Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Психология познавательных процессов





ПсихологиЯ

И

ПЕДАГОГИКА

 

Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие

для студентов всех специальностей
заочной формы обучения

 

Саратов


 

УДК 159.9:37

ББК 88:74

П86

 

Авторы-составители:

кандидат педагогических наук, доцент Т.Г. Неруш,

кандидат психологических наук, доцент В.Г. Печерский,

кандидат психологических наук, доцент А.Н. Смирнов

 

 

Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов заочной
П86 формы обучения / Авторы-составители Т.Г. Неруш, В.Г. Печерский, А.Н. Смирнов.
Саратов: СГСЭУ, 2002. - 84 с.

 

ISBN 5 - 87309 - 273 - 7

 

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов-заочников всех специальностей социально-экономического вуза при изучении ими курса «Психология и педагогика». В нем очень кратко изложено основное содержание курса. Материалы пособия также могут помочь при изучении таких курсов, как «Философия», «Социальная антропология», «Социология», «Социальная психология», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.

 

 

Рекомендует к печати

учебно-методический совет СГСЭУ

" 5 " мая 2002 г.

 

УДК 159.9:37

ББК 88:74

 

  Ó СГСЭУ, 2002
ISBN 5 - 87309 - 273 - 7 Ó Авт.-сост. Т.Г. Неруш, В.Г. Печерский, А.Н. Смирнов, 2002

 

Учебное издание

 

 

Авторы-составители:

Неруш Татьяна Григорьевна

Печерский Владимир Григорьевич

Смирнов Александр Николаевич

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Учебно-методическое пособие
для студентов всех специальностей заочной формы обучения

 

Редактор Т.П. Козлова

Компьютерная верстка А.Н. Смирнова

 

 

Подписано в печать 23.05.2002 г. Формат 60 ´ 841/16.

Бумага типогр. № 2. Печать RISO.

Усл. печ. л. 4,9. Уч.-изд. л. 5,25. Заказ. Тираж 300 экз.

 

410003, Саратов, ул. Радищева, 89. СГСЭУ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психология и педагогика являются сложными отраслями знаний, исследующими чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических понятий и терминов, связанных в силу своего предмета со многими областями общественных и естественнонаучных дисциплин.

Настоящее издание является учебно-методическим пособием для студентов высших учебных заведений непсихологических специальностей по дисциплине «Психология и педагогика», способствующим осмыслению основных категорий психологии и педагогики, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Ограниченность времени изучения основ психологии и педагогики побудила авторов к созданию краткого, лаконичного, но вместе с тем системного и упорядоченного издания, обеспечивающего процесс овладения столь обширным материалом. Читателю необходимо понимать, что теоретический материал, изложенный в пособии, содержит лишь общие основы психолого-педагогических знаний, являющиеся ступенью для дальнейшего, более глубокого изучения специальных разделов психологии и педагогики, связанных с конкретной сферой профессиональной деятельности.

Текст пособия снабжен необходимым методическим аппаратом, обеспечивающим самостоятельную работу студентов с психологической и педагогической литературой, самоконтроль в учебном процессе. Этот аппарат включает в себя план изложения темы, раздела, выделенные курсивом основные понятия, формулировки, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, задания для самостоятельной работы. Список литературы составлен преимущественно на основе работ, опубликованных в течение последних десяти лет.

Разумеется, авторы далеки от мысли, что все их замыслы относительно содержания и методического обеспечения данного пособия нашли свою полную реализацию. Настоящее издание – это только начало работы по методическому обеспечению психолого-педагогических дисциплин.


 

Раздел первый. ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема 1. Предмет, структура и методы психологии.
Психика и организм

1. Предмет психологии. Изменение взглядов на предмет научной психологии. Понятие психики.

2. Основные отрасли современной психологии.

3. Методы исследования в психологии.

4. Мозг и психика. Естественнонаучные основы психологии.

5. Развитие психики и сознания.

 

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях отражения человеком объективной реальности.

Центральным понятием психологии является понятие «психика».

