|
Взаимодействие с музыкальным произведением ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Музыка, выбранная для сюжетно-тематической постановки, обязательно должна быть драматургична, т.е. должна быть образной, выразительной, содержательной, эмоциональной. Очень часто неудачи постановок объясняются драматургической беспомощностью музыки, ее бесконфликтностью. Используемый музыкальный материал должен соответствовать тому времени, о котором говорится в постановке. Главное предназначение музыки в хореографическом произведении – объединять смысловое и хореографическое решение темы или сюжета. Она должна не иллюстрировать, не служит аккомпанементом, а раскрывать характеры и ситуации, намечать новые связи и взаимоотношения, развивать действие. Работая над замыслом хореографических произведений нельзя мыслить вне музыки, вне музыкальной образности. «Увидеть» музыку сквозь призму хореографического мышления – одна из задач балетмейстера. От этого будет зависеть воплощение замысла, его образное решение. Музыкальная драматургия органично вытекает из драматургии литературной и подчиняется основному закону драматургии, дает широкую возможность для создания контрастного, напряженного сценического действия. Таким образом, музыкальное произведение помогает яркому раскрытию характеров героев, их переживаний, помогает развитию действия, способствует раскрытию содержания и драматургических конфликтов, т.е. тесно действует с основным законом драматургии. Музыка в хореографическом произведении. Работа балетмейстера с фонограммой. Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца. Музыка и танец дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы. Если эти образы совпадают, значит, балетмейстер, верно, понял и почувствовал музыкальное произведение, значит, ему удалось пластическими средствами, языком танца раскрыть образы, заложенные в музыке. Балетмейстер строит сочинение, исходя из замысла, положенного в основу музыкального сочинения, стиля и характера музыки, ее ритмического рисунка и т.д. В музыкальном материале хореограф находит национальные черты своих героев, интонации эпохи, и в своем хореографическом решении он обязан, отразить все это. Балетмейстер в своей практике использует либо готовое музыкальное произведение, либо сочинение композитора, написанное по замыслу либреттиста. Руководитель хореографического коллектива не имеет возможности обратиться к композитору. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение. Он останавливает свой выбор на интересном музыкальном сочинении, в результате прослушивания которого фантазия подсказала ему определенные хореографические решения. В его воображении рождаются образы, характеры, драматургия, сюжет будущего номера. В другом случае у балетмейстера есть определенная тема, сюжет, тогда он ищет музыкальный материал, подходящий к его замыслу. Найдя его, он будет разрабатывать драматургию номера, уточнять сюжет, развитие образов. В любом случае знание музыкальной литературы необходимо балетмейстеру, он должен уметь проанализировать музыкальное произведение с точки зрения формы, стиля, характера. Единство музыки и танца – вот к чему должен прийти балетмейстер в результате своего труда. Иногда балетмейстер для своего сочинения берет интересную музыку и пытается "подогнать" ее под свой замысел. Появляются неоправданные купюры, ломающие форму и искажающие смысл музыкального произведения. Подобное отношение к музыке нетерпимо и не может привести к положительным результатам. Бесспорно, грамотные купюры или компоновка могут иметь место, если они не нарушают ткани музыкального произведения, но они должны быть сделаны либо самим композитором, либо опытным музыкантом, с его согласия. Когда балетмейстер создает музыкальный текст для своего сочинения из отдельных музыкальных отрывков, он должен учесть следующие правила: - при компоновке нельзя ломать или сокращать музыкальную фразу и музыкальную форму, - все отрывки должны соответствовать и принадлежать одному музыкальному жанру, - разные отрывки должны исполняться в едином стиле, - компонуемые части должны принадлежать одному композитору, - разные отрывки могут компоноваться, если они звучат в едином оркестровом или сольном исполнении. Таким образом, отдельные отрывки можно компоновать так, чтобы возникло цельное, гармоничное произведение. Когда определено музыкальное произведение и придуман сюжет, балетмейстер приступает к сочинению содержания танца, которое должно подчиняться музыке, сливаться с ней и одновременно подчеркивать яркую выразительность музыкальных фрагментов. В творческой работе балетмейстер должен познакомить исполнителей с выбранной музыкой для будущего танца, под которую они будут не только танцевать, но и демонстрировать свои чувства, эмоции, настроения, Исполнители должны много слушать, воспринимать, чтобы потом отражать характер музыкального текста. Музыкальный материал активно используется в учебной работе хореографического коллектива. В тесной связи руководителя и концертмейстера определяется музыкальная направленность работы на занятиях. Подбираются музыкальные тексты для упражнений у станка и на середине зала. Большую роль здесь играет понимание концертмейстером хореографического музыкального материала, который имеет свои специфические цели и задачи. При отсутствии концертмейстера балетмейстер использует запись, на которой специально подобран в определенном порядке музыкальный материал для разных частей занятий. Рисунок танца как одна из основных частей хореографического произведения Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности для того, чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроении героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. В хороводе «Березка» Государственного хореографического ансамбля танца «Березка» балетмейстер Н.Надеждина, используя рисунок танца, раскрывает образ стройной как березка русской девушки, ее характер, образ русской природы. Этот номер, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, оказывает огромное воздействие на зрителя. Еще во времена Пифагора начались исследования воздействия на человека различных построений и перестроений. Различалось спокойно-статичный характер горизонтального построения, возвышенный – вертикального построения, возбуждающе-динамический – диагонального построения. Разнообразие и богатство рисунка танца не должны быть самоцелью. Важно, чтобы рисунок не отвлекал зрителя своей оригинальностью, а своей выразительностью способствовал пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла балетмейстера. Драматургия номера раскрывается через композицию танца, а, следовательно, и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступни перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Характер и темперамент, присущие танцам определенного народа, также находят свое отражении в рисунке танца. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственному тому или иному народному танцу. Каждый народ под влиянием условий жизни и труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|