|
И все равно на титульном листе издания стояло «Британская энциклопудия».Илья Ильф и Евгений Петров Глава 9. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 9.1. Состав и порядок разработки проектной документации. 9.2. Управление разработкой проектно-сметной документации. 9.3. Функции менеджера проекта. 9.4. Автоматизация проектных работ. Резюме Контрольные вопросы и задания Литература 9.1. Состав и порядок разработки проектной документации Общие положения Строительство объектов осуществляется на основе утвержденных (одобренных) Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели. Проектная документация обычно включает в себя ТЭО (проект) строительства и рабочую документацию. В гл. 4 рассмотрен порядок разработки, согласования, утверждения и состав ТЭО (проекта) строительства, являющегося основным проектным документом на строительство объектов. Основные этапы и общая схема разработки проектной документации представлены на рис. 9.1.1 и 9.1.2. Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство зданий и сооружений регламентирован СНиП 11-01-95 [4]. Рис. 9.1.1. Этапы разработки проектной документации Рис. 9.1.2. Состав мероприятий по разработке проектно-сметной документации Для технически и экологически сложных объектов и при особых природных условиях строительства по решению заказчика (инвестора) или заключению государственной экспертизы одновременно с разработкой рабочей документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным объектам, разделам, вопросам. Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также других технически несложных объектов на основе обоснований в строительство может разрабатываться рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация). Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами (гл. 11). Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование. Разработка проектной документации осуществляется при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора и задания на проектирование. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер) (гл.11). Проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями, выданными органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, дополнительному согласованию не подлежит за исключением случаев, особо оговоренных законодательством Российской Федерации. Проектирование объектов строительства должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности. Использование изобретений при проектировании объектов строительства и правовая защита изобретений, созданных в процессе разработки проектной документации, осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Торги (тендеры) на разработку проектной документации Порядок организации и проведения тендера на проектные работы определяется инвестором (заказчиком) в соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации (гл. 11) и серией методических рекомендаций, утвержденных Межведомственной комиссией по подрядным торгам [5—9]. Подробно торги рассмотрены в гл. 11. Тендер на проектирование объекта может проводиться на часть проектной документации: ТЭО, эскизный проект, только на рабочую документацию, на весь объем проектной документации. Рабочая документация Рабочая документация для строительства предприятий, зданий и сооружений разрабатывается в соответствии с государственными стандартами СПДС (системы проектной документации для строительства) и уточняется заказчиком и проектировщиком в договоре (контракте) на проектирование. Ссылочные документы (государственные, отраслевые и республиканские стандарты, не требующие привязки чертежей типовых конструкций, изделий, узлов) в состав рабочей документации не входят и могут передаваться заказчику, если это оговорено в договоре. Состав задания на проектирование устанавливается с учетом рекомендаций, а также отраслевой специфики и вида строительства (табл. 9.1.1 и 9.1.2). Таблица 9.1.1 Задание на проектирование объектов производственного назначения (наименование и месторасположение проектируемого предприятия, здания, сооружения)
Таблица 9.1.2 Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения (наименование и месторасположение объекта)
Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы: » обоснование инвестиций; » решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта; » акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы; » архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке; » технические условия на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям; » сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта; » исходные данные по оборудованию, в том числе индивидуального изготовления; » данные по выполненным НИОКР; » материалы инвестора, оценочные акты и решения органов местной администрации о компенсациях за сносимые здания и сооружения; » материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора, в части окружения