Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обоснование потребности в пожарной технической продукции





Глава 15

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВОЙ СПОСОБНОСТИ
ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ

Боевая способность пожарных частей обеспечивается укомплектован-
ностью их пожарной техникой, поддержанием ее технической готовности и организацией сохранности резерва. Важным является также боевая подготовка пожарных и обеспечение охраны труда пожарных.

 

Охрана труда пожарных

Отличительной особенностью профессиональной деятельности пожарных является то, что она осуществляется в трех различных сферах.

Во-первых, пожарные в стационарных условиях пожарных частей обеспечивают и поддерживают техническую готовность пожарных машин. Для этого они осуществляют техническое обслуживание и ремонт.

Во-вторых, пожарные – участники транспортно-уличных потоков с преимущественным правом движения. Из-за следования на пожар с высокой скоростью пожарные машины могут являться опасным фактором возникновения дорожно-транспортных происшествий.

В-третьих, пожарные используют пожарную технику в нестандартной и непредсказуемой обстановке, подвергаясь всем опасным факторам пожара.

Эти сферы деятельности пожарных могут являться источником разного уровня опасности для них. Так, установлено, что во всех указанных выше сферах деятельности пожарных, их гибель распределяется по-разному (рис. 15.2). Естественно, что наибольшее количество погибших имеет место на пожарах и в дорожно-транспортных происшествиях.

 
 

 

 


Рис. 15.2. Распределение гибели пожарных в различных сферах деятельности:

а – США; б – Россия: 1 – на пожарах; 2 – в дорожно-транспортных происшествиях;
3 – при обслуживании ПМ; 4 – при ликвидации аварий; 5 – обучение (в России –
хозяйственные работы)

 

Профессия пожарных является не только трудной, но и одной из самых опасных. По данным США почти 40000 случаев смерти пожарных – 42 % произошло вследствие сердечно-сосудистых заболеваний, 29 % - из-за обрушения конструкции, 8 % - от ожогов, остальные – по другим причинам.

Изложенные особенности профессиональной деятельности пожарных обусловливают строгую регламентацию правил охраны труда (ОТ), а также организацию их четкого и безусловного исполнения. Так, согласно данным международной статистики, главной причиной возникновения несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правил техники безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.п.

Для изучения регламентаций правил охраны труда следует дать четкие определения основных понятий.

В процессе трудовой деятельности на человека воздействуют опасные и вредные производственные факторы.

Опасный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к внезапному резкому ухудшению здоровья.

Воздействие на человека опасного фактора при выполнении им служебных обязанностей приводит к несчастному случаю.

Вредный производственный фактор – то же, но приводит к заболеваниям или снижению работоспособности.

Техника безопасности (ТБ) – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Охрана труда (ОТ) – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Обеспечение ОТ осуществляется организацией техники безопасности, а также воспитанием и обучением пожарных.

Техника безопасности в ГПС обеспечивается:

созданием пожарных машин и ПТВ с минимальной опасностью для личного состава;

разработкой средств защиты от опасностей (заграждения, водяные завесы, дублирование приводов и т.д.);

обоснованием мероприятий по безопасности труда.

Организация ОТ. Охрана труда и здоровья граждан страны гарантируется Конституцией. В ГПС право на здоровье и безопасность труда пожарных обеспечивается мероприятиями, проводимыми МЧС и ГУГПС, а также в гарнизонах ГПС и пожарных частях.

К ОТ предъявляются общие требования, регламентируемые системой Государственных стандартов безопасности труда (ССБТ).

ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. Этому комплексу присвоен класс 12. Структуру ССБТ можно представить, как показано на рис. 15.3.

 

Рис. 15.3. Структура и обозначение в системе ССБТ

Классификационная группа 0 устанавливает стандарты, определяющие задачи ССБТ, общую терминологию понятий по ОТ, дает определение опасных и вредных производственных факторов, их группировку.

Классификационная группа 1 включает стандарты на нормы и требования по видам опасных и вредных производственных факторов, их допустимые значения, а также методы их измерения.

