Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кризис перестройки и распад СССР.





Критическое положение в экономике и определенная растерянность горбачевского руководства, явно не знавшего, что делать, привели к развертыванию в 1989--1990 гг. экономической дискуссии. Был разработан и представлен десяток крупных экономических программ. Хотя в ходе дискуссии еще остро ощущалась ограниченность экономических, «рыночных» знаний, марксистские догматы уже не оказывали решающего влияния на многих ее участников.

В октябре 1989 г. созданная при Совете Министров СССР государственная комиссия по экономической реформе во главе с ака-демиком А. Абалкиным представила программу, в которой сформулировала отказ от многих прежних догм: был признан приоритет рынка над планом, необходимость свободных цен, конкуренции и конвертируемости валюты. Однако ее осуществление предполагало постепенность преобразований и политическую стабильность, что явно не отвечало сложившимся в стране условиям. В феврале 1990 г. появилась более радикальная «Программа 400 дней», разработанная Г. Явлинским, М. Задорновым и А. Михайловым. Исходя из опыта польской «шоковой терапии», авторы предусматривали переход к рынку за 400 дней путем массовой приватизации, немедленной либерализации цен и т.д. Летом эта программа, переработанная в «500 дней», оказалась в центре полити-ческих событий.

К тому времени Горбачев, долго не решавшийся на окончательный выбор стратегии и союзников, оказался под огнем жесткой критики как слева, так и справа. «Демократы» осуждали Горбачева

за нерешительность и непоследовательность преобразований, а коммунистические консерваторы -- за «предательство дела социализма» и «буржуазное перерождение». 31 июля 1990 г. Горбачев, попытавшись преодолеть недоверие к демократам, встретился с Ельци-ным и договорился о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Для этого была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина. Ею был подготовлен свой проект «Программы 500 дней». Несмотря на очевидные сегодня утопические элементы программы (особенно связанные со сроками перехода к рынку), она создавала условия для дальнейшей радикализации экономических реформ и сплочения на этой основе демократических сил как в центре, так и в союзных республиках.



Однако в октябре 1990 г. под давлением консерваторов и недоверия к рынку и демократам Горбачев отказался от ее поддержки. Была принята «компромиссная» программа. Складывавшаяся было коалиция с демократами была ликвидирована. Шанс для начала выхода из экономического кризиса был утрачен. Несмотря на некоторые подвижки (в июне 1990 г. был принят новый, гораздо более «рыночный» закон о предприятии), союзное руководство фактически отказалось от приватизации и других серьезных преобразований в рыночном духе. Чтобы спасти государство от немедленной финансовой катастрофы, был задействован последний «неприкосновенный» резерв.

Еще в мае 1990 г. Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков объявил о предстоящем повышении цен, но ввиду бури возмущения вынужден был отступить. В январе 1991 г. новый премьер В.С. Павлов неожиданно провел денежную реформу-обмен 50- и 100-рублевых купюр. Однако конфискационный эффект реформы оказался невелик (поскольку срок обмена купюр был продлен), а доверию к власти был нанесен мощный удар. В январе была отпущена большая часть оптовых цен, а в апреле 1991 г. правительство решилось, наконец, поднять цены на потребительские товары. Но и здесь эффект был невелик и к тому же полностью нейтрализован масштабными увеличениями дотаций, зарплат и социальных выплат. В политической сфере этому соответствовал консервативный курс, включавший попытку силой подавить движение за независимость союзных республик. Однако кро-вавые события в Вильнюсе в январе 1991 г. имели обратный эффект и побудили Горбачева отказаться от силовых действий.

Необходимость предотвратить начавшийся коллапс союзного государства и как-то договориться с руководителями республик, а также массовые выступления населения в защиту демократии заставили Горбачева вновь изменить курс. 23 апреля 1991 г. была проведена его встреча с руководителями девяти союзных республик в Ново-Огарево. На ней удалось договориться о принятии нового союзного договора, а затем и согласовать его проект. Подписание намечалось на 20 августа 1991 г. На 21 августа было назначено заседание Совета Федерации для обсуждения плана радикализации реформ.