проекта и состоянии природной окружающей среды; » материалы инженерных изысканий и обследований, обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений; » чертежи и характеристики продукции предприятия; » задание на разработку тендерной документации; » заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений; » другие материалы. Ниже приведены примерные перечни технико-экономических показателей для объектов различного назначения (табл. 9.1.3 и 9.1.4). Образцы расчетных и аналитических таблиц в составе проектной документации приведены в гл. 5. Точность стоимостных оценок На каждом этапе работы над проектом производится стоимостная оценка (гл. 13, 14). В крупных зарубежных проектах составляется по меньшей мере 4 вида смет с возрастающей степенью точности (гл. 14): » предварительная (на стадии исследования инвестиционных возможностей), имеющая целью оценить жизнеспособность проекта. Допустимая погрешность оценки 25—40%; » первичная или факторная (на стадии разработки ТЭО), имеющая целью сравнить планируемые затраты с бюджетными ограничениями. Допустимая погрешность оценки 15—25%; » приближенная (на начальной стадии рабочего проектирования), предназначенная для подготовки плана финансирования проекта. Допустимая точность оценки 10—15%; » окончательная (в середине цикла разработки рабочего проекта), предназначенная для подготовки и проведения торгов. Допустимая погрешность оценки 5—6%. Вопросы экспертизы проектов рассмотрены в гл. 10. Таблица.9.1.3 Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
Таблица 9.1.4 Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых и общественных зданий
Образцы расчетных и аналитических таблиц в составе проектной документации приведены в гл. 5. 9.2. Управление разработкой проектно-сметной документации Типы проектных фирм Проектные работы выполняются в следующей последовательности: » выбор проектировщиков и заключение контрактов по результатам конкурса; » планирование проектно-сметных работ и услуг; » собственно проектирование и согласование проектно-смет-ной документации. Организационные формы проектных фирм весьма разнообразны и могут быть сведены к следующим типам (гл. 5): » проектно-строительные фирмы, осуществляющие весь комплекс работ по проектированию, комплектации, строительству и вводу объектов в эксплуатацию; » проектные институты, осуществляющие весь комплекс работ по проектированию объектов, включая все виды инженерных и архитектурных задач, а нередко и задачи по планировке районов застройки. Обычно такие институты специализируются по отраслевому признаку; » проектные институт, специализированные по технологическому (функциональному) признаку. Такие институты могут специализироваться, например, на проектировании фундаментов, металлических или железобетонных конструкций, специальных видов оборудования и др.; » вычислительные центры (фирмы), специализирующиеся на подготовке проектной документации на машинных носителях — смет, чертежей, календарных планов; » консультационные (консалтинговые) фирмы, оказывающие весьма широкий спектр услуг, — экономические обоснования, расчеты стоимости проектов, представление информации, консультации по специальным вопросам. Такие фирмы можно условно разделить на 3 типа: • специализирующиеся на начальной (прединвестиционной) фазе проекта; • оказывающие услуги многопланового характера заказчикам, нуждающимся в оказании помощи по сложным специальным вопросам инжиниринга; • разрабатывающие организацию и технологию строительного производства. Эта весьма распространенная на Западе структурная разновидность проектных фирм до настоящего времени не нашла в России широкого распространения (за исключением 3-го типа — в форме так называемых оргтехстроев). Кроме перечисленных, заказчик часто должен достичь соглашения с лицензиаром — юридическим или физическим лицом, обладающим исключительным правом промышленного использования технологии (процесса, конструкции, материала), которую планируется использовать в проекте. Выбор проектных фирм Существуют три подхода к выбору заказчиком проектных фирм: ♦ оказание профессиональных услуг по мере необходимости. В этом случае заказчик прибегает к услугам проектной фирмы на основе специального соглашения без конкурса; ♦ закрытые переговоры. Если проектная фирма уже выполняет для заказчика работу, то в этом случае он поручает ей подготовить предложения по новому проекту (или подпро-екту), проводит экспертизу этих предложений и заключает дополнительное соглашение к контракту — также без конкурса; ♦ проведение конкурса. В этом случае возможны следующие виды коммерческих соглашений между заказчиком и подрядчиком: оплата по фактическим затратам; оплата с верхним ограничением цены; фиксированная цена. Задачи проектных фирм Функциональные обязанности проектных фирм можно разделить на две части: А. Типовые, к которым относятся: » эскизное проектирование; » рабочее