Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОД К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА





РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОД К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

Глава 1. Феномен информатизации современного общества

Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Вес информационного сектора экономики постоянно возрастает — его доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран в начале XXI века составляет 50—75%.

Концепции постиндустриального и информационного общества

Первые версии концепции технотронного постиндустриального общества, в которых предполагалось разрешить все противоречия социальной эволюции на основе новых технологий, появились в США в 60-х годах прошлого столетия. Теорию постиндустриального общества разрабатывали прежде всего американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер, а также французские ученые А. Турен, Ж. Фурастье и др.

Начиная со второй половины 60-х годов в ряде развитых стран стала развиваться концепция "информационного общества" как модификация концепций постиндустриального общества. В 80-х годах исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления — Д. Белл, У. Рос-тоу, О. Тоффлер, Д.К. Гелбрейт, И. Валлерстайн, М. Кастельс (США), А. Турен, Ж. Фурастье, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), И. Масуда (Япония).

Сам термин "информационное общество", впервые появившийся почти одновременно в Японии и США, стал основным в докладе специальной группы научных, технических и экономических исследователей, созданной японским правительством для выработки долгосрочных перспектив развития экономики страны.

Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной учеными этого направления1, может быть представлен следующими тезисами:

· большая часть населения развитых стран будет занята информационной деятельностью;

· одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;

· власть в обществе переходит в руки информационной элиты ("датократов", "инфократов");

· классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется, уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется "когнитариат" и новое компьютерное поколение свободных людей — "гомо интеллектус".

При идеологической неприемлемости, явно технократическом характере ряда позиций авторов постиндустриальных и информационных концепций, по нашему мнению, необходимо видеть главное — становление информационного общества является несомненным атрибутом прогресса, поскольку роль знания как решающего фактора развития общества становится все более очевидной.

Фаза перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития, на наш взгляд, может быть определена на основе следующих критериев:

Критерии перехода общества к постиндустриальной, информационной стадиям развития

· социально-экономического (критерия занятости);

· технического;

· космического.

· Социально-экономический критерий. Оценке подлежит процент трудоспособного населения, занятого в сфере услуг:

· если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

· если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

См.: Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986; Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999; Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XX! зека. — М., 1991; Тоффлер О. Футуршок. - СПб., 1997.

По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956—1960 гг. (штат Калифорния — "силиконовая или кремниевая долина" — преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Новый век США встретили, по оценкам специалистов, следующей структурой занятости: 75% — в сфере информационно-интеллектуальных услуг, 25% — в материальном производстве и в агросекторе.

Например, такая страна, как Финляндия, вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США — в 1980 году. В настоящее время Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо четко понимать, что значительная доля "информационности" этих стран обусловлена двумя процессами: с одной стороны, выносом материальных, часто экологически вредных, производств за пределы этих стран, в другие государства мира ("экологический колониализм"); с другой стороны, привлечением на работу в эти страны ученых со всего мира ("приток мозгов").

Технический критерий.

Считается, что период информатизации общества по данному критерию должен составлять не менее шести десятилетий [1](на наш взгляд, этот период можно было бы назвать периодом "социализации" информационной техники и технологии).

Оценке подлежит удельная информационная вооруженность, которая возрастает на порядок каждые 8—10 лет. При этом ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности порядка 10 оп/сек/чел, что соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза соответствует достижению значения 10 млн. оп/сек/чел, что обеспечивает беспроблемное удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30—40-х гг. XXI века, в то время как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.

Космический критерий.

Общее продвижение мирового сообщества к информационной стадии своего развития привело к тому, что стало возможным реально наблюдать человечество из космоса, так как уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.

Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не могут быть оценены только по одному из критериев. Более того, не преуменьшая значимости приведенных выше критериев, следует подчеркнуть, что для определения фаз и стадий развития общества необходима оценка по достаточно сложной системе критериев социального прогресса. Лидирование в области техники, занятости в информационном секторе при господстве "общества потребления" в целом не может соответствовать представлению о развитии информационного общества как атрибута прогресса.

Развитие социальных систем через призму накопления знаний анализировалось многими исследователями постиндустриального общества. На наиболее интересных подходах к такому анализу с точки зрения уровня систематизации и наглядности представляется важным далее остановиться.

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта[2]): Занятость в сферах хозяйства (%)

Время

 

1 — в производстве продуктов питания (аграрное общество),

2 — в материальном производстве (индустриальное общество),

3 — в сфере услуг (постиндустриальное общество),

4 — в сфере информационных услуг (информационное общество),

5 — в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).