Однако попытка государственного переворота 18--22 августа сорвала эти планы и резко изменила расстановку сил. Коммунистическая партия, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в перевороте, была запрещена. Власть в центре фактически перешла к российскому руководству, а Горбачев как президент СССР, по сути, стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после переворота отказались от подписания союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (стран--учредителей СССР) объявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств, которое объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Президент СССР Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил существование.

Политической катастрофе сопутствовала и катастрофа экономическая. Собственно, ее нарастание и явилось одним из важнейших факторов политической дестабилизации, которая повлекла за собой окончательный развал административно-командной системы управления -- основы советского народного хозяйства.

Уже к концу 80-х годов стало очевидно, что страна погружается в глубокий социально-экономический кризис. С 1989 г. сокращалось сельскохозяйственное и промышленное производство. К концу 1990 г. по объему выпуска целого ряда видов промышленной продукции СССР откатился на уровень начала 80-х годов. В 1991 г. спад промышленного производства еще более ускорился. Дефицит союзного бюджета в 1991 г., по оценкам, превысил 20% ВВП. Быстро росла инфляция, принявшая открытый характер. К концу 1991 г. она увеличилась до 25% в неделю. Соответственно происходило резкое падение курса рубля: с 10 руб. за доллар в начале 1991 г. до 110--120 руб. в конце года. Потребительский рынок был развален, золотовалютные резервы государства почти полностью исчерпаны.

18 августа Горбачев был изолирован на даче в Крыму, а в Москве было объявлено о вступлении в должность Президента СССР вице-президента Г.И. Янаева и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) в СССР, куда вошли ряд высших должностных лиц.

Путч, однако, был неважно организован (члены ГКЧП боялись ответственности за жесткие меры, а главное, они недооценили произошедших в обществе изменений и решимости российского руководства к сопротивлению) и уже 22 августа был подавлен, а заговорщики арестованы.

Благоприятные условия для экономических реформ создавал новый внешнеполитический курс СССР. Сознавая угрозу ядерного самоуничтожения человечества и проявившиеся тенденции к научно-техническому отставанию, к тому, что советская экономика не выдерживала колоссальных нагрузок холодной войны, горбачевское руководство взяло курс на радикальное улучшение отношений с западными странами. В результате удалось несколько приостановить разорительную гонку вооружений, хотя даже в 1990 г. официально признанные военные расходы составляли не менее 1/4 государственного бюджета. Уже с 1986 г. удалось обеспечить невиданный в советской истории приток западных кредитов. Однако в большинстве своем они пошли не на решение структурных проблем, а на покрытие возраставшего дефицита госбюджета и потому не дали существенного эффекта. В то же время, по западным источникам, только чистый долг СССР в конвертируемой валюте с 1985 по 1991 г. вырос с 18,3 млрд до 56,5 млрд руб. К концу 80-х годов проблема обслуживания внешнего долга стала для советской экономики непосильным бременем, а в 1991 г. фактические платежи по обслуживанию долга достигли совершенно астрономической для советской экономики суммы в 16,7 млрд долл. С конца 1989 г. Советский Союз стал задерживать некоторые платежи по внешним долгам. К концу 1991 г. просроченная задолженность воз-росла до 6 млрд долл. Таким образом, СССР не сумел продуктивно воспользоваться широкой западной помощью и превратился в фактического банкрота.

Заключение

Крах перестройки, приведший к ликвидации социализма в нашей стране и развалу СССР, породил длительную дискуссию на тему, можно ли было избежать катастрофы и реформировать советскую экономику.

Горбачеву, по большому счету, можно было поставить разве что некоторый идеализм и недостаточное знание реальных механизмов советской экономики. Таким образом, шанс на рыночное реформирование экономики СССР был в действительности чрезвычайно мал. В конечном счете, результаты перестройки определит история по итогам российских реформ, которым Горбачев, во многом не желая того, открыл дорогу.

