|
Концепция проектного управления1. Концепция проектного управления: возникновение, этапы развития, современные подходы к определению содержания управления проектами. Проект – совокупность документов для создания какого-либо сооружения/изделия; замысел, план. В условиях рыночной экономики: Проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков: · направленность на достижение конкретных целей и результатов; · координация выполнения многочисленных взаимосвязанных действий; · ограниченная протяженность во времени (фикс. начало и конец); · ограниченные финансовые ресурсы; · ограничения по качеству (экономические и социальные).
Отличие проекта от производственной системы: Проект – однократная деятельность (нециклическая). Производственная система – производство реальной продукции. Серийный выпуск продукции не имеет конкретного момента завершения и зависит от наличия и величины спроса. Исчезает спрос ⇒ производственный цикл кончается. Производственные циклы не являются проектами, но в последнее время проектный подход всё чаще применяется к производственным системам. Проект, как система, существует столько времени, сколько требуется для получения конечного результата. Однако это не противоречит концепции фирмы. Современные определения: В общем виде Проект – что-либо, что задумывается/планируется (большое предприятие). С точки зрения процессного подхода Проект – процесс перехода из исходного состояния в конечное при участии ряда ограничений и механизмов. Из «Кодекса знаний об управлении проектами»: Проект – некоторая задача с определёнными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ её решения. Проект включает замысел, средства реализации, результаты. Подходит для решения интеллектуальных задач. Инвестиционный проект – некоторая акция, которая предусматривает вложение определённого количества ресурсов (финансовых, интеллектуальных, трудовых) для получения запланированного результата и достижения определённых целей в установленные сроки. Цель: получение прибыли. Инвестиционный проект предполагает поиск инвесторов. Программа – несколько проектов. Управление проектами – использование знаний, навыков, методов, средств, технологий при выполнении проекта с целью достижения/превышения ожиданий участников проекта (рассматривается как деятельность, область научных знаний, учебная дисциплина). Необходимость в самостоятельной дисциплине «Управление проектами» была осознана в развитых странах Запада с рыночной экономикой в 1950-х гг. Это было вызвано массовым ростом масштабов проектов, а также тем, что понятие их успешности стало измеряться в первую очередь соответствием их окончательной стоимости объему выделенных средств, величиной экономии и размерами прибыли. Последнее зависело от комплексности (системности) решения задач, составляющих в совокупности предмет управления.
Первые методы управления проектами: · 1957г. – метод критического пути (critical path method); · 57-58гг. – система оценки и пересмотра планов, проектов и программ (PERT); · 59г. – системный подход к управлению проектами на каждой стадии ЖЦ; · 66г. – GERT – целостная система математически-технического обеспечения и сетевого планирования; · 60е гг. – расчёт стохастических альтернативных сетевых моделей; · 70е гг. – ПАТТЕРН- метод.
Первые стандарты: · 87 г. – США «Свод знаний про проектному управлению»; · 89 г. – Стандарты в Японии и Великобритании.
В современных условиях совокупность методов и условий управления проектами представляет собой высокоэффективную методику управления инвестициями, позволяющую: · Осуществлять анализ инвестиционного рынка и сформировать портфель компании с оценкой ликвидности; · Оценить эффективность инвестиций с учётом факторов риска и неопределённости; · Разработать стратегию инвестиционных ресурсов компании: определить общую потребность и оценить целесообразность использования привлекаемых и заёмных средств, т.е отпределить оптимальную структуру инвестиционного капитала; · Произвести отбор и оценку инвестиционно привлекательных конкретных проектов; · Оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов, отобрать наиболее эффективные; · Осуществлять планирование и оперативное управление реальными конкретными инвестиционными проектами и программами; · Организовать процедуру управления качеством проекта; · Обеспечить эффективность управления инвестициями проекта с учётом изменений; · Обеспечить эффективный контроль; · Организовать завершение проекта, учесть психологические аспекты управления инвестициями.