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом идеального образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

На протяжении многих столетий психология была одним из разделов философии и оставалась областью описательных (умозрительных) знаний. На рубеже XIX – XX веков началось быстрое развитие психологии, которое стимулировалось суспехами естествознания, в первую очередь, развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями практики, прежде всего, со стороны медицины, педагогики и производства. В результате психология превратилась в самостоятельную, разветвленную область научных знаний. Решающую роль в этом сыграло появление экспериментальных методов исследования психических явлений.

Современное понимание предмета психологии сложилось далеко не сразу. Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, способность индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их личностная ценность были истолкованы как показатель существования особой сущности – души, которая их и порождает. Поэтому более двух тысяч лет назад психологию определяли как науку о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Это был первый этап становления психологии.

В XVII веке психологию стали определять как науку о сознании. Основным и единственным методом исследования было наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Естественно, используя метод самонаблюдения, человек мог описать только те явления, которые он осознавал, поэтому и предмет психологии сузился до границ сознания.

Третий этап возникает на рубеже XIX – XX веков в связи с развитием естественных наук. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Психология трактуется как наука о поведении.

Современное понимание предмета психологии сформировалось в нашей стране на базе диалектико-материалистической философии, в частности, теории отражения. Психика рассматривается как продукт развития живой материи, порождаемый ею, и выполняет функции ориентирования в окружающей среде и управления поведением.

Основными положениями теории отражения являются:

1) положение о том, что психика – свойство мозга, его специфическая функция;

2) эта функция носит характер отражения;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности личности.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

1) оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность;

2) совершается в процессе активной деятельности субъекта;

3) углубляется и совершенствуется;

4) преломляется через индивидуальность;

5) носит опережающий характер.

Современная психология представляет собой весьма разветвлённую область научных познаний. Выделение различных областей психологии, как и других наук, происходит, прежде всего, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Этому способствует накопление научных знаний в соответствующих областях, развитие методов исследований. Многие из отраслей психологии приобрели ныне самостоятельный статус (Авиационная психология, Военная, Дифференциальная, Возрастная, Зоопсихология, Инженерная, Историческая, Медицинская, Нейропсихология, Патопсихология, Педагогическая, Психогенетика, Психогигиена, Психодиагностика, Психолингвистика, Психосемантика, Психология искусства, Психология науки, Психология пропаганды, Психология рекламы, Психология спорта, Психология творчества, Психология труда, Психология управления, Психотерапия, Психофармакология, Психофизика, Психофизиология, Специальная, Социальная, Сравнительная, Экологическая, Этническая, Юридическая и т.д.).

Основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной психологии является общая психология, которая изучает общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижений всех областей и в то же время обогащает и направляет их общетеоретическими концепциями.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость. В настоящее время психологи ищут надежные критерии умственного развития и определяют условия, при которых достигается максимально эффективное умственное развитие. Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтологию.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека. Она исследует особенности формирования познавательных процессов учащихся, проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности проблемы межличностного взаимодействия в процессе обучения, взаимоотношения в ученическом коллективе, индивидуальные психологические особенности учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе обучения и т.д. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, коррекционная психология.

Нейропсихология изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения различных заболеваний; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Психология аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговых патологий; олигофренопсихологию – науку о патологии психического развития, связанную с нарушением познавательной и интеллектуальной сферы человека; сурдопсихологию – науку о формировании психики при серьезных нарушениях слуха; тифлопсихологию – отрасль психологии развития детей с нарушениями зрения.

Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление проявлений психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих аналогий и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащим к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные формы поведения животных составляют объект специального изучения сравнительно новой отрасли – этологии.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в формальных и неформальных группах.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, а также психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений и взаимодействий в условиях военной дисциплины, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой, аспекты психологической реабилитации и помощи побывавшим в условиях войны и т.д.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей личности человека, закономерности развития трудовых навыков, выяснение влияний на трудящихся особенностей трудовой обстановки, организации производственной среды и т.п.

Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и половые особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, вопросы психологии моды и т.п.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она разделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.д.; криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.

Инженерная психология исследует процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

Экономическая психология изучает психологические явления, связанные с производственными отношениями людей (отношения собственности, обмена, распределения, потребления).

Психология управления изучает психологические закономерности управленческой деятельности.