Образование СНГ

Середины 80-ых гг. прошлого столетия в СССР начинаются демократические преобразования, в результате союзные республики получают реальный шанс реализовать право на самоопределение. 8 декабря 1991 года прекратил свое существование СССР. В этот день в Беловежской пуще, в резиденции «Вискули», в Беларуси лидерами России, Украины и Беларуси было подписано соглашение, подтверждающее прекращение существования Советского Союза как субъекта международного права, и провозглашающее образование Содружества Независимых государств, к которому на встрече в Алма-Ате 21 декабря того же года присоединились еще 8 из 15 бывших союзных республик (Грузия присоединилась к Содружеству лишь в 1993 году, а Прибалтийские страны – Литва, Латвия и Эстония – так и не вошли в его состав). В настоящее время из состава СНГ вышел Туркменистан (он считается ассоциативным участником) и 12 августа 2008 года, после новой войны в Южной Осетии, Грузия объявила о намерении покинуть Содружество.

Таким образом, СНГ – это особый регион мира, образовавшийся в конце 90-ых гг. на месте СССР. Он занимает большую часть Восточной Европы и Северной Азии, с севера омывается водами морей Северного Ледовитого океана, с востока – Тихого, с запада и юго-запада – Атлантического океана. Регион занимает площадь в 22,1 млн. км2. Он протянулся с запада на восток более чем на 10 тыс. км, с севера на юг – 4,5 тыс. км. В составе Содружества 11 независимых государств, являющихся постоянными членами организации: Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Туркменистан – является ассоциированным членом СНГ, он участвует в работе организации и ее руководящих органов, но лишь с правом совещательного голоса. Как правило, участвует не во всех, а лишь в отдельных мероприятиях, сохраняя по ряду вопросов особую позицию. 12 августа 2008 года Грузия заявила о выходе из Содружества. Процедура выхода обсуждена 9 октября 2008 года в Бишкеке на заседании министров иностранных дел стран СНГ и длится в течении года.

Численность населения СНГ составляет около 279,9 млн. человек (2007), это примерно 5% от мирового населения. Все страны Содружества после провозглашения независимости избрали республиканскую форму правления. В начале все они характеризовались президентским типом правления, в настоящее время Украина и Грузия имеют смешенный тип правления и представляют собой парламентско-президентские республики, Молдова – парламентская республика, все остальные сохранили первоначальный тип правления.

Согласно типологизации стран по уровню социально-экономического развития, предложенной С.Б. Лавровым и Н.В. Колединым, большинство стран СНГ относятся к типу развитых, подтипу среднеразвитых, группе евразийских стран, которые характеризуются переходным типом экономики и осуществляют переход от командно-административной, плановой экономики к рыночной. Это не касается Казахстана, России и Украины, которые образуют отдельную группу и являются странами с рыночной экономикой (признано МВФ, США и странами ЕС).

Если судить по размерам ВВП на душу населения, наиболее развитыми являются Россия, Казахстан, Беларусь, Туркменистан. Промежуточное место занимают Азербайджан, Украина, Армения и Грузия. Наименее развиты – Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Молдова.

Борясь против доминирования в СНГ России, во второй половине 90-ых гг. Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдовой было создано объединение ГУУАМ, которое в 2006 году преобразовано в «Организацию за демократическое развитие – ГУАМ» (в 2005 году из ее состава вышел Узбекистан). Это те страны, с которыми у России отношения складываются наиболее сложно и которые периодически заявляют о возможности своего выхода из СНГ.

Родственными СНГ организациями считаются: Союз России и Беларуси (Россия и Беларусь), Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), Организация Договора о коллективной безопасности – ОДКБ (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Армения), Центрально-Азиатское сотрудничество – ЦАС (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Россия).

СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Экономическое направление развития данного образования сегодня является наиболее перспективным. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Несмотря на то, что соглашение от 21 декабря 1991 года заявляло о стремлении стран СНГ развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и культурной областях, работа в направлении управляемого распада и дезинтеграции преобладала над желанием укреплять связи между странами-участницами. Организация так и не смогла выполнить своих главных задач и находится в состоянии затянувшегося кризиса.

Пока что в рамках СНГ еще продолжает существовать единое геополитическое, информационное и экономическое пространство, включающее в себя, помимо всего прочего, общий рынок труда и сырья, своеобразную систему расселения людей и размещения производства.

Россия сохраняет доминирующее положение в СНГ, на нее приходится 77% территории Содружества, 54% населения, 71% ВВП, 60% производства промышленной продукции, 50% – сельскохозяйственной.