проектирование; » разработка смет; » авторский надзор. Б. Дополнительные, включающие в себя: » подготовку к торгам и помощь в их проведении; » проектный анализ; » разработку обоснований инвестиций и ТЭО; » участие в управлении проектом; » подготовку финансирования. Функции группы Б до настоящего времени нетипичны для российской практики, однако именно в них видится перспектива укрепления финансового положения и развития существующих проектных институтов. Следующим этапом организации проектно-изыскательских работ является их планирование. Этот план, как и другие виды планов, — динамичный документ, требующий многочисленных пересмотров и уточнений в течение жизненного цикла проекта. План должен содержать: » общее описание работ, подлежащих выполнению, с обязательным указанием порядка взаимодействия с другими участниками проекта. Это описание составляется в форме календарного плана; » порядок и периодичность контроля за ходом проектно-изыскательских работ; » требования к планам субподрядных фирм, работающих над проектно-сметной документацией. 9.3. Функции менеджера проекта На всех этапах разработки проектной документации руководящая роль принадлежит менеджеру проекта (в отечественной терминологии — главному инженеру и главному архитектору проекта). В ходе проектирования менеджер проекта выполняет следующие функции (гл. 20): » контроль соответствия объема и сроков выполненных работ необходимому минимуму, предусмотренному контрактом; » подбор и привлечение к проекту ведущих специалистов по инженерным дисциплинам, координация их деятельности; » определение рациональных сроков начала работ с тем, чтобы избежать преждевременного их выполнения; » корректировка численности занятых работников; » контроль за внесением изменений в проект; » контроль за факторами, условиями и документами, которые могут увеличить стоимость работ; » проверка соблюдения последовательности и приоритетов, выбранных в процессе планирования работ; » обеспечение предпочтительного выбора стандартных материалов и оборудования вмаксимально возможном числе ситуаций, обеспечение минимальной номенклатуры применяемых изделий; » подготовка и реализация соглашения с лицензиаром; » подготовка и контроль за соблюдением плана проектных работ, увязанного с общим планом проекта; » разработка совместно с заказчиком задания на проектирование. В зависимости от масштаба и сложности проекта функции менеджера на этапе проектирования могут быть возложены как на менеджера всего проекта, так и на специально назначенного проект-менеджера, работающего в команде под руководством главного менеджера. 9.4. Автоматизация проектных работ В последние годы ведущие западные и в меньшей степени отечественные проектные фирмы осуществляли переход от компьютеризации отдельных, наиболее трудоемких, видов работ к системам автоматизированного проектирования (САПР), охватывающим весь процесс создания проекта. В результате показатель капиталовооруженности труда проектировщиков, например, в США увеличился за последние 20 лет в 30 раз, производительность труда — в 2,5 раза. За этот же период этот показатель в России и бывшем СССР увеличился на 5%. В результате число проектировщиков в России примерно в 1,3 раза больше, чем в США, а объем выполняемых работ — вдвое ниже. Вместе с тем созданию (или приобретению) САПР должен предшествовать тщательный экономический анализ. Опыт показывает, что для мелких и средних фирм выгоднее воспользоваться услугами сторонних специалистов, нежели создавать собственную систему с штатом специалистов. К другим основным вопросам, которые надлежит решить при внедрении САПР, относятся: » адаптация организационной структуры фирмы к требованиям САПР, суть которой состоит в организации информационных потоков таким образом, чтобы избежать дублирования (или отсутствия) данных у различных участниковпроцесса проектирования; » выбор программных средств и вычислительной техники с учетом того, что их обновление происходит каждые 5—6 лет; » решение вопроса о структуре используемого в системе банка данных. В общем случае в состав данных включают сведения об удельных расходах материалов, стоимости, компоновочных решениях, технологии, сроках строительства,а также о нормативах и типовых конструктивных решениях. В качестве примера САПР, эффективно работающей во многих странах мира, можно привести мощную универсальную систему CADAD (США) с элементами искусственного интеллекта типа CAD/CAM (CAD — Computer Aided Design, CAM — Computer Aided Management), представляющую собой интегрированную автоматизированную систему для конструирования, проектирования, анализа и управления проектами. Эту систему условно можно разделить на две части. Первая предназначена для проектирования объектов и состоит из: PDMS — подсистемы компоновочного проектирования с блоками двух- и трехмерной графики; SAS/SDB — подсистемы проектирования и анализа