В последнее время начались разработки проблем психологии научного творчества, затрагивающие психологические аспектыстимуляции творческой активности, роль интуиции в осуществлении научных открытий и т.д. Своеобразный раздел психологии научного творчества представляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Современная психология располагает богатым арсеналом методов эмпирического исследования: наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент, тесты, моделирование.

Наблюдение проводят в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Для научного наблюдения характерна не простая фиксация факта, а объяснение его внутренней сущности. Необходимое условие такого наблюдения – цель и чёткий план, фиксация результатов в специальном протоколе (дневнике).

Различают стандартизированное (наблюдатель имеет подробную инструкцию и план наблюдения – что, когда и где наблюдать) и не стандартизированное (обозначают только цель и задачи, подробного плана нет), включенное (наблюдатель участвует в деятельности) и не включенное (стороннее) наблюдение. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение.

Метод опроса позволяет собрать большой фактический материал о мнениях, оценках, отношениях опрашиваемых к тому или иному объекту, своим внутренним психическим состоянием. Опрос может быть устным (интервью) и письменным (анкета); стандартизированным и не стандартизированным (свободным). Устный опрос позволяет получать больше информации об обследуемом так как исследователь имеет возможность регистрировать реакции на вопросы. Однако эта разновидность опроса является более трудоёмкой, что ограничивает её применение при обследовании больших групп людей.

Анализ продуктов деятельности основан на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому сознание образует внутренний план деятельности человека. Наиболее широкое применение получил контент-анализ (англ. content – содержание) – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов. Этот метод используется преимущественно для анализа содержания материалов средств массовой информации, а так же текстов интервью, ответов на открытые вопросы анкет и т.д. Контент-анализ даёт возможность выявить отдельные характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи.

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – метод, опирающийся на точный учёт изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Его основным достижением является то, что исследователь сам создаёт условия, в которых выявляется психологический факт, а также может изменять условия и течение психических процессов. Различают лабораторный (протекает в специальных условиях, используется аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией) и естественный (протекает в обычных условиях) эксперимент.

Тест (англ. test – испытание, проба) – стандартизированная процедура, направленная на выявление и измерение какого-либо психического свойства. Выделяют тесты-вопросники и тесты-задания. Тест должен отвечать требованиям достоверности и надёжности (устойчивости результатов при повторном тестировании). Применение тестов требует высокой психологической компетентности (квалификации).

В последние десятилетия в психологии широкое распространение получил метод моделирования, воспроизводящий определённую психическую деятельность с целью её исследования путём имитации жизненных ситуаций в лабораторных условиях. Модели ситуаций строятся при помощи специальных устройств (приборов, тренажёров и т.д.).

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством специальных физиологических механизмов, в основе которых лежит рефлекс (от лат. reflexus – отраженный) – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности отдельных её областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком. Кора головного мозга обеспечивает сложную психическую деятельность человека.

Функциональная организация человеческого мозга по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает 3 основных блока:

I – энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга. (расположен в верхних отделах мозгового ствола).

II – блок приёма, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры).

III – блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры).

При повреждении первого блока становится неустойчивым внимание, появляется сонливость, вялость, безразличие. Нарушение нормальной работы второго блока приводит к потере чувствительности. Поражение третьего блока приводит к дефектам поведения и деятельности, изменениям в личностной сфере, снижению умственных способностей.

Возникновение и развитие психики неразрывно связано с эволюцией живых организмов, и, в частности, с возникновением и развитием нервной системы.

Простейшие, одноклеточные организмы обладают раздражимостью – свойственной всей живой материи способностью изменять физиологическое состояние под воздействием факторов внешней среды.

У многоклеточных организмов появляются специфические (нервные) клетки, образующие систему. Благодаря нервной системе организм функционирует как единое целое и у него появляется чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение. Чувствительность возникает на базе раздражимости. Чувствительность – первое проявление психики, показатель её возникновения. С появлением чувствительности организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых (изменяющих физиологическое состояние) раздражителях, то есть чувствительность ориентирует организм в среде.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

Далее, по мере развития нервной системы, появляется предметное восприятие. Это вторая стадия развития психики. На этой стадии отражение действительности происходит в виде целостных образов предметов, то есть отражается предмет в целом, а не отдельные его свойства.