Создание Союзного государства - процесс длительный и трудный. Подготовка условий для интеграции столь высокого уровня включала в себя ряд важных этапов. Сотрудничество между двумя странами отличалось активностью с самого начала существования их в качестве самостоятельных государств. Уже за 1992-1993 гг. было заключено 31 соглашение, в частности, Соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности от 27 января 1992 г. Затем последовало Соглашение о принципах сотрудничества и взаимоотношений в области транспорта от 20 июля 1992 г., а также соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта, о сотрудничестве в области воздушного транспорта, об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти, о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, о транспортировке природного газа через территорию Беларуси и поставке его потребителям Республики (все подписаны 20 июля 1992 г.). Устоявшейся практикой двух стран стало заключение, как правило, в начале календарного года, соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. Значительные меры к облегчению торговых отношений были предусмотрены в Соглашении о создании свободной торговли от 15 апреля 1994 г.

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Беларусью от 21 февраля 1995 г. подвел некоторые итоги сотрудничества и наметил перспективы на будущее. В целом в нем нет больших отличий от подобных договоров, заключенных Российской Федерацией с другими странами СНГ.

В результате договоренностей между двумя странами 26 мая 1995 г. у белорусской деревни Речка, расположенной на границе Витебской и Смоленской областей, был торжественной выкопан из земли пограничный столб, что стало символичным началом движения к Союзу двух государств. Особый динамизм получило это двухстороннее сотрудничество после подписания в том же году Договора о Таможенном союзе. На его основе, правительства стран в короткий срок проделали огромную работу по унификации тарифного законодательства, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Следующим последовательным шагом в этом направлении стал заключенный 2 апреля 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Именно в этот день в обоих государствах стал отмечаться День единения народов. Развитие отношений между двумя странами в рамках Сообщества показало, что такая форма сотрудничества отвечала в тот период жизненно важным интересам обоих народов. Это послужило не только хорошей правовой основой для дальнейшего белорусско-российского сотрудничества, но и способствовало более динамичному развитию каждой из стран.

Целью договора стало объединение материального и интеллектуального потенциалов России и Беларуси. Перед Сообществом поставлена задача формирования единого экономического пространства, синхронизации экономических реформ. Предусмотрено формирование единой законодательной и нормативно-правовой базы. В Договоре сказано, что Россия и Беларусь согласовывают свою внешнюю политику, позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью.

Наиболее четко в этом договоре, как и во многих других соглашениях стран СНГ, прорисована организационная структура Сообщества: Высший совет, Парламентское собрание и Исполнительский комитет. Все органы имеют представительный характер и формируются на паритетной основе. Функции органов Сообщества не имеют конкретной привязки к отдельным положениям Договора.

Убедившись, что форма Сообщества не в полной мере отвечает интеграционным задачам, ровно через год, 2 апреля 1997 г., Сообщество было преобразовано в Союз Беларуси и России. Договор о Союзе основан на Договоре об образовании Сообщества от 2 апреля 1996 г. 23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза, который в соответствии со ст. 3 Договора от 2 апреля 1997 г. составляет его неотъемлемую часть. 47 статей, входящих в Договор 1997 г. и Устав Союза, в значительной мере повторяют Договор 1996 г. о Сообществе: только 17 из них новые, да и те большей частью носят уточняющий характер

По Договору каждое государство-участник Союза охраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Заметной новацией является введение института гражданства Союза.

25 декабря 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России. В ней президенты заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении суверенитета государств-участников Союза. Это было объективно необходимым и логическим завершением очередного этапа взаимоотношений между двумя суверенными и равноправными государствами. Такое преобразование было для того, чтобы в максимальной степени придать импульс уже созданным институтам межгосударственной интеграции и повысить ее эффективность, учитывая и используя потенциал двух народов и их стремление к более тесному сотрудничеству, не теряя вместе с тем их государственного суверенитета. Причем оно базировалось на ясно выраженном стремлении к интеграции народов двух стран. Об этом стремлении свидетельствуют результаты референдумов, проведенных в Беларуси в 1995 и 1996 гг., а также итоги всенародного обсуждения проекта Устава Союза Беларуси и России. Так, в 1995 г. 80% белорусов высказалось за политику дальнейшего сближения с Россией.

