|
Лекция № 1 КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕНСтр 1 из 4Следующая ⇒ АЛМАЕВ Г. Н. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ
Культура как феномен.
2. Теория культуры.
3. Типологии культуры.
4. Культура и религия.
5. Культурологические направления.
Культура и техника. 7. Культура и искусство.
8. Культура и экология.
9. Глобальные проблемы современности.
Вопросы к зачету: Понятие «Культура». 2.Культура в понимании Запада и Востока. 3.Главные компоненты в формировании человека. 4.Представления о культуре (интерпретации). 5.Понятие «Культурология». 6.Познавательные ориентации культурологии. 7.Антропология и культура. 8.Цель, предмет и задачи культурологии. 9.Философия культуры и её отличие от истории и социологии. 10.Проблематика философии культуры. 11.Три постулата традиционной (классической) философии. 12.Три постулата постклассической философии. 13.Ориентированность философии культуры. 14.Типы научного объяснения. 15.Уровни познания в культурологии. 16.Оппозиция двух культур. 17.Классификация культурологических научных подходов. 18.Философия техники. 19.Понятие техники. 20Виды техники. 21.Влияние техники на человечество. 22.Стадии развития общества по Э. Тоффлеру. 23.Понятие «искусство» и его содержание. 24.Искусство и мораль. 25.Классификация искусств. 26.Индуизм. 27.Буддизм. 28.Христианство. 29.Ислам. 30Концепции происхождения Вселенной и человечества. 31.Природа и живые системы. 32.Антропный принцип. 33.Теория ноосферы и её создатели. 34.Глобальные проблемы современности.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М. 1993 2. Розин В. М. Введение в культурологию. М. 2000. 3. Культурология. Под редакцией С. А. Хмелевской. М. 2002. 4. Культурология. Под редакцией А. А. Горелова. М. 2002 5. Культурология. Под редакцией А. А. Радугина. М. 2001 6. Культурология. Под редакцией Н. Г. Багдасарьян. М. 2002. 7. Культурология. Под редакцией Г. В. Драча. Рн/Д. 2001. ТЕКСТЫ: ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории. ЦИЦЕРОН М. Т. Тускуланские беседы. МОНТЕНЬ М. Опыты. РУССО Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусстве. ФИХТЕ И. Несколько лекций о назначении ученого. Лекция №5 (о Руссо). Данилевский Н. Россия и Европа. Шпенглер О. Закат Европы. Тойнби А. Постижение истории. Тоффлер Э. Третья волна. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). Гроф С.,Ласло Э.,Рассел П. Революция сознания.
Тематика рефератов: 1. Понятие культуры.
2. Культура и цивилизация.
3. Миф как культурная форма.
4. Материальная и духовная культура.
5. Элитарная и массовая культура.
6. Религия и культура.
7. Культура и игра
8. Прогностика и футурология в культуре.
9. Культурно-исторические типы Н. Данилевского.
10. Шпенглер и его философия культуры.
11. Культурология как научная дисциплина.
12. Природа и культура.
13. Культура и личность.
14. Городская и сельская культура.
15. Мораль и культура.
16. Искусство как феномен культуры.
17. Религия и наука.
18. Наука как раздел культуры.
19. Культурологическая концепция А. Швейцера.
20. Культурологическая концепция П. Сорокина.
Лекция № 2 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 1.Предмет культурологии 2. Науки о культуре. 3.Философия культуры
Предмет культурологи ХХ век привёл к активному взаимодействию наук между собой и появлению новых, в том числе и культурологии. Культурология –комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и общества. Три познавательные ориентации в культурологии: 1. Историческая (описательная): объективное описание событий без объяснения причин, — история культуры. 2. Научная (объяснительная): объяснение явлений культуры,— науки о культуре. 3. Философская (метафизическая): – определение культурной ценности для человека его внутреннего и внешнего мира; — философия (собственно) культуры; - поиск смысла жизни через ценности. Предмет культурологии –изучение содержания жизни индивида и общества. Цель культурологии - понимание как своей, так и другой культуры, определение своего собственного культурно-значимого поведения, осознание собственной культурной ценности. Задача культурологии - осмысление картины мира.
