|
Эволюционисты, Данилевский, Шпенглер, ТойнбиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лекции По курсу «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» В самом сжатом виде (для студентов-иностранцев)
Раздел 1. вопросы теории культуры
История культурологии
В системе гуманитарного знания особое место занимает комплексная наука культурология, опирающаяся на достижения других наук о человеке. Культурология — это теория и история культуры. Культурология как наука имеет свою историю, в которой можно выделить три вехи (18,19 и 20 вв.). 1. Культурология начинает выделяться из философии в 18 в. в трудах немецких философов И. Г. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля и др. На этом этапе культура еще не выступает в качестве основного предмета исследования. 2. Как самостоятельная наука культурология складывается во второй половине 19 – начале 20 в. в работах Э. Тейлора, Н. А. Данилевского, О. Шпенглера и других ученых. 3. Сам термин-название «культурология» вводит американский социолог и антрополог Лесли Уайт в середине 20 в.
2. философские концепции культуры: Эволюционисты, Данилевский, Шпенглер, Тойнби
в 19 в. ученые-этнографы Л. Морган, Э. Тейлор, Д. Фрэзер, М. М. Ковалевский, Н. Н. Миклухо-Маклай рассматривали культуру как процесс непрерывного поступательного движения от менее совершенных форм к все более совершенным. Такой подход называется эволюционистским. На рубеже 19–20 вв. появились идеи циклического развития, согласно которым каждая цивилизация обязательно проходит в своем развитии фазы зарождения, расцвета и гибели (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) — русский публицист, историк и социолог. Обосновал идею обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, борются друг с другом и с окружающей средой. Они проходят в своем развитии три стадии: зарождения, расцвета и гибели. Он выделил 13 цивилизаций, предсказывал большую историческую перспективу славянской цивилизации. Освальд Шпенглер (1880–1936) — немецкий философ и историк. Тоже считал, что каждая культура переживает детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры связывал с наступлением цивилизации. Для Шпенглера понятия «культура» и «цивилизация» — антагонистические, враждебные друг другу. Арнольд Тойнби (1889–1975) — английский историк и социолог. излагал теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. рассматривал 26 цивилизаций, из них 13 — развитых. Каждая цивилизация проходит в своем развитии 4 стадии: возникновение, рост, надлом и распад, после чего гибнет. Тойнби разработал также концепцию «Вызова-ответа»: цивилизация развивается до тех пор, пока может давать ответ на вызовы окружающей среды (природной и социальной, человеческой). Это является движущей силой развития цивилизации. Ответы на вызовы дает творческое меньшинство (элита).
3. философские концепции культуры: Ницше, Фрейд, Юнг, Ясперс
Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ. сформулировал противопоставление в европейской культуре дионисийского (чувственного) и аполлонийского (рационального, идеально-прекрасного)начал (по именам греческих богов). Ницше первым предположил, что рост уровня культуры ограничивает человеческое счастье. Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа и фрейдизма. открыл в человеке мир инстинктивных неконтролируемых желаний на бессознательном уровне и назвал его «Бессознательное Оно». Заложенную в «Бессознательном Оно» сексуально-биологическую энергию (либúдо) можно переадресовать, направить для служения миру духовной культуры. Этот способ он назвал сублимацией. По Фрейду, индивидуальное бессознательное — природная сущность души. Карл Юнг (1875–1961) — швейцарский психолог и философ. развил учение о коллективном бессознательном как форме существования древнего психического опыта человечества. Юнг считал, что бессознательное имеет не природный, а культурный характер. Первичные формы (образы) коллективного бессознательного Юнг назвал архетипом (первообразом). Карл Ясперс (1883–1969) — немецкий философ и психиатр. В отличие от Данилевского, Шпенглера и Тойнби Ясперс убежден, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. делит всю историю культуры на 4 периода — 1) доистория; 2) древние культуры; 3) осевое время и 4) технический век. Главный период — осевое время (между 800 и 200 гг. до н. э.), когда происходит резкий поворот в истории человечества, наступает расцвет духовной культуры древних цивилизаций, начинается становление всеобщей истории человечества. Основные культурологические школы И концепции