Выход Беларуси и России на качественно новый уровень союзных отношений ознаменовал Договор о создании Союзного государства. В начале 1999 г. российские и белорусские эксперты приступили к работе над текстом проекта договора о создании Союзного государства. Его концепция в апреле 1999 г. была одобрена Президентом России. Довольно быстро был согласован первый совместный вариант проекта Договора, который лег в основу дальнейшей работы. Приходилось решать очень сложную задачу: с одной стороны, сформулировать основы создания такого общего государства, в котором две его составные части сохраняют суверенитет, четко зафиксировать равноправие сторон, а с другой стороны - отразить тот факт, что два государства все же разные по размерам территории, народонаселению, весу и широте интересов.

В ходе работы выявилась необходимость конкретнее, чем это обычно делается в общеполитическом договоре, показать, как две страны видят достижение поставленных целей. Отсюда - подготовка Программы действий по реализации положений договора.

В начале октября 1999 г. проекты обоих документов были опубликованы для всенародного обсуждения в российской и белорусской печати. В ходе продолжающегося около полутора месяцев обсуждения договора российской и белорусской общественностью было внесено около 1300 замечаний и предложений. В кампании приняло участие свыше полутора миллионов граждан двух стран.

Закономерным результатом всей этой работы стало подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства. В договоре цель поставлена так: объединить Россию и Беларусь в Союзное государство с общим экономическим, правовым, таможенным, оборонным пространством, с общим бюджетом и единой денежной единицей, союзными государственными органами, единой внешней политикой.

Второй важный момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что, объединившись в Союзное государство, Беларусь и Россия сохраняют свой государственный суверенитет. На территории государств-участников продолжают действовать конституции и национальные законодательства, сохраняется система государственных органов власти, управления, судебные и надзорные органы. Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.

Основные политические вопросы остаются в исключительной компетенции государств-участников, и даже по тем из них, которые передаются в совместное ведение Союзного государства и государств-участников. Решения не могут быть приняты, если хотя бы одно государство проголосует против него. Договором закрепляется принцип «одно государство - один голос». Каждый из учредителей Союзного государства сохраняет свою территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственную символику и другие атрибуты государственности, а также свое членство в ООН и других международных организациях. За каждым государством-участником сохраняется право свободного выхода из Союзного государства.

Предусмотрена возможность присоединения к Союзу новых членов при условии полного принятия ими всех вытекающих из договора обстоятельств и с согласия государств-участников. Соответствие его стандартам европейской интеграции создает возможность для расширения числа государств-участников.

Основными принципами Союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав и свобод человека, сотрудничество и взаимопомощь, добровольность, включая делегирование части полномочий государств-участников в ведение Союзного государства, добросовестное выполнение взаимных обязательств и другие принципы международного права. Особо следует отметить, что Союзное государство строится на основе равенства его участников. Ни Республика Беларусь, ни Российская Федерация не будут главенствовать в Союзном государстве. Высший распорядительный и исполнительный союзные органы формируются на основе равного представительства государств-участников К исключительному ведению Союзного государства отнесены также: пограничная политика, функционирование региональной группировки войск, разработка и размещение совместного оборонного заказа и обеспечение на его основе поставок вооружений и военной техники вооруженным силам государств-участников. Это дает возможность приступить к формированию общей системы обеспечения безопасности Беларуси и России.

26 января 2000 г. состоялся обмен ратификационными грамотами о вступлении в силу Договора о создании Союзного государства. Согласно этому договору должно произойти создание нового межгосударственного формирования, которое, по мнению ряда авторитетных аналитиков, уже сейчас играет важную роль в политических и экономических процессах не только на территории бывшего СССР, но и в мире.

Договор о создании Союзного государства стал более высокой степенью интеграции двух стран, значение которого трудно переоценить в истории белорусско-российских отношений. В основе целей Союзного государства заложено следующее:

• обеспечение мирного и демократического развития народов государств-участников;

• повышение благосостояния и уровня жизни;

• создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материальных и интеллектуальных потенциалов государств-участников;

• использование рыночных механизмов функционирования экономики;

• неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами международного права;

• проведение согласованной внешней политики

Для реализации целей Союзного государства в Договоре предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Счетной палаты и Суда Союзного государства. Учреждается также Комиссия по правам человека.

