|
Школа- санаторий В.П. Кащенко, принципы организации коррекционно-педагогической деятельности с аномальными детьми.В 1908 году В. П. Кащенко открывает в арендуемых им двух корпусах (на Погодинке, 8) ранее задуманное детское учреждение для аномальных детей. Это учреждение он назвал «Школой-санаторием для дефективных детей доктора В. П. Кащенко». В названии этого учреждения впервые в русской лексике появляется термин «дефективный». Этим термином он обозначает состояния детей, при которых обнаруживаются недостатки физического и психического развития. Школа-санаторий В. П. Кащенко была учреждением лечебно-воспитательным. Она обслуживала детей малоуспевающих нервных, трудных в воспитательном отношении: ленивых, возбудимых, вялых, истеричных. Не принимались в школу идиоты глубоко отсталые, эпилептики. Приему подлежали дети в возрасте от 4 до 16 лет. Одновременно учреждение могло обслуживать 22 воспитанника. Воспитанники делилась на три «семьи «Семья» имела воспитателя, жившего в одном дортуаре с воспитанниками. Каждая «семья» жила, питалась и играла отдельно. Для учебных занятий воспитанники были разделены на более мелкие подгруппы, с учетом индивидуальных особенностей. Учреждение ставило цель — путем лечения, воспитания и обучения исправить недостатки развития и подготовить воспитанников к полезной жизни. Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для аномальных детей, но и первым научно-методическим центром по вопросам обучения и воспитания детей с различного рода нарушениями центральной нервной системы, так как вся деятельность этого учреждения была проникнута духом исследования, новых исканий, экспериментов. Работа строилась на основе учета, использования всего передового, прогрессивного, что было в то время в педагогике и медицине. Такой характер, дух учреждения поддерживали сотрудники школы-санатория. Штат школы-санатория в своем большинстве состоял из лиц, подвергавшихся политическим репрессиям со стороны царского правительства за свою общественно-политическую деятельность. В числе сотрудников были известные педагоги С. Н. Крюков, В. М. Бабаков, И. И. Воскобойников и другие. Учителям в школе-санатории предоставлялись все условия для экспериментирования и творчества. В. П. Кащенко умело направлял усилия своих сотрудников на поиски более совершенных путей врачебно-педагогического воздействия на воспитанников. Известный олигофренопедагог профессор А. Н. Граборов, посетивший школу-санаторий В. П. Кащенко в 1912 году, в своих воспоминаниях пишет: «Что меня поразило в мой первый приезд в школу-санаторий В. П. Кащенко — это глубоко продуманная система работы: это тот исследовательский дух, которым была проникнута вся деятельность школы-санатория, поразительное умение Всеволода Петровича заставлять своих сотрудников думать, искать, исследовать, тщательно собирать опыт». Основные задачи, которые ставились перед педагогом в отношении учащихся школы-санатория, состояли в том, чтобы дать им знания, развить познавательные интересы и возможности, способности и творчество. В школе-санатории не было обязательной программы, так как В. П. Кащенко и его сотрудники исходили из принципа, что важно не количество знаний, а их качество. А одним из требований к качеству знаний была их жизненность. Всё обучение строилось на основе пробуждения у учащихся самостоятельности, активности в процессе усвоения знаний. Излагая основные принципы работы школы-санатория, ее сотрудник И. Воскобойников в книге «Из жизни санатория-школы В. П. Кащенко» пишет: «Дети активны в восприятии излагаемого материала, выступая в положении самостоятельных или полусамостоятельных наблюдателей и исследователей». «Во всех этапах работы учитель уступает первое место ученику, сохраняя за собой положение авторитетного помощника и руководителя в работе». Такое внимание к предоставлению учащимся творческой самостоятельности в процессе обучения отнюдь не означало, что в школе-санатории недооценивалась роль учителя и внедрялись идеи «свободного воспитания». Всеволод Петрович и его сотрудники считали, что во всех случаях руководящая роль должна сохраняться за педагогом. Основным методом, обеспечивавшим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, были занятия ручным трудом, широко привлекавшимся на всех уроках. Всеволод Петрович и его сотрудники ручной труд рассматривали как метод усвоения и закрепления знаний. В нем же они видели эффективное средство коррекции личности. На всех уроках (математики, истории, географии, русского языка, естествознания и др.) отводилось много места ручной работе. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Методика обучения ручному труду и методика использования ручного труда в целях усвоения знаний была хорошо разработана и освещена в ряде работ В. П. Кащенко и его сотрудников. В частности, в работах сотрудников В. П. Кащенко по вопросам методики ручного труда подчеркивается необходимость начинать обучение ручному труду с пробуждения у учащихся интереса к результатам труда, к продукту труда, к изготовляемой вещи. Первоначально этими продуктами детского труда должны быть игрушки, затем вещи домашнего обихода. Этот интерес пробуждался путем демонстрации детям хорошо выполненной вещи и ее практического назначения. За желанием иметь эту вещь следовало стремление ее изготовить. Интересным, положительным было в школе-санатории В. П. Кащенко то, что здесь обеспечивалась тесная, органическая связь между всеми предметами (историей и арифметикой, русским языком и географией, географией и историей и т. д.). Это повышало интерес учащихся к усвоению знаний и придавало им особенно жизненный характер. Активность учащихся в процессе обучения, интерес к учению обеспечивались также максимальной конкретизацией учебного материала на основе использования большого числа наглядных пособий. В этих же целях в ходе учебного процесса использовалась игра. Следующим принципом, характеризующим систему учебно-воспитательной работы школы-санатория В. П. Кащенко, является максимальная индивидуализация педагогического воздействия на учащихся на основе систематического, глубокого изучения ребенка и учета индивидуальных различий. При этом педагоги всегда опирались на положительные стороны личности ученика. Выявление этих сторон личности становилось одной из центральных задач при изучении ученика. В основе такого изучения лежало длительное планомерное наблюдение за деятельностью учащихся и их врачебное исследование. Наблюдение за деятельностью учащихся осуществляли педагоги и воспитатели. Сотрудники В. П. Кащенко отстаивали принципы целостного изучения личности ребенка в процессе его развития. Они выступали против кратковременных, стандартизированных методов изучения ребенка. Составленные работниками школы-санатория характеристики учащихся отличались тщательностью, яркостью. В них хорошо отражалась динамика развития учащихся и содержались конкретные педагогические выводы. Характеристики, как правило, обсуждались на конференциях работников школы-санатория. Большой интерес представляет система воспитательной работы школы-санатория В. П. Кащенко. Среди воспитанников школы санатория были дети с различными нарушениями поведения, трудными чертами характера, обусловленными перенесенными заболеваниями центральной нервной системы или ошибками в воспитании. Школа-санаторий ставила перед собой задачу — выправить отклонения в поведении на основе использования системы педагогического воздействия. Сотрудники школы-санатория под руководством В. П. Кащенко разработали стройную, оригинальную для своего времени систему воспитания трудных в поведении детей, обеспечивавшую большой педагогический эффект. Основные принципы этой системы воспитания, поскольку они отражали все передовое педагогики начала XX века, созвучны советской педагогике. Так, воспитание основывалось на пробуждении в ребенке такого отношения к окружающим и к самому себе, которое рождало бы у него стремление к исправлению недостатков своего поведения. Отношение сотрудников школы-санатория к детям было проникнуто уважением к ребенку. К нему относились как к взрослому. Это проявлялось во всех мелочах. Если ребенок забывал поздороваться при встрече, сотрудники делали это первыми. Они внимательно выслушивали просьбы, жалобы детей. Они не боялись извиниться перед воспитанником за допущенную неосторожность, так же как это делают по отношению к взрослым. От воспитанников не требовали слепого повиновения. Во всех случаях обращались к сознанию ребенка, к чувству справедливости. Ребенок не лишался права критически относиться к порядкам школы и ее требованиям. Эти требования разъяснялись детям. Вместе с тем они должны были неукоснительно выполняться, поскольку соблюдению режима придавалось первостепенное значение как фактору, воспитывающему детей, часто отличающихся своей неуравновешенностью. Жизнь школы-санатория регламентировалась строгим расписанием. Сотрудники школы-санатория отмечали, что сами дети протестовали против его нарушения, так как всякое отступление от правильного порядка заставляло их тратить нервную энергию на приспособление к новым условиям. В книге «Воспитание — обучение трудных детей» В. П. Кащенко и С. Н. Крюков пишут: «Определенный порядок существует у нас во всей обстановке нашей жизни. Мы очень осторожны в предъявлении к воспитанникам требований и запрещений, мы не хотим мелочно контролировать, в особенности предупреждать каждый шаг их; но раз выставленное требование должно быть выполнено, и на этом мы настаиваем всей силой своего авторитета, силой убеждения, а иногда и принуждения. Строй школьной жизни, ее порядок, ее требования к воспитанникам представляются в каждый данный момент безусловными, незыблемыми. Это не значит, что школа раз и навсегда остановила себя в своем