Назовем шесть культурологических школ. 1. Стадиально-эволюционная ¾ постулирует общность культур разных народов. Восходит к идеям эволюционистов Моргана, Тейлора, Фрэзера, Ковалевского. 2. Общественно-историческая, или циклическая. Представители: Данилевский, Шпенглер, Тойнби. 3. Формационно-трудовая ¾ изучает типы обществ, способы производства и распределения благ. Основана на марксистских положениях. 4. Натуралистическая, или психологическая, ¾ утверждает биологическую обусловленность культуры. Представители: Фрейд, Юнг, австрийский этолог Конрад Лоренц. (Этология — наука, изучающая поведение и «психологию» животных в естественных условиях, усматривая в них параллель с поведением и психологией человека.) 5. Социологическая, или философско-социологическая, ¾ изучает количественные характеристики культурных процессов, социально знáчимые проявления культуры. Представители: немецкий экономист и социолог Альфред Вебер, русско-американский социолог Питирим Сорокин и др. 6). Символическая, или семиотико-структуралистическая, школа ¾ изучает культуру как знаковую систему символов и их значение. Представитель: немецкий философ Эрнст Кассирер (1874–1945). Он рассматривал культуру как синтез разнообразных символов. Человек творит искусственный мир, обозначая реальность определенными символами. Другие концепции. Существует игровая концепция культуры. Голландский историк и философ-гуманист Йохан Хёйзинга (1872–1945) основу культуры видел в игре. Он считал, что культура возникает в форме игры (обряды, ритуалы, мифы), это единственный способ спасти мир. Большое влияние на развитие культуры, формирование менталитета (типа мышления) людей оказывает географический фактор. На это обращали внимание представители т. н. евразийства, Лев Николаевич Гумилев и другие ученые.
Культура и цивилизация
Культура. Слово «культура» (лат. cultura) первоначально означало «возделывание, обработка почвы». Впоследствии термин «культура» был перенесен на человека в смысле его воспитания и образования, как бы «возделывания» человека. Слово «культура» есть в языках большинства народов мира. Существует более 500 определений культуры. Дадим 501-е. Культура — это, прежде всего: · целесообразная созидательная деятельность человека по созданию и совершенствованию материальных и духовных ценностей, образа жизни и самого человека; · его отношение к природе, обществу и самому себе; · исторически накопленный духовный опыт человечества. Культура возникает 2,5 млн лет назад вместе с человеком и изготовленными им первыми орудиями труда (грубо оббитой галькой) в эпоху нижнего (раннего) палеолита. Культура ― это все, что создано человеком во благо людей, в отличие от природы. До человека и помимо человека культуры не было и не существует. Природа (лат. nature) без человека лежит вне сферы культуры. Но отношение человека к природе и с природой, организующее воздействие на нее ― есть явление культуры. Однако не всякое неприродное, антропогенное явление (то есть порожденное человеком) относится к культуре. Чтобы быть явлением культуры, оно должно иметь определенное ценностное содержание, быть благотворным, направленным во благо человеку. Признаком культуры является сотворенность человеком, ее критерием — добро, благо (об этом говорил еще Кант). Цивилизация. Все, что существует во вред человеку, представляет собой проявление антикультуры (культуры со знаком «минус») и порождение цивилизации. Под цивилизацией понимается тип общества. культура первична, а цивилизация вторична, производна от культуры. культура — это процесс создания и совершенствования ценностей, а цивилизация — способ их использования, форма проявления культуры. Культура и цивилизация не тождественны, но взаимосвязаны, как содержание и форма. в 18 в. эти понятия отождествлялись, теперь большинство ученых разводят и даже противопоставляют их. Шпенглер считал, что цивилизация — это смерть культуры.