Основной проблемой, которая требует учета и внимательного, продуманного подхода при реализации положений Договора о создании Союзного государства, является обеспечение баланса интересов государств-участников. Надежный гарант того, что ни один вопрос в Союзном государстве не будет решаться без получения согласия двух стран, является сохранение в системе органов Союзного государства (Высший Государственный Совет, Парламент) механизма принятия решений, который содержит в качестве главного условия согласие двух стран-участниц. Процедура принятия нормативных правовых актов Союзного государства предусматривает волеизъявление государств-участников. При этом нормативный правовой акт не является принятым, если одно их государств-участников высказалось против его принятия.

Характерная особенность сближения Беларуси и России состоит в том, что этот процесс основывается не на личных желаниях и стремлениях отдельных политиков, а на осознанном выборе народов двух стран.

Для более успешного и эффективного продвижения двух стран по пути укрепления всестороннего сотрудничества важное значение приобретает идеологическое и информационное обеспечение этого процесса как на государственном, так и на других уровнях. В последние годы проведена значительная работа по активизации научных, культурных, информационных, гуманитарных контактов. Важно, чтобы культурно-информационное и гуманитарное сотрудничество развивалось на основе взаимообогащения национальных культур при сохранении и развитии этнической языковой самобытности народов, возможности беспрепятственного получения образования на родном языке. В этой связи было обращено внимание на позитивный опыт западноевропейской интеграции, демонстрирующий тщательный учет этнокультурных и языковых факторов в процессе создания Евросоюза. Использование этого опыта способствовало бы усилению взаимопонимания между двумя странами и народами.

Существует две точки зрения по поводу дальнейших интеграционных процессов Беларуси и России. Так, например, С. Губанов полагает, что Наряду с системными преимуществами необходимо отчетливо видеть и системные недостатки. Отметим лишь основные.

Первый недостаток - обратимость белорусской экономической системы. Ныне действующая система не необратима. Она не гарантирована от разрушения, если восторжествует компрадорская реакция, поддержанная иностранным капиталом, в первую очередь - американским.

Проблема заключается в соотношении субъективного и объективного в опорных звеньях системы. Оно складывается сейчас при перевесе субъективного над объективным, и соответственно - при перевесе внеэкономических факторов над экономическими. Чтобы обрушить всю систему, достаточно смены политического, т.е. государственного устройства. Это отчетливо понимают и США, которые сфокусировали усилия и финансовые фонды на форсированном взращивании в Белоруссии компрадорского социального слоя.

Второй недостаток - пережиточная структура системы. Основным ее
звеном остается отраслевое предприятие в промышленности и слабо
специализированная кооперативная структура в сельском хозяйстве. За
Исключением инфраструктурных монополий (например

электроэнергетической), по своему организационному строению система однотипна с фабрично-заводской, т.е. находится на две ступени ниже современной, вертикально-интегрированной (государственно-корпоративной).

Такая система не обладает преимуществами вертикально, интегрированной и не может использовать их. Кроме того, только вертикальная интеграция в форме крупных, общенациональных корпораций специализированных на полном цикле воспроизводства конкретной продукции конечного спроса, объективно обеспечивает тот базис, на котором система социально регулируемого хозяйства становится необратимой.

Третий недостаток - отсутствие управления производительностью труда на почасовой основе, т.е. отсутствие почасовой системы оплаты труда. При действующей системе (сдельной и повременной) нельзя обеспечить материальную заинтересованность в конечных результатах самой образованной и квалифицированной части промышленного персонала - инженерно-технических работников и управленцев. Отсюда повышенные издержки, связанные с неритмичностью, несвоевременным обеспечением рабочих мест оборудованием, материалами и инструментом, невозможностью организовать поставки по принципу «justintime» и добиваться систематического улучшения качества продукции и т.д.

Четвертый недостаток - отсутствие системно «встроенных приоритетов» в виде факторной производительности труда, высшей рентабельности, наращивания покупательной способности денежной единицы, работников и населения, ускорения цикла воспроизводства высокотехнологического промышленного капитала, макроэкономического мультипликатора добавленной стоимости и т.д. Чтобы открыть себе долговременную перспективу, Белоруссии требуется разработать и освоить хотя бы два-три «цифровых» направления «продукт - технология», по которым страна была бы среди наиболее конкурентоспособных держав мира.