Классификационная группа 2 охватывает стандарты на требования безопасности к производственному оборудованию, к его конструкции, методы контроля требований.

Классификационная группа 3 сосредотачивает стандарты по требованию безопасности к размещению технологического оборудования, режимам его работы, средствам защиты работающих.

Классификационная группа 4 содержит стандарты, устанавливающие требования к средствам защиты органов дыхания, пожарной технике и т.д.

ССБТ являются основой для обоснования нормативной документации по охране труда в различных отраслях промышленности. В ГПС таким документом являются «Правила по охране труда в ГПС МЧС России». Ряд требований по ОТ изложены в НПБ, Наставлении по технической службе.

В Правилах по ОТ сформулированы требования безопасности к:

пожарной технике, ПТВ и объектам ГПС;

несению караульной службы;

выполнению боевых действий;

проведению пожарно-технических исследований;

испытанию ПТВ.

Техническая служба ГПС по вопросам ОТ:

обеспечивает общую организацию безопасности труда при эксплуатации ПТ;

обосновывает требования безопасности к ПТ и ПТВ;

организует обучение безопасной работе, выполнению правил безопасного труда, контролирует готовность ПТ и боевых расчетов к безопасной работе;

осуществляет воспитание личного состава ГПС и пропаганду безопасной работы.

Требования безопасности к ПТ сводятся к следующему:

конструкция ПА не должна снижать показателей безопасности базовых шасси;

обеспечивать безопасность работ при всех видах боевых действий пожарных;

общие технические требования к ПА дополняются требованиями информативности к кабине боевого расчета, ПТВ, техническому обслуживанию;

ПА, предназначенные для работы в зонах высоких тепловых потоков, должны иметь тепловую защиту.

Для создания условий безопасной работы личного состава ГПС должностные лица органов управления обязаны проводить ряд мероприятий.

Во-первых, в установленном порядке проводить инструктажи по выполнению Правил по ОТ.

Во-вторых, принимать меры по максимальному облегчению условий труда и механизации трудоемких процессов.

В-третьих, вести непрерывное наблюдение лично, через подчиненных начальников за действиями личного состава подразделений, разрабатывать мероприятия и принимать меры по исключению несчастных случаев.

В-четвертых, при затяжных пожарах своевременно производить подмену работающих, их питание, обеспечение водой.

Обучение пожарных в ГПС регламентировано правилами ОТ. В них важны три положения.

Люди, поступающие в ГПС, допускаются к несению службы и работе на пожарах после прохождения курса обучения и сдачи зачета по ОТ. Правила охраны труда изучаются во всех темах программы курса начальной подготовки. Начальствующий состав изучает правила ОТ самостоятельно.

Младший начальствующий и рядовой состав ГПС изучает правила техники безопасности на всех видах занятий и при оперативно-тактическом изучении объектов в районе дислокации пожарной части.

По изучению отдельных вопросов техники безопасности решением руководителей УГПС, ОГПС могут проводиться специальные занятия.

В обеспечении ОТ в ГПС уделяется большое внимание организации инструктажей пожарных. Они различаются по характеру и времени проведения.

Вводный инструктаж проводится со всем личным составом, поступающим на службу.

Первичный – на рабочих местах проводится со всем личным составом и с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж со всем личным составом повторяется один раз в год со сдачей экзаменов по знанию Правил ОТ.

Внеплановый инструктаж осуществляется при замене оборудования или изменении нормативных документов.

Целевой инструктаж организуется руководителями в случае проведения разовых работ.

Руководство и ответственность за обеспечение ОТ, техники безопасности и обучение личного состава в ГПС возлагается на:

руководство УПО и ОПО;

начальников учебных заведений и сборов;

начальников пожарных частей, караулов и отделений;

руководителей занятий, учений, соревнований, на лиц начальствующего состава, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.