Структура и формы культуры
Культуру делят на различные формы, виды и типы. Формы — материальная и духовная. Материальная культура (искусственная среда обитания) ― это культура труда и быта (орудия труда и средства производства, транспорт, жилище, предметы быта, утварь). Духовная культура ― это общественное сознание в его основных формах (право, политика, религия, философия, наука, искусство, мораль), интеллектуальная творческая и эстетическая деятельность людей (духовное производство) и его результаты (продукты духовного производства) — духовные ценности. Это разделение достаточно условно, оно происходит на уровне умственного анализа. На самом деле культура представляет собой синтез материального и духовного. Виды: эстетическая, экономическая, правовая и проч. Кроме этого культуру делят на типы: · мировая и национальная · городская и сельская · массовая и элитарная · культура местообитания и быта · по сословно-классовым основаниям: дворянская, буржуазная, пролетарская, крестьянская культура. Значительное распространение в культуре имеют субкультуры (подкультуры, подвиды культуры). Субкультура — это особая форма организации людей со своим стилем жизни и мышления, языком и формами общения, обычаями, нормами и ценностями, отличными от общепринятых в данную эпоху. Различают молодежную, профессиональную, религиозную, национальную, территориальную, криминальную и другие субкультуры. Бывают позитивные (например, профессиональные) и негативные (криминальные) субкультуры. Массовая культура (маскульт) — это массовое производство, распространение и потребление духовных ценностей и/или их суррогатов (заменителей) при помощи средств массовой информации. Ярким проявлением массовой культуры являются реклама, клипы, «мыльные оперы», «женские романы» и проч. Противопоставить распространению маскульта можно только приобщение к ценностям подлинной культуры, духовное воспитание личности, в том числе — в курсе культурологии. Основные функции культуры
Культура обладает целым рядом социальных функций. 1. Творческая, или человеко-творческая,— направлена на преобразование окружающей действительности, совершенствование человека, создание новых ценностей. 2. Познавательная — это рациональное и чувственное освоение окружающей действительности. 3. Информационная, или функция трансляции,— сообщение культурных знаний, передача традиций и культурного опыта. 4. Адаптационная — культура представляет собой совершенный механизм приспособления человека к меняющимся условиям окружающей среды. 5. Коммуникативная, или семиотическая,— общение с явлениями культуры и по поводу культуры. 6. Регулятивная, или нормативная,— опираясь на традиции, нормы морали и права, культура регулирует жизнь и поведение людей. 7. Аксиологическая, или ценностная,— культура как система ценностей формирует ценностные ориентации и потребности человека. 8. Воспитательная — проявляется в воспитании культуры личности, творческих способностей, в формировании нравственного, исторического, правового сознания. 9. Источниковая — любые памятники материальной и духовной культуры содержат определенную информацию о своей эпохе и являются важным историко-культурным источником для изучения всех сторон жизни общества. 10. Гедонистическая — получение эстетического наслаждения, радости от встречи с прекрасным, знакомства с шедеврами искусства, от занятий искусством и самостоятельного творчества.