Диаграмма Порэта является в определенной степени иллюстрацией приведенного выше социально-экономического критерия развития общества (критерия занятости).

А.И. Ракитов [3] предлагает ввести дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии своего развития. По его мнению, общество считается информационным, если:

•любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;

•в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

•имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;

•происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

•происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Коэволюция человека и биосферы является, по мнению академика Н.Н. Моисеева, практически синонимом понятия "ноосфера". Идею о возможности перехода биосферы в новое состояние первым высказал В.И. Вернадский, Ле-Руа первым назвал это новое состояние ноосферой, а широко использовать этот термин первым стал Тейяр де Шарден.

Опираясь на идею взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, Д.С. Робертсон (США) выдвинул формулу "цивилизация — это информация[4]". Используя количественные меры математической теории информации, ученый ранжирует цивилизации по критерию количества производимой ими информации:

· Уровень 0 — информационная емкость мозга отдельного человека 107 бит;

· Уровень 1 — устное общение внутри общины, деревни или племени — количество циркулирующей информации 10' бит;

· Уровень 2 — письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 10" бит информации;

· Уровень 3 — книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная информационная емкость которых оценивается в 10" бит;

· Уровень 4 — информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

Для характеристики постиндустриального общества важным представляется критерий соотношения производства и потребления, который отражается в графике динамики деловой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления[5]:


Способность потребления

Способность производить промышленные продукты

 


 

Из графика следует, что постиндустриальное общество способно производить как сельскохозяйственные, так и промышленные продукты, намного превышая свои собственные потребности. Можно сказать, что социум на этапе постиндустриального общества вступает в период перепроизводства, которому свойственно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому может быть применен термин "общество сервисного хозяйства".

Необходимость в объективных критериях общественного развития отмечают в своей работе "Математическое обеспечение управления. Меры развития общества" М.И. Гвардейцев, П.Г. Кузнецов и В.Я. Розенберг[6].

В качестве объективных критериев ими предлагаются следующие:

место границы между необходимым и свободным временем в рамках социального времени как целостности с упором на объективную необходимость сокращения первого из них. Чтобы место границы стало критерием, определяется масштаб социального времени — единица социального времени, равная одному миллиону человеко-лет;

уровень удовлетворения потребностей. Необходимость введения этого критерия определяется тем, что в реальной жизни при неизменном значении первого критерия развитие не прекращается.

Предлагается объединить два метода измерения уровня удовлетворения потребностей как критерия общественного развития: объем продукции, выпускаемой для удовлетворения каждой конкретной потребности, и мощность энергетического потока, материализованного в средствах, нашедших потребителя в обществе;

• свободное время. Устанавливается связь протекающих в нем процессов с основным законом развития общества.

Предлагается два параметра оценки проявления закона возвышения потребностей: скорость перемещения границы между необходимым и свободным социальным временем и скорость изменения уровня удовлетворения необходимых потребностей. Концепция постиндустриального общества в рамках общесоциологической теории развития, как нами было уже отмечено ранее, достаточно глубоко разработана зарубежными исследователями.

Соотношение понятий "постиндустриальное" "информационное" общество

Понятие "постиндустриальное общество", введенное американским социологом Д. Беллом в 1974 году, характеризует общество, перешедшее на стадию тертиарных (от лат. тертиус -третий) промыслов, т.е. маркетинга и услуг. Французский социолог Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как "цивилизацию услуг".

Введение понятия "информационное общество" для обозначения этапа постиндустриального общества по причине начала преимущественного использования принципиально новой ("умственной") технологии.

Следует отметить тот факт, что понятия "постиндустриальное общество" и "информационное общество" как в мировой, так и в отечественной научной, научно-популярной литературе, а также в средствах массовой информации чаще всего отождествляются.

В целом отечественная наука обратилась к проблематике постиндустриального и информационного обществ гораздо позже, что в значительной степени, на наш взгляд, было связано с идеологическими соображениями бывшего политического руководства, в частности с тем, что в терминах "постиндустриальное", "информационное" оно видело альтернативу и угрозу привычным для себя формационным терминам — "социалистическое" и "коммунистическое".

Понятие же информационного общества отражает, по нашему мнению, не формационный, а цивилизационный аспект общественного развития, и оно не может быть рядоположенным с названиями различных типов формаций. Продвижение к информационному обществу является лишь наиболее оптимальным способом существования и развития любой из современных и будущих общественных формаций.