строительной части объекта с формированием чертежей; FAS/FDS — подсистемы проектирования и анализа технологической части объекта с формированием чертежей; QTO — подсистемы расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах с оценкой в человеко-часах. Вторая часть обеспечивает управление проектной деятельностью и включает в себя: AMS — систему управления (планирование); QA — систему оценки и контроля качества (анализ эффективности работы по проекту); SAD — систему документооборота по проекту со своей базой данных (подготовка информации для руководства компании и менеджеров проектов). Интерфейсом CADAD связана с системой ARTEMIS, используемой собственно для календарного планирования. Система обеспечивает быстрый ответ на запрос, а также гибкие и эффективные методы защиты информации от несанкционированного доступа. Графические данные могут сопровождаться текстовыми примечаниями, которые можно редактировать. Система обеспечивает нанесение всех возможных видов размеров (в английской и международной системах единиц) с учетом различных правил их оформления, а также вычисление периметров и площадей фигур. Система содержит до 200 графических файлов пользователя и может одновременно выводить на экран данные из 20 файлов, осуществляет до 64 разрезов в виде чертежа. За графическими элементами и их группами могут закрепляться линии разных типов, а также цвета (до 120 одновременно используемых цветов из 4096 возможных). Система автоматически создает изображения в перспективе с нанесением или удалением невидимых линий. Одной из составных частей CADAD является модуль для трехмерного проектирования сложных систем трубопроводов. Графическая база данных модуля содержит объемные элементы трубопроводов (соединения, краны, фланцы, трубы). Выбранный из библиотеки элемент автоматически приводится в соответствие с характеристиками трубопроводной системы проектируемой модели. Модуль осуществляет обработку чертежей и создает двух-и трехмерные изображения, включая построение изометрических моделей и ортогональных проекций объектов. Предусмотрен выбор деталей для трубопроводов, видов покрытий и типов изоляций согласно заданной спецификации. На выходе программы пользователь получает три модели: новый двухконтурный чертеж стен с детальной прорисовкой дверных и оконных проемов, план с наложенной на него штриховкой и текстовый файл, содержащий информацию о фактах и причинах неудовлетворительного выполнения программы, указывающий на ошибки в чертежах. Библиотека стандартных деталей и символов содержит около 1200 графических элементов и деталей конструкций, которые могут переноситься на рабочие чертежи. Детали из библиотеки можно использовать в первоначальном виде или модифицировать их применительно к особенностям проекта. Система AUTOCAD представляет собой профессиональную систему автоматизированного проектирования и выполнения чертежей, работа которой основана на использовании недорогих микрокомпьютеров, используемых даже в небольшом проектном бюро или отделе. Их отличительными особенностями является низкая стоимость и высокая производительность, возможность выполнения широкого класса проектных задач. Стоимость системы колеблется в диапазоне от 6 до 10 тыс. долл. Система AUTOCAD позволяет выполнить работу в более короткие сроки. Ее пользователи завершают выполнение чертежей в два-три раза быстрее, чем при традиционных методах, система многократно окупает себя при использовании. Система AUTOCAD нашла весьма широкое распространение на российском рынке. Специалисты Национальной аэрокосмической лаборатории (Нидерланды) разработали систему управления базами данных в области проектирования EDIPAS (Engineering Data Interactive Presentation and Analysis System). Система обеспечивает требующуюся информацию для решения широкого класса задач в сфере проектирования. В отличие от обычных систем подобного типа разработанная система управления базами данных обеспечивает возможность хранения не только исходной, базовой информации, но и производной от нее, полученной в результате проведения промежуточных расчетов. Это обстоятельство имеет принципиальное значение в задачах проектирования, где необходимо проводить повторные расчеты, выполнение которых в значительной мере упрощается благодаря системе EDIPAS. В последние годы все более широкое применение получают экспертные системы, представляющие собой новый этап роста интеллектуальности автоматизированных систем, развитых до уровня, при котором из множества фактов и данных создается возможность появления новой информации, аналогично тому, как это делает человек. Экспертные системы включают в себя базы знаний, механизмы логического вывода и средства обучения и адаптации, что дает возможность качественно изменить характер взаимоотношений человека с ЭВМ: на смену традиционному прикладному программированию приходит проблемно-ориентированное общение. Человек