2. Международные стандарты и сертификации в области управления проектами. На сегодняшний день различными организациями и инициативными группами разработано достаточно большое количество стандартов, имеющих отношение к проектному менеджменту. По основным областям применения стандарты могут быть разделены на следующие группы: 1) применимые к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов) и регламентирующие соответствующие процессы управления; 2) применимые к субъектам управления (менеджеры проектов, участники команд УП) и определяющие требования к знаниям и квалификации соответствующих специалистов и процессу оценки квалификации; 3) применимые к системе УП и организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы менеджмента. Разработчиками стандартов в основном являются профессиональные организации или группы специалистов международного или национального уровня. Рассмотрим основные стандарты по группам. Группа стандартов, применимых к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов) Наиболее проработанными по структуре и содержанию и распространенными являются стандарты, регламентирующие процессы управления отдельными проектами. В данной группе стандартов можно выделить: • ISO10006:2003. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов; Данный международный стандарт сам по себе не является руководством по УП. В нем приведены руководящие указания по качеству процессов УП.
• PMI. А Guide to the Project Management Body of Knowledge. (РМВОК Guide). PMBОK Guide является американским национальным стандартом УП и широко используется в мире. В основу стандарта положена процессная модель описания деятельности по УП. Группа стандартов, определяющих требования к квалификации участников управления проектами (менеджеры проектов, участники команд управления проектами) · Международные требования к компетенции специалистов по УП · Руководство по развитию компетенций менеджера проекта
Международные требования к компетенции менеджеров проектов определяют требования к знаниям и квалификации специалистов по четырем уровням квалификации в области проектного менеджмента: 1) специалист по проектному менеджменту; 2) менеджер проекта; 3) ведущий менеджер проекта; 4) директор программы. Международные требования к компетенции специалистов по УП (ICB) содержат три группы взаимосвязанных элементов знаний, включающие: 1) 20 технических элементов знаний, относящихся к содержанию проектного менеджмента; 2) 15 поведенческих элементов знаний, относящихся к межличностным отношениям между индивидуумами и группами, участвующими в проектах, программах и портфелях; 3) 11 контекстуальных элементов знаний, относящихся к вопросу взаимодействия проектной команды в контексте проекта и организаций, инициировавших и участвующих в проекте. Стандарты, применимые к системе управления проектами организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы проектного менеджмента · P2M(Program and Project Management for Innovation of Enterprises) (Япония) · OPM3® (Organizational Project Management Maturity Model)(разработка PMI).
P2M. Program and Project Management for Innovation of Enterprises. P2M – один из наиболее авторитетных современных стандартов. Исходная идея: представление проектов и программ в качестве основополагающих элементов стратегического управления организацией. OPM3® Organizational Project Management Maturity Model. По определению PMI, организационное УП – это систематичное управление проектами, программами и портфелями проектов, направленное на достижение стратегических целей компании. Основное назначение OPM3: служить инструментом, позволяющим любой организации определить собственную зрелость в УП, а также выработать направление и конкретные шаги развития корпоративной системы УП. 3. Определение проекта. Классификация проектов. Проект – идея и действия по её реализации с целью создания продукта (товара, услуги) или другого полезного для общества результата. Ещё определения можно взять из вопроса №1. Ввиду большого разнообразия проектов возникает необходимость их классификации. Проекты классифицируют: 1. по составу и структуре: · Мегапроекты (участвуют несколько стран) · Мультипроекты (несколько проектов) · Монопроекты (например, строительство моста)
2. в зависимости от сферы деятельности (типы): · Технический · Организационный · Экономический (направлен на увеличение объёма продаж в организации) · Социальный (для улучшения качества жизни населения) · Демографический (например, поддержка уровня рождаемости) · Экологический · Смешанный
3. в зависимости от характера предметной области (виды): · Инвестиционно-строительные (привлечение инвестиций) · Инновационные (высокотехнологичные, наукоёмкие) · Научно-исследовательские (решение теоретической проблемы) · Учебно-образовательные
4. в зависимости от масштаба/размера (стоимость, кол-во участников, степень влияния на окружающую среду): По критерию стоимости · Мелкие (до 1 млн.) · Средние (до 10 млн.) · Крупные (до 100 млн.) · Очень крупные (>100 млн.)
5. по длительности (продолжительности осуществления с момента появления идеи): · Краткосрочные (1-2 г.) · Среднесрочные (2-5 л.) · Долгосрочные (>5 л.)
