Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





Основные требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) изложены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33. Особенности организации надзора в зависимости от специфики деятельности того или иного органа отражены также в специальных ведомственных актах[29].

Законодательными актами Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации периодичность проведения прокурорских проверок в сфере ОРД не установлена[30]. Однако правоприменительной практикой выработана определенная система их проведения.

Проверки условно можно подразделить на плановые; проводимые в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, жалоба или иное обращение граждан и организаций) о нарушениях закона органом, осуществляющим ОРД; проводимые по инициативе уполномоченного прокурора по мере необходимости; проводимые по заданию вышестоящего прокурора (органа прокуратуры).

Основаниями проведения проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации являются:

обращения граждан, юридических и должностных лиц;

результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора.

Кроме того, проверки проводятся:

в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших[31].

Таким образом, периодичность прокурорских проверок зависит: от конкретного предмета проверки; состояния законности; характеристики проверяемого оперативно-розыскного органа; общего объема и эффективности проводимой оперативно-розыскной деятельности; количества, характера и направленности дел оперативного учета; специфики деятельности поднадзорного органа; иных конкретных обстоятельств.

С целью обеспечения законности и эффективности деятельности органов, осуществляющих ОРД, плановые прокурорские проверки исполнения законодательства в сфере ОРД в оперативно-розыскных органах рекомендуется проводить:

не реже одного раза в полугодие по общему правилу;

ежеквартально — при незначительном объеме оперативно-розыскной работы в поднадзорных органах;

ежемесячно — по приоритетным направлениям ОРД (например, розыск без вести пропавших лиц);

при поступлении соответствующей информации о нарушении закона и по мере необходимости — остальные проверки.

Источниками информациио фактах нарушений закона служат:

имеющиеся в распоряжении уполномоченного прокурора (органов прокуратуры) оперативные сводки, статистические и отчетные данные, аналитические справки и докладные записки, жалобы и другие обращения граждан и организаций, уголовные дела и материалы об отказе в их возбуждении, материалы предшествующих прокурорских проверок и соответствующие акты прокурорского реагирования (представления, протесты, постановления, предостережения), а также требования об устранении нарушений закона;

статистические и иные данные информационного центра оперативно-розыскного органа (ИЦ ОРО);

данные органов дознания, следственных, судебных и иных органов правопорядка;

документы, материалы, статистические и иные необходимые сведения, представляемые проверяемым органом.

Проверку рекомендуется проводить на основании тщательно продуманного плана, подготовленного исполнителем и утвержденного соответствующим руководителем органа прокуратуры.

Учитывая требования закона о возложении на прокурора обязанности по обеспечению защиты сведений, содержащихся в делах оперативного учета (ДОУ), других оперативно-служебных документах и материалах ОРД, их изучение целесообразно проводить по месту нахождения (хранения), в специально отведенном для этого служебном помещении органа, осуществляющего ОРД, с соблюдением правил работы с секретными документами и материалами.

Для получения необходимых прокурору в процессе проверки статистических и иных сведений, учетно-регистрационных документов ДОУ, других оперативно-служебных документов и материалов направляется письменное требование уполномоченного прокурора. Данный документ должен быть надлежащим образом оформлен, адресован руководителю органа, осуществляющего ОРД, и должен содержать требование не только о предоставлении документов, материалов и сведений, но и об оказании необходимых помощи и содействия в проведении проверки. Требование в обязательном порядке должно содержать ссылки на конкретные нормы федеральных законов, при необходимости — на другие нормативные правовые акты, обосновывающие законность требований прокурора.

Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности может осуществляться только посредством проверки оперативно-служебной документации, без непосредственного вмешательства в проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), поэтому проверить законность ОРД уполномоченный прокурор может только путем ознакомления с материалами ДОУ и иными материалами. При проведении проверок следует иметь в виду, что оперативно-служебные документы, отражающие факт и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, содержатся не только в делах оперативного учета, но и во многих других информационных системах и на материальных носителях информации, причем такие документы и такая информация, как правило, достаточно объемные.

Первичным источником информации для ориентировки прокурора в массиве таких документов и материальных носителей могут служить имеющиеся в каждом органе, осуществляющем ОРД, утверждаемые руководителем номенклатуры (полные перечни дел и нарядов) обычного и секретного делопроизводства.

Проверку оперативно-розыскных подразделений оперативно-розыскных органов рекомендуется начинать с изучения учетно-регистрационных журналов и книг. При этом уполномоченный прокурор делает пометку об ознакомлении с последней порядковой записью в них, с проставлением даты и заверяет их своей подписью. После чего проверяется наличие дел оперативного учета, других оперативно-служебных документов и производятся соответствующие сверки записей и пометок.

Определение реального состояния законности проверяемого объекта осуществляется установлением фактического состояния оперативно-служебной документации путем ее осмотра и сверкис учетно-регистрационной документацией. Проверка уполномоченным прокурором фактического наличия отдельных оперативно-служебных документов позволяет не только убедиться в наличии, но и определить состояние учета в местах хранения, порядок составления документов учета оперативно-розыскных материалов.

Прокурору необходимо истребовать и изучить за определенный период не только находящиеся в производстве, но и прекращенные и списанные в архив дела оперативного учета и дела накопительно-наблюдательного производства. В обязательном порядке подлежат изучению журналы и книги учета анонимных сообщений, сообщений доверенных лиц и рапортов об оперативном контакте, агентурных сообщений (записок), регистрации дел предварительной оперативной проверки и дел оперативной разработки, дел оперативно-профилактического наблюдения и литерных дел, оперативно-поисковых дел на нераскрытые преступления, розыскных дел и дел иных категорий. Целесообразным также является ознакомление с книгами учета оперативно-технических мероприятий, другими учетно-регистрационными и иными оперативно-служебными документами, перечень которых с приложением конкретных образцов содержится в ведомственных нормативных актах, регламентирующих ОРД, в том числе организацию и тактику проведения оперативно-розыскной деятельности.

Изучение этих документов позволит установить законность, своевременность, полноту и обоснованность заведения, регистрации, ведения, прекращения и продления сроков ведения дел оперативного учета и дел накопительно-наблюдательного производства, проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, принятия на их основе соответствующих решений органом, осуществляющим ОРД.

При проведении проверок с использованием материалов ДОУ и иных дел, учетно-регистрационных и иных оперативно-служебных документов и материалов в первую очередь необходимо выяснять наиболее значимые вопросы, вытекающие из целей и задач прокурорской проверки в сфере ОРД.

Особое внимание уделяется:

общему состоянию законности при осуществлении ОРД;

законности при проведении конкретных оперативно-розыск-ных мероприятий и принятии решений руководителями оперативно-розыскного органа (ОРО);

соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;

решению задач ОРД и выполнению установленных законом обязанностей органами, уполномоченными на осуществление ОРД;

эффективности осуществления ОРД с точки зрения исполнения всех требований и предписаний закона по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и всех лиц, причастных к их подготовке и совершению;

выявлению причин и условий нарушений оперативно-розыск-ного законодательства;

состоянию ведомственного контроля за законностью ОРД;

достоверности статистических и иных отчетных данных и сведений, характеризующих результаты и эффективность деятельности проверяемого оперативно-розыскного органа.

По результатам проведенной проверки уполномоченным прокурором с соблюдением правил секретного делопроизводства составляется соответствующая справка, в которой указываются выявленные нарушения закона, принятые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами меры, а также предложения по устранению этих нарушений, причин и условий, им способствующих.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.