Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составление диалоговых программ





 

 

Диалоговый режим работы программы заключается в диалоге пользователя с программой в соответствии с запрограммированной схемой возможных вариантов. Во время выполнения программы происходит запрос к пользователю ввести дополнительные данные, определяющие дальнейшую работу программы. Приведем пример программы угадывания случайно выбранного числа в интервале от 5 до 16 с пяти попыток.

 

PROGRAM NUMBER;{ угадать случайное число }

Var I, N, N1: integer;

BEGIN

Randomize; N1:= Random(12) + 5;

for i:= 1 to 5 do begin

Write('угадайте число от 5 до 16 N='); readln(N);

IF N<>N1 then begin Writeln('не угадал');

Writeln('осталось ', 5-i, ' попыток') end

else begin Writeln('угадал'); Writeln('Нажмите Enter');

Readln; Halt end

end; Writeln('Нажмите Enter'); readln;

END.

 

Определение формулы для "N1" производится по следующему алгоритму. Пусть дано N_Min и N_Max - интервал изменения N1, тогда случайное значение

 

N1:= Random(A) + B; где B:= N_Min; A:= N_Max - N_Min + 1;

 

Практическое задание N 1. 17

Составьте диалоговые программы:

 

1. Угадывания случайно выбранных координат цели в квадрате: по оси "х" от 3 до 7, по оси "у" от -4 до 2 с пяти попыток с сообщением корректировщика, например: уменьшить "Х", увеличить “Y”.

2. Угадывания случайно выбранных координат цели в квадрате: по оси "х" от -10 до 30, по оси "у" от 2 до 28 с восьми попыток с двойным сообщением корректировщика, например: уменьшить "Х", либо: немного уменьшить "Х" (если отклонение от цели меньше 3).

3/4. Выбора пути при наличии на указателе трех, либо четырех вариантов согласно приведенному ниже рисунку. Программа должна пригласить на прогрулку, а в случае согласия предложить на выбор варианты движения и в зависимости от введенного номера выдать сообщение, например: " Бац! Тебя предупреждали!" и т. п.



Богатство

3

Голову

Домой потеряешь

4 1

Счастье

Массивы

 

 

Массив - упорядоченные данные одного типа. Возможно создание массива, включающего массив другого типа. Массивом часто обозначают характеристики обьектов одного типа, имеющих одинаковые единицы измерения. Массив состоит из элементов, имеющих порядковые номера, т. е. элементы массива упорядоченны. Таким образом, если обьекты одного типа обозначить именем, например "A", то элементы обьекта будут A[1], A[2] и т. д. В квадратных скобках указан номер элемента. Порядковый номер элемента массива, обычно не несет никакой информации о значении элемента, а показывает расположение элемента среди других. К элементам массива можно обращаться только по их номеру (индексу). Значения элементам массива присваиваются также как и другим переменным с учетом типа массива. Если элементы массива имеют один индекс, то массив называется одномерным или линейным, либо массив - вектор. Значения элементов одномерного массива обычно выводят на экран или бумагу в виде столбца или строки. В некоторых случаях удобно элементы массива пронумеровывать двуми независимыми индексами, такие массивы называются двумерными или матрицами. Значения элементов двумерного массива обычно выводят на экран в виде таблицы. Если элементы массива имеют три независимых индекса, то массив называется трехмерным. Значения элементов трехмерного массива обычно выводят на экран в виде набора таблиц.

 

 

Линейные массивы

 

 

Линейным массивом можно обозначить, например, оценки учеников класса. Каждая оценка является значением элемента массива оценок "A" и имеет порядковый номер (индекс). В Турбо-Паскале значение индекса указывается в квадратных скобках после имени массива. Можно создать массив фамилий "S" учеников класса. Значением элемента массива будет фамилия ученика, а индексом - порядковый номер по списку. Пусть дан список фамилий учеников и их оценки:

N Фамилии оценки Описание массивов: Var A: array[ 1. . 30 ] of byte;

1. Иванов 5 S: array[ 1. . 30 ] of string;

2. Петров 4 {или} SO: array[ 1. . 30 ] of string[12];

3. Сидоров 5

4. Титов 5 Присвоение значений элементам массива:

. . . . . . . . . . . . . "A" - A[1]:= 5; A[2]:= 4; и т. д.

30. Якупов 4 "S " - S[1]:= 'Иванов'; S[2]:= 'Петров'; и т. д.