Третья стадия – стадия интеллекта характеризуется еще более сложными формами отражения действительности. На этой стадии появляется способность отражать не только отдельные предметы, но и связи, отношения между ними, что позволяет животному решать двухфазные задачи, требующие подготовительных действий для своего решения.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Стадии элементарной чувствительности соответствуют врожденные формы реагирования на определенные условия среды, основанные на безусловных рефлексах (инстинкты). Стадии предметного восприятия – навыки, то есть формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте (их физиологическая основа – условные рефлексы). Стадии же отражения межпредметных связей соответствует интеллектуальное поведение, позволяющее «переносить» навыки в новые ситуации, использовать внешние предметы как орудия, «изобретать» новые способы решения задач и т.д.

Интеллектуальный характер носят, прежде всего, действия человекообразных обезьян, но даже у них эти действия крайне элементарны и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Эти действия ими не обобщаются, не осознаются и не передаются «человеческими» способами (через речь, орудия и предметы труда).

Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями.

Основным фактором, определяющим развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда, направленная на общую цель.

Структура сознания (по А.В. Петровскому) включает в себя:

1) совокупность знаний о мире;

2) различение субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту;

3) возможность целеполагающей деятельности.

Основной психологической характеристикой сознания является выделение субъектом себя из окружающего мира («Я и все остальное»).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Приведите примеры явлений, которые изучает психология. В чем их отличие от явлений, исследуемых другими науками?

2. Почему изменились взгляды на предмет психологии?

3. Каковы основные свойства психического отражения?

4. Какие методы психологии вы знаете?

5. Назовите основные отделы головного мозга.

6. Какие функциональные блоки выделил в головном мозге человека А.Р. Лурия?

7. Что такое рефлекс?

8. На какие этапы разделяется развитие психики?

9. Как возникло сознание человека и какова его структура?

 

 

Раздел второй. ПЕДАГОГИКА

 

Тема 1. Предмет, содержание и цель педагогики

1. Объект, предмет и функции педагогики.

2. Образование как социальный феномен.

3. Основные категории педагогики.

4. Общекультурное значение педагогики.

5. Методология и методы педагогических исследований.

 

Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Это и сфера человеческой деятельности, результатами которой являются добытые новые знания, их систематизация, создание теорий в области своего предмета.

Педагогическая наука определяется как наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. Определение педагогики как науки требует установления границ её предметной области, то есть ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление её объекта и предмета.

А.С. Макаренко в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребёнка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребёнок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта, которую должна изучать специальная наука – педагогика.

Предмет педагогикиобразование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики как науки обусловлены её предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органическом единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трёх уровнях:

1) описательном, или объяснительном – изучение передового или новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3) прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений и закономерностей в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предполагает также три уровня реализации:

1) проективный – связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, её содержание и характер;

2) преобразовательный – направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный и корректировочный – предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Любое общество существует лишь в том случае, если его члены следуют принятым в нём ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими особенностями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Целенаправленный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его исторических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Итак, образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой являются обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определёнными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Любое теоретическое построение требует чёткого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) – «воспитание», «обучение», «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Рассматривая «воспитание» с профессиональной педагогической позиции, ряд учёных определяет его как целенаправленную содержательную, профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности воспитанника, вхождению его в контекст современной культуры, становлению человека как субъекта и стратега собственной жизни.

При этом воспитатель:

- передаёт опыт, накопленный человечеством;

- вводит в мир современной культуры;

- стимулирует самовоспитание;

- помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

- овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

- работает над собой;

- обучается способам общения и поведения.

В результате воспитанник изменяет своё понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определённой ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Вторая категория – «обучение» – понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленного на усвоение последними научных знаний и способов деятельности, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподаёт – целенаправленно передаёт знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создаёт условия для развития личности учащегося (памяти, внимания, мышления, черт характера, установок, ценностных ориентаций).

В свою очередь ученик:

1) учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные за







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.