Раздел 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Первобытная культура
Первобытную эпоху делят на три периода (по основному материалу орудий труда): 1) каменный, 2) бронзовый и 3) железный век. Самый длительный — каменный — век делится на: 1) палеолит (древнекаменный век); 2) мезолит (среднекаменный век) и 3) неолит (новокаменный век). Первобытный человек изготовлял преимущественно каменные орудия труда, еду добывал собирательством (женщины и подростки) и коллективной (загонной) охотой (мужчины). Со временем племена поделились на преимущественно земледельческие и скотоводческие. В неолите изобрели керамику (огнеупорную глину), текстиль, гончарный круг, примитивный ткацкий станок. В бронзовом веке научились обрабатывать металл (сперва самородную медь, затем сплав меди с оловом — бронзу). В железном веке стали использовать железо и сталь, выделяется ремесло. Древние люди жили в гротах и пещерах, затем научились строить хижины, свайные постройки, землянки и полуземлянки, избы. В конце первобытной эпохи стали возводить из огромных камней мегалитические постройки (мегалиты) — погребальные и культовые сооружения трех типов: 1) дольмены; 2) менгиры и 3) кромлехи. В Англии сохранился такой кромлех — древняя обсерватория Стоунхендж. Ей 4 тыс. лет. Духовный мир и образ жизни первобытного человека отличались синкретизмом (первоначальная нерасчлененность). Он не выделял себя из природы, не разделял трудовую деятельность, верования, искусство. Обнаруженные погребения древних людей свидетельствуют о существовании культа мертвых, веры в душу и загробную жизнь. В первобытную эпоху складываются основные первоначальные формы религии: · анимизм (одушевление живой и мертвой природы, вера в душу и духов) · тотемизм (почитание родоначальника рода, первопредка — животного или растения) · фетишизм (наделение сверхъестественной силой различных предметов и явлений природы) и · магия (волшебство). Магия была охотничьей, военной, погодной, целительной, вредоносной, любовной, на все случаи жизни. первобытное искусство. Древние люди знали графику, живопись красками, резьбу по камню и кости, скульптуру. Наиболее известные скульптуры — т. н. «палеолитические венеры» — схематизированные женские фигуры с гипертрофированными материнскими признаками, но без лица. Это символы плодородия в эпоху матриархата. внутренний мир человека не интересовал доисторического художника. Вершина первобытного искусства — т. н. «музеи пещерноой живописи» в пещерах позднего палеолита: Ориньяк, Ласко, Фон де Гон, Ла Мадлен — во Франции, Альтамира — в Испании, Капова пещера — в России (на Урале) и др. На их стенах — изображениями бизонов, кабанов, лошадей, оленей, медведей, мамонтов. Рисунки почти реалистические, со знанием анатомии и динамики промыслового зверя, с точной передачей деталей. Позднее появляются многофигурные сюжетные композиции с изображением сцен коллективной охоты и силуэтов людей. они были условными и схематичными. В дальнейшем изображения все больше геометризирируются, схематизируются и постепенно превращаются в пиктографию (рисуночное письмо). Так завершается древнейшее прошлое человечества.
Культура Древнего Египта
В Древнем Египте фараон объединял светскую и духовную власть (был верховным жрецом). Он обожествлялся, существовал культ фараона. Символом божественной природы фараона считался сфинкс (лев с головой человека). Египтяне верили в загробную жизнь, был развит заупокойный культ. с начала 3 тыс. до н. э. правителей хоронили в мáстабах (глиняные гробницы), затем — в «домах вечности» (пирамидах). Первая пирамида фараона Джóсера (арх. Имхотéп) высотой 60 м была ступенчатой, последующие возводились с гладкими гранями. Самая высокая — фараона Хеопса — 146 м (сейчас — 137 м). Рядом — пирамиды фараонов Хефрена (144 м) и Микерина (66 м). Покой усопших охраняет Большой сфинкс с лицом фараона Хефрена. Скульптура вытесана из цельной скалы, ее высота 20 м, длина — 57 м. Вера в загробную жизнь породила мумифицирование. В гробницах помещались скульптурные изображения фараонов с портретным сходством, чтобы душа, на время покидающая тело фараона после его смерти, вернулась (в случае неудачного мумифицирования) в каменное подобие фараона. Отсюда — искусство реалистического портрета. существовали каноны изображения человеческого тела. Фараонов изображали: 1) сидя, с руками на коленях, или 2) стоя, с руками на груди или по швам и с выдвинутой вперед левой ногой. еще один канон — т. н. «поза писца». Их изображали сидящими со скрещенными ногами и со свитком папируса на коленях. Неукоснительно соблюдались и каноны рельефного изображения человеческих фигур: лицо и ноги — в профиль, плечи и глаз — в фас. Существовал культ природы: обожествлялись Нил, Солнце, животные. Эта традиция шла от первобытного тотемизма. Число богов доходило до тысячи. Многие божества представлялись зооморфными (звероподобными) или звероликими (только с головами животных). В сер. 2 тыс. до н. э. первую в мире попытку ввести монотеизм (единобожие) предпринял фараон-реформатор Аменхотеп IV. Он ввел государственный культ бога Солнца Атона, а сам взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но после его смерти новый фараон Тутанхамон, восстановил прежний культ Амона-Ра. Египтские иероглифы были расшифрованы только в 19 в. французским ученым-египтологом Франсуа Шампальоном. В 525 г. до н. э. Египет был покорен персами, а в 332 г. до н. э.— завоеван Александром Македонским. Это привело к интеграции греческой и египетской культур. Основанный Македонским город Александрия в дельте Нила стал центром эллинистического мира.
