Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Важнейшие признаки социального государства.





В экономической политике социального государства требуется сочетание мергосударственного регулирования, поощрения конкуренции и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

Как отмечает в этой связи С.В.Калашников, в качестве устойчивых признаков социального государства выступают:

· доступность социальной поддержки для всех членов общества;

· правовая природа социальной политики;

· наличие системы бюджетных выплат;

· наличие государственных структур социальной защиты;

· принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.

Близка к приведенным характеристикам социального государства и позиция М.В. Каргаловой, которая считает, что в число задач данного типа государства входит: быть проводником стратегии социально-экономического развития общества, арбитром и контролером за выполнение обязательств, имеющихся у других субъектов экономической и социальной жизни, а также разработка и реализация социального законодательства.

С позиции целеполагающих принципов организации социально справедливого порядка в обществе, по мнению западногерманского ученого Вольфганга Окенфельза, важнейшими из них являются: солидарность, всеобщее благо, субсидиарность. Эти социальные принципы составляют единую триаду, которая только в своем органическом единстве может обеспечить соответствующую гармонию рыночной экономики и социального государства.

Таким образом, период с середины ХХ века до 1990-х годов можно определить как второй этап формирования активной государственной социальной политики. В это время государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества. Достаточно отметить, что государственные социальные трансферты сегодня охватывают подавляющее большинство - от 50 до 90% населения развитых стран. В среднем по Европейскому Союзу этот показатель составляет 73%. Именно государство несет в промышленно развитых странах основную ответственность за финансирование социальной сферы. На долю государства в странах ОЭСР приходится свыше 87% всех социальных расходов.



В этот же период государство ввело в значительных объемах бюджетное финансирование социальных программ, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе и активизировало деятельность других социальных субъектов с помощью предоставления различных преференций по добровольному пенсионному и медицинскому страхованию.

Этот факт общественного развития свидетельствует о том, что включение государства в реализацию социальных функций общества не есть результат развития какой-либо отдельной страны, а итог цивилизационного развития мира, осознания ценности человека, понимания общественной потребности в обеспечении определенного уровня образования, состояния здоровья, продолжительности жизни населения.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

В социальной сфере деятельность государства направлена на поддержание достойного уровня жизни населения, оказание помощи тем лицам, которые не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для существования (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные). Государство расширяет свои социальные гарантии, направленные на поддержку наиболее социально не защищенных слоев общества. Конституционное положение о том, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7 Конституция РФ), означает заявление России о своей приверженности одному из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека возводится в ранг общегосударственной политики.

В реализации социальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. Социальная функция в данных сферах общественной жизни осуществляется в форме государственной поддержки (материальной, финансовой, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения. Например, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года (в редакции федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) «право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования».

 

Лекция 2. Концепция социального государства

Российской Федерации

 

Вопросы:

1. Основные положения и механизмы концепции социального государства РФ.

2. Процесс реализации конституционных целей социального государства в России: анализ тенденций.

 

1. Основные положения и механизмы концепции социального государства РФ. В Конституции РФ (1993г., ст. 7, пп. 1, 2) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Теория и практика социального государства в СССР и затем в новой России не изучались в должной мере. В силу этого Конституция РФ (1993 г.) провозглашала Россию уже состоявшимся социальным государством (с. 7-я), хотя не была таковым. Позже Правительство РФ в Национальном докладе к Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) вынуждено было уточнить, что мы лишь строим социальное государство.

В п. 2 ст. 7 Конституции РФ были перечислены лишь некоторые основные направления деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размере оплаты труда; поддержка семьи, материнства и т.д. Другие направления и обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

В последующие годы в России принята масса законов, составляющих сегодня государственную систему защиты населения. Например, в 1999 г. принят Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования», устанавливающий 14 видов страхового обеспечения. После его принятия проведена большая законотворческая работа по основным видам обязательного социального страхования и совершенствованию деятельности фондов: пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др. Принят Трудовой Кодекс РФ.

Но созданная государственная система ориентирована прежде всего на защиту населения. Важнейший принцип социального государства - создание условий для равенства возможностей пока не обеспечивается. В результате налицо несоответствие между заявленными обязательствами государства в социальной области и реальных усилий по созданию эффективной, социально ориентированной экономики и созданию достойных условий жизни для всех граждан страны, а не отдельных групп, по внедрению элементов социальной справедливости и солидарности.

Если говорить о России как социальном государстве, как считают многие исследователи, то единственным доказательством, подтверждающим этот её статус, может служить лишь статья 7 Конституции РФ, где такая запись действительно имеет место,

Иных подтверждений статуса России как социального государства после принятия Конституции, объявившей её таковым, не просматривается. «Более того, сегодняшняя Россия с очевидностью демонстрирует отсутствие атрибутов, которые составляют базовые принципы любого социального государства», - считает Г.А. Николаев. Он отмечает отсутствие в России: эффективно функционирующей социальной рыночной экономики, правового государства, гражданского общества, которое только и способно разрушить монополию государства в сфере социальной политики и сформировать социальные субъекты, способные эффективно воздействовать на эту политику.