Науки о культуре. В культурологии проявляется два типа знания: естественнонаучное и социогуманитарное, образующие модель мироздания по отношению к человеку. 1. Естественнонаучный подход. В Новое время научное мышление отделяется от религиозного. На основании научного мышления появляется инженерия. Уже в Средние века Гуго Сен-Викторский включал в философию механику, п. ч. идея творения, принадлежащая Творцу, по праву передаётся человеку, созданному по «Его образу и подобию» (Библия). Новое понимание природы как бесконечного источника сил и энергий и использование их на основе научного познания. Новый тип науки – «естественный», «инженерия» - научные знания используются при решении технических задач (Гюйгенс). 2. Гуманитарный подход – использование научных знаний в нетехнических областях познания. Такой подход позволяет понять другого человека, объяснить культурный или духовный феномен, понять смысл человеческой деятельности. Гуманитарные науки - педагогика, образование, самообразование, критика, художественное творчество, и др. Знания естественных наук – объективные, фиксирующие вечные законы природы; Знания гуманитарных наук – рефлексивные знания, знания о знаниях: мысль о мысли, тексты о текстах и т. д. Два уровня познания: Эмпирия — описание фактов, феноменов. Теория— построение идеальных объектов, теоретические знания. Техническая культура – мир подчиняется законам природы, которые можно познать и поставить на службу человеку. Гуманитарная культура – отказ от научно-инженерного подхода в отношении жизни человека, общества или природы. Живые субъекты важно понять, услышать, с ними нужно вести диалог, но ими нельзя манипулировать, превращая их в средства. Формирование двух типов людей с различным видением мира и образом жизни: а./Инженерно-технический тип, естественно-научный- функциональный, т. е. как направлять знания на пользу человеку; б./Гуманитарный тип —смысложизненный, т. е. поиск смысла человеческой жизни; Культурологию изучают разные дисциплины, с разных сторон и по-разному рассматривающие культуру. Особое место среди этих дисциплин занимает антропология. Антропология – сравнительное изучение человека и общества: а/Культурная антропология— наука об искусственном, неприродном мире человека. б/Социальная антропология— изучение социальной жизни человека как «общественного животного» (по Аристотелю). Три культурологических момента в антропологии: 1.Культурное просвещение; 2. Сохранение обычаев, традиций, привычек и т.п.; 3.Сохранение целостной системы, противополагаемой другим культурным системам. Необходимо рассматривать все аспекты жизни культуры, т. к. ни один из них нельзя понять и оценить без учёта других (эффект теоремы Гёделя о неполноте).
Философия культуры Культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в археологии, этнографии, искусстве, социологии и т. д. Необходимость синтезировать данные этих (и других) наук позволяет говорить о философском характере культурологии. Для своего понимания культура требует объяснения. Такая объясняющая методика называется герменевтикой (В. Дильтей). Проблема понимания общая и для культурологии и для гносеологии (теория познания в философии). Здесь культура сомкнулась с философией науки. И герменевтика и гносеология, с которыми культурология имеет общие принципы, являются формами философской рефлексии. Философия культуры это осознание сущности и значения культуры. Термин «Философия культуры» (культурфилософия—Kulturphilosophie) – введён немецким романтиком В. Мюллером (1794 - 1827). Проблемы философии культуры впервые осознаются софистами (философская система в Др. Гр.— VI в. до н. э.), показавшими противостояние природного и нравственного (культурного), необходимость возврата к простоте первобытного состояния; первые критики культуры. Проблему слияния с природой даосизм решает «принципом недеяния», когда человек не совершает поступков, не согласующихся с законами природы. В христианстве философия культуры — это «теология культуры», где противопоставляются Бог и культура. Эпоха Возрождения — призыв к подражанию природе по античному образцу. Главная задача всех форм культуры - создавать всеобщий мир мыслей и чувств человека, мир человечности, «единый космос». Одним из главных феноменов культуры является философия. Философия как высшее проявление культуры ориентирована: Античность (Аристотель) –на идею Блага, Разума, Божества; Новое время(Ф. Бэкон) –на идею могущества человека над природой; Постклассическая (современная) –на этические идеи гуманизма. Современное культурно-философское мышление – инстинкт самосохранения человеческого рода, воля его к жизни, к самоограничению, отказ от форм бытия хотя и привлекательных, но губительных. Философия культуры признаёт разные культуры и их самоценность, направляет их изучение и исследование, способствует здоровью культуры, т.е. действует культуросообразно. __