Формация более высокого порядка, не уделяющая значимого внимания информатизации, может в итоге уступить формации более низкого порядка, делающей ставку на информатизацию и интеллектуальное развитие. Кроме прочего, невнимание к информационно-интеллектуальным аспектам, очевидно, внесло свой вклад в неуспех практической реализации социалистической идеи в России и в целом в мире.

Социально-психологические проблемы информатизации. У людей, как известно, различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих в современных условиях потоков информации.

Рассмотрим проблемы социальных групп, выделенных нами только по двум критериям — полу и возрасту.

При анализе по половому критерию особого внимания, на { наш взгляд, заслуживают женщины. Именно они приняли на себя сегодня во всем мире основной груз в области практической компьютерной работы.

Важной особенностью постиндустриального общества является тот факт, что основная занятость и наибольшая доля ВВП приходятся на два не вполне четко разграниченных сектора: сектор услуг (личных, деловых, образовательных, досуговых) и сектор информационный. Причем оба сектора рождают огромный спрос на женскую рабочую силу, поскольку ей присущи такие традиционные черты женского отношения к работе, как: большая склонность к рутинному труду, меньшая склонность к специализации, потребность в особом моральном климате на рабочем месте[30].

При выполнении многих трудовых функций в постиндустриальном обществе, связанных с организацией межличностного общения, образовательного процесса, с обработкой информации, общая культура и коммуникабельность оказываются более] важными, чем узко специализированные знания. Наконец, множество функций по обработке информации можно выполнять дома или в любом другом месте и в любое удобное время суток, что наряду с развитой сферой торговли, бытового обслуживания, позволяет женщине успешно сочетать семейную и производственную роль. Все это в современных условиях может сделать женский труд более предпочтительным и востребованным.

Тендерные проблемы информатизации в целом требуют существенно более значительного внимания исследователей.

Возникли новые проблемы и при анализе социальных групп по возрастному критерию. Так, например, известно, что наиболее подвержены "зомбированию" по телевидению и другим СМИ молодежь и люди старшего возраста. Отсюда возникает принципиальная необходимость правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ на различные возрастные группы. Такие ограничения должны основываться на базе глубоких научных исследований социологов и психологов.

На повестке дня сегодня активизация изучения в целом социально-психологических аспектов информатизации. Должны глубоко исследоваться такие социально-психологические явления, как компьютеромания и компьютерофобия.

Проблема языковой коммуникации в условиях информатизации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации, поэтому ее электронные средства должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, наличие позитивного общественного мнения о нормальности подобной ситуации — тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны качественно новые средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения, поскольку имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу слов (тезаурусу) и качеству перевода.

Сложность проблемы межнационального языкового обмена в условиях информатизации отражена в работах ряда авторов.

Так, например, о необходимости глубокого анализа роли Русского языка в сохранении единого информационно-интеллектуального пространства СНГ говорит академик РАЕН К.К. Колин[31]. Ш.Ш. Чипашвили [32]отмечает, что современные и тем более перспективные информационные технологии позволяют осуществлять необходимые переводы даже в динамическом режиме работы. Однако существуют две вряд ли полностью преодолимые трудности: во-первых, необходимо великое множество автоматических переводчиков; во-вторых, никакие ухищрения не позволят достигнуть желаемой степени адекватности перевода.

Если взять какой-либо язык в качестве посредника, то здесь возможны, по мнению автора, два пути. Первый из них — полагать этот-язык вспомогательным вторым языком и на нем осуществлять все процессы познания, образования и профессионального общения. Второй путь — считать этот вспомогательный язык только внутренним языком-посредником для технических устройств. Неадекватность перевода в этом случае легко преодолевается, если взять в этом качестве международный искусственный язык эсперанто, который обладает такими интерлингвистическими свойствами, как плановость, апостериорность, автономность и нейтральность.

Представляется проблемным использование "мертвого", не поддержанного развитием определенной нации, языка для адекватного перевода понятий культурно-духовной сферы. Названными интерлингвистическими достоинствами в достаточной степени обладает русский язык как язык нации диалогового типа культуры.

Необходимо отметить тот факт, что даже в достаточно серьезных научных изданиях в качестве упомянутого языка-посредника, на котором предлагается осуществлять все процессы познания, образования и профессионального общения, называется английский язык, который сегодня признан официальным языком сети Интернет.

Техносфера.

Сейчас в России процесс информатизации вступил в 3-ю фазу своего развития.

1-я фаза — начало 70-х годов — появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). Не этом этапе создавались АСУ воздушным и железнодорожным транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом[136].

