Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 4. Экономическая основа социального государства





Вопросы:

1. Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений.

2. Поиск разумного компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей.

3. Особенности бюджетной политики и понятие корпоративной социальной ответственности.

4. Государственная поддержка социально ответственного бизнеса.

 

1. Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений. Формы и инструменты воздействия социального государства, общества, территорий, граждан и их объединений на деятельность субъектов рыночных отношений могут быть самыми различными:

1. Установление прямых адресных «социальных показателей», достижение которых носит обязательный характер для предприятий государственного сектора (например, проведение природозащитных работ).

2. Определение «социальных целей» деятельности частных предприятий на договорной основе. В ряде случаев — в рамках общенациональных среднесрочных планов экономического и социального развития. Только во Франции число подобных планов перевалило за десяток (их разработка возложена на Генеральный комиссариат по планированию, глава которого имеет ранг министра). Последний из них — двенадцатый — завершил свое действие в 2001 году.

3. Предоставление государственных и муниципальных заказов, льготных кредитов.

4. Целевое направление инвестиций. Этим занимаются не только государственные, но и многочисленные негосударственные институты. В частности, Международная ассоциация инвесторов в социальную экономику (предоставляет «социальные займы», а кроме того, направляет «социальные инвестиции» в объеме до 10 млн евро в расчете на один «социальный проект»), а также Институт «За развитие социальной экономики» (дает целевые кредиты либо вкладывает инвестиции социального назначения в размере от 80 до 500 тыс. евро в каждом отдельном случае).



5. Использование специального права — так называемой «золотой акции», дающей ее владельцу (государству, муниципалитету, другому органу местного самоуправления) право заблокировать неугодные ему решения по целому ряду вопросов: внесение изменений и дополнений в устав предприятия, принятие решений о его реорганизации, ликвидации, совершении крупных сделок и др.

6. Установление ограничений прав «титульных» собственников имущества предприятия, включая различного рода обременения (сохранение производственного профиля предприятия, а также его персонала на протяжении достаточно продолжительного срока, определение предельного уровня рентабельности, как это, например, имело место в Англии при проведении приватизации и т.п.).

Социальное выражение экономического роста рассматривается в ограниченном числе количественных и качественных характеристик, включающих развитие и обогащение потребностей человека, освобождение от социального неравенства, расширение свободы его выбора. Эти критерии непосредственно характеризуют условия жизни людей, и в конечном счете в них проявляются основные социальные процессы.

Динамика в сфере потребления должна, прежде всего, оцениваться по степени освобождения населения от материальной нужды, нищеты и голода. Потребности человека формируются под влиянием социальных, экономических и природных условий жизни. Они подразделяются на две укрупненные группы: неотъемлемые, или абсолютные, и социально обусловленные, или относительные. К первой категории относятся потребности человека в пище, одежде, крове, они существуют независимо от общественно-экономических систем, и экономический прогресс имеет тенденцию к удовлетворению большей их части. Как только они удовлетворены, непрерывный экономический рост расширяет реальные возможности общества и ведет к повышению общественного благосостояния.

С увеличением доходов на душу населения спрос начинает смещаться от наиболее простых жизненных благ к более сложным и разнообразным их видам, которые связаны с физиологическим и духовным совершенствованием человека. Человек, по замечанию К. Маркса, отличается «безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению».

Большая часть относительных потребностей порождается производством. Это означает, что наряду с производством новых товаров и услуг экономический рост постоянно создает новые потребности, предопределяя тем самым набор товаров и услуг, которые должны быть произведены для удовлетворения этих потребностей. Часть потребностей выражает постоянную погоню за социальным статусом, и они изменяются высокими темпами. Провести четкую грань между нормальной склонностью к разнообразию и изменениям, с одной стороны, и быстро растущими современными потребностями — с другой, трудно.

2. Поиск разумного компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей. Зависимость между общественным благосостоянием и экономическим ростом прямо связана с этапом развития того или иного общества. Выделение этапов основывается на общепринятом разграничении потребностей на объективно необходимые и социально обусловленные. На низком уровне экономического развития в период индустриализации абсолютные потребности доминируют, и каждый прирост в национальном доходе ведет к дальнейшему их удовлетворению. На этапе, когда экономика оказывается более или менее зрелой и развитой, каждому проценту последующего увеличения материального производства соответствуют относительно меньшие изменения в общественном благосостоянии.

Для определения изменений общественного благосостояния используется индекс экономических аспектов благосостояния, подсчет которого базируется на статьях личного потребления. Это обусловлено тем, что расширение реальных возможностей для членов общества способствует росту их экономического благосостояния, в то время как включаемые в ВВП компоненты, например, инвестиции, прямо не влияют на благосостояние. Обычно использование показателя личного потребления вместо общего потребления связано с тем, что последний включает потребление общественного сектора, большая часть которого носит промежуточный, корректирующий характер (военные расходы, пожарная охрана, полиция и т.д.). Расходы общественного сектора, например, на здравоохранение и образование, которые прямо повышают общественное благосостояние, включаются в этот индекс.