При возникновении несчастных случаев должностные лица должны: оказать помощь пострадавшим, доложить о нем старшему начальнику, ко-
митету профсоюза; если пострадавший работает по найму – организовать и провести служебное расследование и составить акт; утвердить акт и принять меры к устранению причин несчастных случаев. Акт составляют, если потеря трудоспособности продлилась более одних суток.

Если причиной несчастного случая явились конструктивные недостатки ПА или ПТВ, то УГПС направляет акт-рекламацию заводу-изготовителю, ГУПС МЧС страны (республики) и местному комитету профсоюза.

О групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаях начальник части немедленно сообщает начальнику УГПС (ОГПС) и местному комитету профсоюза. Представители УГПС (ОГПС) проводят расследование с медицинской и технической экспертизами. При гибели людей расследование проводит начальник УГПС (ОГПС).

Акт составляется не более 7 дней со дня происшествия. При групповых случаях акт оформляется на каждого пострадавшего.

Происшествия с ПА могут служить причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с тяжелыми последствиями: гибелью и травмами
людей.

ДТП могут происходить по различным причинам. Основными из них являются несоблюдение правил дорожного движения, низкая квалификация водителей и их недисциплинированность. Несомненно, большую роль играют внезапно возникающие непредвиденные ситуации в транспортном потоке. Спровоцировать ДТП могут и водители ПА, развивая высокие скорости при следовании на пожар. Так, установлено, что средний уровень опасности перевозок грузовыми автомобилями характеризуется 0,305 ДТП/млн км. В ГПС эта величина равна 1,63 ДТП/млн км, т.е. в 5 раз больше.

Последствия ДТП могут быть самыми разнообразными: наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания ПА.

Для предотвращения ДТП и анализа их причин рассмотрим некоторые особенности зависимости тормозного пути, условий заноса и опрокидывания ПА при поворотах.

Тормозной путь S т, м, определяется по формуле

(15.9)

где v – скорость в начале торможения, м/с; φ – коэффициент сцепления колеса с покрытием дороги; g – ускорение земного притяжения, м/с2; K э – коэффициент, учитывающий соотношение нормальной реакции колес и их тормозных усилий: К = 1,4-1,6.

Для безопасного поворота без заноса необходимо соблюдать условие

, (15.10)

где v – скорость на повороте, м/с; R – минимальный радиус поворота, м.

При повороте не произойдет опрокидывания при условии, если скорость ПА будет равна или меньше

, (15.11)

где В – ширина колеи ПА, м; Н – высота центра массы ПА, м.

Отношение В/2Н = К называют коэффициентом устойчивости против опрокидывания.

Все величины, входящие в формулы, известны. Поэтому, зная пути следования на пожар, можно заранее определить безопасные скорости по-
воротов ПТ и величины тормозных путей. Кроме того, зная фактические величины R и v, возможно оценивать причины заносов и опрокидывания ПА.

Причинами ДТП может быть нарушение Правил дорожного движения, недисциплинированность водителей и т.д. По каждому случаю ДТП проводится служебное расследование. Так, в случае травматизма привлекаются представители УГПС, руководители подразделений ГПС. Учет ДТП ведется в специальном журнале УГПС, ОГПС и в формуляре ПА.

В ГПС разработана четкая система мероприятий по предотвращению ДТП, представленных в Наставлении по технической службе. Они являются основой для организации мероприятий отделами пожарной техники и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОГПС.

Основные мероприятия можно разделить на ряд групп:

обучение и воспитание водительского состава;

организация кабинетов безопасности движения;

изучение маршрутов следования на пожары;

изучение и обобщение положительного опыта эксплуатации ПА.

Глава 15

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВОЙ СПОСОБНОСТИ
ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ

Боевая способность пожарных частей обеспечивается укомплектован-
ностью их пожарной техникой, поддержанием ее технической готовности и организацией сохранности резерва. Важным является также боевая подготовка пожарных и обеспечение охраны труда пожарных.

 

Обоснование потребности в пожарной технической продукции

 

Потребность в ПА. Основанием потребности в ПА для пожарных частей служат штатное расписание, укомплектованность ими, а также их срок службы.