Крито-микенская культура
Крито-микенская культура. Вся жизнь на острове Крит в Эгейском море сосредотачивалась вокруг монументальных сооружений города-дворца в г. Кносе — столице Критского царства (раскопан английским археологом А. Эвансом в первой трети 20 в.). Кносский дворец состоял из множества различных помещений, напоминающих лабиринт древнегреческих мифов о Тесее и Ариадне. По легенде, здесь обитало чудовище с человеческим туловищем и головой быка — Минотавр. Внутренняя планировка была хаотичной и беспорядочной. религиозность была невысокой: критяне не строили храмов и больших гробниц, религиозные обряды совершались на природе. Отличие критской культуры от современных ей культур Древнего Востока — в веселом оптимизме и жизнерадостности критян. Стены Кносского дворца были покрыты фресковой живописью с изображением быков, львов, цветов и сцен из жизни обитателей дворца. Наиболее известные фрески — «Игры с быком», «Царь-Жрец», «Портрет парижанки». Островное, морское положение Крита отразилось и в сюжетах фресок и вазописи с изображением дельфинов и осьминогов. Кносский дворец были разрушен землетрясением и пожаром во второй половине 2 тыс. до н. э. В дальнейшем центрами крито-микенской культуры становятся прибрежные города материковой Эллады (Греции): Микены, Тиринф, Пилос, Афины. культура в них тоже сосредотачивалась во дворцах. сооруженные из огромных каменных глыб, они назывались циклопическими. В отличие от критских материковые дворцы были укреплены. Следовательно, подвергались нападениям с моря. Элладская культура более воинственна. Для фресковой стенописи этих дворцов характерно преобладание сцен войны и охоты. Археолог-любитель Шлиман открыл в Микенах шахтные гробницы с украшениями и оружием. на смену шахтным приходят новые царские усыпальницы — купольные гробницы (тóлосы). Возникновение христианства Культура Древнего Рима. К концу 1 в. до н. э. в эллинистическом мире утверждает свое владычество Древний Рим. Он воспринимает культуру Греции, в том числе религиозную систему, переименовав богов (главный греческий бог Зевс у римлян назывался Юпитер, бог войны Арес — Марс, Афродита стала Венерой и др.). В философии Рима получили распространение учения стоиков и эпикурейцев, возникшие в Греции еще в эллинистический период. Римская скульптура в основном представлена копиями греческой пластики. Самостоятельных успехов римские скульпторы добились в области реалистического портрета. Архитектура Рима носила скорее практический, утилитарный характер. У римлян впервые появляются своды и бетон, построена знаменитая мощеная Аппиева дорога, строятся акведуки (водопроводы) и прокладывается канализация. Возводятся другие общественные здания и сооружения: · форумы (площади для собраний); · колонны с памятниками в честь императоров (например, колонна Трояна высотой 60 м); · триумфальные арки для встречи победных войск; · термы (общественные бани с библиотеками и прогулочными садиками); · амфитеатры и цирки (например, Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей); · базилики — прямоугольные в плане здания для суда и торговых сделок. Римская монументальная архитектура подчеркивала величие вечного Рима. В целом культура Древнего Рима отличалась от греческой: · эклектизмом (смешением элементов этрусской, древнегреческой и собственно римской культур); · прагматизмом и утилитарностью (первоочередным развитием практически нужного); · агрессивностью и военизированностью (Рим