|
Лекция № 3. Систематическая типология культуры.Систематическая типология культуры – разделение социокультурных систем и объектов и их группировка в обобщенные модели или типы. I.МОНОТИПОЛОГИИ. Этнографическая типология. Классификации: а/ антропологическая – классификация этносов по принадлежности к разным расам и антропологическм типам, выявление и обоснование культурных различий. Раса – группа людей, родственных по происхождению, имеющих сходные физические признаки, общие территории. Расы 1-го порядка: 1. европеоидная – «белая»; 2. экваториальная (негроавстралоидная) – «черная»; 3. монголоидная – «желтая». Расы 2-го порядка: 1. американоидная – из монголоидной; 2. австралоидная – из экваториальной. б/ хозяйственно – культурный тип (М. Г. Левин, Н. М. Чебоксаров – 50-е гг. XX в.) –особенности хозяйства и культуры народов, находящихся на одном уровне естественно – географических и социо – экономических условий. Три подтипа: 1/Присваивающий – охота, собирательство, рыболовство; 2/Ручное земледелие (огородничество) и скотоводство (одомашнивание); 3/Пашенное земледелие –сельскохозяйственные орудия с тягловой животной силой. в/ лингвистическая (языковая) классификация: Морфологическая (типологическая) – рассматривает языки исходя из сравнительно – сопоставительного метода, систематизируя группы морфологически подобных языков; 2. Единая теория культуры (К. Ясперс) – вытекающая из единого происхождения человечества: Четыре периода: 1.«Прометеевская» эпоха: доистория человечества (до 5000 г. до н. э.). Становление основных конститутивных свойств человеческого бытия; формирование человека как вида со всеми его первичными склонностями и свойствами. «Существенное» в превращении доисторического человека в человека культуры: 1/ огонь и орудия; 2/ речь; 3/ самоформирование как самозапрет (например, «табу»…); 4/ устойчивые группы и сообщества; 5/ «Жизнемиф» (Г. Гачев): стиль жизни из образного мышления. 2.Эпоха культур древности – в трех областях земного шара: а/ 4000 т. до н. э. – шумеро – вавилонская, египетская, эллинская; б/3000 т. до н. э. – доарийская культура Инда; в/ 2000 т. до н. э. – архаический мир Китая. Основные черты – письменность, технологическая рационализация. 3.«Осевое время»: эпоха духовного образования культур – «Восток – Запад». Около 500 лет до н. э. Формирование религий. Появление человекасовременного типа. 4.«Научно – техническая эпоха»: создание новых информационных технологий, новые источникои энергии – XIX – XX вв. II. БИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ. Структуральня типология Ф. Ницше. Два начала – «аполлоническое» (форма) и «дионисийское» (содержание).
Наличие в культуре двух начал, с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, как рождение стоит в зависимости от двух полов…» (Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»). Гендерная типология. а/ матриархат и патриархат [И. Я. Баховен. (1815-1887). «Материнское право». 1861г.]. Матриархат. Ценности – связь с землей, кровные узы. Характеристика – пассивное восприятие и отношение к природе. Естественное равенство людей, поскольку все они дети матерей и дети Матери – Земли, - ценностное основание. Важность жизни человека, счастье людей. Материнская любовь – сердечная, широкая, всеобщая. Семья, основанная на материнском праве, имеет всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной. (Бахофен, с. 71). Патриархат. Деятельное начало –изменение природы, рациональное мышление, подчинение социальным законам. Неравенство – принцип любимого (или старшего) сына. Ограниченность отцовского начала. Семья, основанная на отцовском праве, становится обособленной организацией. б/ Мужское и женское. [Л. Фробениус – (1873-1938)].
Женское и мужское играют равновеликую роль для человечества: стремление к стабильности и устойчивости и стремление к изменению, инновациям. 3.По типу хозяйственной деятельности: а/ Земледельческие – традиционные, природосообразные, восточные; б/ Индустриальные – техногенные, западные. 4.По географическому положению: а/ Открытые («экстравертные») – расширение пределов, взаимодействие с другими; б/ Закрытые («интровертные») – энергия обращена «вовнутрь»: исламские, индобуддийские цивилизации. III.ТРИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ. 1.Тип хозяйствования: а/ сельскохозяйственный; Временной принцип б/ индустриальный; по Э. Тоффлеру - в/ постиндустриальный. тысячелетний. 2.Идеальные социокультурные типы (по М. Веберу): а/ Рациональный – правовой тип государства – закон, а не авторитет. б/ Традиционный – святость обычаев и традиций. Патриархальная общность с авторитетом во главе. в/ Эмоциональный - « харизма» - качество личности, позволяющее «харизматический» (дар) вдохновлять и увлекать людей за собой. 3.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТИПЫ: а/ тоталитарный – абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. б/ авторитарный – доминирует элита, подавляющая оппозицию и прессу ради собственного благополучия и власти. в/ монархический – власть в руках одного главы государства и передается по наследству.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|