Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Эмоционально-волевые процессы личности





1. Понятие об эмоциях. Происхождение эмоций. Теории эмоций. Функции эмоций.

2. Основные разновидности эмоциональных явлений.

3. Понятие о воле. Структура волевого акта.

4. Волевые свойства личности.

 

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакции, отражающие в форме непосредственных чувственных переживаний, отношения к факторам внешней и внутренней среды, связанным с потребностями субъекта.

Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Таким образом, по происхождению эмоции представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых часто остается для него скрытой. Эволюционно эмоции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма свидетельствует то, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями.

Чем более сложно организовано живое существо, тем сложнее его эмоциональная сфера, богаче набор функций, которые она выполняет. Выделяют следующие основные функции эмоций у человека.

Защитная (адаптивная). Первая из эволюционно возникших (см. выше). Благодаря вовремя возникшей эмоции организм может чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям, быстро отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму и другие параметры.

Сигнальная. Эмоции приобретаются в индивидуальном опыте. В этом случае они возникают в ситуациях, предшествующих прямым, вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться.

Коммуникативная. Эмоционально-выразительные движения (жесты, мимика) сообщают человеку информацию о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит.

Оценочная. В деятельности человека эмоции выполняют функцию оценки ее результатов.

Стимулирующая. Эмоции организуют и направляют деятельность.

Мотивирующая. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются потребности и интересы человека. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить свои положительные эмоции.

Мотивирующая и стимулирующая функции образуют общую регулирующую функцию эмоций.

В науке известно несколько теорий эмоций.

Эволюционная теория была предложена Ч. Дарвиным. Эмоции согласно этой теории появились как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения (мимика, пантомимика), по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций.

Близка к теории Дарвина теория Джеймса-Ланге. Согласно этой теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. Эти органические изменения и являются причиной эмоций. Отражаясь в мозгу человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Проще говоря, по этой теории получалось, что человеку грустно потому, что он плачет, а никак не наоборот.

Альтернативную точку зрения на механизм возникновения эмоций представляет теория Кеннона-Барда. Они экспериментально показали, что и телесные изменения и эмоции возникают одновременно как реакции на различные раздражители.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Д.О. Хебб экспериментально показал, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоции. Имеется некий оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

У человека большое влияние на эмоции оказывает сознание. В связи с этим были предложены теории, объясняющие динамику эмоций особенностями познавательных процессов. Эти теории называют когнитивными. Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а отрицательные – когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется расхождение (диссонанс).

Эта идея получила развитие в информационной теории П.В. Симонова. Согласно этой теории сила и качество эмоции зависит от силы потребности и оценки возможности ее удовлетворить в сложившейся ситуации. Возрастание вероятности достижения цели в результате поступления новой информации порождает положительную эмоцию, а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательной эмоциональной реакции.

Эмоции классифицируют по разным основаниям. Прежде всего, выделяют стенические (повышающие активность) и астенические (снижающие активность), высшие и низшие эмоции.

Высшие эмоции называют чувствами. Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться людьми в разные исторические эпохи. В основе чувств лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

моральные (переживание человеком его отношений к другим людям, к обществу);

интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы);

праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Среди эмоций следует выделить, прежде всего, так называемые фундаментальные эмоции. Эти эмоции имеют специфический нервный субстрат, внешне выражаются особыми мимическими средствами и обладают особым субъективным переживанием – качеством. Иначе говоря, эти эмоции имеют врожденный характер и проявляются у всех людей (очень сходные эмоции существуют у человекообразных обезьян). Однако каждая культура обладает собственными правилами проявления этих эмоций. Эти культурные правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого выражения других. Так, японцы обязаны улыбаться, даже переживая горе.

К фундаментальным эмоциям относят: интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вину.

Выделяют также ряд специфических эмоциональных состояний. К ним относят аффекты, стрессы, страсти и настроения.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое выраженными двигательными проявлениями, изменениями в функциях внутренних органов, нарушением сознательного контроля поведения.

В основе аффекта лежит переживание внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между влечениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, предъявляемыми к человеку и возможностями их выполнения. Аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ разрешения ситуации (бегство, агрессия и т.п.), сложившийся в процессе биологической эволюции. Для аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект события.

Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона жизнедеятельности индивида.

В отличие от ситуативных эмоций, настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. В зависимости от степени осознанности причин, вызвавших то или иное настроение, оно переживается либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое – подавленное), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, тоска, или увлеченность, радость и т.д.).

Стресс (англ. stress – давление, напряжение) – состояние общего напряжения организма в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры) среды.

Различают разные виды стрессов:

физиологический (реакции на физиологические стрессоры – чрезмерная физическая нагрузка, боль и т.д.);

информационный (реакции на информационную перегрузку, невозможность принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия);

эмоциональный (проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д.).

Различные формы стресса (импульсивная, тормозная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на психику и организм (дистресс), вплоть до полной дезорганизации жизнедеятельности и смерти.

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующе над другими побуждениями человека и приводящее к концентрации всех его устремлений и сил вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Причины формирования страсти достаточно разнообразны. Страсти могут формироваться на основе осознанных идейных убеждений, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (мании). Основной характеристикой страсти является то, что в ней слиты эмоциональные и волевые моменты. Это обуславливает высокую действенность страсти.

У человека в регуляции практически всех психических процессов участвует воля.

Воля – сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление внешних и внутренних препятствий при достижении цели.

Воля как характеристика сознания возникла в процессе развития общества, трудовой деятельности.

Волевые действия, так или иначе, всегда связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия, как и любые другие, причинно обусловлены, только они связаны с напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевое действие всегда связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

Волевая активность выполняет две взаимосвязанные функции: побудительную и тормозную (сдерживание действий).

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие практически автоматически. Сложный волевой акт имеет ряд этапов, образующих его структуру:

1) постановка цели;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

4) борьба мотивов;

5) выбор (принятие одной из возможностей);

6) осуществление принятого решения.

Борьба мотивов является ключевым этапом волевого действия. Именно здесь сознание и мышление человека начинают искать дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями, придание на этой основе цели и деятельности гораздо большего значения.

Развитие воли начинается с того момента, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Выделяют следующие волевые свойства личности:

целеустремленность – умение подчинять свои действия поставленным целям;

настойчивость – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

выдержка – умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

самостоятельность – умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

организованность – разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

Развитая воля является специфически человеческой функцией, однако низшие ее уровни, такие как произвольные движения, задержка импульсивного действия, наблюдаются уже у животных.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика эмоциональных явлений?

2. Что такое фундаментальные эмоции?

3. Что такое стенические и астенические эмоции?

4. Почему состояние аффекта при совершении противоправного действия является смягчающим вину обстоятельством?

5. Как соотносятся волевые процессы и сознание?

6. Что такое борьба мотивов?

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.