стремился к завоеваниям и собственному возвеличиванию и подчеркивал это в культуре). Ярче всего римская культура проявила себя в области права, политической и военной организации, в организации зрелищ. Возникновение христианства. В нач. 1 в. н. э. в Риме зарождается монотеистическая религия — христианство. Первых христиан преследовали, бросали на растерзание львам на аренах римских цирков. Они скрывались в катакомбах под Римом. в нач. 4 в. (313 г.) при императоре Константине христианство легализуется и уравнивается в правах с другими — политеистическими — религиями, а с кон. 4 в. (392 г.) при императоре Феодосии — становится единственной государственной религией Рима. Христианам передают базилики для устройства в них храмов. Античная культура Древней Греции и Рима заложила фундамент всей европейской и во многом мировой культуры и до сих пор поражает своими прекрасными достижениями и величием духа.
15. культура византии (4–15 вв.)
В кон. 4 в. (395 г.) Рим распадается на Западную и Восточную (со столицей в Константинополе) римские империи. Восточная империя становится Византией, которая располагалась в Европе и Азии. Это придало ее культуре особые, евразийские, черты. Характерными особенностями культуры Византии являются: · синтез западных и восточных начал; · сохранение античных традиций греко-римской культуры; · формирование православия как формы христианства. Византийские храмы были базиликальной формы (прямоугольные в плане здания с двухскатной крышей и нефами, из которых средний выше и шире других). Затем такие храмы привились в Западной Европе. Появляется крестово-купольный (или византийский) архитектурный стиль храма. Это квадратное в плане сооружение с куполом. Примыкающие к нему своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. Нефы завершаются углублениями- апсидами в восточной оконечности храма. В центральной апсиде — алтарь. Этот тип храма получит впоследствии распространение на Руси. Синтезом базиликального и крестово-купольного типов стал храм св. Софии в Константинополе (6 в.). Этот и другие храмы богато украшены мозаикой из разноцветных камней или кубиков из цветного стекла (смальта) и фреской (живопись водяными красками по сырой штукатурке). Формируется иконопись. В 8–9 вв. возникло иконоборчество — движение против икон. Борьба иконоборцев и иконопочитателей политически была направлена на ограничение могущества и земельных владений церкви. Победили иконопочитатели, но фактически состоялся компромисс между государством и церковью: император стал главой православной церкви, а церковные иерархи (патриархи) были подчинены императорской власти. В этом одна из причин принятия Русью Византийского православия. Высокого уровня достигли книжная миниатюра, ювелирное искусство, художественные ремесла. В сер. 11 в. (1054 г.) произошел окончательный раскол христианства на западное католичество и восточное православие. В начале 13 в. (1204 г.) католики-крестоносцы в ходе 4-го крестового похода захватили Константинополь и на полвека создали Латинскую империю (1204–1261). Множество византийских сокровищ и художественных ценностей оказалось на Западе, который таким образом познакомился с культурой Византии. 29 мая 1453 г. турки захватили Константинополь, Византия была завоевана Турцией. Константинополь переименован в Стамбул, собор Св. Софии превращен в мусульманскую мечеть Айя София. Культура Византии оказала большое влияние на Древнюю Русь и средневековую Европу.
