|
Мясникова Марина АлександровнаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Мясникова Марина Александровна
Морфологический анализ современного российского телевидения Екатеринбург 2010
Цель: В данной диссертации теоретически осмыслены возможности и разработана методология морфологического анализа современного российского телевидения. Проблематика: Сегодня в деятельности ТВ коммерческие цели явно доминируют над культурными, что уже оказало негативное влияние на многие контентные составляющие вещания. Между тем, телевидение, по мнению диссертанта, – это не только мощное средство воздействия на людей, но и, по существу, «среда их обитания», элемент повседневного существования. В медийном пространстве повсеместно идут противоречивые процессы стандартизации и индивидуализациипотребления телеинформации; глобализации, связанной с все более расширяющейся аудиторией, и глокализации, означающей адаптацию глобальных явлений к местным, национальным условиям; демассификации, демонстрирующей специализацию, сегментирование аудитории по интересам; конгломерации – объединения в единые структуры разных медиа, наконец, конвергенции, проявляющейся в сближении их технологий и форм. Вместе с тем, медиа активно конкурируют друг с другом. Основной месседж И в этой борьбе телевидению приходится отстаивать собственные приоритеты, в значительной мере обусловленные его сущностными свойствами и морфологией, то есть внутренним строением - или системой элементов телеконтента. Однако ни сущность, ни морфология телевидения до сих пор однозначно не определены в науке. В суждениях специалистов немало разночтений. Многое устарело. Не выдерживают критики и требуют нового осмысления современные классификации форм экранной продукции. При этомточное научное знание служит своеобразной защитой как от незнания, так и от манипулирования сознанием, от некорректной пропаганды, назойливой рекламы, информационного насилия в эфире. Утрачивая же морфологический ключ как один изфакторов информационной безопасности, люди порой перестают адекватно воспринимать информацию и теряют жизненные ориентиры.
В чем заключается метод системного морфологического анализа?
Осмыслить внутреннее строение ТВ. ТВ представлено как - целостная универсальная система устойчивых морфологических категорий, которые находятся в процессе их функционирования в определенных иерархических отношениях друг с другом. Поясним: разнородныепрограммные единицы, из которых состоит телеконтент (включая журналистские, пропагандистские, рекламные, PR, развлекательные, художественные, познавательно-адаптивные), до сих пор не изучалисьв системе. Это связано с тем, что на деле они выглядят как неупорядоченный поток, пестрая мозаика. Эту мозайку диссертант определяет понятием синкрез. Синкрез - сочетание разнопорядковых, порой противоречивых фрагментов информации, существующих как в рамках отдельной телепрограммы, так и в огромном многопрограммном вещательном пространстве. Синкрез НЕ РАВНО Синтез, так как в понятии Синтез стирается мозаичность ТВ
Идея синкрезакак нерасчлененного единства разноуровневых элементов содержания и формы, служит более глубокому, чем прежде, пониманию сущности телевидения.
Вводит это понятие, чтобы:
Зачем идентифицировать телевидение в теоретическомплане?
Проблема телевизионной теории
1. Изучением сущности, содержания и форм телевидения всегда занимались не только практики, осмыслявшие накапливаемый опыт, но и представители многих наук: искусствоведы, филологи, культурологи, философы, социологи, политологи, психологи. Хотя занимались весьма разрозненно. В результате, отдельные особенности телевидения абсолютизировались и даже противопоставлялись друг другу, хотя ученые не могли не замечать их непременного взаимодействия и перекрещивания между собой. Однако рассмотрение телефеномена лишь в одном-двух, максимум трех аспектах ведет к искажению его сути. Поэтому, с одной стороны, необходим конкретный взгляд на составляющие компоненты, с другой, обобщенный подход ко всей системе вещания в целом. Оказалось, что это проблема комплексная, вбирающая в себя и технико-технологические, и социальные, и культурные, и семиотико-коммуникационные, и художественные, и содержательно-формальные аспекты. Марина Мясникова как раз использует комплексный подход.
2. Научные дискуссии о сущностной идентификации телевидения далеко не завершены. Более того, в сегодняшних телеисследованиях выражается стремление отойти от некоторых прежних подходов и вписать феномен в иные системы координат.
Проблема морфологии телевидения:
взаимосвязь базовых понятий - «синкрез» и «морфология» - в итоге разработка и реализация методологии морфологического анализа современного российского телевидения такой подход к анализу автор обозначает как Синкретический подход
Итак, мы уже обозначили понятие СИНКРЕЗ, теперь обозначим понятие МОРФОЛОГИЯ Морфология - наука о закономерностях строения и процессах формообразования текстов в их индивидуальном и историческом развитии. Она позволяет изучить структуру явления в целом; выявить связи между его составляющими; вскрыть закономерности его внутреннего строения в соединении с выполняемыми им социальными функциями; наконец, осмыслить процессы, когда-либо протекавшие в нем или готовые зародиться и осуществиться в будущем.