Реальная картина сегодняшней России иная: слабая, малоэффективная экономика, массовая нищета, неуважение властью гражданина и недоверие граждан к власти, избирательное применение законов. Всё это - факторы, несовместимые со статусом социального государства. И самый вопиющий из них – резкая и продолжающаяся поляризация в уровне доходов и качестве жизни огромного большинства и ничтожного меньшинства населения страны.

Сегодня некоторые исследователи считают, что в России на практике проявляется волюнтаристский, конъюнктурный, нигилистический подход к использованию мирового опыта в области социальной политики, в частности, в России отсутствует долгосрочная социальная программа, предусматривающая удовлетворение потребностей социума в целом, а не отдельных групп, кланов, «проявляется противоречие между объявленными благими намерениями и их уродливым воплощением», распространяется социальное мифотворчество. С другой стороны забыт и игнорируется опыт СССР в этой области, либо односторонние отражаются лишь отрицательные явления в социальной политике СССР.

 

2. Процесс реализации конституционных целей социального государства в России: анализ тенденций. Относя Россию к социальному государству, некоторые аппелируют к тому, что, с их точки зрения нет общепризнанной теории социального государства, его природе, реальном содержании критериях, условиях формирования, функциях. Другие отрицают возможность существования такой теории, выдвигают критерий «самобытности» социального государства, что позволяет причислить к таковым любое, хотя уже накоплен опыт, есть критерии, механизмы.

Критерии, по которым в мире государства относят к социальным:

· децильный коэффициент;

· коэффициент Джини;

· доли реальной средней зарплаты по отношению к производству ВНВ на душу населения;

· доли оплаты труда в стоимостной структуре ВВП;

· расходов семьи на питание, доли средних слоев в социальной структуре общества;

· соотношение минимальной и средней пенсии к прожиточному минимуму;

· минимальной почасовой зарплаты с учетом паритетной покупательной способности валют к часовой зарплате признанных социальных государств. Минимальной и максимальной пенсии, минимальной и средней зарплаты;

· пособий по безработице и прожиточного минимума, коэффициенты естественного движения населения (разница между числом родившихся и умерших);

· продолжительность жизни и др. Есть сводный показатель: индекс человеческого развития.

Россия по оценкам исследователей в 2004 г. не соответствовала ни одному признаку социального государства.

Различия в уровнях жизни в России, по некоторым оценкам, достигаются 100 раз. В руках 5% богатых сосредоточены производственные мощности, сырьевые ресурсы и три четверти денежных сбережений. Статус социального предполагает юридическую ответственность государства за обеспечение своим гражданам определенных жизненных стандартов. Эти стандарты в России только разрабатываются, но их нормативы по определению не могут быть ниже прожиточного минимума. Более того, в комментарии к Конституции РФ говорится об ответственности государства за достойный уровень жизни и даётся следующее его определение: «под достойной жизнью обычно понимают достойную материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.д. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование».

В России пока этого нет. За годы существования новой России бедность не ликвидирована, размер пенсии большинства категорий граждан несопоставим с зарплатой, пособие по безработице тоже (как это делается, например, в Германии). И дело не в сроках. Германия много достигла за первое десятилетие после второй мировой войны, когда экономика была разрушена.

Всюду государство в той или иной мере использует механизм перераспределения национального дохода. Однако, только одно это не может стать эффективным средством в борьбе с бедностью. Наряду с этим необходимо, чтобы государство помогало людям находить своё место в структурах рыночной экономики, обретать финансовую самостоятельность. Это предполагает меры по поощрению и стимулированию развития мелкого и среднего бизнеса, включая предоставление ему налоговых льгот.

Социальная политика обычно состоит из двух сегментов: 1) социальная благотворительность; 2) совокупность действий, направленных на обеспечение нормальных условий существования и развития общества. В России власть имущие делают упор на первом, отводя социальному государству роль щедрого барина, который жертвует средства бедным, убогим. Но бесплатный хлеб раздавали в древних Афинах, в России – Борис Годунов в период смуты, но никто не рассматривает древнюю Грецию или Русь начала XVII в. как социальные государства.

Производство (экономика) определяется тремя основными элементами: естественными ресурсами: общественным трудом и рабочей силой. Значение их разное на разных этапах. В XX веке стало быстро расти значение высококвалифицированной рабочей силы, а её воспроизводство достигалось при помощи социальной политики. То есть, экономика не может быть эффективной без социальной политики, не случайно содержание её в XX в. постоянно обогащалось. И если мир будет продолжать восходящее движение роль социальной политики как средства обеспечения воспроизводства современной рабочей силы будет возрастать.

