Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русская культура первой половины 19 века





 

В литературе первой половины 19 в. существовали 4 основных направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В эти годы творят Пушкин, Лермонтов, Гоголь. В их творчестве утверждались гуманизм, гражданственность, народность.

В живописи первой пол. 19 в. утверждался романтизм (портреты Кипренского), пленэрный пейзаж Сильвестра Щедрина. Родоначальником бытового жанра в живописи был Венецианов, поэтизировавший крестьянский быт.

Соединением классицизма и романтизма в исторической живописи 30–40-х гг. 19 в. стала знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи». Идеи духовно-нравственного возрождения воплощены в монументальном полотне Ивáнова «Явление Христа народу», которое он писал 20 лет.

Критический реализм и сатирическое направление проявились в жанровой живописи Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»).

В архитектуре нач. 19 в. устанавливается стиль позднего классицизма — ампир (от фр.: империя), олицетворяющий идеи государственного могущества, военной мощи и имперского величия: ансамбли Казанского собора (арх. Воронихин), Адмиралтейства (Захаров), здание Главного штаба (Карл Росси).

В 30–50-е гг. 19 в. классицизм в архитектуре сменяется эклектикой (смешение стилей или использование прежних стилей) (Исаакиевский собор Монферрана, дворцы Штакеншнейдера). Константин Тон работает в псевдопатриотическом «русско-византийском стиле» (храм Христа Спасителя в Москве).

Русская культура второй половины 19 века

Культура пореформенной России отразила ускоренное буржуазно-капиталистическое развитие страны после отмены крепостного права.

Господствующим направлением в литературе второй пол. 19 в. стал реализм (Тургенев, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов). в живописи в центре внимания оказываются социальные проблемы. художники-передвижники Крамской, Ге, Мясоедов, Ярошенко и др., входившие в объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (с 1871 г.) стремились донести достижения русской живописи до самых дальних уголков России, расширить зрительскую аудиторию.

Схожие процессы демократизации искусства и обращения к народным традициям нашли отражение и в музыке — в творчестве композиторов «Могучей кучки», или «Балакиревского кружка» (Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Цезарь Кюи).

В архитектуре появляются новые типы зданий и сооружений (вокзалы, рынки, фабрики, доходные дома, пассажи) — «промышленная архитектура».

Во второй пол. 19 в. в архитектуре господствует эклектика, разновидностью которой был псевдорусский стиль: храм Воскресения Христова, известный как церковь Спаса на крови, в Петербурге (арх. Парланд) и Исторический музей — в Москве (Семенов и Шервуд).

Русская культура на рубеже 19–20 веков

В это время утверждается архитектурный стиль модерн (арх. Барановский, Гоген, Лидваль, Сюзóр, Шехтель).

В литературе рубеж столетий называют «серебряным веком» русской поэзии. Происходит разрыв с реализмом, на смену ему приходят модернизм и декаденство:

· символизм (Брюсов, Блок, Белый);

· акмеизм (Гумилев, Ахматова, Кузмин);

· футуризм (Маяковский, Хлебников, Бурлюк, В. Каменский и др.).

В живописи рубежа веков наряду с реалистической традицией (Левитан, Серов, Репин) возникают течения живописного символизма (Врубель, Борисов-Мусатов), различные художественные объединения и течения — «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», в которые входили разные, но талантливые художники — Бакст, Бенуа, Добужинский, Лансере, Машков, Кончаловский, Сапунов, Сарьян и др.

К 1910-м гг. относится рождение русского художественного авангардаабстрактного искусства (Кандинский, Малевич, Ларионов).

Важным событием общественной и культурной жизни страны стало открытие в 1898 г. в Москве К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Художественного театра (ныне МХТ).

 

Советская культура

До Великой Отечественной войны (1917–1941)

 

Это противоречивое время нашей истории и культуры. в советскую эпоху как бы сосуществовали два мира: один — праздничный, победный мир сталинских пятилеток и народного энтузиазма; другой — скрытый мир ГУЛАГа, лишенцев и диссидентов.

