Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение ролевой направленности деятельности менеджера





Оценка стиля руководства больше отвечает на вопрос, как действует менеджер, но остается невыясненным вопрос, в каком направлении, в какой области руководитель проявляет тот или иной стиль. На эти вопросы можно ответить, проанализировав основные направления деятельности и функции промышленного менеджера, которые в общем виде характеризуются следующим образом:

I. Производственно-административная функция.

1. Производственная функция менеджера направлена на решение производственных задач посредством осуществления специальных организационных мероприятий по обеспечению всем необходимым технико-технологического процесса производства и трудовой деятельности персонала. Реализуя данную функцию, менеджер принимает на себя исполнение роли «снабженца».

2. Административная функция менеджера направлена на решение производственных задач посредством планирования, нормирования, координации, информирования, стимулирования и контроля результатов подчиненных. В данном случае менеджер выступает как «администратор».

II. Воспитательно-педагогическая функция.

1. Воспитательная функция менеджера - это управление поведением и нравственным развитием персонала в соответствии с целями и миссией фирмы. Здесь менеджер играет роль «воспитателя».

2. Педагогическая функция менеджера — это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется менеджером через профессиональное обучение персонала, где он выполняет функцию «педагога».

III. Социально-психологическая функция.

В рамках данной функции менеджер выступает как неформальный лидер и реализует функцию управления взаимоотношениями людей в коллективе, формирования благоприятного социально-психологического климата.

Таким образом, определение направленности деятельности менеджера в сочетании с оценкой стиля позволяет получить более индивидуальную характеристику его деятельности, а, следовательно, определить сильные и слабые стороны его руководства. В данном случае менеджер стремится исполнять роль «неформального лидера».

Практика исследовании показывает, что менеджер при реализации своих основных функции может отдавать предпочтение исполнению одних ролей, совершенно не уделяя внимания другим. При этом, исполняя те или иные роли, он может демонстрировать различные стили. Например, реализуя роль «администратора», он может быть автократом, «воспитателя» — либералом, а «лидера» — демократом.

КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Г. ПИТЕРСА И Р. УОТЕРМЕНА

В 80-х годах получает распространение концепция эффективного управления, созданная американскими специалистами Г. Питерсом и Р. Уотерменом. Их совместная монография "В поисках эффективного управления" (издана на русском языке в 1986 году), а также работа Р. Уотермена “Фактор обновления”.

Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании" (1988 г.) были и до сих пор остаются настольными книгами руководителей разных стран.

С практической точки зрения главным в этой концепции является осознание двух видов факторов применительно к деятельности предприятий, подразделений, руководителей - "своих" и/или "чужих":

1) Факторы эффективности – то, что способствует достижению необходимых количественных и качественных результатов, или, другими словами, из чего складывается наша сила

2) Факторы неэффективности – то, в чем заключаются наши слабости, недостаточная конкурентоспособность, малая или низкая эффективность. Согласно данной концепции, название стиля управления не имеет принципиального значения, поскольку оно недостаточно информативно для понимания эффективности/неэффективности. Весьма важна та информация, которая раскрывает особенности или стиль достижения результатов - высоких, средних или низких. На этой концептуальной основе построены многие современные методики анализа и совершенствования стиля управления, начиная с экспресс-методик и заканчивая так называемыми "глубокими методиками", которые отличаются большей трудоемкостью при своём использовании. В рамках своей концепции Г. Питере и Р. Уотермен определили главные составляющие эффективного стиля руководителей:

1. Ориентация на действия и упорный труд. Работая, они умеют извлекать •.уроки из ошибок, неудач, промахов - как своих, так и чужих. Оставаясь активными, становятся мудрее.

2. Они внимательны к подчиненным, которые отвечают им тем же: не отгораживаются от людей и практически осваивают искусство человеческого общения.

3. Поощряют самостоятельность и творчество: несамостоятельный руководитель просто не может быть руководителем, потому что он является исполнителем. Его постоянно лишают привилегии быть руководителем.

4. Результаты – от человека: условия достижения требуемых результатов обязан создавать руководитель. Если от человека ждут высоких результатов и не создают условий или, по крайней мере, мешают в их создании, никакая система стимулирования не поможет.

5. Преданность выбранному делу: если руководитель раздваивается и одно мешает другому, напрасно ждать от него профессиональной работы и результатов. Он просто мешает самому себе.

6. Нет никаких сложных процедур, структур и форм: все очень просто, ясно, четко и экономично. Время тратится рационально и продуктивно.

7. Поддерживаются и развиваются традиции и ценности, свойственные данному коллективу - ломать хорошие традиции означает ломку людей и того, что им дорого.

8. Каждый в системе управления за что-то отвечает: важно добиться, чтобы: каждый осознавал ответственность в меру своей самостоятельности и спроса.

В последние годы в отечественной и зарубежной практике получили распространение документы, в которых представлены составляющие эффективности организации (предприятия, учреждения), а также стиля, который исповедуется: "Философия предприятия", "Концепция управления", "Политика организации", "Система эффективной работы" и др., т.е. руководство организации тем или иным образом обозначает основные составляющие или черты того стиля, который оно считает наиболее эффективным.

 

Таблица 1. Стадии развития команды и стили руководства

Стадии развития команды Основная особенность этапа Стиль руководства Поведение
руководителя команды участников команды
Знакомство Осознание Предписание Основное внимание — задаче, её разъяснению и уточнению. Мало внимания — взаимоотношениям Неопытность и нерешительность при взаимодействии с другими членами команды
Конфликт или штормовая стадия Конфликт Убеждение Много внимания — взаимоотношениям, решению конфликтов. Меньше — задаче Неопытность, но желание работать, уточнение целей и своего места в команде
Вхождение в норму (нормализация) Соучастие Сотрудничество Основное внимание — взаимоотношениям, мотивации, созданию атмосферы помощи и поддержки Опытность, свобода при обмене мнениями, некоторая нерешительность при принятии решений
Результативная Результативность Делегирование Ориентация на поддержание темпа работы и энтузиазма сотрудников Опытность и желание работать, чувство гордости за команду
Расформирование Подведение итогов Сотрудничество Основное внимание — взаимоотношениям, поощрение и поддержка Опытность, удовлетворение от работы в команде, но некоторая растерянность






Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.