Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 1. Лекция 3. Тема 5. Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы.





Модуль 1. Лекция 3. Тема 5. Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы.

Цель: -формирование представлений о группах, их классификации;

- овладение закономерностями внутригрупповых и внутриколлективных процессов;

- формирование представлений о феномене лидерства;

- выработка умений и навыков в применении приемов, способов, методов изучения социально-психологических аспектов групп и коллективов.

Основные понятия:ассоциация, группа, диффузная группа, коллектив, конформность, корпорация, лидер, групповое давление, малая группа, межличностные отношения, референтная группа, социометрия, статус, условная группа, ядро коллектива, социально-психологический климат коллектива.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о группах и коллективах.

2. Эффективность деятельности группы.

3. Теории лидерства.

4. Проблемы руководства малой группой. Стили руководства

Литература: 5,16, 17,19,26,28,31.

Теории лидерства

ЛИДЕРСКИЙ КОНТИНУУМ Р.ТЕННЕНБАУМА И В.ШМИДТА

В 50-х и 60-х годах появилось много исследований по влиянию на людей со стороны лидера - формального и неформального. Общая модель лидерства включала следующие части:

§ лидер и его характерные черты;

§ лидер и группа;

§ лидер, группа и ситуация;

§ основные функции лидера.

Соответственно изучение стилей лидеров проводилось и ведется применительно к данной модели, ее составным частям.

В своей концепции лидерского континуума Р. Тенненбаум и В. Шмидт выделили "три силы", влияющие на стиль руководителя.

§ Первая заключается в самом руководителе, его ценностях, отношении к подчиненным, поведении в неопределенных ситуациях.



§ Вторая находится в подчиненных и оказывает определенное влияние на поведение руководителя.

§ Третья сила принадлежит конкретной ситуации, которая требует определенного стиля для ее разрешения.

Исследуя методы руководителей, Р. Тенненбаум и В. Шмидт пришли к выводу, что эффективным можно считать менеджера, способного выбрать такие способы, приемы, которые больше всего соответствуют сложившейся ситуации. По их мнению, деление стилей на авторитарный и демократический - это довольно узкие модели, не отражающие разнообразия стилей, существующих на практике. Неправомерно рассматривать, например, авторитарный стиль как неэффективный, а демократический, наоборот, как результативный. Стиль управления - это "открытая система", в которую входят многие взаимосвязанные факторы, приобретающие определенное значение под влиянием трех вышеназванных сил.

Определение ролевой направленности деятельности менеджера

Оценка стиля руководства больше отвечает на вопрос, как действует менеджер, но остается невыясненным вопрос, в каком направлении, в какой области руководитель проявляет тот или иной стиль. На эти вопросы можно ответить, проанализировав основные направления деятельности и функции промышленного менеджера, которые в общем виде характеризуются следующим образом:

I. Производственно-административная функция.

1. Производственная функция менеджера направлена на решение производственных задач посредством осуществления специальных организационных мероприятий по обеспечению всем необходимым технико-технологического процесса производства и трудовой деятельности персонала. Реализуя данную функцию, менеджер принимает на себя исполнение роли «снабженца».

2. Административная функция менеджера направлена на решение производственных задач посредством планирования, нормирования, координации, информирования, стимулирования и контроля результатов подчиненных. В данном случае менеджер выступает как «администратор».

II. Воспитательно-педагогическая функция.

1. Воспитательная функция менеджера - это управление поведением и нравственным развитием персонала в соответствии с целями и миссией фирмы. Здесь менеджер играет роль «воспитателя».

2. Педагогическая функция менеджера — это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется менеджером через профессиональное обучение персонала, где он выполняет функцию «педагога».

III. Социально-психологическая функция.

В рамках данной функции менеджер выступает как неформальный лидер и реализует функцию управления взаимоотношениями людей в коллективе, формирования благоприятного социально-психологического климата.

Таким образом, определение направленности деятельности менеджера в сочетании с оценкой стиля позволяет получить более индивидуальную характеристику его деятельности, а, следовательно, определить сильные и слабые стороны его руководства. В данном случае менеджер стремится исполнять роль «неформального лидера».

Практика исследовании показывает, что менеджер при реализации своих основных функции может отдавать предпочтение исполнению одних ролей, совершенно не уделяя внимания другим. При этом, исполняя те или иные роли, он может демонстрировать различные стили. Например, реализуя роль «администратора», он может быть автократом, «воспитателя» — либералом, а «лидера» — демократом.