развитии, застыла на определенных позициях; это значит только то, что перемена порядка требований не может быть делом одной минуты. Общие решения отменяются только общим голосом. Эта безусловность наших требований, их категоричность имеет большое значение для наших воспитанников: в ней заложена дисциплинирующая сила в особенности для слабовольных, неустойчивых, капризных и многих других детей, которым не хватало собственной воли, собственной сдержанности или у которых слишком много сменяющихся желаний, чтобы остановиться на одном определенном». Требования к учащимся отличались своим единообразием, согласованностью. Это способствовало выработке устойчивого поведения. Большая требовательность к учащемуся сочеталась с доверием к нему. Доверие выражалось в привлечении воспитанников к выполнению ответственных поручений. Так, например, дети сами делали разного рода закупки. Из числа воспитанников выделялись ответственные за библиотеку, музей, мастерские и т. д. Вся система воспитания в школе-санатории была направлена на развитие у воспитанников чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма. Воспитанники чувствовали, что они обладают определенными правами и имеют обязанности, вытекающие из их положения в коллективе. Представляют интерес некоторые приемы педагогического воздействия на воспитанников, совершавших те или иные проступки. Детские проступки В. П. Кащенко и его сотрудники рассматривали не как проявление «злой воли» или «черной неблагодарности» по отношению к воспитателям, а как ошибки, промахи ученика или как следствие его болезненного состояния. Поэтому проступки детей, их шалости, дерзости, резкое неповиновение не меняло общего отношения к ним со стороны воспитателей. Чтобы не подавить в ребенке веру в возможность исправить свои ошибки, промахи, совершенный проступок не подчеркивался. Детям говорили, что их проступки являются проявлением нервозности, временной болезни. В этой связи совершившего проступок иногда укладывали на время в постель. В одних случаях эта мера действительно приводила к отдыху нервной системы, в других она имела педагогический эффект, который выражался в том, что ребенок не хотел считать себя больным и стремился своим нормальным поведением это доказать. В системе других коррекционных средств, использовавшихся в школе-санатории В. П. Кащенко, большое место отводилось лечебно-оздоровительным мероприятиям: массажу, гимнастике, играм, пребыванию на воздухе, использованию солнца и воды. Школа-санаторий имела такой режим труда и отдыха, который не вызывал у воспитанников переутомления и позволял проводить с ними занятия в течение целого года. Летом занятия проводились по особой программе на даче, расположенной на берегу Финского залива. Руководя школой-санаторием, В.П. Кащенко не прекращал большой общественной деятельности по пропаганде воспитания и обучения дефективных детей, Всеволод Петрович использовал в этих целях все возможные средства: печать, трибуны съездов, конференций, совещаний. В 1909 году Всеволод Петрович активно участвует в совещаниях врачей и учителей в Московской городовой управе по вопросам организации первых вспомогательных классов при школах. Участвует Всеволод Петрович в отборе детей для Смоленского второго вспомогательного училища. В том же году Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в Петербурге съезде психиатров с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». В этом докладе Всеволод Петрович высказался против смешения детей педагогически отсталых с умственно отсталыми и говорил о необходимости не задерживать в специальных учреждениях детей, выправившихся, способных продолжать обучение в обычной школе. Всеволод Петрович обращал внимание на то, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать педагогу и врачу, поскольку причины умственной отсталости лежат в физиологических нарушениях детского организма. В 1909 году Всеволод Петрович выступил с большим докладом на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По докладу Всеволода Петровича была принята резолюция о необходимости создания специальных учреждений для умственно отсталых и других категорий ненормальных детей. В 1910 году на III съезде отечественных психиатров Всеволод Петрович делает доклад: «К вопросу о воспитании и обучении ненормальных детей». Этот доклад был отмечен в то время в печати как доклад, «представляющий выдающийся общественный интерес». Всеволод Петрович критиковал царское правительство за его равнодушие к вопросам просвещения. Он призывал начать общественное движение за обучение и воспитание ненормальных детей. За всеобщее обучение умственно отсталых и других ненормальных детей Всеволод Петрович ратует в своих выступлениях на заседании «Общества борьбы с детской смертностью», посвященного памяти Н. И. Пирогова, и во время открытия школьной выставки в 1912 году; об этом он говорит и