Культура Западной Европе Культура Западной Европы Культура Западной Европы Культура Древней Руси. Культура Киевской Руси Культура Руси периода Первой четверти 18 века
Новое время в России начинается с петровских реформ. Культура этого времени характеризуется дальнейшим обмирщением, рационализмом, открытостью, контактами с Западом. Появляются: наука, светское образование и живопись, авторство произведений и садово-парковая культура. Северная войнавызвала реформы, а они потребовали большего числа специалистов для военной и государственной службы. Для их подготовки создается система государственного светского (то есть внецерковного) образования. Первое светское государственное учебное заведение в России — Навигацкая школа в Москве (1701). Затем создаются артиллерийская, инженерная, цифирная и другие школы. Вершиной и символом петровских реформ в области науки и образования стала Петербургская Академия наук, основанная в 1724 г. и открытая в 1725 г., уже после смерти Петра I. Это было научно-учебное заведение: при ней был открыт Университет и гимназия для подготовки к нему. С 1700 г. введен новый календарь. летоисчисление теперь велось от рождества Христова, а не от сотворения мира; отсчет нового года переносился с 1 сентября на 1 января. При Петре стала выходить первая печатная газета «Ведомости» (1703), введение гражданского шрифта (1708–1710) способствовало развитию книгопечатания и книготорговли. открылся первый в России общедоступный публичный театр («комедиальные храмины») (1702–1706), открыты первая государственная библиотека (1714) и первый музей (Кунсткамера, 1719); введены на европейский манер брадобритие, узкая одежда и ассамблеи (реформа быта). С 1722 г. Россия объявляется империей. Архитектура этого времени выражала силу и мощь Российской империи, отличалась плановостью застройки, ансамблевостью, преимущественно светским предназначением. Наиболее ярко это проявилось в строительстве основанного 16 (27) мая 1703 г. Санкт-Петербурга.Это был город регулярной застройки с прямыми улицами и с домами с регламентированной высотой (архитекторы Леблон, Трезини, Земцов, Коробов). Петровские реформы в области культуры выводили страну из патриархального средневековья на путь ускоренного развития, европеизации и модернизации. Но проводились «сверху», насильственно и фактически коснулись сравнительно узкого круга, главным образом дворянства. Советская культура Советская культура И в послевоенный период
В годы войны тема народного подвига и вера в Победу нашли отражение в творчестве Симонова, Толстого, Эренбурга, Твардовского, Ольги Берггольц и др. Особое место занял плакат (худ. Тоидзе, Кукрыниксы, Иванов и др.), современники ждали появления очередных острых и злободневных, высмеивающих фашистов карикатур «Окон ТАСС» (худ. Черемных, Ефимов, Кукрыниксы). огромный вклад в приближение Победы внесли советские ученые. Культура блокадного Ленинграда стала символом стойкости советских людей, а ее символом — 7-я, или «Ленинградская», симфония Шостаковича. В послевоенные годы «хрущевская оттепель» создает благоприятные условия для развития культуры. Широкую популярность завоевало творчество поэтов-шестидесятников Евтушенко, Вознесенского, Рождественского. Центром интеллектуального притяжения стали театры: «Современник» (главный режиссер Ефремов) и на Таганке (Любимов) — в Москве, БДТ (Товстоногов) и Комедии (Акимов) — в Ленинграде. Но идеологические запреты по-прежнему сдерживали культурное развитие. В период «застоя» (1970–1980-е гг.) изредка устраивались выставки художников-нонконформистов — представителей андеграунда («подпольного искусства»). В то же время возобновились высылки деятелей культуры (Бродского, Солженицына, Довлатова), преследовались литература «самиздата», диссиденты и правозащитники. Академик Сахаров был отправлен в ссылку в г. Горький (ныне Нижний Новгород). Горбачевская перестройка (1985–1991) вернула из забытья многие имена и произведения ранее «опальных» деятелей русской культуры (Гумилев, Ходасевич, Булгаков, Платонов и др.). Заполнялись правдой «белые пятна» истории. Журнал «Огонек» и еженедельник «Аргументы и факты» зачитывались до дыр. Яркая историко-политическая публицистика Нуйкина, Клямкина, Попова, Селюнина была в фокусе общественного внимания. Фильм Т. Абуладзе «Покаяние» стал вехой отечественного кинематографа. Гласность становилась культурной нормой.