Пожарные автомобили, отслужившие положенный срок службы, заменяются новыми. Основанием для такой замены является их техническое состояние. Определив его, принимается решение о возможном продлении эксплуатации или восстановительном ремонте на заводах. Такой ремонт экономически целесообразен. Обозначив N сп число списываемых ПА, а величину некомплекта N нк, потребность в ПА N ПА определим

N ПА = N сп + N нк. (15.1)

Более сложным является определение потребности в ПА в связи с развитием городов, т.е. при долговременном планировании.

По действующему в настоящее время СНиП 2.07.01-87 «Градостроительство. Планирование городов и сельских поселений» количество необходимых ПА устанавливается относительно численности населения. При этом учитывается 100 % резерв. Так, при численности населения от 100 до 200 тыс. человек необходимо иметь один ПА на каждые 10000 жителей. Для другой численности населения норматив иной. Следовательно, по планируемому росту населения можно определять потребность в ПА. В Академии ГПС МЧС России были разработаны таблицы потребности в ПА в зависимости от численности населения. На основании этих таблиц был предложен графический, а затем и аналитический способы определения потребности в пожарных автомобилях при развитии городов.

Потребность в пожарных автомобилях определяется зависимостью

N П i = N Б i + ai X,(15.2)

где N П i - потребное количество ПА, шт.; N Б i - базовое (начальное) количество ПА в исходном году при заданной численности населения; X - число десятилетий при планировании (1, 2, 3…); а – постоянная величина (табл. 15.1); i - тип автомобиля.

Таблица 15.1

Численность населения, тыс. человек а 1
От 10 до 50 Более 50 до 70 Более 70 до 500 Более 600 0,6

 

Примем обозначения: i = 1– автоцистерна; i = 2 – рукавный автомобиль и автомобиль ГДЗС; i = 3 – автолестница, коленчатый подъемник.

Постоянный множитель а 1 следует выбирать по табл. 15.1.

Для рукавных автомобилей и автомобилей ГДЗС при любой численности населения а 2 = 1. При расчете потребности в АЛ рекомендуется принимать а 3 = 1при численности населения до 400 тыс.человек и а 3 = 2 при большей численности населения.

Таким образом, количество новых ПА - Ni при перспективном планировании определяется

Ni = N сп + aiХ, (15.3)

где N сп – количество списываемых ПА, шт.; aiХ – количество необходимых ПА, обусловленных развитием городов или районов.

Количество ПА, списываемых в течение десятилетия, определяется по оценке тенденций изменения пробегов машин.

Потребность в горючесмазочных материалах (ГСМ) для пожарной техники определяется расчетом, исходными данными для которого являются:

наличие пожарных машин;

годовой норматив для планирования потребности в ГСМ.

Нормы расхода ГСМ устанавливаются приказом министерства. В нем регламентируются нормы среднегодового расхода жидкого топлива, в кг, на год раздельно на основные, специальные и вспомогательные ПА и другую пожарную технику.

Общая потребность в жидком топливе, кг, на год определяется по формуле

Q Σ = ∑ Qj Nj, (15.4)

 

где Nj – количество пожарных автомобилей данного типа, шт.;
Qj – нормативный годовой расход топлива для данного типа автомобилей, кг.

Количество Q Σ определяют раздельно для бензинов и дизельного топлива.

Для определения объема, занимаемого топливом (V т), м3, его массу необходимо разделить на плотность ρ, кг/м3:

. (15.5)

Значения ρ указываются в паспортах на топливо. В расчетах можно принимать для бензина ρ = 724 кг/м3 и для дизельного топлива ρ = 840 - 860 кг/м3.

Нормируется и расход масла в литрах на 100 л расходуемого топлива. Для карбюраторных двигателей q м = 3,5 л, а для дизелей q м = 4 л. Тогда годовая норма расхода масла данного сорта, л, будет определяться по формуле

Q Σм = ∑ V т j Nj q м j , (15.6)

 

где V т j - годовая норма топлива данного сорта, л; Nj – количество ПА, потребляющих данное топливо, шт.; q м j – нормативный расход масла, л.