в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Всеволод Петрович участвует в работе отдела по воспитанию и обучению отсталых детей при Институте детской психологии и неврологии. По сделанному В. П. Кащенко в 1911 году докладу была принята резолюция: а) ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б) созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей по вопросам организации специальных лечебно-воспитательных заведений. С пропагандой дела обучения и воспитания ненормальных детей до Октябрьской революции Всеволод Петрович выступал в газетах «Биржевые ведомости», «Раннее утро», «Русское слово», «Русские ведомости». В целях популяризации опыта работы школы-санатория Всеволод Петрович издает ряд сборников трудов своих сотрудников. В. П. Кащенко с большим энтузиазмом участвовал в проводившихся Советской властью в первые годы после Октябрьской социалистической революции мероприятиях по обучению и воспитанию ненормальных детей, развитию дефектологической науки и образования, а также по борьбе с детской дефективностью. Одним из первых В. П. Кащенко начал работу в Наркомпросе. По собственной инициативе он передал Наркомпросу школу-санаторий и стал активным деятелем советской дефектологии. Эта деятельность была многогранной — создание одного из первых научно-экспериментальных центров в области дефектологии, педагогическая пропаганда, организация специальных учреждений, подготовка учительских кадров для специальных школ. В 1918 году на базе школы-санатория организуется «Дом изучения ребенка», который в дальнейшем (1921 г.) был преобразован в Медико-педагогическую клинику, а с 1923—1924 годов — в Медико-педагогическую опытную станцию, руководимую В. П. Кащенко. В то время это было единственное центральное опытно-показательное учреждение в области детской дефективности в системе Главсоцвоса. Как известно, Медико-педагогическая опытная станция оказалась настолько жизнеспособной, что в дальнейшем на ее основе создавались главные научные центры дефектологии: Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 году в Научно-практический институт специальных школ и детских домов и, наконец, в 1943 году — в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. Когда в 1920 году был открыт Педагогический институт детской дефективности, его ректором был назначен В. П. Кащенко. Он руководил им до 1924 года, т.е. до того момента, пока институт не был преобразован в дефектологическое отделение педагогического факультета Второго Московского государственного университета. В дальнейшем это отделение было преобразовано в дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Одновременно с деятельностью в Медико-педагогической станции и в области дефектологического образования В. П. Кащенко совместно с А. И. Елизаровой (Ульяновой), 3. И. Лилиной, Г. И. Россолимо, А. С. Грибоедовым, М. П. Постовской и другими деятелями народного просвещения отдал много сил делу подготовки съездов и конференций по вопросам борьбы с детской дефективностью. В. П. Кащенко был назначен председателем организационного комитета по подготовке I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью, проходившего в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года. С 1923 года и до конца своей жизни (1943 г.) В. П. Кащенко много работает над проблемами логопедии, состоя профессором-консультантом поликлиники Комиссии содействия ученым при Совнаркоме СССР и поликлиники Второго Медицинского института. Профессор В. П. Кащенко оставил после себя значительное литературное наследие. Его перу принадлежит около 25 печатных работ в виде монографий и статей в трудах различных съездов, сборниках, посвященных общим проблемам дефектологии, истории обучения и воспитания дефективных детей. Кроме того, около 20 работ выполнено сотрудниками В. П. Кащенко под его руководством. Естественно, что некоторые работы В. П. Кащенко в настоящее время представляют лишь исторический интерес, поскольку устарели многие их положения и потерял актуальность ряд разрабатывавшихся им проблем. Работа школы-санатория для дефективных детей и деятельность самого В. П. Кащенко совпадают со временем открытия в Москве первых вспомогательных классов и школ-учебных заведений для умственно отсталых детей. Работа школы-санатория и вспомогательных классов школ взаимно обогащали друг друга, хотя они и существенно отличались по структуре и задачам. Основное, что объединяло эти разные специальные детские учреждения, — это направленность тех и других на коррекцию — ослабление недостатков развития, на оздоровление всей личности слабоумных воспитанников. Опыт работы школы-санатория для дефективных детей служил средством пропаганды среди педагогов вспомогательных школ необходимости сочетания педагогической работы с врачебной при решении специальных задач вспомогательной школы. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|