Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Географическая структура мировой торговли товарами по отдельными регионами в 2009 г.





Экспорт Регион Импорт
Объем Объем
Млрд дол. %   млрд дол. %
12490,0 100,0 Мир 12682,0 100,0
1602,4 12,8 Северная Америка 2178,0 17,2
458,9 3,7 Латинская Америка 442,9 3,5
5016,0 40,2 Европа 5161,5 40,7
4587,6 36,7 Европейский Союз 4732,7 37,3
451,6 3,6 СНГ 333,1 2,6
303,4 2,4 Российская Федерация 191,8 1,5
383,9 3,1 Африка 405,2 3,2
689,7 5,5 Ближний Восток 493,9 3,9
3887,7 31,1 Азия 3667,8 28,9
580,7 4,6 Япония 552,0 4,4
1201,5 9,6 Китай 1005,7 7,9
162,6 1,3 Индия 250,0 2,0

Источник: [www.un.org]

Первое место по объему экспорта и импорта на мировом рынке занимает Европа, второе – Азия, третье место – страны Северной Америки.

Вклад в мировую торговлю Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки незначителен. Страны Центральной Европы, как и страны СНГ, также играют незначительную роль в международной торговле, их внешние экономические связи находятся в стадии формирования.

Товарная структура международной торговли формируется под влиянием конкурентных преимуществ, которыми располагает народное хозяйство страны. Страна имеет конкурентные преимущества в тех случаях, когда цены на экспортные товары (или внутренние цены) ниже мировых. Отличия в ценах обусловлены различными издержками производства, зависящими от двух групп факторов.

Первую группу факторов формируют естественные конкурентные преимущества. К ним относятся природно-географические факторы: климат, наличие минеральных ископаемых, плодородие грунтов и т.п.

Вторую группу факторов (социально-экономические) формируют приобретенные конкурентные преимущества. Эти факторы характеризуют научно-технический и экономический уровень развития страны, ее производственный аппарат, масштабы и серийность производства, производственную и социальную инфраструктуру, масштабы научно-исследовательских работ. Они определяют конкурентные преимущества, которые были приобретены в процессе развития народного хозяйства.

В торговле товарами характерной тенденцией является рост удельного веса торговли продукцией обрабатывающей промышленности (около 3/4 стоимостного объема мирового экспорта) и сокращение удельного веса сырья и продовольствия (приблизительно 1/4). В продукции обрабатывающей промышленности ведущее место принадлежит оборудованию и транспортным средствам (около 50% экспорта товаров этой группы), а также химическим товарам, черным и цветным металлам, текстилю. Среди сырья и продовольственных товаров лидирующие позиции занимает торговля продовольствием и напитками, минеральным топливом (табл. 2.4).

Таблица 2.4

 

Рост объемов мирового товарного экспорта и производства по основными группами товаров %

  2000-2008      
Мировой товарный экспорт 5,0 8,5 6,0 1,5
Сельскохозяйственная продукция 4,0 6,0 5,0 2,5
Топливо и добывающая продукция 3,0 4,0 3,5 0,5
Обрабатывающая промышленность 6,0 10,5 7,5 2,0
Мировое товарное производство 2,5 4,0 1,5 - 0,5
Сельское хозяйство 2,5 1,5 2,5 3,0
Горнодобывающая промышленность 1,5 1,0 0,0 1,0
Обрабатывающая промышленность 2,5 5,5 1,5 -1,5
Мировой ВВП 3,0 3,5 3,5 1,5

Источник: [www.wto.org]

В мировой торговле товарными видами продукции наивысший показатель роста за период 2000-2008 гг. имеет продукция обрабатывающей промышленности (6,0%). Для мирового экспорта топлива и добывающей продукции характерен наименьший показателя роста (3,0%). Темпы роста мирового экспорта в 2,0 раза превышают рост мирового товарного производства.

Товарная структура в разрезе регионов характеризуется данными
табл. 2.5.

Таблица 2.5

 

Структура мирового экспорта основной группы товаров
по регионам в 2009 г.

Регион Сельское хозяйство Добываю- щая промышлен- ность Обрабатывающая промышленность Итого
млрд дол. % млрд дол. % млрд дол. % млрд дол. %
Европа 602,6 9,5 767,9 12,1 4953,6 78,3 6324,1  
Азия   6,1 540,2 12,7 3447,8 81,2    
Северная Америка 212,1 10,9 345,9 17,8 1389,2 71,3 1947,2  
Латинская Америка 156,9 26,8 255,8 43,7 172,6 29,5 585,3  
СНГ 47,7 6,9   67,9 174,8 25,2 692,5  
Африка 37,9 7,1 393,9 74,1 99,9 18,8 531,7  
Ближний Восток 24,2 2,4 756,5 75,6 220,3 22,0 1001,0  
Итого 1341,4 8,8 3530,2 23,0 10458,2 68,2 15329,8  

Источник: [www.wto.org]

 

Приведенные в табл. 2.5 данные свидетельствуют о взаимосвязях между уровнем экономического развития стран и структурой их внешнеторгового оборота. Так, для стран Западной Европы, Северной Америки и Азии, относящихся к промышленно развитым и новым индустриальным странам, в которых преобладают приобретенные конкурентные преимущества, в структуре экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности. А в странах Ближнего Востока и Африки, владеющих богатыми природными ресурсами, достаточно высока доля добывающей промышленности. Страны СНГ интенсивно используют свои естественные конкурентные преимущества, а потому в их товарной структуре, которая отличается от средних мировых показателей, высокий удельный вес продукции добывающих отраслей промышленности (отклонение от среднего показателя составляет 44,9 процентных пунктов) и сравнительно низкий – продукции обрабатывающей промышленности (отклонение от среднего показателя составляет 43 процентных пунктов).