Перечисленные основные недостатки, от которых производны многие другие, вполне устранимы. Для того чтобы преодолеть эти недостатки, одновременно сохранив и приумножив рассмотренные преимущества, необходимо развернуть целенаправленное формирование планово-корпоративной экономической системы. И ориентироваться на две основополагающих цели: вертикальную интеграцию предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также почасовую систему организации и оплаты труда.

По мнению ученого, белорусская система социально регулируемого хозяйства неизмеримо прогрессивнее российской, которая во многом остается еще компрадорской и зависимой от иностранного капитала. На базе нынешней российской системы Союз обоих государств бесперспективен, по поводу чего ни малейшие иллюзии недопустимы. Но и возможности белорусской пока недостаточны. Иное дело, если она станет системой вертикально-интегрированной, в форме планово-корпоративной. Тогда она будет полностью соответствовать формуле системной интеграции России и Белоруссии.

Существует и другая точка зрения. По мнению Г. Волчка несмотря на многие проблемы, становление Союза двух государств продолжается. Этому свидетельствуют успехи в разных сферах жизни.

В целом, нужно сказать, что многолетний опыт строительства Союзного государства показывает необходимость продолжения интеграционных процессов, которые объективно обусловлены экономическими, социальными, культурными, военными интересами как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.

 

Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми экономическими преобразованиями (подчас радикальными) которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. Ознакомимся с ними подробнее.

Экономика Советского Союза была ярко выраженной сырьевой направленности. Плановая система народного хозяйства, активная и определяющая роль государства в экономике вели как к положительным результатам, так и к отрицательным[1]. Последние тенденции особенно возобладали в конце 80-х годов XX века, когда в Советском Союзе началась так называемая «перестройка».

Экономика Советского Союза оказалась в глубоком кризисе. Действия государства по разрешению этой ситуации были минимальны и ограничивались искусственным ограничением инфляционных процессов, привлечением кредитов, увеличением экспорта природных ресурсов. Такие действия не снимали нависших над экономикой государства проблем, а лишь оттягивали их разрешение[2].

В июне 1991 года РСФСР приняла декларацию о независимости, а в конце этого года Советский Союз прекратил свое существование. Суверенная Россия оказалось в первые месяцы своей независимости в состоянии глубокого экономического коллапса, выйти из которого, по мысли людей которые оказались «у руля» российской экономики было возможно только радикальными экономическими преобразованиями, которые затрагивали сами основы сложившейся в Советском Союзе экономической системы.

1 января 1992 года Правительством Российской Федерации было отменено регулирование цен государством. Фактически сразу дала о себе знать, так называемая «скрытая» инфляция, которая перешла в гиперинфляцию. Положительным аспектом этой реформы было то, что фактически сразу был ликвидирован дефицит потребительских товаров, так как в действие ввелись извечный экономический закон «спроса и предложения».

Указанные реформы вызвали глубокий раскол как в обществе, так и в органах власти Российской Федерации, что, в свою очередь, привело к открытому конфликту в октябре 1993 года, который закончился разгоном Верховного Совета – высшего органа власти России по конституции 1978 года. В этом же месяце прекращаются полномочия Советов всех уровней – органов власти по уже упоминаемой конституции.

Эти события, которые в настоящее время оцениваются, в целом, как антиконституционные (со стороны действующего Президента России Бориса Ельцина)[3], закончились принятием новой Конституции в декабре 1993 года, которая, в целом, закрепляла положение вещей де-факто сложившееся с октября 1993 года, и создали необходимую нормативную базу для проведения новых экономических реформ.

В первой половине 90-х годов большинство предприятий, которые до этого находились в народной собственности, было денационализировано путем, так называемой приватизации, а также через ряд залоговых аукционов. Эти действия создали основу для развития мелкого, среднего и крупного бизнеса, однако не смогли решить все экономические проблемы государства, а также уменьшит государственный долг России.

Как следствие частичного решения проблем, в августе 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис 1998 года привел к дефолту – отказу Российского государства от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие привело к усугублению экономического положения большинства граждан.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.