Современная Россия столкнулась с дефицитом: квалифицированной рабочей силы. Причины этого:

· политика государства в области образования в эти годы не была результативной.

· система оплаты наемных работников государством и частным бизнесом не стимулирует повышения качества рабочей силы (отток на Запад);

· прежняя система подготовки квалифицированной рабочей силы развалена, а новая не создана.

· отказ предприятий от «социалки» привел к оттоку рабочей силы с крупных предприятий и т.д.

А преодоление этих причин требует активной социальной политики, отвечающей назревшим потребностям общества.

В первом полугодии 2002 г. по данным Госкомстата РФ децильный коэффициент в России равнялся 14,3, это превышает допустимые для социального государства значения, но не сильно. Но в то же время по данным члена совета Федерации А. Голованчикова, опубликованным в «Парламентской газете» децильный коэффициент приблизился к 40, а по неофициальным данным он составлял 65.

Европейские социальные государства создали инструментальное, количественное определение его в течении 5-ти этапов развития: 1) 1945-1959 – становление; 2) 1960-1975-расширение и углубление задач; 3) 1976-1990 – консолидация в условиях неоконсервативного отката; 4) 1991-2001 – новое расширение и углубление социальных функций государства; 5) 2001 г. – настоящее время – новая консолидация. Основные характеристики социального государства в различные периоды его развития были разные.

При обсуждении Конституции РФ, обсуждая статью о социальном государстве, не задумались над тем, насколько социальная сфера России готова к этому, если применять европейский инструментарий и соответствовать европейским стандартам. По прошествии двух десятилетий в современной России поняли, что социальное государство лишь создается. Сегодня оно находится на раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом (реальном), что нашло отражение даже в учебниках. Научная разработка проблем только начинается, законодательная база создается, но пока неполная, формируется модель социального государства, оптимальная для России в современных условиях. Идет работа по формированию правовых основ и механизмов кадрового обеспечения социального государства.

Столкнувшись с серьезными проблемами, российские идеологи социального государства увидели одну из основных причин в том, что в России отождествляется социальное государство с чрезвычайно высоким уровнем жизни в развитых странах.

В очередной раз заговорили о самобытности, о необходимости учитывать исторические традиции и менталитет народов России, предлагается по сравнению с западными демократиями термин «социальный» использовать в широком смысле слова; российское «социальное государство» должно стать общенародным государством большинства для гарантирующего и соблюдающего установленные законы, права и свободы каждого отдельного гражданина».

При обсуждении проблем социального государства в 2004т. Гончаров П.К. обосновал первоочередные задачи. Он считал, что экономический фундамент российского социального государства должна составлять высоко развитая, социально ориентированная, смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонию природы и общества. При этом подходе неизбежно встал вопрос о значительном, закрепленном в Конституции, повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленности производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунально-строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан. Прежде всего это означает восстановление гарантий на труд, занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.

Совершенно недопустимы потворство возникновению сверхсостояний, целенаправленная политика государства, направленная на искусственное создание класса крупнейших собственников путем изданных благоприятствующих этому законов, указов, постановлений, фактическое отсутствие реального преследования за грубейшие нарушения даже таких нормативных актов. Вместо этого государству необходимо взять под жестокий контроль ситуацию с социально-имущественным расслоением в обществе, как это принято, например, в Швеции, где соотношение 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных составляет 1:4. Это не мешает данной стране считаться витриной западной демократии и социального прогресса.

Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности. Но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Она должна включать в себя, во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай, и т.п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получение дополнительного образования, отдыха и т.д.

К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов. Усиленно насаждаемая также коммерциализация системы образования и прежде всего высшей школы также не соответствует практике развитых стран мира, за исключением США. Образование в пределах государственных образовательных стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным. На коммерческой основе могут получаться дополнительные образовательные услуги в виде второго высшего образования, изучения нескольких иностранных языков, дисциплин и наук, не предусмотренных образовательными стандартами и т.д.

Социальное государство в России должно заботиться и о демографических, и о духовных проблемах. Необходимо открыть доступ гражданам и прежде всего молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства, литературы, прекратить фактически насильственную вестернизацию духовной жизни. Примеры защиты национального языка и культуры, поощрения развития фольклора дают многие развитые европейские страны. Так, во Франции принят закон о защите французского языка, жестко регламентируется показ американской кинопродукции на телеэкране. В Италии местные органы власти выделяют значительные средства на пропаганду фольклора, а концерты самодеятельных коллективов посещают президент республики и Папа Римский.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.