Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 15. Переход от сотерологического к эвдеманическому типу культуры в России 18 века.





По древнерусской живописи (иконописи): М. В. Алпатов, В. К. Лазарев. Лихачев: «Петр I сознательно стремится к обрыву связей со старой Россией». Но «Старая Россия» - Святая Русь, т.е. превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. С этим понятие «русская идея» была связана исконно, и за ним стоит нечто более значительное, нежели национальная, географическая или этническая идея. Аверинцев: «Святая Руси – категория едва ли не космическая… Было бы нестерпимо плоским понять это как выражение пламенной мании величия. У Святой Руси нет локальных признаков. У нее только 2 признака: 1) Быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; 2) Быть миром под знаком истинной веры».
Петровская эпоха соответствует эпохе европейского Ренессанса, хотя соответствуя больше внутренне, чем внешне.

Лихачев: «Древнерусская литературу можно рассматривать как литературу 1ой темы и 1го сюжета; этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни».
Петр I – протестантский тип мышления, отказывался от наследия Святой Руси и в церкви усматривал административную структуру, что отразилось на переустройстве жизни церкви. Пародировал церковные обряды, западная ересь «деизм» - доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину Природы» и давший ей законы и движения, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение Природы (т.е. промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей познания мира и Бога, кроме разума.

В самих петровских реформах проявлялась карнавализация, т.е. введение во все сферы бытия игрового начала. «Это понятие осознается человеком Нового времени (после Петра) как положительное начало, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершенное будущее… Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений» (Бахтин).
Бахтин характеризует и объективное содержание карнавализации: организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от религиозно-церковных догматов, от мистики и благоговения, они полностью лишены молитвенного характера. Присутствуют некоторые формы пародий на церковный культ. Все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны, они принадлежат к иной сфере бытия.
Все перемены связаны с тонким высшим слоем общества (в русском Ренессансе). Русская интеллигенция стала формироваться при Петре I. Появление интеллигенции повлекло за собой расслоение нации, и оно во многом определило культурное, социальное и политическое своеобразие хода русской истории. Высший слой общества оказался зачарован Западной цивилизацией и начал противопоставлять себя народу, они испытывали сложный комплекс душевных эмоций: от горделивого ощущения собственного превосходства до тягостного сознания некой вины перед угнетенным народом. Это чувство вины позднее порождает стремление к освобождению народа, искуплению своей вины перед ним и борьбе за его счастье (эвдемонического характера). Эвдемоническое сознание стремилось осчастливить ближнего в земном существовании. Сам народ жил представлениями и ценностями средневековой культура до начала потрясений 20 века. Это несоответствие между двумя образовавшимися в (???) эпоху частями нации отозвалось трагическими событиями кровавых революций. Петр – «1ый большевик» (Валосиин).

Ренессанс Европы и России связан с окончательной секуляризацией (обмирщением) культуры, в чем секул. сознание усматривает прогресс.
Именно человек новой эпохи начал переживать течение времени, а средневековье тяготело к переживанию вечности.

Цивилизация является абсолютизацией земного благополучия, превознесением и предпочтением сокровищ на земле всему прочему. Прогресс при этом мыслится как отыскание наилучших средств к овладению таковыми сокровищами. Все, противоречащее цивилизации отвергалось. В это попало православие и религиозное мировоззрение. Религиозный индифферентизм (безразличие) все увеличивается. Ему близок деизм, их часто сменял атеизм, и решающую роль в этом сыграл Ренессанс.
Ренессанс в России (Петр эпоха) – несвойственное прежде русской культуре понимание истины. Признание за наукой способности дать конечное толкование мировоззрению.
Обожествление и признание всесильности человеческого разума.
Это явилось идеологически обоснованным преобразованием мира. В это время объявлен новый основополагающий принцип бытия – принцип государственности (Феофан Прокопович (1681-1736) – идеолог). Он был иерархом русской церкви. Авторитетом церковного иерарха он подкреплял идею подчиненности церкви государственной пользе и целесообразности.

Государство начинает сознаваться не только как ценнейший «сокровищ на земле», но и возносится над всеми духовными ценностями; они становятся в подчиненное ему положение. Кн. (князю?) земскому приписывается полнота прав и полномочий в религиозных делах. Это было закреплено при Петре в «Духовном регламенте». Это программа русской реформации.

Искусство и лит-ра подчинены утверждению новой идеологии – возвеличению идеалы государственности. В лит-ре и искусстве к это был предназначен особый творческий метод – классицизм.

 

16. Искусство и литература Древней Руси (Слово о полку Игореве, Иконопись, жития святых

Литература

 

Русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества, уходящего своими корнями в глубину столетий. За многими оригинальными произведениями древнерусской литературы стоит фольклор как один из важнейших источников. Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и идейную направленность письменной литературы, на формирование древнерусского языка.
Характерная особенность русской средневековой литературы – ее острая публицистичность. Памятники литературы являются одновременно и памятниками общественной мысли. В основе их содержания – важнейшие проблемы общества и государства.
Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи – это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни. На протяжении всего средневековья летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны..
Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов XIV-XV веков.