Установлены также нормы расхода жидкого топлива в литрах на

100 км пробега ПА, а также при работе его двигателя (в литрах на одну минуту работы) со специальными агрегатами и без нагрузки. Они предназначены для обоснования списания расхода топлива, а также для планирования выполнения ряда работ. Для этого проводится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов с помощью поправочных коэффициентов, значения которых приводятся в табл. 15.2.

Таблица 15.2

Коэффициент корректировки Обозначение, Кi Условия применения Нормативные величины
Зональный К з Климат: теплый холодный очень холодный остальные районы   1,05 1,15 1,20 1,1
Горная местность К г от 500 до 1500 м от 1500 до 2000 м 1,05 1,1
Сложный план К п На 1 км более 5 закруглений радиусом менее 40 м 1,1
Численность населения К н До 0,5 млн человек от 0,5 до 2,5 млн человек более 2,5 млн человек 1,1 1,15 1,2

 

При расчетах увеличивается на 50 % расход топлива для ПА со сроком службы более 8 лет, на период распутицы и других стихийных бедствий – до 35 % и при учебной езде – до 20 %. Могут использоваться и другие поправки, установленные приказом.

В пожарных частях приходится обосновывать количество топлива, необходимого для перегона ПА, получаемых с заводов, обкатки их, обкатки после среднего и капитального ремонтов. Назовем это обслуживание и ремонт техническим воздействием. Тогда расход топлива, л, на их выполнение определяется по формуле

Q т = ПКi ∑ q тр Nj Sj, (15.7)

где ПКi – произведение корректировочных коэффициентов; q тр – расход топлива на 100 км пройденного пути, л; N - количество ПА, подвергаю-
щихся техническим воздействиям, шт.; S - пройденный путь, км; j – техни-
ческие воздействия.

Расход топлива при эксплуатации ПА в стационарном режиме со спецагрегатами и без нагрузки нормируется в л/мин. Тогда расход топлива, л, одного сорта будет определяться так:

Q тст = ∑ q ст j Nj τ, (15.8)

где q ст j - нормативный расход топлива, л/мин; Nj - количество эксплуати-
руемых ПА, ед.; τ - продолжительность эксплуатации, мин; j = 1 – работа со спецагрегатами; j = 2 – работа без нагрузки.

По рассчитанному суммарному расходу топлива определяют, как было показано выше, необходимое количество смазочных материалов.

Для хранения и отпуска ГСМ в каждой пожарной части оборудуются склады и заправочные пункты. Они предназначены для длительного хранения ГСМ, быстрой и правильной их приемки и отпуска. В пожарной части должна обеспечиваться их пожарная безопасность.

Топливораздаточный пункт размещается на отдельном участке территории пожарного депо.

Потребность в запасных частях. Нормативными документами для ПА установлен перечень основных агрегатов, а также наименования базовых (корпусных) и основных деталей. Например, для основных агрегатов, таких как КОМ, коробка передач, раздаточная коробка является базовой деталью корпуса. Основными деталями считаются крышка коробки, валы. Определен также перечень основных частей машины, составляющих оборотный фонд при агрегатном методе ремонта. Так, для КОМ и коробки передач в перечень включена крышка с механизмом переключения и т.д.

В гарнизонах пожарной охраны всегда должно быть определенное количество оборотных агрегатов на 100 единиц машин. Так, для пожарных автоцистерн необходимо иметь 6 - 8 двигателей и по 4-5 КОМ передних и задних мостов, рулевых управлений. Кроме того, определены нормативы оборотных агрегатов специальных ПА. Например, на 100 АЦ в оборотном фонде необходимо иметь 14 - 25 газоструйных вакуумных аппаратов,
8 - 10 насосных установок и т.д.

На основании этих нормативов рассчитывается необходимое количество агрегатов для оборотного фонда в регионах.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.