Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль технологии в организации





Дж. Томпсон, а затем Т. Махони и П. Фрост предложили современную типологию технологий, используемых различными организациями в своей деятельности:

1) многозвеньевая (long-linked) технология, предполагающая знание и прогнозирование причинно-следственных связей; характеризуется высокой структуризацией заданий и трудовых процессов (во многом совпадает с массовым производством, по Дж. Вудворд);

2) медиативная, посредническая (mediating) технология, предполагающая возможность выбора между несколькими альтернативными процессами или программами; обеспечивает предварительную группировку или классификацию заданий, к которым затем применяется соответствующий трансформационный процесс;

3) интенсивная технология, предполагает очень высокую специализацию со значительной долей дискретной деятельности; субъект получает обратную связь от объекта деятельности, и эта обратная связь определяет характер воздействий на объект.

Каждому типу технологии соответствует свой критерий эффективности, при этом определенные переменные детерминируют связанную с ними характеристику организационной эффективности.

Иными словами, тип технологии в известном смысле определяет, какой критерий эффективности может быть максимизирован и каким образом этого можно достичь (табл. 6. 3).

Таблица 6. 3

Связь типа технологии, используемой организацией, с критериями и переменными организационной эффективности

Технология Критерий эффективности Переменные, детерминирующие эффективность
Многозвеньевая Планирование Деятельность Надежность Управленческий контроль за деятельностью Контроль за результатами Групповая сплоченность и сработанность
Медиативная Гибкость Планирование Деятельность Управленческий контроль Отсутствие взаимозаменяемости с другими подразделениями Ограниченная координация с деятельностью других подразделений
Интенсивная Деятельность Сотрудничество Развитие Качество персонала Минимальное делегирование ответственности Ограниченная координация с деятельностью других подразделений Акцент на выполнении задач, смежных с другими подразделениями

Исследование Т. Бернса и Дж. Сталкера.

Т. Берне и Дж. Сталкер обследовали около 20 промышленных предприятий в Великобритании, пытаясь выяснить, как связаны между собой особенности управленческой деятельности по планированию, организации и контролю с характеристиками внешней среды. На основании полевых наблюдений, интервью и опросов исследователи выявили ряд закономерностей, характеризующих взаимодействие организации с внешней средой.

Результаты исследования привели Бернса и Сталкера к выводу, что структура и процессы организации прежде всего детерминированы средовой неопределенностью. Такая неопределенность, по их мнению, является функцией технологических и рыночных изменений: научных открытий, технических изобретений, спроса на продукты, которые раньше не существовали и не привлекали внимания потребителей и т. д.

Полученные результаты позволили Бернсу и Сталкеру выделить два типа организационных систем: механистические и органические, которые могут рассматриваться как зависимые переменные по отношению к динамике средовых изменений (табл. 6. 4).

Таблица 6. 4

Характеристики механистических и органических организаций

Исследованные характеристики Проявление характеристик в механистических организациях Проявление характеристик в органических организациях
Специализация Высокая Низкая
Локус власти На высшем уровне На уровне соответствующей компетенции
Разрешение конфликтов Вышестоящим руководством Взаимодействием
Основная форма общения Указания и приказы Советы, консультирование, информирование
Лояльность Организационной системе Конкретному проекту, группе
Основа престижа Позиция в оргсистеме Личная компетентность
Правила и инструкции Многочисленные Малочисленные
Внешняя среда Стабильная, простая Динамическая, сложная

 

Исследование П. Лоуренса и Дж. Лорша

П. Лоуренс и Дж. Лорш провели анализ различных типов ситуаций и потребностей, определяемых различными внешними переменными, а также ступенями развития самой организации. Цель исследования состояла в том, чтобы определить, какой организационный дизайн наиболее удачно соответствует различным экономическим и рыночным условиям.

Они изучили шесть фирм, производящих пластмассы, с целью отработать процедуры анализа и уточнить свои первоначальные теоретические гипотезы. Затем они обследовали в трех различных отраслях (производство пластмасс, пищевой и контейнерной промышленностях) по одной наиболее и наименее эффективной компании. Выбор этих отраслей был продиктован различной степенью неопределенности, характеризующих их производственно-экономическую среду.

П. Лоуренс и Дж. Лорш попытались проанализировать взаимосвязь между неопределенностью среды, в которой действует организация и ее внутренней структурой. Они сконцентрировали внимание на трех основных подсистемах организации — службе маркетинга, экономико-технологической системе и исследовательских подразделениях. Их гипотеза состояла в том, что структурные характеристики каждой субсистемы варьируются в зависимости от предсказуемости внешней среды: чем больше определенность среды, тем более формализована и жестка их структура.

Исследователей также интересовали дифференциация и интеграция внутри организации. Они предположили, что характер дифференциации, т. е. группирования заданий и формирования подразделений, определяет поведение работников этих подразделений.

Одним из последствий дифференциации была трудность в объединении разных людей для выполнения единых организационных целей. В самой структуре были заложены источники внутриорганизационных конфликтов. Эти конфликты указывали на необходимость мероприятий по организационной интеграции, под которой исследователи понимали уровень сотрудничества между подсистемами, обеспечивающий согласованность усилий всех работников организации.

Полученные данные свидетельствовали о том, что подсистемы каждой из организаций формировали структуры, обусловленные определенностью внешних условий, с которыми им приходилось сталкиваться.

В табл. 6.5 и 6.6 представлены отличительные характеристики эффективной организации (в пластмассовой промышленности) и интеграционные характеристики эффективных организаций в трех различных отраслях.

 

 

Таблица 6.5

Отличительные характеристики эффективной организации (производство

пластмасс)

  Производство Торговля Исследования
Основные переменные Затраты, качество, количество Продажи, объем, спрос Качество и обилие новых идей
Неопределенность информации Низкая Средняя Высокая
Время обратной связи Короткое Среднее Длительное
Целевая ориентация Затраты и объем производства Обслуживание клиентов Получение новых знаний
Временная ориентация Кратковременная Средневременная Долговременная
Ориентация организационных процессов На задачу На межличностное взаимодействие На задачу

 

Таблица 6.6

Интеграционные характеристики эффективных организаций в трех отраслях (изготовление контейнеров, пищевая промышленность и производство пластмасс)

  Доставка грузов Производство пищи Производство пластмасс
Ассортимент Небольшой Средний Широкий
Степень взаимозависимости подразделений Низкая Средняя Высокая
Ключевые связи между подразделениями Продажи — производство Продажи — исследования — производство Продажи — исследования — производство
Ключевые задания, обеспечивающие достижение целей организации Продажи Продажи — исследования Интеграция заданий различных подразделений
Подразделение с наивысшей интеграцией Продажи и производство Продажи — исследования — производство Интеграционное подразделение
Управленческие затраты на достижение интеграции Низкие Средние Высокие
Распределение власти и влиятельность подразделений Строго иерархическое; отдел продаж Довольно равномерное; отделы продаж и исследований Довольно равномерное; интеграционное подразделение
Пути разрешения конфликтов Конфронтация Конфронтация Конфронтация
Тип организационной структуры Механистический Механистический (с использованием проектных групп) Органический

Ситуационный подход, разумеется, охватывает не только организационную структуру, использование технологии, определенность внешней среды и т. д. Он распространяется на всю систему организационных явлений и процессов.

Несомненно, самой сильной стороной ситуационного подхода является его прикладной характер, позволяющий реально и конкретно интерпретировать и использовать полученные результаты. Вместе с тем уклон в эмпиризм в определенном смысле свидетельствует и о потере надежды многими исследователями найти универсальные принципы руководства людьми в организации.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.