Индекс экономических аспектов благосостояния, рассчитанный на этой основе по США за 50— 70-е годы, возрастал более медленными темпами, чем ВВП, в 80— 90-е годы — примерно одинаковыми темпами. Повышение или понижение общественного благосостояния зависит от соотношения между предельными полезностями различных его компонентов. На современном достаточно высоком уровне экономического развития индустриальных стран предельный рост экономических аспектов благосостояния может быть меньше экономического роста, так как для определенных приростов отдельных аспектов благосостояния требуются большие приросты ВВП.

Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, поэтому научный спор переходит от проблемы “что” к проблеме “как”, то есть о том, “как или до каких пределов должно и может действовать государство, чтобы получить эффективные конечные результаты, не вызывая при этом серьезных неустойчивых явлений в глобальном функционировании системы в течение длительного периода. Или, другими словами: как должны складываться межкоммуникативные отношения между обществом и государством, чтобы проводить в жизнь эффективную общественную политику с достаточной финансовой поддержкой в течение долгого времени и которые неуязвимы относительно эффектов колонизации в социальной сфере.

Таким образом, главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением, а главное противоречие социального государства составляет противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. Именно эти вопросы являются предметом теоретических споров сторонников экономической свободы и защитников государственного вмешательства в экономику.

3. Особенности бюджетной политики и понятие корпоративной социальной ответственности. Одним из свойства социального государства является наличие социального бюджета. Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе функции социальной защиты.

Функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан.

Государственная ответственность за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с созданием условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг.

Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике.

 

4. Государственная поддержка социально ответственного бизнеса. Корпоративная социальная ответственность (в широком смысле) – это влияние бизнеса на общество.

Организации, которые оперируют в области корпоративной социальной ответственности, определяют данное понятие по-разному:

«Бизнес для социальной ответственности»: корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.

«Международный форум бизнесс-лидеров»: корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.

«Мировой совет бизнеса для устойчивого развития»: определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни.

«Центр системных бизнес-технологий «SATIO»: Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

· безопасность труда;

· стабильность заработной платы;

· поддержание социально значимой заработной платы;

· дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;

· развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;

· оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

· спонсорство и корпоративная благотворительность;

· содействие охране окружающей среды;

· взаимодействие с местным сообществом и местной властью;

· готовность участвовать в кризисных ситуациях;

· ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Концепция социально ответственного бизнеса рассматривает взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом, тогда как понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) можно трактовать как операционализацию общей концепции. В материалах Европейской комиссии дается следующее определение: "Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды". Ассоциация менеджеров России дает следующее понимание социально ответственной компании: это компания, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях. Крупнейшие ассоциации российского бизнеса — Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА) в своих программах ввели как обязательное понятие "социальная ответственность бизнеса". Для координации усилий в этой области в РСПП был создан пост вице-президента "по социальной ответственности бизнеса".

Государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом, который заключается прежде всего в участии в, "социальных программах государства в целом". Особенно активным сотрудничество должно быть в таких сферах, как образование, здравоохранение, экология, регулирование потоков трудовой миграции, а также в обсуждении вопросов ипотечного кредитования и социальных проблем армии.

Однако с государством не все так просто, как кажется на первый взгляд. Оно по-прежнему не справляется с решением большинства социальных функций. Рынок социальных услуг закрыт для конкуренции, и перспективы его "раскрепощения" не определены. Дальнейшее развитие отношений бизнеса и государства в области социальной политики, как считают некоторые эксперты, может пойти по одному из трех сценариев. Прежде всего это традиционная для России бюджетозамещающая роль бизнеса, второй сценарий — идеальная модель конкурентного рынка социальных услуг. И третья, более реалистичная модель — бизнес выступает равноправным партнером государства, а государство, в свою очередь, является администратором и гарантом прозрачности правил игры на рынке социальных услуг.

Западный опыт учит, что введение социальной отчетности ведущими мировыми корпорациями с конца 70-х годов прошлого века и регулярная отчетность западных компаний о расходах на социальные проекты не только существенно улучшили их имидж в глазах клиентов, но и привлекли к ним внимание инвесторов. Сегодня социально-этический маркетинг становится новой составляющей концепции функционирования компаний, для которых социальные инициативы приобретают определенную значимость в числе факторов, предопределяющих их прибыльность и коммерческий успех.

Масштабность этих процессов к началу нового века привела к пониманию необходимости раскрытия в приложениях к бухгалтерским отчетам компаний корпоративной информации об их взаимодействии с окружающей средой и проводимых мероприятиях, направленных на охрану природы. В соответствии с требованиями действующего международного стандарта в области экологического менеджмента ISO 14001, документация по экологической политике компании не должна быть коммерческой тайной и подлежит раскрытию в ее социальном отчете.

Сегодня уже невозможно представить сколько-нибудь значимую западную компанию, которая не была бы проводником принципов корпоративной социальной ответственности, декларирующих добровольное решение компаний участвовать в оздоровлении природы и защите окружающей среды. Этот подход, сформулированный в государственной доктрине социальной ответственности бизнеса, получил широкое распространение в Европе, США, Японии, а в настоящее время широко обсуждается и в России.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.