По мнению Д.С.Лихачева, первым историческим произведением было «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», составленное в 40-х годах XI века и послужившее основой для свода 70-х годов. М.Н.Тихомиров начало летописания связывал со «Сказанием о русских князьях» (Х век), составленным, по его мнению, после крещения Руси и имевшем нецерковный характер. Таким образом, становление оригинальной русской литературы связано с возникновением летописания, наиболее полно отразившего в себе ее характерные особенности.
Как и всякая летопись», «Повесть временных лет» отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала. Кроме кратких погодных записей и более подробных рассказов о политических событиях, в нее вошли тексты дипломатических Ии юридических документов, и пересказы фольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной литературы, и записи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения – исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова. Это позволяет говорить о летописи, как о синтетическом памятнике средневековой культуры, как о своеобразной энциклопедии средневековых изданий. Но это не простая механическая сводка разнородного материала, а цельное произведение, отличающееся единством темы и идейного содержания.
Цель труда сформулирована автором в его заглавии: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Из этих слов следует, что происхождение и история государства рассматривались автором в неразрывной связи с происхождением и историей киевской княжеской власти. При этом история Руси давалась на широком фоне всемирной истории.
«Повесть временных лет» - памятник средневековой идеологии. Позиция автора сказалась и на отборе материала, и на оценках различных фактов и событий. Основное внимание уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа остаются в тени. К массовым народным движениям летописец относится враждебно, рассматривая их как «казнь божию». Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Но за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, попытки выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.
Послужив основной местных летописных сводов периода политической раздробленности, «Повесть временных лет» сыграла огромную роль в утверждении и сохранении идеи единства Руси в сознании последующих поколений, живших во времена княжеских усобиц и суровых испытаний монголо-татарского ига. Она оказала большое влияние на формирование самосознания русской народности на протяжении нескольких последующих столетий.

«Слово о полку Игореве Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских размеров. Центральным в «Слове» является образ Русской земли.
Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием.
«Слово» - произведение светское. В нем отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении природы, в широком использовании языческой символики и образов языческой мифологии, а также типичных для фольклора форм и изобразительно-выразительных средств. О связи с народным творчеством свидетельствуют и идейное содержание, и художественная форма произведения.
В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы этого периода: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости литературы Древней Руси, о ее самобытности, о высоком уровне развития культуры в целом.

Архитектура и живопись
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии.
На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная к Киеве в конце Х века греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031-36 годах в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

Вершиной южнорусского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве – огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 годах греческими и русскими мастерами. В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесанного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI веке в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских.

Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной конструкции храма с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Использование элементов романского стиля распространилось в XII веке в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси.
К сожалению, памятники зодчества Галицко-Волынской земли сохранились плохо. 30 каменных построек Галича известны лишь по археологическим данным. Образцом местной архитектурной школы был Успенский собор, сооруженный в Галиче при Ярославе Осмомысле. Особенность Галицкой архитектуры состояла в органическом соединении византийско-киевской пространственной композиции с романской строительной техникой и элементами дороманского декоративного искусства.

 

18. Классицизм как основное направление в литературе, искусстве России 18 века

Классицизм возник во Франции, в 18 веке (период расцвета абсолютной монархии). Классицизм назван так из-за внешней ориентации на классическое искусство античного мира. Ориентация была не только на основные принципы поэзии Аристотеля, но и на темы и сюжеты античных писателей, и при этом не ограничивалась ими.
Крупнейшим теоретиком классицизма был Буало. Драматурги (французские): Корнель, Росин (???), Мольер. (Лессинг – немецкий просвет. Классицизм).
В России: Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, Державин, Фонвизин.
В театре представители классицизма – Федор Волков, Иван Дметревский (???)
Классицизм (18 в.) в архитектуре: Баженов (дом Полякова (бывш глав здание Румянцевской библиотеки)), Матвей Федорович Казаков (1ая Градская, Колонный зал дома Союзов, церковь Вознесения на Гороховом поле, Воронихин (Казанский собор), Захаров (Адмиралтейство), К. Ив. Росси (арка Генштаба).
Для классицизма характерны: логическое развертывание сюжета, ясность, уравновешенность композиции, ведущая роль плавного, обобщенного рисунка.
Классицизм нормативен. Классицизм (как и соцреализм) сходны между собой, откровенно идеологичны и строят свою поэтику на основе отчетливой схемы определенной особенности идеологии. В классицизме все подчинено идеям государственности. Прославление гос-ва, монарха как главного носителя идеи (в соцреализиме это партия), жертв, подвигов во имя гос-ва.
«Хоть нежности сердечной в любви я не лишен,
Героев славой вечной я больше восхищен». (Ломоносов)
Идеал просвещенного монарха. Фигура Петра I идеализируется, он – образец, от этого предрассудка (ГРРР!) не сумел полностью избавиться даже Пушкин. Понятие гос-ва подменило собой понятие Родины, Отечества, духовной ценности, начинается смягчаться неявным отказом от приверженности монархическому принципу и предпочтением ему отвлеченной гражданственности. Совпадает с рационал., рассудок – главное средство самосовершенствования человека.
Писатель – классицист обращается к рациональному рассудку. Дедактизм – скучные (какие –то???) догмы. Резонер – персонаж, в уста которого вкладываются авторские поучения. Классицизм схематичен, иллюстративен, контрастен, выставлены на показ нужные черты характера (+/-)
Пирамида ценностей. Аксиология – наука о ценностях. Чувство устойчивости и порядка. Нагляднее всего принцип порядка и симметрии проявлен в устройстве классицистического регулярного парка (аллеи – по линейке, деревья подстрижены – куб, шар). Все упорядочено в литературном произведении, иерархия жанров (высокие и низкие). Высокие – трагедия, эпопея, ода, историческая или религиозная картина и т.д. Низкие – комедия, сатира, басня, жанровая картина.
Правило3х единств: времени, места и действия.
Живописцы классицизма: Антон Лоченко (картины русской и античной истории «Владимир перед Рогнедой»), Григорий Угрюмов («Взятие Казани» - 1797-99), Жан Энгр.
Феофан Прокопович (1681 – 1736) – епископ. Через него – установление классицизма: Поэтика – 1709, Риторика – 1707. В них подняты понятия о родах, видах искусства литературного творчества, его взгляды. Истинная литература должна наставлять гражданина и воина как жить на родине и на чужбине.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.