Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Экологические основы охраны окружающей среды





Содержание программы

Основные экологические понятия. Экологическая система, ее свойства. Среда обитания. Классификация факторов среды. Общие закономерности воздействия факторов среды на организм.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Свойства живого вещества. Круговорот вещества и превращение энергии. Техносфера. Ноосфера. Природная среда и ее составляющие. Природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты. Окружающая среда. Благоприятная окружающая среда. Экологическая безопасность. Природоохранная деятельность.

Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения.

Методические указания

Необходимо пояснять понятия "экосистема", "биосфера", "техносфера", "ноосфера", основные свойства экосистемы. Высказывать общее суждение об основных положениях учения В. И. Вернадского о биосфере. Называть элементы и составляющие окружающей среды, принципы ее охраны и направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение экологии.

2. Каковы основные методы экологии?

3. Назовите ученых экологов внесших наибольший вклад в развитие экологической науки.

4. Опишите уровни организации живых систем?

5. Что такое биосистема?

6. Приведите классификацию веществ биосферы по В.И. Вернадскому.

7. Что такое ноосфера и техносфера?

 

Литература

[1] c. 21-39

[2] с. 21-82

[4] c. 13-86

Тема 2. Природные ресурсы и основы природопользования

Содержание программы

Природные ресурсы. Их классификация по характеру использования человеком: исчерпаемые (возобновляемые, относительно возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые. Заменимые и незаменимые ресурсы.

Природопользование, его виды: рациональное и нерациональное природопользование. Ресурсо- и энергосбережение.

Атмосфера, ее состав. Уровень загрязненности атмосферного воздуха. Преобразование и использование солнечной энергии (гелиоэнергетика) и энергии ветра (ветроэнергетика). Потенциал гелио- и ветроэнергетики в Республике Беларусь.

Земельные ресурсы, их состояние и использование. Классификация почв и их характеристика. Эрозия (водная и ветровая). Загрязнение почв

 

радионуклидами, тяжелыми металлами, токсичными веществами и другими загрязнителями.

Водные ресурсы, их состояние и использование. Характеристика подземных и поверхностных вод. Водопотребление и водоотведение в различных отраслях экономики. Гидроэнергетика, основные принципы использования энергии воды. Малые и большие гидроэлектростанции, экологические последствия их строительства и эксплуатации. Потенциал гидроэнергетических ресурсов в Республике Беларусь.

Растительные и животные ресурсы, их состояние и использование. Красная книга Республики Беларусь. Проблема сохранения биологического разнообразия.

Полезные ископаемые Республики Беларусь, их состояние и использование.

Топливно-энергетические ресурсы страны, их характеристика. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов до 2020 г.

Биоэнергетика. Основные типы энергетических процессов, связанных с переработкой биомассы (термохимические, биохимические, агрохимические). Потенциальные возможности использования биологических энергоресурсов в Республике Беларусь (древесина, торф, бурые угли, бытовые, промышленные, агропромышленные отходы, избыточный активный ил, лигнин и др.)

Методические указания

Необходимо характеризовать основные природные ресурсы страны, их состояние и перспективы использования. Обосновывать необходимость рационального использования природных ресурсов Республики Беларусь, в том числе традиционных и нетрадиционных источников энергии.

 

Контрольные вопросы

1. Укажите классификацию природных ресурсов.

2. Дайте понятие возобновляемых, невозобновляемых, заменимых, незаменимых природных ресурсов.

3. Какое значение имеет вода в природе и жизни человека?

4. Расскажите об основных функциях атмосферы, ее строении и составе.

5. Дайте характеристику растительных ресурсов Республики Беларусь.

6. Объясните понятие рационального природопользования.

Литература

[1] c. 55-61

[2] с. 91-114; 127-153; 159-165

[4] c. 91-97; 110-125

Тема 3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Топливно-энергетический комплекс страны

Содержание программы

Загрязнение окружающей среды. Классификация видов загрязнения по характеру действия (химическое, физическое, биологическое), по масштабам, по устойчивости. Источники загрязнения. Глобальные (парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя), региональные и локальные

последствия загрязнения атмосферы. Возможные пути их минимизации. Характеристика конкретных отраслей экономической деятельности как источников загрязнения окружающей среды.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси (генетические, биологические, экологические, демографические и т. д.).

Энергия, ее виды, способы преобразования, транспортировки. Использование энергии. Потери тепловой и электрической энергии, возможные пути их снижения. Воздействие различных источников энергии на окружающую среду.

Экологическая эффективность различных способов получения электрической энергии. Первичные и вторичные энергоресурсы, их классификация.

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь. Структура производства и потребления энергоресурсов. Основные направления энергетической политики Республики Беларусь до 2010 г. Возможность самообеспечения топливно-энергетическими ресурсами экономики страны.

 

Методические указания

Характеризовать конкретную отрасль экономики как источник загрязнения окружающей среды. Освещать последствия аварии на ЧАЭС, глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы, и пути их решения. Высказывать общее суждение о роли топливно-энергетического комплекса в экономике Республики Беларусь, о путях его развития и возможностях самообеспечения страны топливно-энергетическими ресурсами

 

Контрольные вопросы

1. Что такое поллютанты? Дайте характеристику воздействия основных поллютантов на экосистемы, а также организм человека.

2. В чем разница между экологически чистой и экологически безопасной продукцией?

3. Какие виды энергии вы знаете?

4. Классифицируйте первичные и вторичные энергоресурсы.

 

 

5. Дайте характеристику топливно-энергетическому комплексу республики Беларусь.

 

Литература

[1] c. 74-84; 86-91

[2] с. 153-159

[3] c. 32-49

[4] c. 139-142; 194-227

 

Тема 4. Экологическая и энергетическая характеристика производства

Содержание программы

Принципиальные технологические схемы производства продукции и (или) услуг в конкретной отрасли. Экологическая характеристика сырья, вспомогательных материалов, промежуточных продуктов, готовой продукции, сточных вод, газовоздушных выбросов, твердых отходов, шламов

и пр. Анализ материальных и энергетических балансов производства продукции. Основные источники выбросов (сбросов) вредных веществ и воздействий на биосферу. Показатели удельного потребления сырьевых и энергетических ресурсов, а также выбросов (сбросов) на единицу выпускаемой продукции. Оценка степени экологичности производства. Пути экологизации производства и снижения энергозатрат на производство продукции и услуг.

 

Методические указания

Нужно уметь дать экологическую и энергетическую характеристику конкретного промышленного производства, излагать основные направления сокращения ресурсо- и энергопотребления.

 

Контрольные вопросы

1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции.

2. Организационные структуры управления экологической сферой.

3. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования.

4. Система экологического мониторинга и учета.

5. Государственная экологическая экспертиза и контроль.

6. Основы экологического нормирования.

 

 

7. Экономических механизм природопользования - совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования.

8. Система платного природопользования в Беларуси и ее эффективность.

9. Зарубежный опыт экономического стимулирования рационального природопользования.

 

Литература

[1] c. 192-200; 202-211; 212-233

[3] c. 236-244; 263-288

[4] c. 391-396







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.