2-я фаза — 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (реакция на "вызов" Японии, заявившей о начале разработки машин пятого поколения). В 198S году программа была продлена до 2005 года и уточнена в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики.

1993 год — начало 3-й фазы, когда после распада CCCF возникла необходимость создания концепции информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослаблена из-за принадлежности ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам CHГ

В России существенная для информатизации техническая предпосылка — уровень телефонизации — весьма невысок. ГЦ состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефоне ми занимает 33-е место в мире и 21-е в Европе. По оценкам экспертов количество персональных компьютеров в России в начале XXI века приближается к 27-30 млн.

Рассматривая технические условия информатизации в России, отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет надеяться на ее успешное развитие.

В качестве обнадеживающих тенденций можно назвать: сближение, по уровню, несмотря на проблему соотношения качество/цена, так называемых "красной" и "желтой" сборок компьютеров, тот факт, что сегодня уже каждый второй проданный в России персональный компьютер собран на ее территории, а также попытку начать мелкосерийное производство суперкомпьютера "Эльбрус-3-1".

Политическая сфера. При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать "извне" и нашу страну.

Однако слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на совершенствование информационной среды.

Неглубокие корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации общества, отсутствие политической стабильности продолжают сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

Экономическая сфера. В стране продолжается экономический кризис. Процесс демонополизации экономики развивается по схеме, весьма далекой от идеального варианта экономических предпосылок информатизации, рассмотренного нами в разделе 1. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать потребности и возможности военно-промышленного комплекса для информатизации.

Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств разнятся более чем на три порядка (для примера, стоимость одного суперкомпьютера составляет около 15—20 млн. долларов). Реальные финансовые средства для информатизации сегодня имеются в регионах, именно поэтому наиболее развит региональный вариант информатизации.

Проблема телефонизации будет решаться преимущественно за счет систем космической связи (введение системы "Экспресс", совместная эксплуатация военных спутников в рамках конверсионных программ и т.д.).

Культурно-духовная сфера. Ситуация в этой сфере может быть описана, на наш взгляд, следующим образом:

· информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (интеллект человека в лучшем случае располагается на одном ценностном уровне с его материальным достатком);

· не задействован высокий культурно-духовный потенциал общества;

· не высока степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность — лишь для 57,2%[137];

· компьютерная грамотность россиян не соответствует требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации уровню, не говоря уж об информационной культуре;

· к сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает, в России примерно в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем у его американского коллеги[138].

Изменение образа жизни

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда составляющих современного образа жизни (общественно-политической, бытовой, социально-культурной и досуговой деятельности), а также практику их реального использования.

Общественно-политическая деятельность. Новая глубина придается этой стороне образа жизни за счет использования интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Активно развивается также рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера на базе новых сетевых возможностей.

Теоретические и прикладные исследования политического экстремизма, его различных форм существенно углубились в связи с учетом и использованием современных информационных технологий.

Новые информационно-аналитические технологии позволили совершенствовать также методику политического консультирования в России[148].

Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют более ограниченные возможности по сравнению с профессиональными (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако сегодня, согласно мировым стандартам, бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, имеющую сетевой выход и т.д.

Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являются: обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по сетям и др.) и автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, бытовой техникой, обеспечение безопасности жилища и др.).

В настоящее время одной из актуальных становится проблема подготовки родителей и детей к появлению в их доме компьютерной техники. Неинформированность большинства населения о возможных негативных последствиях использования компьютеров в домашних условиях может вызвать и уже часто вызывает следующие проблемы: резкое ухудшение успеваемости и здоровья подростков и молодежи, ослабление семейных связей, ухудшение атмосферы в семье, обеднение и ослабление уровня социализации семей и т.д.

Важно, на наш взгляд, через средства массовой информации формировать общественное мнение о необходимости развития информационной культуры в быту. Информация о специфике применения компьютера в семье должна быть доступна, в том числе и в качестве сопроводительной инструкции при покупке компьютера, что в широком смысле является осуществлением прав покупателя. Очевидно, необходимо и государственные научно-исследовательские программы по данной проблеме.

Социально-культурная деятельность. Информатизация социально-культурной сферы нами рассматривается как необходимое диалектическое единство процессов ее интеллектуализации, медиатизации и компьютеризации.