I.МОНОТИПОЛОГИИ. Этнографическая типология. Классификации: а/ антропологическая – классификация этносов по принадлежности к разным расам и антропологическм типам, выявление и обоснование культурных различий. Раса – группа людей, родственных по происхождению, имеющих сходные физические признаки, общие территории. Расы 1-го порядка: 1. европеоидная – «белая»; 2. экваториальная (негроавстралоидная) – «черная»; 3. монголоидная – «желтая». Расы 2-го порядка: 1. американоидная – из монголоидной; 2. австралоидная – из экваториальной. б/ хозяйственно – культурный тип (М. Г. Левин, Н. М. Чебоксаров – 50-е гг. XX в.) –особенности хозяйства и культуры народов, находящихся на одном уровне естественно – географических и социо – экономических условий. Три подтипа: 1/Присваивающий – охота, собирательство, рыболовство; 2/Ручное земледелие (огородничество) и скотоводство (одомашнивание); 3/Пашенное земледелие –сельскохозяйственные орудия с тягловой животной силой. в/ лингвистическая (языковая) классификация: Морфологическая (типологическая) – рассматривает языки исходя из сравнительно – сопоставительного метода, систематизируя группы морфологически подобных языков; 2. Единая теория культуры (К. Ясперс) – вытекающая из единого происхождения человечества: Четыре периода: 1.«Прометеевская» эпоха: доистория человечества (до 5000 г. до н. э.). Становление основных конститутивных свойств человеческого бытия; формирование человека как вида со всеми его первичными склонностями и свойствами. «Существенное» в превращении доисторического человека в человека культуры: 1/ огонь и орудия; 2/ речь; 3/ самоформирование как самозапрет (например, «табу»…); 4/ устойчивые группы и сообщества; 5/ «Жизнемиф» (Г. Гачев): стиль жизни из образного мышления. 2.Эпоха культур древности – в трех областях земного шара: а/ 4000 т. до н. э. – шумеро – вавилонская, египетская, эллинская; б/3000 т. до н. э. – доарийская культура Инда; в/ 2000 т. до н. э. – архаический мир Китая. Основные черты – письменность, технологическая рационализация. 3.«Осевое время»: эпоха духовного образования культур – «Восток – Запад». Около 500 лет до н. э. Формирование религий. Появление человекасовременного типа. 4.«Научно – техническая эпоха»: создание новых информационных технологий, новые источникои энергии – XIX – XX вв. II. БИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ. Гендерная типология. а/ матриархат и патриархат [И. Я. Баховен. (1815-1887). «Материнское право». 1861г.]. Матриархат. Ценности – связь с землей, кровные узы. Характеристика – пассивное восприятие и отношение к природе. Естественное равенство людей, поскольку все они дети матерей и дети Матери – Земли, - ценностное основание. Важность жизни человека, счастье людей. Материнская любовь – сердечная, широкая, всеобщая. Семья, основанная на материнском праве, имеет всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной. (Бахофен, с. 71). Патриархат. Деятельное начало –изменение природы, рациональное мышление, подчинение социальным законам. Неравенство – принцип любимого (или старшего) сына. Ограниченность отцовского начала. Семья, основанная на отцовском праве, становится обособленной организацией. б/ Мужское и женское. [Л. Фробениус – (1873-1938)].
Женское и мужское играют равновеликую роль для человечества: стремление к стабильности и устойчивости и стремление к изменению, инновациям. 3.По типу хозяйственной деятельности: а/ Земледельческие – традиционные, природосообразные, восточные; б/ Индустриальные – техногенные, западные. 4.По географическому положению: а/ Открытые («экстравертные») – расширение пределов, взаимодействие с другими; б/ Закрытые («интровертные») – энергия обращена «вовнутрь»: исламские, индобуддийские цивилизации. III.ТРИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ. 1.Тип хозяйствования: а/ сельскохозяйственный; Временной принцип б/ индустриальный; по Э. Тоффлеру - в/ постиндустриальный. тысячелетний. 2.Идеальные социокультурные типы (по М. Веберу): а/ Рациональный – правовой тип государства – закон, а не авторитет. б/ Традиционный – святость обычаев и традиций. Патриархальная общность с авторитетом во главе. в/ Эмоциональный - « харизма» - качество личности, позволяющее «харизматический» (дар) вдохновлять и увлекать людей за собой. 3.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТИПЫ: а/ тоталитарный – абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. б/ авторитарный – доминирует элита, подавляющая оппозицию и прессу ради собственного благополучия и власти. в/ монархический – власть в руках одного главы государства и передается по наследству.
