Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отколе, умная, бредёшь ты, голова?





 

Контекстные (или контекстуальные) синонимы — слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

 

Ломоносовгенийлюбимое дитя природы. (В. Белинский).

Литота - в ыражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

Метафора — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой ме­тафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с други­ми, имеющими общий признак.

В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи. Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Примеры метафор: «золотые волосы», «солнечная улыбка».

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он пере­косился бы... опрокинулся и затонул.

Выделяются три основных вида метафор:

олицетворение – перенос признака живого лица на неживой предмет – «Как белое платье пело в луче…» («Девушка пела в церковном хоре…» А. А. Блока);

 

овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо – «Голов людских обделываем дубы…» («Поэт рабочий» В. В. Маяковского);

 

отвлечение – перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлечённое – «Тогда смиряется в душе моей тревога…» («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова).

"старость души", "жизнь - путь " (Лермонтов "Дума")

Метафора – один из основных признаков фольклорного жанра загадки.

 

Метонимия (переименование) — перенос значений по смеж­ности явлений.

Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

Скоро ли обед?спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

 

б) с учреждения на его обитателей:

Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

 

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):

Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....

Оксюморон — сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко — борьбы противоположностей. Чаще всего ок­сюморон передает отношение автора к предмету или явлению:

Грустное веселье продолжалось...

Роман Юрия Бондарева «Горячий снег».

Олицетворение — один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку:

 

Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

Ещё чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям:

 

Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.

Оценочная лексика — прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:

 

Пушкинэто чудо.

Перифраза — использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, за­меняющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:

 

Город на Неве (вместо Санкт-Петербурга) приютил Гоголя.

Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»).

Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, вырази- тельной.

 

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, вы­ражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

 

Влюбленностьлюбовь, приятельдруг.

Стилистические синонимы — отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулсяхихикнулза­смеялсязаржал.

Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Пуще всего береги копейк у.

«и слышно было до рассвета, как ликовал француз» слово «француз» употребляется как название целого — «французы» (существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном числе).

Все флаги в гости будут к нам (вместо «корабли») (А. Пушкин)

Синтаксические синонимы — параллельные синтаксиче­ские конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:

Начать готовить уроки — приступить к подготовке уроков.

Сравнение — одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопостав­ления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образ­ного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существи­тельным в творительном падеже: Тревога змеёю вползла в наши сердца.

Бывают сравнения, которые передаются формой сравнитель­ной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает хо­лоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с по­мощью слов похож, подобен, напоминает:...бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две раз­новидности:

 

1) развернутое, разветвленное сравнение - образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды выйти на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

 

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

 

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Фразеологизмы — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.:

У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: П ушкина, «как первую любовь», не забудет не только «Рос­сии сердце», но и мировая культура.

Эпитет — слово, выделяющее в предмете или явлении ка­кие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом назы­вают художественное определение, т. е красочное, образное, ко­торое подчерки- вает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает, как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прила­гательных, употребленных в переносном значении: взоры полу­сонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить вни­мание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явле­ния или их свойства.

 

«голубиные облака» (С. А. Есенин)

«убедительно-лживый рассказ». (А. К. Толстой)

 

Румяная заря.

Ангельский свет.

Быстрые мысли.

Человек- кран.

Легкое чтиво.

Золотой человек.

Человек- компьютер.

Чудесный вечер.

Поющий костер.

Обрати внимание: " тихий голос" - здесь нет эпитета, это логическое определение,

а "ЯРКИЙ голос" - здесь эпитет ЯРКИЙ.

Теплые руки - нет эпитета, это логическое определение, а ЗОЛОТЫЕ руки - есть.

 

Синтаксические средства

Авторская пунктуация — это постановка знаков препина­ния, не предусмотренная пунктуационными правилами. Автор­ские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них авто­ром. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление:

Рожденный полгатьлетать не может.

либо особо выделяет вторую по­сле знака часть: Любовьглавнее всех.

 

Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или го­рестного чувства, настроения.

 

Анафора, или единоначатие — это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

Как рассказать красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

Антитеза — стилистический прием, который состоит в рез­ком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явле­ния, образы и т. д.

И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

 

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала.

 

Восклицательные частицы — способ выражения эмоцио­нального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

 

О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

 

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление,) радость, восхищение:

 

Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье!

Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

 

Сбережем свою душу как святыню!

Градация — стилистическая фигура, заключающаяся в по­следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравне­ний, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

 

Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечестваберегите мир!

Инверсия — обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласо­ванное определение стоит перед определяемым словом, несогла­сованное — после него, дополнение — после управляющего сло­ва, обстоятельство образа действия — перед глаголом:

 

Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это ус­тановлено грамматическими правилами. Это сильное выразитель­ное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной ре­чи:

Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Досадно было, боя ждали. Ворчали старики…

Композиционный стык — это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:

 

Все сделала для меня Родина. Роди­на меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в наме­ренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:

И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от горя!

Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза.

Парцелляция — прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

Поэт внезапно встал. Побледнел.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.