6. по сложности (технической/организационной/с точки зрения обеспечения ресурсами/эксплуатации/ликвидации): · Простые · Сложные · Очень сложные
7. в зависимости от способа возмещения затрат: · Коммерческие (с целью получения прибыли) · Некоммерческие (с целью решения важной проблемы)
8. в зависимости от уровня: · Международные · Федеральные · Региональные · Муниципальные
9. в зависимости от связи между проектами: · Независимые · Взаимодополняющие · Взаимоисключающие (альтернативные).
4. Миссия и стратегия проекта. Процедуры разработки стратегии и их характеристика. Миссия – главная, генеральная цель проекта, чётко выраженная причина его существования. Миссия детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры: I. стратегический анализ; II. разработку и выбор стратегии; III. реализацию стратегии.
I. стратегический анализ; Стратегический анализ – анализ внутренней и внешней среды проекта. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (метод SWOT-анализа). Процесс стратегического анализа предполагает · идентифицирующие факторы, имеющие отношений к проекту; · владение информацией, позволяющей дать качественную и количественную оценку факторов; · знание методов анализа.
Факторы, характеризующие внешнюю среду: · Технические · Технологические (уровень существующих технологий, наличие новых технологий) · Экономические (состояние экономики страны/региона, динамика ВВП, индекс физического объёма промышленного производства, индекс физического объёма ВРП (состояние региональной экономики), уровень безработицы/занятости, инфляция (индекс потребительских цен на товары и услуги, индекс дефлятор ВВП), процентные ставки по кредитам, курсы валют (их динамика и соотношение), налоги) · Политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика) · Социальные (традиции, вкусы, предпочтения населения) · Демографические (численность населения; структура; распределение по полу, возрасту; городские/сельские; плотность размещения населения; рождаемость и смертность; естественное и механическое движение населения; уровень образования; национальность и вероисповедание; состояние в браке, наличие детей) · Экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды) · Государственное регулирование (правовое обеспечение ведения бизнеса, отраслевые нормативные акты) · Конкуренты (количество, возможности)
Рассмотрим внутреннюю среду организации, она включает:
· Анализ рынка (сегмента, для которого предназначен результат проекта; круга потребителей) · Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга) · Сбыт (объём продаж, доля рынка, каналы распределения, скидки) · Производство (наличие оборудования, технологии, производственных площадей, производственных мощностей) · Персонал (наличие, состав и структура, квалификация, мотивация, корпоративная культура) · Снабжение (поставщики, условия и системы поставки) · НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)(уровень, бюджет) · Финансы (наличие и структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние) · Номенклатура продукции (степень диверсификации) · Стратегия, разрабатываемая исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа
II. Разработка и выбор стратегии Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают: • корпоративную стратегию (общее направление развития организции, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения); • деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода: 1) лидерство в издержках, 2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению), 3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта); • функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
III. Реализация стратегии
Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы. Существенный элемент стратегии – фактор так называемой организационной культуры, включающий: · видение (философию) организации; · господствующие ценности; · нормы и правила поведения; · ожидания предстоящих изменений; · процедуры и поведенческие ритуалы.
5. Управляемые параметры проекта и результаты проекта. К управляемым параметрам проекта относятся: · объемы и виды работ по проекту · стоимость, издержки, расходы по проекту · временны ́е параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта; а также взаимосвязи работ · ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе человеческие или трудовые, финансовые, материально технические, подразделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам · качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта Под результатом проекта понимают конечную продукцию, полезный эффект. В зависимости от типа/цели проекта его результатами могут быть: · научная разработка, · новый технологический процесс, · программное средство, · строительный объект, · реализованная учебная программа, · реструктурированная компания, · сертифицированная система качества и т.д. Об успешности проекта судят по тому, насколько он соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам по запланированному уровню. 6. Среда (окружение) проекта. Проект имеет ряд свойств • проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой; • состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития; могут появляться новые элементы (объекты),удаляться старые; • проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи. Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на «проект» и «внешнюю среду» в определенной степени условно. Причины этого таковы. В практике бизнес планирования обычно подлежат изучению триаспекта окружения проекта: 1) политический, а именно отношение федеральных и местныхвластей к проекту; 2) территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции; 3) экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта. 7. Участники проекта. Участники проекта – основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла. В зависимости от типа проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Главный участник – заказчик (Customer, Owner) – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов. Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы. Не менее важная роль принадлежит инвестору – стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в Российской Федерации могут быть: • органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; • организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; • международные организации, иностранные юридические лица; • физические лица – граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Проектно-сметную документацию готовят специализированные проектные организации, обобщенно называемые проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации-поставщики, которые можно объединить под названием поставщик. Подрядчик (генеральный подрядчик, субподрядчик) – юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. В последние годы состав участников проекта дополнился новыми лицами. К их числу относятся: • управляющая компания • партнер– компания, вместе с которой осуществля ется проект по оказанию услуг и/или осуществлению работ; • консультант; • спонсор; • исполнительный директор; • менеджер: программ проектов функциональный финансовый по управлению персоналом • офис управления программами и проектами (Project Office) – комплексная инфраструктура, включающая физические (помещения, оргтехника) и виртуальные (программное обеспе чение, современные информационные технологии) элементы, обеспечивающие эффективные коммуникации руководства и участников проекта; • участник проекта, команды проекта (Project Member, Participant, Stakeholder) – лицо, наделенное менеджером проекта какимилибо функциями по проекту и находящееся в деловом контакте с другими участниками команды проекта.