задает цель, а интеллектуальная система выдает одно или несколько допустимых решений. Разработчик освобождается от массы рутинных функций анализа промежуточных результатов и получает возможность сконцентрировать свое внимание на действительно ключевых творческих аспектах проектирования. Экспертные системы используются в строительном проектировании, когда наряду с математическими инженерными расчетами требуется привлечение концепций, идей, суждений и опыта специалистов. В США ведутся работы по созданию и совершенствованию экспертных систем для проектирования и строительства, в числе которых можно назвать следующие: 1. Экспертная система для принятия решений о выборе строительных материалов. Эта система создается как прототип аналогичных систем в строительстве. Система позволит, в частности, подбирать необходимые добавки для бетонов в зависимости от условий его работы. Система создается Центром по строительной технологии (СВТ). В основу экспертной системы закладываются данные Американского института бетона (ACI). Комитет АО подвергал экспертизе предлагаемую экспертную систему и рекомендовал ввести определенные улучшения в базу знаний о бетонах. При создании базы знаний были использованы и другие документы, например данные о коррозии металлов в бетонах и цементах. 2. Экспертная система для прогнозирования и управления инфильтрацией воздуха в зданиях. Для работы экспертной системы развиваются модели предсказаний, вырабатываются требования к информации, которая обычно не используется для работы с моделями. В окончательном варианте система должна использовать имеющуюся информацию о зданиях, определять скорость инфильтрации как функцию погодных условий, определять потери тепла, конденсацию, качество воздуха в помещениях, рекомендовать соответствующие меры и проводить оценку их эффективности. РЕЗЮМЕ Проектные работы в новых условиях выполняются в следующей последовательности: ♦ выбор проектировщиков и заключение контракта по результатам конкурса; ♦ планирование проектно-сметных работ и услуг; ♦ собственно проектирование и согласование проектной документации. Бюджет проекта, разрабатываемый на основе сметы, отражает потребности проекта в финансовых средствах во времени и является основой для формирования структуры финансирования проекта. Значительны функции менеджера проекта: зная проект и контролируя процесс разработки проектной документации, он помогает избежать осложнений при реализации замысла. Существенные изменения претерпевает технология проектирования: происходит переход от автоматизации отдельных процессов к созданию интегрированных автоматизированных систем для конструирования, проектирования, анализа и управления проектами. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какая информация об инвестиционном проекте подлежит согласованию? 2. Каков порядок проведения тендера на разработку проектной документации? 3. Перечислите основные данные и требования в задании на проектирование объектов производственного назначения. 4. Какие материалы должен представить заказчик при передаче задания на проектирование? 5. Приведите перечень основных технико-экономических показателей. 6. Какова погрешность смет стоимости проекта на различных этапах его разработки? 7. В чем суть единого порядка проведения экспертизы градостроительной документации? 8. По какому принципу выбираются проектные фирмы? Задание. Расчет технико-экономических показателей. На рассмотрение поступил проект со следующими характеристиками: годовой выпуск продукции — 600 комбайнов по цене 125 тыс. руб.; численность занятых — 85 чел.; общая стоимость строительства — 285 млн. руб.; стоимость основных производственных фондов — 560 млн. руб.; себестоимость продукции — 100 тыс. руб. Рассчитайте следующие технико-экономические показатели и занесите их в таблицу:
ЛИТЕРАТУРА 1. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов производственного назначения. — М.: Госстрой России, 1993. 2. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов жилищно-гражданского и общественного назначения. — М.: Госстрой России, 1993. 3. Положение о подрядных торгах в Российской Федерации. — М.: Госстрой России, 1993. 4. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составления проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95). — М. 1995. 5. Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. — М.: ЦНИИЭУС, 1994. 6. Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов. — М.: ЦНИИпроект, 1994. 7. Методические рекомендации по проведению предварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах. — М., ЦНИИ-проект, 1994. 8. Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов. — М.: ЦНИИпроект, 1994. 9. Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферт претендентов. — М.: ЭКЦ при Минстрое РОССИИ, 1995. Три вещи ведут к разорению: ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|