Безусловно, и до этого существовали и существуют системные исследования телевидения или работы по типологии медиа и медийных жанров, в том числе и жанров тележурналистики.Но первые, как правило, характеризуют телевидение с институциональной, а не с морфологической точки зрения, а вторые занимаются проблемами классификации и типологизации медийных форм, причем, преимущественно газетно-журнальных, куда в меньшей степени – телевизионных, и не рассматривают последние во всей их морфологической полноте[1]. Таким образом, проблемы телеморфологии до сих пор остаются неразработанными, многие ее составляющие (в частности, жанровые, форматные), а также их соотношения не описанными.
-
Телевидение как социально-творческая коммуникационная деятельность синкретического типа идентифицирована в сопоставлении со сферами журналистики, пропаганды, PR, рекламы, развлечения, искусства, образования и науки. Предлагаемый метод состоит в анализе многослойного вещательного пространства на всех основных уровнях его морфологической структуры, с учетом различных категорий морфологии телевидения, в относительной полноте составляющих это пространство продуктов творческойдеятельности, в том виде, в каком они существуют в сегодняшнем, реальном телеэфире.
Известно, что формой «бытия» телевидения в обществе служит программа.
- морфология телевидения отчетливо проявляется в пространственно-временных рамках программы одного дня. Морфологическая структура современного телевидения рассмотрена как стабильная система способов контакта с аудиторией, направлений вещания, жанровых, стилевых проблемно-тематических и программных элементов.
Проблема идентификации ТВ
Критика прежних парадигм: В работах искусствоцентристов телевидение сближалось с традиционными искусствами. М. Мясникова утверждает - телевидение следует решительно отграничивать от цельных художественных структур, каковыми являются традиционные виды искусств, единицами которых являются самостоятельно существующие произведения. В этом смысле ТВ оказывается весьма сходным именно с древнейшими фольклорно-мифологическими воплощениями культуры, насыщенными зрелищностью, такими как карнавал, цирк, балаган. Телевидение даже способно заменить собой эти исчезающие из жизни зрелищные формы.
По мнению автора, благодаря телеэкрану в жизни людей возрождается карнавальное мироощущение, которое также основано на синкретизме. Между телевидением и карнавалом есть немало сходства, близость телевидения к карнавальному мироощущению очевидна. Она заложена в самой природе зрелища и типе коммуникации -игровой, драматической, театральной. Но очевидны и различия. Карнавал был как бы реальной, периодически повторяющейся формой жизни. Телевидение также буквально «вросло» в повседневность. Без «всевидящего телеока» и его «зримого сопровождения» не обходится ни одно событие в жизни людей. Сегодня зрители не просто наблюдают. Люди и сами активно включаются в происходящее, существуя по обе стороны экрана, становясь очевидцами и участниками эфирного действия, наблюдателями и исполнителями, вовлеченными и в праздник, и в обмен информацией, и в познание новых сторон реальности, и в самодемонстрацию жизни. Бытовое поведение соединяется с творчеством; своя жизнь проживается параллельно, если не внутри экранной. Однако в карнавале человек все-таки осуществлял себя реально, как бы заново, и, главное, свободно. Телевидение же само по себе не только виртуально, оно еще и закабаляет, разъединяет людей, убивает общение, стандартизирует поведение. М.М.Бахтин (культуролог концепция карнавального мироощущения) писал о глубоком духовном смысле праздника. В средневековом карнавале высока была доля народности, духовности и освобождающей, возрождающей силы. Телевидение очень часто играет роль виртуального суррогата, лишь компенсирующего человеку то, чего он лишен в своей повседневной жизни. Но, так или иначе, аналогия с карнавалом ведет к открытию в телевизионной природе древнейших культурных констант, мотивов, форм, коммуникационных моделей, идущих из глубины веков и отвечающих конкретным социальным потребностям человека нашего времени. Достаточно вспомнить современные реалити-шоу, игровые программы, все формы интерактивной связи, телесериалы. Последние определяются диссертантом как игра в жизнь и ее моделирование.