Лекции По курсу «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» В самом сжатом виде (для студентов-иностранцев)
Раздел 1. вопросы теории культуры
История культурологии
В системе гуманитарного знания особое место занимает комплексная наука культурология, опирающаяся на достижения других наук о человеке. Культурология — это теория и история культуры. Культурология как наука имеет свою историю, в которой можно выделить три вехи (18,19 и 20 вв.). 1. Культурология начинает выделяться из философии в 18 в. в трудах немецких философов И. Г. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля и др. На этом этапе культура еще не выступает в качестве основного предмета исследования. 2. Как самостоятельная наука культурология складывается во второй половине 19 – начале 20 в. в работах Э. Тейлора, Н. А. Данилевского, О. Шпенглера и других ученых. 3. Сам термин-название «культурология» вводит американский социолог и антрополог Лесли Уайт в середине 20 в.
2. философские концепции культуры: эволюционисты, Данилевский, Шпенглер, Тойнби
в 19 в. ученые-этнографы Л. Морган, Э. Тейлор, Д. Фрэзер, М. М. Ковалевский, Н. Н. Миклухо-Маклай рассматривали культуру как процесс непрерывного поступательного движения от менее совершенных форм к все более совершенным. Такой подход называется эволюционистским. На рубеже 19–20 вв. появились идеи циклического развития, согласно которым каждая цивилизация обязательно проходит в своем развитии фазы зарождения, расцвета и гибели (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) — русский публицист, историк и социолог. Обосновал идею обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, борются друг с другом и с окружающей средой. Они проходят в своем развитии три стадии: зарождения, расцвета и гибели. Он выделил 13 цивилизаций, предсказывал большую историческую перспективу славянской цивилизации. Освальд Шпенглер (1880–1936) — немецкий философ и историк. Тоже считал, что каждая культура переживает детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры связывал с наступлением цивилизации. Для Шпенглера понятия «культура» и «цивилизация» — антагонистические, враждебные друг другу. Арнольд Тойнби (1889–1975) — английский историк и социолог. излагал теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. рассматривал 26 цивилизаций, из них 13 — развитых. Каждая цивилизация проходит в своем развитии 4 стадии: возникновение, рост, надлом и распад, после чего гибнет. Тойнби разработал также концепцию «Вызова-ответа»: цивилизация развивается до тех пор, пока может давать ответ на вызовы окружающей среды (природной и социальной, человеческой). Это является движущей силой развития цивилизации. Ответы на вызовы дает творческое меньшинство (элита).
3. философские концепции культуры: Ницше, Фрейд, Юнг, Ясперс
Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ. сформулировал противопоставление в европейской культуре дионисийского (чувственного) и аполлонийского (рационального, идеально-прекрасного)начал (по именам греческих богов). Ницше первым предположил, что рост уровня культуры ограничивает человеческое счастье. Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа и фрейдизма. открыл в человеке мир инстинктивных неконтролируемых желаний на бессознательном уровне и назвал его «Бессознательное Оно». Заложенную в «Бессознательном Оно» сексуально-биологическую энергию (либúдо) можно переадресовать, направить для служения миру духовной культуры. Этот способ он назвал сублимацией. По Фрейду, индивидуальное бессознательное — природная сущность души. Карл Юнг (1875–1961) — швейцарский психолог и философ. развил учение о коллективном бессознательном как форме существования древнего психического опыта человечества. Юнг считал, что бессознательное имеет не природный, а культурный характер. Первичные формы (образы) коллективного бессознательного Юнг назвал архетипом (первообразом). Карл Ясперс (1883–1969) — немецкий философ и психи ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|