Классификация искусств. Изобразительное - воздействует на человека через зрительное восприятие, т. е. визуально. Живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство - имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве. Музыка – рассчитана на слуховое восприятие и отличается прямым и особо активным действием на чувства людей. Музыкальное искусство «по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы». Л. Н. Толстой «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она – все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным всё, что берётся выразить» И. В. Гёте. Синтетические искусства – органическое слияние или свободная комбинация разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое — театр (драматический и оперный), балет, эстрадное искусство, цирк. «Технические искусства» — «светомузыка» как синтез световых и цветовых эффектов и собственно музыкальной мелодии, а также фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение. Декоративно-прикладное искусство одно из самых древних,— от лат. decoro – украшаю, а определение «прикладное» означает, что оно обслуживает практические потребности в эстетических формах. Декоративно-прикладное искусство— это посуда, различные инструменты, мебель, ткани и т. п., а также архитектурно-парковые комплексы, японская икебана – искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; флоризм – различные композиции из засушенных трав и цветов и многое другое. Лекция № 8. КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЯ В развитии человеческой культуры наблюдается три этапа: 1) мифологический этап целостной культуры; 2) этап культуры, расщеплённый на отдельные отрасли; 3) этап по-новому целостной экологической культуры. На мифологическом этапе человек интуитивно, природно чувствовал некую взаимосвязь «частей» и «целого», т. е. субъект (человек) и объект (природа) не были разделены и представляли собой то самое знаменитое «Единое», о котором говорил и писал неоплатоник Плотин в III веке уже нашей эры. Знание тогда было едино. В частности, философия и наука хорошо уживались в понятии «натурфилософия». Интересно, что еще до XX века физика и называлась натурфилософией. На втором этапе развития человеческой культуры отдельные науки стали претендовать на особую значимость и в силу этого начали отходить от общего «Единого» знания. В этом процессе только немногие философы увидели негативные тенденции, хотя бы тот же Плотин. Тем не менее, науки формировались и умножались. Поначалу в этом не видели ничего плохого, даже наоборот,— активизировался рост научного знания. Однако, верно замечено, что иногда «за деревьями не видно леса»,— так и здесь, науки. сосредотачиваясь на своих предельно частных проблемах, стали забывать (вернее, ученые конкретных наук), что они, тем не менее, части единого целого знания. Результат же такого узкого мышления не замедлил сказаться,— XX век преподнес человечеству экологический кризис. В XIX веке немецкий биолог Эрнст Геккель назвав экологией «сумму знаний, относящихся к экономике природы» (в «Общей морфологии организмов»), тем самым призвал к экономии природных ресурсов, поскольку затрагивается проблема местообитания человека как живого существа и его взаимоотношений с природой.Культура, как мы знаем, это процесс и результат взаимоотношений человека с природой, творческого ее постижения и разумного преобразования. Связи между человеком и природой, между культурой и природой фундаментальны, необходимы и неустранимы. Со стороны человека они должны быть разумны, потому что пренебрежение этими связями порождает необратимые последствия как для отдельного человека, так и для человечества в целом. XX век открыл в человеке ментальность экологического сознания. И сегодня экологическое сознание приобретает глобальный характер, оно оказывает серьезное влияние на все стороны жизни человека и даже на проблему существования самого человечества. Этим самым подтверждается наступление третьего этапа развития человеческой культуры,— этапа по-новому целостной экологической культуры. Сегодня экология— это мировоззрение человечества, осознающего угрозу своему образу жизни, своему существованию. Когда же мы изучаем непосредственно задачи экологии и пути их разрешения, тогда экология становится наукой, поскольку свои цели и задачи она излагает научными понятиями и использует в этом случае научный метод. Начало XXI века характеризуется пристальным вниманием к разработке научных проблем (метода, аппарата, понятий) экологии. Мною предложена краткая систематизация направлений теоретической экологии: 1.Факториальная (историческая) экология как сведения об Ойкумене, констатация «эмпирических фактов» (по В. И. Вернадскому) местообитания человека и других живых существ. 2.