Морфология телевидения Если программа с ее постоянными рубриками – фактор переменный, то морфологическая структура, воплощаемая в ней,есть фактор более или менее стабильный. То есть заданная композиционная схема реализуется в самых разных программных вариантах. По существу, здесь выражен закон конструирования телепрограммы: это периодически повторяющаяся система, состоящая из постоянного набора композиционных элементов. К ним относятся: функции (направления вещания, определяемые видами телевизионной деятельности) · сюжетные формы (жанры, форматы, проекты, разовые передачи). Причем, направлений вещания, определяемых видами телевизионной деятельности, даже на универсальных каналах можно обнаружить не так уж и много; форм же внутри них возникает куда больше, и постоянно появляются новые. « Кинопросмотр предполагает существование отдельного произведения в виде зрелища, несущего в себе целостную, законченную модель мира. На телеэкране зритель получает повседневный поток и художественной, и нехудожественной информации; словесно-визульное общение (контакт) человека с человеком («глаза в глаза»), наконец, клиповую, сиюминутно рождающуюся на наших глазах, подвижную, часто спонтанную модель мира. Для телепросмотра же необходимо наличие разнообразного потока информации в виде зрелища, как правило, опосредованного комментарием (как основной формой телеобщения), содержащего незаконченную картину мира.
Виды или направления вещания: Направления вещания, которые связаны с ведущими видами телевизионной деятельности: · массово-коммуникационное, куда входят журналистика, пропаганда, реклама, PR; · развлекательно-рекреативное; · художественное · познавательно-адаптивное.
Ключевые позиции в нем, по сути, призвана занимать деятельность журналистская. Однако это сегодня не совсем так. Заметно теряет вес аналитика. Кроме того, подчеркнута ангажированность аналитики. еще хуже, по наблюдению автора, обстоят дела с художественной публицистикой, то есть с публицистикой, основанной на образе и обращенной к искусству. Данное направление вещания серьезно урезано на многих федеральных каналах.
Сегодня нередко смешивают пропаганду, PR и политическую рекламу. Реклама все больше стремится выполнять новые для себя функции: мифотворческую и аксиологически-объединяющую. По наблюдению автора диссертационного исследования, ее мифологизм проявляется в том, что, в отличие от постоянно выходящих в эфир пугающих, криминальных материалов, она привлекательна и эстетична, активно несет идею безопасности и рядом с современной российской «депрессивной» журналистикой по существу занимается психотерапией. Сегодня направление телевещания – развлекательно-рекреативное. В работе подчеркивается, что при всех издержках развлечение – давняя и естественная человеческая потребность, которая благотворно сказывается на психике. В развлечении заключается немалый смысл человеческого существования. Потому-то, по мнению автора, присутствие развлечения в телеэфире не следует воспринимать столь однозначно негативно, как это нередко делается. Сложнее, чем с повседневной, массовой, фольклорной, игровой культурой, складываются сегодня отношения телевидения с традиционными искусствами, связанными с художественнымнаправлением вещания. Нынешняя проблема состоит в том, что российское художественное вещание сегодня явно не поспевает за информационным и развлекательным, утратив прежние свои позиции.
Те или иные виды телевизионной деятельности заимствуют сущностныечерты друг друга: публицистичность у журналистики, паблицитность у PR, рекламность у рекламы, эстетическое наполнение у искусства. Виды деятельности перекрещиваются, оказывая прямое влияние на контент и лишний раз подтверждая синкретическую сущность изучаемого нами феномена. Между тем, в определенные периоды существования телевидения отдельные функции и виды его деятельности могут доминировать. Сегодня это, безусловно,развлекательная, экономическая и адаптивно-моделирующаяфункции. Присутствие последней, между прочим, обнаруживается во всех видах телевизионной деятельности.
Свое определение телевидения как адаптивно-моделирующего феномена диссертант дает на основе понятий: «адаптация» и «моделирование». И далее поясняет, что телевидение сегодня все более различимо ведет себя именно как адаптивно-моделирующий механизм, поставляющий реципиенту некую воображаемую, мифологическуюмодель мира, которая нередко принимается им за реальность, однако ею в полном смысле слова никогда не является. То есть, телевидение «творит новую реальность», «делает новости», компонует картину мира, а не отражает ее. При этом диссертант подчеркивает, что объективность телевидения относительна всегда. Даже не занимаясь сознательным манипулированием, оно передает чей-то взгляд и выражает чьи-либо интересы. То есть, говоря об адаптивно-моделирующей функции телевидения, можно обнаружить два разных вектора его воздействия на аудиторию: так сказать, объективный и субъективный, порой выступающие как «нравственный» и «безнравственный». С одной стороны, в силу своей природы и тех средств, которыми оно располагает, телевидение объективно занимается моделированием жизни и адаптацией к ней своей аудитории. С другой, электронное СМИ зомбирует и программирует человека, манипулирует его сознанием и поведением, исходя из конкретных интересов своих учредителей, идеологов и спонсоров. В результате, такой новый элемент телезрелища, как «игрореализация», становится чуть ли не единственным средством социальной коммуникации; современная карнавализация, понимаемая как клиповость, праздничность и чистое развлечение, выступает заменой художественной, а подчас и подлинно духовной составляющей; мифологизация же превращается в инструмент «принуждающей» социализации и политической ориентации аудитории в строго определенных направлениях.
Мясникова Марина Александровна
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|