8. Жизненный цикл проекта. Жизненый цикл (ЖЦ) – промежуток времени с момента зарождения идеи проекта до момента его ликвидации. Жизненный цикл проекта – исходное понятие для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные стадии: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».
Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и вложения денежных средств в его выполнение. Окончанием существования проекта может быть: • ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта; • перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; • достижение заданных результатов; • прекращение финансирования; • начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация); • вывод объектов проекта из эксплуатации.
Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами. Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями). Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, опытом и конкретными условиями выполнения проекта. На практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным — лишь бы оно выявляло некоторые важные контрольные точки (вехи), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта. В свою очередь каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д. Применительно к очень крупным проектам, например строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т.п., количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено. Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10—15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций – участников проекта. Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временноґй последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.
9. Функции, подсистемы и методы управления проектами. Управленческие функции включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту. Функции УП включают: · Планирование – суть состоит в определении целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ, которые должны быть выполнены, выборе нужных для этого методов и средств, а также ресурсов и согласовании действий организаций — участников проекта. · Контроль проекта состоит в обеспечение выполнения плановых показателей и повышение общей эффективности планирования. · анализ · принятие решений · составление и сопровождение бюджета проекта · организацию осуществления проекта · мониторинг контроль - слежение, учет, анализ и составление отчетов о фактическом выполнении проекта в сравнении с планом. · Оценка эффективности проекта · отчетность · экспертизу, проверку и приемку · бухгалтерский учет, · администрирование. Подсистемы УП формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в его рамках. Предметные области и управляемые элементы в самом общем виде включают · сроки, · трудовые ресурсы, · стоимость и издержки, · доходы · закупки и поставки ресурсов и услуг · ресурсы (уже закупленные), · Изменения по проекту · риски проекта · информацию и коммуникации · качество и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном случае могут добавляться специфические подсистемы. Отличие подсистем от функций УП заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Подсистемы УП по основным предметным областям подразделяются на управление · содержанием проекта, · объемами работ, · временем, · продолжительностью, · стоимостью, · качеством, · закупками и поставками, · распределением ресурсов, · человеческими ресурсами · рисками, · запасами ресурсов, · интеграционное (координационное) управление, · управление информацией и коммуникациями. Методы УП позволяют: · определить цели проекта и провести его обоснование; · выявить структуру (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить); · определить необходимые объемы и источники финансирования; · подобрать исполнителей, в частности через процедуры торгов и конкурсов; · подготовить и заключить контракты; · определить сроки выполнения проекта, составить график егореализации, рассчитать необходимые ресурсы; · рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитыватьриски; · обеспечить контроль за ходом выполнения проекта. Методы УП включают · сетевое планирование и управление, · календарное планирование · логистику · Стандартноепланирование, · структурное планирование, · ресурсное планирование, · имитационное моделирование на ЭВМ и др.
