|
Географическая структура мировой торговли товарами по отдельными регионами в 2009 г.
Источник: [www.un.org] Первое место по объему экспорта и импорта на мировом рынке занимает Европа, второе – Азия, третье место – страны Северной Америки. Вклад в мировую торговлю Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки незначителен. Страны Центральной Европы, как и страны СНГ, также играют незначительную роль в международной торговле, их внешние экономические связи находятся в стадии формирования. Товарная структура международной торговли формируется под влиянием конкурентных преимуществ, которыми располагает народное хозяйство страны. Страна имеет конкурентные преимущества в тех случаях, когда цены на экспортные товары (или внутренние цены) ниже мировых. Отличия в ценах обусловлены различными издержками производства, зависящими от двух групп факторов. Первую группу факторов формируют естественные конкурентные преимущества. К ним относятся природно-географические факторы: климат, наличие минеральных ископаемых, плодородие грунтов и т.п. Вторую группу факторов (социально-экономические) формируют приобретенные конкурентные преимущества. Эти факторы характеризуют научно-технический и экономический уровень развития страны, ее производственный аппарат, масштабы и серийность производства, производственную и социальную инфраструктуру, масштабы научно-исследовательских работ. Они определяют конкурентные преимущества, которые были приобретены в процессе развития народного хозяйства. В торговле товарами характерной тенденцией является рост удельного веса торговли продукцией обрабатывающей промышленности (около 3/4 стоимостного объема мирового экспорта) и сокращение удельного веса сырья и продовольствия (приблизительно 1/4). В продукции обрабатывающей промышленности ведущее место принадлежит оборудованию и транспортным средствам (около 50% экспорта товаров этой группы), а также химическим товарам, черным и цветным металлам, текстилю. Среди сырья и продовольственных товаров лидирующие позиции занимает торговля продовольствием и напитками, минеральным топливом (табл. 2.4). Таблица 2.4
Рост объемов мирового товарного экспорта и производства по основными группами товаров %
Источник: [www.wto.org] В мировой торговле товарными видами продукции наивысший показатель роста за период 2000-2008 гг. имеет продукция обрабатывающей промышленности (6,0%). Для мирового экспорта топлива и добывающей продукции характерен наименьший показателя роста (3,0%). Темпы роста мирового экспорта в 2,0 раза превышают рост мирового товарного производства. Товарная структура в разрезе регионов характеризуется данными Таблица 2.5
Структура мирового экспорта основной группы товаров
Источник: [www.wto.org]
Приведенные в табл. 2.5 данные свидетельствуют о взаимосвязях между уровнем экономического развития стран и структурой их внешнеторгового оборота. Так, для стран Западной Европы, Северной Америки и Азии, относящихся к промышленно развитым и новым индустриальным странам, в которых преобладают приобретенные конкурентные преимущества, в структуре экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности. А в странах Ближнего Востока и Африки, владеющих богатыми природными ресурсами, достаточно высока доля добывающей промышленности. Страны СНГ интенсивно используют свои естественные конкурентные преимущества, а потому в их товарной структуре, которая отличается от средних мировых показателей, высокий удельный вес продукции добывающих отраслей промышленности (отклонение от среднего показателя составляет 44,9 процентных пунктов) и сравнительно низкий – продукции обрабатывающей промышленности (отклонение от среднего показателя составляет 43 процентных пунктов).
2.3. Основные виды рынков и товаров
Рынки могут классифицироваться по разным признакам. Общепризнанной является классификация, приведенная в табл. 2.6 Таблица 2.6
Классификация рынков
В основу классификации товаров могут быть положены разные признаки: международная мобильность, назначение, сроки использования, уровень спроса и цена, характер потребления и степень обработки, способ изготовления [29, с. 33; 13, с. 19-20]. Международная мобильность. Для признания торговли международной, продажи товара – экспортом, а покупки – импортом необходимо, чтобы товар пересекал границу государства и этот факт был зарегистрирован в соответствующей отчетности. При этом не имеет значения, изменяет товар владельца или нет. Так, если телевизор продан (передан) японской компанией своему филиалу в Украине, он считается экспортом Японии и импортом Украины, невзирая на то, что владельцем товара осталась японская компания. В международной экономике товар рассматривается не как продукт производства, а как объект спроса и предложения. Товар (услуга) становится таким при следующих условиях: • если он кому-то нужен; • если на него направлены две основные силы рыночной экономики – спрос и предложение; • если хотя бы одна из этих сил (спрос или предложение) действуют из-за границы. Способность изготовить продукт для внутреннего рынка не означает, что он будет признан товаром на мировом рынке, то есть его купят за рубежом. Товары могут не продаваться за рубежом по таким причинам: • в связи с их неконкурентоспособностью; • из-за изначальной невозможности поставить их на внешний рынок; • из-за их принципиальной неторгуемости. Исходя из международной мобильности, товары делятся на «рыночные», то есть такие, которые торгуются (РТ), и «нерыночные», которые не торгуются (НТ). «Рыночные товары» – товары, которые могут перемещаться между разными странами. «Нерыночные товары» – товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не перемещаются между странами. Главные отличия между «рыночными» и «нерыночными» товарами показаны в табл. 2.7. Таблица 2.7 ![]() ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|