| 11.2.2. Использование методов научного познания применительно к окружающей среде
|
11.2.3. Сознательный выбор тех или других процессов и средств для решения конкретной экологической проблемы
|
11.3. Экологическая культура
| 11.3.1.Наличие у учащихся установки на бережное отношение к природе, понимание самоценности природы
| Эссе,
проекты,
социальные проекты
| Проведение просветитель-ской деятельности (участие в акциях, форумах, конференциях), написание текстов на экологическую тему
| Отзывы, рецензии, презентации проектов
|
11.3.2.Оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
|
11.3.3. Умение поставить возникающие экологические проблемы, выбор способа решения, его планирования и рефлексии с позиций экологического императива
|