 

Приведем таблицу обозначений и соответствия элементам массива, их значений и индексов:

 
 


Номер элемента (индекс) 1 2 3 4 i 30

 
 


Элементы массива "S “ S[ 1 ] S[ 2 ] S[ 3 ] S[ 4 ] S[ i ] S[ 30 ]

Значения элементов Иванов Петров Сидоров Титов . . . Якупов

 
 


Элементы массива "A “ A[ 1 ] A[ 2 ] A[ 3 ] A[ 4 ] A[ i ] A[ 30 ]

Значения элементов 5 4 5 5 . . . 4

 

Если известна зависимость, по которой изменяются значения элементов массива, то присвоение значений удобно проводить в операторах цикла c параметром или с условием. Например, присвоим значения элементам массива "y" по зависимости: y=sin(x), где x= Pi * i/180, 0<= i <=180 .

For i:= 0 to 180 Do y[i]:= sin(Pi * i/180);

 

Присвоим случайные значения в диапазоне от -30 до +40 ста элементам массива "R":

Randomize; for i:= 1 to 100 Do R[i]:= - 30 + Random(71);

 

Присвоим значения семи элементам массива "A" оператором Readln:

 

For i:= 1 to 7 Do begin Write( ' Введите A[ ' , i , ' ] = ' ); Readln( A [ i ] ) end;

 

При выводе массива на экран удобно размещать данные в виде таблицы - в несколько колонок. Для вывода обозначений переменных ("шапки таблицы") можно использовать операторы вывода символов в цикле, например:

 

For j:=1 to 66 do Write('-'); Writeln;

For j:=1 to 3 do Write('|_ Фамилия _ _| _оценка_|'); Writeln;

For j:=1 to 66 do Write('-'); Writeln;

 

- шапка для вывода в три пары колонок значений переменных "S" и "A". Шапка занимает 66 позиций (по ширине экрана в текстовом режиме размещается 79 символов и пробел). ОператорWriteln; переводит курсор на новую строчку.

 

Вывод значений ста элементов массивов "S" и "A" в три пары колонок, произведем операторами:

 

For i:= 1 to 100 do begin Write('|',s[i]:11,'|',a[i]:8, '|');

if (i mod 3) = 0 Then Writeln;

if (i mod 60) = 0 then readln end;

 

В этом случае данные таблицы полностью не умещаются на экране и можно задержать прокрутку экрана при выводе данных, применяя оператор Readln после вывода, например, 20 строк.

 

В цикле удобно определять сумму элементов массива, наибольший (наименьший) элемент и создавать новые массивы, удовлетворяющие некоторому условию, например:

s:= 0; for i:= 1 to 100 do s:= s + a[i]; { s - сумма элементов массива }

 

a_max:= a[1]; for i:= 1 to 100 do{ поиск наибольшего элемента a[j] }

if a[i] > a_max then begin a_max:= a[i]; j:= i end;

j:= 0; k:= 0;

for i:=1 to 100 do {создание новых массивов с элементами: b[j] >=0, c[k] <0}

if a[i] >= 0 then begin j:= j+1; b[j]:= a[i] end

else begin k:= k+1; c[k]:= a[i] end;

j:= 0; k:= 8;

for i:= 1 to 100 do {создание массива номеров "M" для элементов: a[i] > a[k]}

if a[i] > a[k] then begin j:= j+1; M[j]:= i end;

 

 

Практическое задание N 1. 18

 

1. Вывести на экран таблицу с колонкой "Фамилии" и тремя колоноками "оценки" по различным предметам и заполнить ее 10 строками данных. Значения элементов массива фамилий задаются в программе оператором присваивания, значения элементов массивов оценок задаются функцией Random.

 

2. Рассчитать общий средний балл десяти учащихся по одному предмету. Составить список фамилий учащихся с оценками, превышающими средний балл. Программа запрашивает ввод с клавиатуры фамилий и оценок учащихся и выводит на экран исходную таблицу: Фамилия - оценка, а также средний балл и таблицу учащихся с оценками, превышающими средний балл.

 

Практическое задание N 1. 19

 

1. Рассчитать наибольшее и наименьшее значения функции y= sin(x) - x2 на интервале 0 =< x <= 1, изменяя значение "х" с шагом 0. 005. Вывести на экран таблицу значений "х" и "у" в три пары колонок, а также наибольшее и наименьшее значения функции "у" и соответствующие им значения "х".