 

2.3. Основные виды рынков и товаров

 

Рынки могут классифицироваться по разным признакам. Общепризнанной является классификация, приведенная в табл. 2.6
[29, с. 31-33].

Таблица 2.6

 

Классификация рынков

 

Признак класси- фикации Виды рынков
   
1. Отраслевая принадлежность товара как объекта обмена Товарные рынки. Они охватывают рынок какого-либо конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок обуви, рынок черных металлов, рынок автомобилей, рынки сырьевых товаров)
2. Объект обмена и границы его охвата Товарные рынки стран и региональные товарные рынки. В основе подразделения ле­жит принадлежность к странам или региональная отраслевая принадлежность объектов обмена. Эти рынки охватывают рынок конкретного товара, группы товаров или товаров определенной отрасли одной страны или региона (например, рынок обуви Турции, рынок бытовой электротехники Украины, рынок автомобилей ЕС)
3. Сфера международного товарного обмена и отраслевая принадлежность объектов обмена   Мировые товарные рынки – это совокупность национальных рынков. В основе эконо­мических отношений между их участниками лежит международное разделение труда (например, мировой рынок зерна, мировой рынок резинотехнической продукции). Объектами мирового товарного рынка являются конкретные товары или группы товаров. Основные черты мирового рынка заключаются в том, что он: § является категорией товарного производства, которое вышло в поисках сбыта своей продукции за национальные границы; §проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения; §оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно; §исполняет санирующую роль, убирая из международного обмена товары и часто даже их производителей, не способных обеспечить международный стандарт качества по конкурентным ценам. Отличительные особенности мирового рынка заключаются в том, что: §на него влияют межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран; §на нем действует система мировых цен; §мировой рынок товаров дополняется рынком услуг; §структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров и услуг; §мировой торговле присущая неравномерность роста как торговле отдельных стран, так и всего мирового товарооборота; § развиваются межгосударственные формы регулирования мирового рынка: международные торговые организации, региональные интеграционные экономические организации
4.Отношение к националь- ным границам сферы обмена Внутренний (местный) и внешний (иностранный) рынок. Внутренний рынок – это форма хозяйственного общения, при которой все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем внутри страны. Внешний рынок охватывает всю сферу товарного обращения, выходящего за национальные границы конкретной страны. Международный рынок, рынки стран, мировые товарные рынки является внешним (иностранными) только для одной конкретной страны. Экономические отношения между участниками товарного обмена предполагают, что участники имеют разную национальную принадлежность и объект обмена пересекает национальные таможенные границы соответствующих стран
5. Характер объекта товарного обмена Рынок товаров, рынок услуг, рынки технологий, рынки капиталов, рабочей силы, ценных бумаг  
6. Характер и уровень спроса и предложения на рынке Рынок продавца, на котором спрос превышает предложение. Рынок покупателя, на котором предложение превышает спрос
7. Характер взаимоотношений между продавцом и покупателем   Рынки свободные, замкнутые, регулируемые. На свободных рынках нет ограничений для заключения коммерческих сделок между контрагентами. В торговле разными товарами доля свободных рынков различна (например, на мировом нефтяном рынке – 70%, на рынке сахара – 30%). Под замкнутыми (закрытыми) рынками обычно понимаются внутрикорпоративные поставки ТНК, составляющие в целом около 40% международного товарооборота. К регулируемым относятся рынки, подпадающие под действие международных товарных сделок, направленных на их стабилизацию  

 

В основу классификации товаров могут быть положены разные признаки: международная мобильность, назначение, сроки использования, уровень спроса и цена, характер потребления и степень обработки, способ изготовления [29, с. 33; 13, с. 19-20].

Международная мобильность. Для признания торговли международной, продажи товара – экспортом, а покупки – импортом необходимо, чтобы товар пересекал границу государства и этот факт был зарегистрирован в соответствующей отчетности. При этом не имеет значения, изменяет товар владельца или нет. Так, если телевизор продан (передан) японской компанией своему филиалу в Украине, он считается экспортом Японии и импортом Украины, невзирая на то, что владельцем товара осталась японская компания.

В международной экономике товар рассматривается не как продукт производства, а как объект спроса и предложения. Товар (услуга) становится таким при следующих условиях:

• если он кому-то нужен;

• если на него направлены две основные силы рыночной экономики – спрос и предложение;

• если хотя бы одна из этих сил (спрос или предложение) действуют из-за границы.

Способность изготовить продукт для внутреннего рынка не означает, что он будет признан товаром на мировом рынке, то есть его купят за рубежом. Товары могут не продаваться за рубежом по таким причинам:

• в связи с их неконкурентоспособностью;

• из-за изначальной невозможности поставить их на внешний рынок;

• из-за их принципиальной неторгуемости.

Исходя из международной мобильности, товары делятся на «рыночные», то есть такие, которые торгуются (РТ), и «нерыночные», которые не торгуются (НТ).

«Рыночные товары» – товары, которые могут перемещаться между разными странами.

«Нерыночные товары» – товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не перемещаются между странами.

Главные отличия между «рыночными» и «нерыночными» товарами показаны в табл. 2.7.

Таблица 2.7







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.