Таблица 1. Стадии развития команды и стили руководства

Стадии развития команды Основная особенность этапа Стиль руководства Поведение
руководителя команды участников команды
Знакомство Осознание Предписание Основное внимание — задаче, её разъяснению и уточнению. Мало внимания — взаимоотношениям Неопытность и нерешительность при взаимодействии с другими членами команды
Конфликт или штормовая стадия Конфликт Убеждение Много внимания — взаимоотношениям, решению конфликтов. Меньше — задаче Неопытность, но желание работать, уточнение целей и своего места в команде
Вхождение в норму (нормализация) Соучастие Сотрудничество Основное внимание — взаимоотношениям, мотивации, созданию атмосферы помощи и поддержки Опытность, свобода при обмене мнениями, некоторая нерешительность при принятии решений
Результативная Результативность Делегирование Ориентация на поддержание темпа работы и энтузиазма сотрудников Опытность и желание работать, чувство гордости за команду
Расформирование Подведение итогов Сотрудничество Основное внимание — взаимоотношениям, поощрение и поддержка Опытность, удовлетворение от работы в команде, но некоторая растерянность

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТИЛЕЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ

Характеристика сильных сторон

Настойчиво-направляющий стиль

• Деятельный, энергичный руководитель;

• Предприимчивый и честолюбивый;

• Берет на себя ответственность;

• Использует убеждение, власть;

• Ищет возможности, рискует;

• Активно действует сам и призывает к действию других.

Аналитико-автономный стиль

• Планирует все действия заранее;

• Ищет взаимосвязи явлений, анализирует;

• Контролирует эмоции, не торопится принимать решения;

• Беспокоится о том, чтобы все действия были тщательно продуманы;

• Предусмотрительный и аккуратный;

• Справедливый и принципиальный.

Гибко-согласительный стиль

• Беспокоится о чувствах других;

• Аккуратен и пунктуален;

• Готов выслушать всех и всегда;

• Открыт и отзывчив к идеям других;

• Ориентирован на выполнение задач;

• Умеет подстраиваться,

• Уступчивый, бесконфликтный.

 

Сильные стороны стилей определены как способности поведения, которые психологически согласуются с мотивационными особенностями и которые увеличивают общую продуктивность взаимоотношений, в то время как слабые стороны характера определены как переизбыток каких-либо особенностей поведения, которые могут проявиться в определенных условиях и ситуациях.

Так как гибко-согласительный стиль поведения никак не согласуется с поведенческой характеристикой руководителя, в дальнейшем материале рассматриваются только три остальных стиля.

 

Аналитико-автономный стиль

Характерные сильные черты поведения Могут перерасти в
Осторожность Практичность Экономность Сдержанность Методичность Аналитичность Принципиальность Беспристрастность Стойкость Бережливость Тщательность Подозрительность Прозаичность Скупость Холодность Косность Придирчивость Жесткость Черствость Упрямство Стяжательство Одержимость

Аналитико-автономный стиль

• Так сильно хочу быть абсолютно уверенным в правильности, что задерживаю решения.

• Много думаю о том, что верно и что ошибочно, что не обращаю внимания на чувства других людей.

• Настолько подозрителен, что мне трудно доверять коллегам.

• Ожидаю, что все, так же как и я, будут интересоваться деталями, логикой, принципами.

• Настолько хочу быть независимым, что отдаляюсь от других людей которые могли бы мне помочь.

• Если что-нибудь не удается, то причиной этого считаю недостаточную бдительность.

• Держу свои мысли и чувства при себе, не позволяя другим узнать меня ближе.

• Считаю, что если я выскажу, что я думаю, то другие сочтут меня нелепым, смешным и подверженным эмоциям.

• Отстаиваю факты и дела с такой решительностью, что чувства других меня не волнуют.

• Отвергаю все попытки помочь и поддержать меня только для того, чтобы оставаться независимым.

НЕ СТАНОВИСЬ СТРЕССОДАТЕЛЕМ

Модуль 1. Лекция 3. Тема 5. Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы.

Цель: -формирование представлений о группах, их классификации;

- овладение закономерностями внутригрупповых и внутриколлективных процессов;

- формирование представлений о феномене лидерства;

- выработка умений и навыков в применении приемов, способов, методов изучения социально-психологических аспектов групп и коллективов.

Основные понятия:ассоциация, группа, диффузная группа, коллектив, конформность, корпорация, лидер, групповое давление, малая группа, межличностные отношения, референтная группа, социометрия, статус, условная группа, ядро коллектива, социально-психологический климат коллектива.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о группах и коллективах.

2. Эффективность деятельности группы.

3. Теории лидерства.

4. Проблемы руководства малой группой. Стили руководства

Литература: 5,16, 17,19,26,28,31.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.