 

2. Рассчитать наибольшее и наименьшее значения функции y= cos(x) + x на интервале 0 =< x <= Pi/2, разбив интервал на 99 отрезков. Вывести на экран таблицу значений "х" и "у" в две пары колонок, а также наибольшее и наименьшее значения функции "у" и соответствующие им значения "х".

 

Практическое задание N 1. 20

 

1. Рассчитать момент инерции массива точек относительно осей "x" и "y" :

 

Jx = m1 * x12 + m2 * x22 +. . . + mN * xN2,

Jy = m1 * y12 + m2 * y22 +. . . + mN * xN2.

 

Массив "N" точек ( N = 60 ), имеющих массы "m" ( 5 =< m <= 25 ) определен на прямоугольнике с координатами -10 <= x <= 10 и 10 <= y <= 20. Вывести на экран таблицу значений "N", "х", "у", "m", а также моменты инерции "Jx", "Jy".

Определить и вывести на экран номера точек с экстремальными значениями координат, массы и моментов инерции точки.

 

2. Расcчитать координаты центра тяжести массива точек: Xc = Xm/M, Yc = Ym/M, где

Xm = m1 * x1 + m2 * x2 +. . . + mN * xN,

Ym = m1 * y1 + m2 * y2 +. . . + mN * yN,

M = m1 + m2 +. . . + mN,

Массив из "N" точек ( N = 45 ), имеющих массы "m" (3 =< m <= 35) определен на прямоугольнике с координатами -22 <= x <= 33 и 11 <= y <= 44. Вывести на экран таблицу значений "N", "х", "у", "m", а также координаты центра тяжести "Xc", "Yc" и массу точек "M". Определить и вывести на экран номера точек с экстремальными значениями координат и массы.

 

3. Рассчитать массив "r" - расстояние между точками с соседними номерами и массива "s"- расстояние от каждой точки до последней вдоль ломанной, например:

r1 = Ö((x1 - x2)2 + (y1 - y2)2) - расстояние от точки "1" до точки "2",

s1 = r1 + r2 + ... + rN - расстояние от точки "1" до последней точки "N",

s2 = s1 - r1 - расстояние от точки "2" до последней вдоль ломанной.

 

Массив из "N" точек ( N = 30 ) определен на прямоугольнике

с координатами 9<=x<=25 и 21<=y<=34. Вывести на

экран таблицу значений "N", "х", "у", "s".

 

 

4. Рассчитать массив "s" - сумма расстояний от каждой точки до всех остальных, по формулам: 6

7 2

rij = Ö((xi-xj)2+(yi-yj)2) - расстояние от i- ой 1

до j- ой точки, 3

si = si + rij 5

 

- суммирование производится во внутреннем цикле с параметром "j", а во внешнем цикле меняется параметр "i".

Массив из "N" точек ( N = 20 ) определен на прямоугольнике с координатами 3<=x<=15 и 8<=y<=14. Вывести на экран таблицу значений "N", "х", "у", "s".

 

5. К задаче п3. Определить массив "M" - номеров точек , которые придут к финишу быстрее первой, т. е. для которых выполняется условие: T[i] < T[1].

 

ЗдесьT[i] = S[i] / V[i] - время движения от i-ой точки до последней,

V[i] = 30 - i - скорость движения i-ой точки. Вывести на экран таблицу значений "N", "х", "у", "S", "V", "t" для всех точек и таблицу для "быстрых" точек.

 

6. К задаче п4. Определить массив номеров точек "M", которые ходят в гости к другим точкам дольше первой, т. е. для которых выполняется условие: S[i]>S[1] (точки каждый раз возвращаются в исходное положение (домой), скорость всех точек постоянна и одинакова). Вывести на экран таблицу значений "N", "х", "у", "s", для всех точек и таблицу для "медленных" точек.

 

Примечание к п.п. 1-6:Значения "x", "y", "m" задаются функцией Random.

 

 

Практическое задание N 1. 21

 

1. Разложить произвольное длинное целое число N на массив Z составляющих его цифр. Например, N=538, разлогается на Z[1]= 5, z[2]= 3, Z[3]= 8.

 

2. Определить массив всех простых чисел от 1 до N. Алгоритм состоит в нахождении чисел не делящихся нацело на ранеее найденные простые числа. Например, при Z[1]=2, Z[2]=3, проверяются числа >3, не делящиеся нацело на Z[1] и Z[2]. Наибольшее проверяемое число не превышает ÖN.

Примечание:Установить ограничение по числу элементов массива “Z” ,

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.