На наш взгляд, большое значение в развитии системы социальной защиты имеет информатизация профсоюзной деятельности. Координация работы профсоюзов России немыслима без создания единого информационного поля членских организаций. В структуре ФНПР создан Информационно-аналитический центр, которому поручено координировать всю деятельность своих организаций. Отделом международных связей предприняты шаги по созданию компьютерного банка данных по актуальным проблемам профсоюзного движения. Ведется работа по развитию участия профсоюзов в международных компьютерных сетях — прежде всего ГЕОНЕТ и ГЛАСНЕТ. Профсоюзы России в настоящее время расширяют свои связи с международным профсоюзным движением в целях обмена идеями, информацией и опытом.

Варианты информатизации и решения социокультурных проблем

Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом социокультурных проблем могут осуществляться различными путями.

Так как путь централизованного управления процессом информатизации не может быть практически осуществлен из-за его крайней сложности и глобального характера, является целесообразным рассмотреть два других варианта информатизации.

Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к этим новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его моральные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает процесс более длительным и, как правило, приводит к перерасходу ресурсов.

Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы его существования и желательные направления развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать при этом излишних затрат.

Считается, что развитые страны и регионы, уже начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения проблем, так как для них экономический фактор и проблема сбережения ресурсов особого значения не имеют.

На наш взгляд, стихийная информатизация вообще неприемлема, особенно для России, где, учитывая значимость культурно-духовной составляющей нашего развития, потеря моральных и нравственных основ категорически недопустима.

Необходимо отметить, что учеными продолжает анализироваться вопрос о реализуемости в принципе концепций информатизации общества.

Существенного внимания, на наш взгляд, заслуживает выдвинутая концепция кибернетики постиндустриального общества. В.А. Герасименко, например, отмечает[161], что задачами кибернетики постиндустриального общества являются подготовка и обеспечение неизмеримо большего по масштабам и значимого по влиянию на общество прогресса в сфере функционирования человеческой компоненты. Решение этих задач требует существенного переосмысления многих стереотипов.

Доказано, что синергетический эффект в решающей степени определяется размером системы, в рамках которой осуществляется оптимизация управления. При этом система — это совокупность не просто взаимодействующих, но и имеющих общую цель функционирования элементов. Наличие общей цели, которая определяется планами, — это основной признак системы. Следовательно, планирование — один из основных атрибутов постиндустриального общества. И здесь правомерно сделать сопутствующий вывод, что в концепции исключительно рыночной экономики имеют место принципиальные изъяны, ставящие под сомнение саму идею этой концепции.

Учащиеся.

Преподаватели.

НИТ можно использовать в качестве катализатора с тем, чтобы содействовать изменению роли преподавателей, давая им возможность советчиками, воспитателями, штурманами знаний, консультантами и даже коллегами учащихся. НИТ является также средством, дополняющим традиционные педагогические методы и практику.

Определяющим фактором эффективного использования НИТ являются знания и навыки преподавателя, касающиеся применения и интеграции этих технологий в ходе обучения. Без эффективной подготовки и переподготовки преподавателей инвестиции в технологию желаемой отдачи не принесут.

Содержание обучения информатике специалистов социального профиля

Принципиально важно для повышения качества учебно-методического обеспечения подготовки социологов-информатиков и информатиков учесть специфику содержания подготовки по информатике различных специалистов социального профиля.

Различие подготовки специалистов социального профиля по информатике, заключающееся не только в присутствии характерных тем, но и в глубине изучения общих тем, а также в наполнении профессиональных информационных систем (ИС), отражено в таблице "Компоненты содержания подготовки по информатике специалистов социального блока высшего профессионального образования[185]".

Компоненты содержания подготовки по информатике специалистов социального блока высшего образования

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Раздел Содержание Социальные Социологи Педагоги - Педагоги -
    работники   неинформатики информатики
Теория Информация:        
информатики качественные свойства,        
  виды, носители, + + + +
  измерение количества. + + + +
  Системы счисления. - - +
  Форматы хранения        
  данных. + + + +
  Передача информации + + + +
ЭВМ: История, Аппаратное обеспечение:        
возможности и ПК, периферия, сети. + + + +
ограничения, История и персп.        
перспективы развития + + +- ++
  Программное        
  обеспечение:        
  1. Системное: OC:~NC,        
  Windows, NT + + + +
  2. Инструментальное:        
  Музыкальные редакторы - + +
  Графические редакторы + +
  ТП и издат. системы:        
  ~Word? CorelDraw + + + +
  ЭТ:~Ехсе1. + + + +
  СУБД: Accss, LotusNotes,        
  ГИС + + + +
  Интел.системы: ЭС.СППР + -+ +-АОС, ИОС +АОС, ИОС
  Телекоммуникации: эл.        
  почта, Web-браузеры, + + + +

©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.