Инвайронментология или энвироника— средология (по Н. Ф. Реймерсу) как взаимоотношения человека других живых существ со средой обитания равносильно позитивных и негативных. Environmental (англ.)— относящийся к окружающей среде. Производные: Environmental study— изучение особенностей воздействия окружающей среды на живой организм (человека в том числе); Environmental hazards— вредное воздействие окружающей среды на живой организм.3.Экологическая философия— изучение законов взаимодействия общества и природы и оптимизация их на основании суммы всех знаний о природе и человеке и их взаимоотношениях. Установка в культуре на господство над природой и использование её в утилитарно-потребительских целях связаны с отношением к людям как к вещам и желанием использовать их, что социально является нравственно порочным. Экологически позитивное отношение к природе присуще всем культурам. Но в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной – наоборот. Необходима гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез является существенным моментом саморазвития человека, обретения гармонии с Природой, а отсюда и социальной гармонии. Такая культура аналогична возврату человека к единству с природой. Духовность и материальность, как две составляющие, приобретают качественно новые взаимоотношения. Диалектическое положение 1-го закона экологии, по Коммонеру, «всё связано со всем» трансформируется натурфилософами сегодня как представление о сверхприродной целостности, как о «Едином». В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры. Само появление мифологии было стремлением человека вернуться к изначальному единству с природой. Мифология по сути своей экологична. Современное экологическое движение не может не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектами веры. Экологическая культура, трансформируясь в экологическую науку. должна пониматься в двух смыслах: а) приоритет изучения закономерностей взаимодействия человека и природы; б) перестройка науки и техники в гармоническое соответствие с биосферой, переходящей в «ноосферу» Леруа – Шардена – Вернадского. В обществе идет активный процесс осознания необходимости сохранения и рационального использования природы, важности экологических знаний и умений для дальнейшего развития общества, улучшение и продление жизни настоящих и сохранения будущих поколений людей. Культурный человек — это прежде всего человек с высокоразвитым экологическим сознанием, обладающий чувством самосохранения в этом Мире, на этой Земле.
Лекция №9 АЛМАЕВ Г. Н. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ
Культура как феномен.
2. Теория культуры.
3. Типологии культуры.
4. Культура и религия.
5. Культурологические направления.
Культура и техника. 7. Культура и искусство.
8. Культура и экология.
9. Глобальные проблемы современности.
Вопросы к зачету: Понятие «Культура». 2.Культура в понимании Запада и Востока. 3.Главные компоненты в формировании человека. 4.Представления о культуре (интерпретации). 5.Понятие «Культурология». 6.Познавательные ориентации культурологии. 7.Антропология и культура. 8.Цель, предмет и задачи культурологии. 9.Философия культуры и её отличие от истории и социологии. 10.Проблематика философии культуры. 11.Три постулата традиционной (классической) философии. 12.Три постулата постклассической философии. 13.Ориентированность философии культуры. 14.Типы научного объяснения. 15.Уровни познания в культурологии. 16.Оппозиция двух культур. 17.Классификация культурологических научных подходов. 18.Философия техники. 19.Понятие техники. 20Виды техники. 21.Влияние техники на человечество. 22.Стадии развития общества по Э. Тоффлеру. 23.Понятие «искусство» и его содержание. 24.Искусство и мораль. 25.Классификация искусств. 26.Индуизм. 27.Буддизм. 28.Христианство. 29.Ислам. 30Концепции происхождения Вселенной и человечества. 31.Природа и живые системы. 32.Антропный принцип. 33.Теория ноосферы и её создатели. 34.Глобальные проблемы современности.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М. 1993 2. Розин В. М. Введение в культурологию. М. 2000. 3. Культурология. Под редакцией С. А. Хмелевской. М. 2002. 4. Культурология. Под редакцией А. А. Горелова. М. 2002 5. Культурология. Под редакцией А. А. Радугина. М. 2001 6. Культурология. Под редакцией Н. Г. Багдасарьян. М. 2002. 7. Культурология. Под редакцией Г. В. Драча. Рн/Д. 2001. ТЕКСТЫ: ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории. ЦИЦЕРОН М. Т. Тускуланские беседы. МОНТЕНЬ М. Опыты. РУССО Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусстве. ФИХТЕ И. Несколько лекций о назначении ученого. Лекция №5 (о Руссо). Данилевский Н. Россия и Европа. Шпенглер О. Закат Европы. Тойнби А. Постижение истории. Тоффлер Э. Третья волна. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). Гроф С.,Ласло Э.,Рассел П. Революция сознания.