10. Организационные структуры управления проектами. Организационной структурой называют внутреннее устройство системы управления, которое обычно описывается совокупностью организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц), взаимоотношениями этих организационных единиц между собой и с управляемой деятельностью (объектом управления). Выделяют следующие принципиальные организационные формы · функциональную структуру, предполагающую использование существующей иерархической структуры организации. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ; • дивизиональную форму организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признакам); • проектную структуру. Данный подход предполагает, чтокомплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации; • матричную структуру. Промежуточная форма, объединяющая преимущества проектной и функциональной структур управления. Могут быть выделены три разновидности матричнойструктуры организации: 1) cлабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную властьнад ресурсами; 2) cбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; 3) жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта
11. Основные фазы управления проектами. Прединвестиционная фаза проекта. Основными причинами появления проекта является: · неудовлетворенный спрос; · избыточные ресурсы; · инициатива предпринимателей; · реакция на политическое давление; · интересы кредиторов.
12. Проектный анализ. Виды проектного анализа. Задачи проектного анализа на этапе разработки ТЭО проекта. Цель проектного анализа - определить результаты (ценность) проекта. Для этого используют выражение: Результаты проекта = Изменение выгод в результате проекта - Изменение затрат в результате проекта. Результаты и затраты по проекту можно определить (для 1 вида ресурсов и 1 вида продукции) след. образом: Результаты за любой год = Прирост V продукции * Цена ед. прод. проекта. Затраты за любой год = Прирост V ресурсов * Стоимость ед. пр. проекта Принято различать следующие виды проектного анализа: · технический; · финансовый; · коммерческий; · экологический; · организационный (институциональный); · социальный; · экономический. В рамках технического анализа инвестиционных проектоав изучают: · технико-технологические альтернативы; · варианты местоположения; · размер (масштаб, объем) проекта; · сроки реализации проекта в целом и его фаз; · доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов; · емкость рынка для продукции проект; · затраты на проект с учетом непредвиденных факторов; · график проекта. Эти задачи решаются на стадиях прединвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации. В процессе поэтапно проводимого техн. ан. уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, кот. приводят к непредвиденным расходам. Задача коммерческого анал. — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к 3: маркетинг; источники и условия получения ресурсов; условия производства и сбыта. Задачей экологического анал.инвестиц-го проекта явл. установление потенциального ущерба окр. среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинв. период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Поэтому в план проекта д. включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. Цель организационного анал. — оценить организационную, правовую, политич. и административную обстановку, в рамках которой проект д. реализовываться и эксплуатироваться. Основными задачами организационного анал.явл: определение задач участников проекта применительно к действующему, оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения; оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта, разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организац. факторов, влияющих на эффективность проекта. Целью социального анал. явл. определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Рез-ты соц. ан. д. обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.Следует отметить, что соц. ан. весьма сложен — прежде всего, из-за затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.
13. Бизнес-план: его назначение и содержание. Бизнес план не является обязательным предпроектным документом и разрабатывается по решению заказчика с целью привлечения финансовой поддержки от внешних инвесторов, а также банков, для которых бизнес план – обязательный документ, подтверждающий коммерческую привлекательность проекта. Бизнес план включает разделы, в которых должны содержаться: описание целей и задач, которые необходимо решить предприятию, способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения; · анализ рынка и информация о потребителях продукции и услуг; · определение видов выпускаемой продукции и оказания услуг; · план производства продукции и оказания услуг; · план создания основных фондов; · организационный, юридический, финансовый планы; · оценка рисков и страхование проекта; · схемы финансирования проекта, включая использование при · влеченных средств; · основные выводы по проекту и др. Состав разделов бизнес плана может изменяться в зависимости от условий осуществления проекта.
14. Маркетинг проекта: современная концепция маркетинга в управлении проектом. Разработка программы маркетинга проекта. Маркетинг — система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовл. нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций. Применительно к проблематике управ. проектами М можно рассматривать в 2 аспектах. 1 аспект раскрывает внутреннее содержание М проекта и представляет собой структуру маркетинговой деят-ти соотносительно временной протяженности проекта. Этот аспект подчеркивает, что на любом этапе жизненного цикла проекта М присутствует во всей своей полноте, не меняя своего внутреннего содержания. 2 аспект отражает место М в проекте с точки зрения временной структуры проекта, т. е. его ЖЦ. Несмотря на то, что маркетинговые мероприятия присутствуют на каждом этапе проекта, значение, Vы и содержание работ на разных фазах проекта различны. Условно 1 аспект можно определить как ве<
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|