Революция породила первую волну русской эмиграции (1,5–2 млн человек), в том числе уехало много интеллигенции: Бунин, Бальмонт, Гиппиус, Стравинский, Бенуа, Рерих, Добужинский, Шаляпин и др.). Часть из них позднее вернулась на Родину (Толстой, Куприн, Прокофьев, Цветаева).

В эмиграции продолжалось развитие русской культуры.

1920–1930-е гг. В 1917 г. были национализированы и перешли в народную собственность музеи и библиотеки. были отменены ограничения по приему в вузы для рабочей и крестьянской молодежи. В 1920-е гг. была создана целая система ликбеза, массовое добровольное общество «Долой неграмотность». К 1939 г. число грамотных превысило 80 %.

в эти годы левацких взглядов на культуру в духе «красноармейской атаки» придерживался «Пролеткульт» (культурно-просветительная и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности), а нередко и сами власти. Это выражалось в переоценке и догматизации классовой культуры, недооценке и отрицании культуры прошлого (культурный нигилизм).

разрушались многие памятники культуры, уничтожались дворянские усадьбы, храмы, кладбища, конфисковывались церковные ценности. Часть музейных богатств была продана за границу.

Архитектура развивалась от конструктивизма к советской неоклассике (т. н. «имперский стиль сталинского ампира»). Одновременно уничтожались ценные памятники архитектуры (храм Христа Спасителя и др.).

С первых лет советской власти усиливается процесс строгой идеологизации и контроля за культурой. В 1922 г. учреждается Главлит — Главное управление по делам литературы и издательств (цензурный комитет в литературе), вскоре — Главрепертком (для контроля за репертуаром театров и других зрелищных мероприятий).

В 1934 г. создается Союз советских писателей с целью объединения литераторов и идеологического контроля за их творчеством.

Мерилом духовной жизни, гуманитарных наук и искусства стали т. н. метод социалистического реализма (провозглашен Сталиным в 1932 г.) и «Краткий курс истории ВКП(б)» (кон. 1930-х гг.). Были репрессированы многие деятели науки и культуры (Флоренский, Вавилов, Бабель и др.).

 

Советская культура

Во время Великой Отечественной войны

И в послевоенный период

 

В годы войны тема народного подвига и вера в Победу нашли отражение в творчестве Симонова, Толстого, Эренбурга, Твардовского, Ольги Берггольц и др. Особое место занял плакат (худ. Тоидзе, Кукрыниксы, Иванов и др.), современники ждали появления очередных острых и злободневных, высмеивающих фашистов карикатур «Окон ТАСС» (худ. Черемных, Ефимов, Кукрыниксы). огромный вклад в приближение Победы внесли советские ученые.

Культура блокадного Ленинграда стала символом стойкости советских людей, а ее символом — 7-я, или «Ленинградская», симфония Шостаковича.

В послевоенные годы «хрущевская оттепель» создает благоприятные условия для развития культуры. Широкую популярность завоевало творчество поэтов-шестидесятников Евтушенко, Вознесенского, Рождественского. Центром интеллектуального притяжения стали театры: «Современник» (главный режиссер Ефремов) и на Таганке (Любимов) — в Москве, БДТ (Товстоногов) и Комедии (Акимов) — в Ленинграде. Но идеологические запреты по-прежнему сдерживали культурное развитие.

В период «застоя» (1970–1980-е гг.) изредка устраивались выставки художников-нонконформистов — представителей андеграунда («подпольного искусства»). В то же время возобновились высылки деятелей культуры (Бродского, Солженицына, Довлатова), преследовались литература «самиздата», диссиденты и правозащитники. Академик Сахаров был отправлен в ссылку в г. Горький (ныне Нижний Новгород).

Горбачевская перестройка (1985–1991) вернула из забытья многие имена и произведения ранее «опальных» деятелей русской культуры (Гумилев, Ходасевич, Булгаков, Платонов и др.).

Заполнялись правдой «белые пятна» истории. Журнал «Огонек» и еженедельник «Аргументы и факты» зачитывались до дыр. Яркая историко-политическая публицистика Нуйкина, Клямкина, Попова, Селюнина была в фокусе общественного внимания. Фильм Т. Абуладзе «Покаяние» стал вехой отечественного кинематографа. Гласность становилась культурной нормой.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.