Тематика рефератов: 1. Понятие культуры.
2. Культура и цивилизация.
3. Миф как культурная форма.
4. Материальная и духовная культура.
5. Элитарная и массовая культура.
6. Религия и культура.
7. Культура и игра
8. Прогностика и футурология в культуре.
9. Культурно-исторические типы Н. Данилевского.
10. Шпенглер и его философия культуры.
11. Культурология как научная дисциплина.
12. Природа и культура.
13. Культура и личность.
14. Городская и сельская культура.
15. Мораль и культура.
16. Искусство как феномен культуры.
17. Религия и наука.
18. Наука как раздел культуры.
19. Культурологическая концепция А. Швейцера.
20. Культурологическая концепция П. Сорокина.
Лекция № 1 КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН
Культуру часто определяют как «вторую природу». Демокрит еще в античности называл мир человеческого творчества «второй натурой». И все-таки сама культура — природный феномен, потому что человек. Ее созидающий— биологическое явление. Человек творит на природном ландшафте и из природного материала, который пригоден для человеческого творчества. Человек определен для природы, как и природа определена человеку. В результате эволюции за короткий срок (ок. 2 млн. лет) человеческий род прошел путь от обезьяночеловека (австралопитека) до современного человека (неантропа). Человек знаменует совершенно иной, новый этап эволюции живого (биоэволюции). Этот этап характеризован В. И. Вернадским как «ноосфера» в отличие от предшествовавшей «биосферы». Это переход от биологической эволюции к социальной (Основы геологических знаний. Под ред. Р. Р. Хасанова. Казань. 2001. С. 29.). Культура является ноосферным образованием. Она возникает потому, что человек под воздействием разума (nus, noos— греч. ум, разум) рпеодолевает органическую предопределенность. У животных – инстинкт, природная программа (например, пауки, пчёлы, муравьи, и др.). У человека – свободный вид активности, преодолевающий видовую – животную, инстинктивную – закреплённость. Человеку дано сознание, которым он приобретает способность создавать то, что не было закреплено в его видовой программе. Немецкий философ XXвека Карл Ясперс выделили факторы, оказавшие влияние на превращение гоминида в человека [hominid— лат. промежуточное состояние между обезъяной (pitek— лат.) и человеком (homo— лат.)]: 1. Огонь и орудия. Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы не считаем человеком. 2 .Речь - способность выражать и передавать смысл предметного мира. 3. Формирование человека самим собой подавлением аутоагрессии посредством табу. 4 .Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество в отличие от животных групп постоянно и осознаваемо людьми (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.). К этим факторам можно еще добавить и 5. «Жизнемиф» Георгия Гачева (русский философ болгарского происхождения, XX века) - формирование жизни посредством образов, которые являются носителями самосознания и осознания своего бытия. Человек отличен от всего остального мира тем, что он имеет разум, он – разумен. Разум человека проявляется в его культурной деятельности. В западноевропейской мысли этимология слова «культура» возводится к Древнему Риму. Катон Старший, написав книгу о сельскохозяйственных работах, назвал ее «Agricultura». Здесь латинский глагол «colo» (обрабатывать, возделывать) через отглагольное существительное «cultio»1 (обрабатывание, возделывание) преобразуется в понятие «cultura» (возделывание, обработка, уход – за чем-либо, воспитание, образование, развитие, поклонение, почитание, образ жизни – через cultus). Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э., или I век до н.э.) переносит понятие «cultura» на духовную, мыслительную деятельность человека – «cultura animi»: «Как плодоносное поле без возделывания не даёт урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» (М. Т. Цицерон. Тускуланские беседы. С.252). С этого времени в латинском языке появилось понятие «cultus atque humanitas» - материальная и духовная культура. Развитый, воспитанный ум – почитаем, уважаем, отсюда и понятие культуры как почитание, уважение, - так возникает культ равно как религиозный, так и светский. Римляне употребляли слово «культура» в родительном падеже: культура поведения, речи и т. д., так как «культура» как объект самостоятельного значения не имела. В конце XVII века немецкий юрист и историограф Самуэль Пуфендорф (1632— 1694) впервые