|
ЧАСТЬ 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИКРОЭКОНОМИКА: ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВАСтр 1 из 4Следующая ⇒ ЧАСТЬ 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИКРОЭКОНОМИКА: ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА Раздел 1. Международная торговля товарами и услугами
Структура и динамика международной торговли
Международная торговля товарами была исторически первой и до определенного времени главной сферой международных экономических отношений. Лишь в конце XX ст. ведущую роль в системе международной экономики начали играть разнообразные формы финансовых операций. Но значение международной торговли и теперь очень велико. Об этом свидетельствует рост объемов международной торговли. По данным экспертов ВТО, объем международной торговли в 2006г. вырос на 7,6%, Быстрые темпы роста международной торговли благоприятно влияют на экономику развивающихся стран, стимулируя их экспорт. Среднегодовой рост экспорта этих стран составлял в среднем в 2003-2008 гг. около 18% (табл. 2.1; рис. 2.2) [http://www.un.org].
Таблица 2.1
Динамика развития мировой торговли товарами и услугами
Международная торговля сегодня, как и раньше, остается важным стимулом роста международной экономики. Международные торговые потоки заметно опережают рост мирового объема производства (рис. 2.3). Это происходит в результате углубления международного разделения труда, специализации и кооперирования, лежащих в основе международной экономической интеграции и внутрифирменного обмена. В связи с этим достаточно отметить, что в ЕС – наиболее интегрированной международной экономической группировке – торговля опережает производство в 3 раза.
Рис. 2.3. Темпы роста объемов мировой торговли и мирового валового продукта Растет роль внешней торговли в экономике большинства стран на основе долгосрочных связей между экспортерами и импортерами, что подтверждается увеличением экспортной квоты по отдельным странам Таблица 2.2 Динамика экспортной квоты %
Источник: [www.wto.org] Важной характеристикой международной торговли является ее географическая и товарная структура, то есть структура с точки зрения географического распределения и товарного наполнения. Географическая структура международной торговли – это распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, созданными по территориальному или организационному признаку. Территориальная географическая структура обобщает данные о масштабах международной торговли стран, принадлежащих к одной части света или укрупненной группе стран (развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой). Организационная географическая структура обобщает данные о международной торговле или между странами, принадлежащих к интернациональным торгово-политическим объединениям, или торговле между странами, выделенных в определенную группу по выбранному критерию (страны-экспортеры нефти, страны-должники и т.п.). Географическая структура международной торговли сформировалась под влиянием мирохозяйственного разделения труда и развития научно-технической революции (табл. 2.3). Таблица 2.3
Классификация рынков
В основу классификации товаров могут быть положены разные признаки: международная мобильность, назначение, сроки использования, уровень спроса и цена, характер потребления и степень обработки, способ изготовления [29, с. 33; 13, с. 19-20]. Международная мобильность. Для признания торговли международной, продажи товара – экспортом, а покупки – импортом необходимо, чтобы товар пересекал границу государства и этот факт был зарегистрирован в соответствующей отчетности. При этом не имеет значения, изменяет товар владельца или нет. Так, если телевизор продан (передан) японской компанией своему филиалу в Украине, он считается экспортом Японии и импортом Украины, невзирая на то, что владельцем товара осталась японская компания. В международной экономике товар рассматривается не как продукт производства, а как объект спроса и предложения. Товар (услуга) становится таким при следующих условиях: • если он кому-то нужен; • если на него направлены две основные силы рыночной экономики – спрос и предложение; • если хотя бы одна из этих сил (спрос или предложение) действуют из-за границы. Способность изготовить продукт для внутреннего рынка не означает, что он будет признан товаром на мировом рынке, то есть его купят за рубежом. Товары могут не продаваться за рубежом по таким причинам: • в связи с их неконкурентоспособностью; • из-за изначальной невозможности поставить их на внешний рынок; • из-за их принципиальной неторгуемости. Исходя из международной мобильности, товары делятся на «рыночные», то есть такие, которые торгуются (РТ), и «нерыночные», которые не торгуются (НТ). «Рыночные товары» – товары, которые могут перемещаться между разными странами. «Нерыночные товары» – товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не перемещаются между странами. Главные отличия между «рыночными» и «нерыночными» товарами показаны в табл. 2.7. Таблица 2.7 ЧАСТЬ 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИКРОЭКОНОМИКА: ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|