употребил в 1664 году слово «культура» для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. «Культура» понималась С. Пуфендорфом как противопоставление деятельности человека естественной природе. От него же идет традиция употребления слова «культура» для обозначения уровня человеческой просвещенности, образованности, воспитанности (Петрова О. Г. Культурология в 2-х частях. Юнита. Современный гуманитарный университет. М. 2002. Ч. 1, с. 7.). В такой интерпретации «культура» начала приобретать научный статус (Культурология. Под ред. Н. Багдасарьян. М. 2002. С. 17— 18.). По латыни нож – «culter». Исходя из этой этимологии, можно предполагать, что одним из первых орудий труда человека появился именно нож. Именно им человек начал «обрабатывать» и «возделывать». Отсюда и современное понятие – культиватор. С понятием «cultura» тесно связано «occultis» - тайный, сокровенный, т.е. тайная культура, которую необходимо понять и раскрыть. Понятие «cultura» - природное, сельское, догородское. Первое научное определение культуры дал английский антрополог и этнограф Эдвард Тайлор (Тейлор) (1832 – 1917). «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путём высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственной силы и счастья человека». Культура имеет свои изначальные истоки в религии, а ещё древнее – в мифологии. При упоминании культуры того или иного народа мы соотносим её с определённой религиозной конфессией, а именно, - индо-буддийская, конфуцианско-даосистская, иудео-христианская, исламская культуры и т. д.
С понятием «культура» соотносится понятие «цивилизация». При возникновении и развитии городов, городской культуры появилось собственно городское понятие «civilis» - городской, гражданский, государственный как фиксация социального развития Этимологически «цивилизация» восходит к латинскому civilis— гражданский, городской (от град, город). В английском языке city— большой город. Кроме того, в латинском civilis— учтивый, приветливый, вежливый, а в английском civility— благовоспитанный, образованный. Такая этимология указывает на сосредоточение знания и образования в городе как компактном месте проживания больших масс людей. Следовательно, образование и наука появились в городских поселениях. Понятие «цивилизация» возникло во французском языке в середине XVIII века (примерно с 1757 по 1772 г.) Впервые его употребили Буланже и Поль Анри Гольбах (1723— 1789). Они называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости. Это понятие противополагалось «варварству» и содержало представление о новом, урбанизированном образе жизни, отличающимся возрастанием роли материально-технической культуры Основное различие, замеченное между «культурой» и «цивилизацией», это то, что культура отождествлялась с сельским образом жизни, а цивилизация – с городским. Мирабо в своем трактате «Друг людей»(1756) писал: «…цивилизация есть смягчение нравов. Учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов для общежития»… «Цивилизация…основы и формы добродетели»… У немецких романтиков культура выступала в качестве смысла и содержания, а цивилизация – в качестве формы. Ф. Тённис (1855 - 1936) считал, что – культура это нечто органическое, природное, культура – это религия, нравственность, искусство; цивилизация- это нечто механическое, сугубо рациональное, А. Вебер (1868 – 1958): Культура – сфера свободного творчества, духовность; Цивилизация – технология, материальность. Н. Бердяев (1874 - 1948): Культура – имеет «благородное происхождение», символична, духовность жизни, индивидуальное, неповторимое, «душа». Цивилизация – релистична, выступает как последнее достижение бытия,, нечто мирское, общее и повторяющееся, методы и орудия. Цивилизации как суперсистемы не совпадают с нацией, государством, социальной группой, географией, расой, а являются единствами в океане социокультурных феноменов. Цивилизация – это основная карегория современной исторической науки, они чрезвычайно сложны по внутреннему содержанию, динамичны. Цивилизация – культурная общность людей с определенным социальным генотипом, стереотипом поведения, имеющая автономное, замкнутое геополитическое пространство, определенное прочное место в мире. Цивилизация – особое человечество на отдельной земле. В настоящее время выявлено три подхода к соотношению понятий «цивилизация» и «культура»: 1.— тождест Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|