Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел I. Введение. Предмет и задачи курса. Понятие современных молодежных субкультур. Истоки и жанровые направления.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Современная молодежная музыкальная субкультура»

(ГОС – 2005)

Для студентов всех форм обучения

направления 05060062 Художественное образование (540700),

профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710)

 

Екатеринбург 2008

Рабочая программа дисциплины «современные молодежные субкультуры» (ГОС – 2005). Екатеринбург, 2008. 12 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным образовательным стандартом направления 050600 – Художественное образование (540700) для квалификации 05060062 – бакалавр художественного образования и учебным планом профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710).

 

Составитель – преподаватель Романовская И. В.

 

Одобрена на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол № 4 от 27012.2007.

 

Заведующая кафедрой Е.Ю. Глазырина

 

 

Рекомендована учебно-методической комиссией отделения музыкально-компьютерных технологий. Протокол № 4 от 27.12.2007.

 

Председатель

учебно-методической комиссии ОМЗ Е.Ю. Глазырина

 

© ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический

университет», 2008.

Введение

 

Учебная дисциплина «Современная молодежная музыкальная субкультура» – это новый курс, входящий в блок обязательных дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавра художественного образования по профилю «музыкально-компьютерные технологии». Введение данной дисциплины в учебный план продиктовано необходимостью качественного и разностороннего изучения объективных процессов, становящихся все более реальной и естественной частью современной культуры. Массовая культура является важным фактором современной картины мира, отражающим состояние искусства и эстетических закономерностей современности. Чрезвычайно актуальной и перспективной становится не противопоставление массовых субкультур академическому искусству, а объективная оценка их функционирования в системе современной культуры и социума.

Дисциплина «Современная молодежная музыкальная субкультура» по своему содержанию преемственна с такими дисциплинами учебного плана как: «История зарубежной и русской музыки», «Анализ музыкальных форм», «Сольфеджио», «Гармония», «Основы музыкальной импровизации». Данная специфика позволяет использовать на учебных занятиях специальную терминологию, обращаться к джазовым и академическим стандартам не только с целью их узнавания, но и с точки зрения формирования сравнительных и ценностно-аксиологических установок.

Содержание данной учебной дисциплины раскрывается также и в выявлении индивидуальных интересов и предпочтений каждого студента (в выборе стиля, направления, «энергетического» антуража той или иной субкультуры). Это имеет огромную значимость для теории и практики понимания и интерпретации современного искусства. В материалах лекций по дисциплине представлены темы и задания‚ демонстрирующие разнообразие и многоликость реально сложившихся направлений современной молодежной культуры, а также законов их развития.

Целью изученияучебной дисциплины «Современная молодежная музыкальная субкультура» является формирование целостного представления о современной молодежной субкультуре, ее статусе, многообразии и характере функционирования в контексте современной культуры в целом.

Задачами является воспитание у студентов способности к самостоятельной и объективной оценке как конкретных фактов современных массовых субкультур, так и собственных художественных интересов – на основе определенных ориентиров (художественных, эстетических, аксиологических, социальных, культурологических, музыкальных и др.).

Студент в процессе изучения дисциплины должен:

1. освоить теоретические знания в объеме, указанном в данной программе;

2. ориентироваться в видовом и стилевом разнообразии современных молодежных субкультур;

3. научиться анализировать специфические черты синтетических и сугубо музыкальных композиций различных молодежных направлений.

При построении данной рабочей программы ценным методическим ориентиром явилось учебное пособие для гуманитарных вузов «Массовая музыкальная культура ХХ века» авторов Мешковой А. С. и Коробовой А. Г., так как оно ориентировано прежде всего на тематику и специфические особенности вузовского курса, а также на преподавателей, ведущих предмет и наполняющих его собственным видением и материалом.

Методологической базой курса является подход к современным молодежным субкультурам как системе, которая функционирует, с одной стороны, по своим внутренним законам (например, песня, джаз, рок и т.д.), а с другой стороны – в контексте более крупных систем: музыкального искусства, культуры современного общества. Однако и сами субкультуры отражают те процессы, частью которых являются: стандартизацию современной жизни, проникающую в область ценностных ориентиров и духовных ценностей; перемещение акцента в сфере художественного творчества с содержания и осмысления на репрезентацию; переход китча с маргинальных позиций в статус культурологически и художественно значимого феномена.

Вторым методологическим основанием курса является жанровый подход к объекту изучения – современным молодежным субкультурам, особенно музыкальным. В своей онтологической целостности жанр несет определенный культурный код, и жанровый подход подразумевает представление не только о нормах языка молодежной культуры, но и об особенностях мировосприятия, о музыкально-коммуникативной ситуации, запрограммированной в данном жанре, о жанровой системе в целом, а соответственно – об иерархии ценностей и формах существования музыкальной культуры.

Третье основание курса – принцип историзма, действующий при рассмотрении истоков и характера развития субкультур.

Основными формами уроков при изучении дисциплины «Современная молодежная музыкальная субкультура» являются лекции и практические занятия, включающие демонстрацию соответствующих аудио- и видеоматериалов. Практическую направленность курса дополняют активные формы освоения материала, такие как семинары, доклады, небольшие письменные работы, «викторины», тестирования. По окончании курса предполагается проведение зачета, формой которого может стать стилевая атрибуция ряда образцов и подготовка студентами доклада или реферата на предложенную преподавателем тему.[1]

 

1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины

 

Таблица 1

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины

«Современная молодежная музыкальная субкультура»

направления 05060062 Художественное образование

профиля «музыкально-компьютерные технологии» (050710)

 

Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
очная заочная с полным сроком заочная с сокращен. сроком
1. Виды и объем учебной работы, в ч      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.2.4. Индивидуальные занятия - - -
1.3. Самостоятельная работа (изучение литературы, прослушивание аудиозаписей, составление докладов и сообщений).      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -    
2. График изучения дисциплины      
2.1. Курс   2-3 2-3
2.2. Семестр   4-5 4-5
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)      
2.5. Курсовой проект (работа) - - -
2.6. Контрольная работа -    

 

 

2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 2

Тематический план изучения дисциплины

«Современная молодежная музыкальная субкультура»

по очной форме обучения

Наименование темы (раздела) дисциплины Коды направлений, учебные планы которых включают дисциплину «Современная молодежная музыкальная субкультура»
05060062 (540710)
Количество аудиторных часов по видам занятий
Лекции Практич. занятия Лаборат. занятия
Раздел I.Введение. Предмет и задачи курса. Понятие современных молодежных субкультур. Истоки и основные жанровые направления.   - -
Раздел II.Популярная песня как явление массовой музыкальной культуры.     -
Раздел III.Джаз, его специфика, история и современность.     -
Раздел IV.Рок как явление современной молодежной субкультуры.     -
Раздел V.Формы синтеза музыки, театра, кино и телевидения в сфере массовой музыкальной культуры.     -
Раздел VI. Некоторые формы взаимодействия массовой музыки с другими «пластами» музыкальной культуры.     -
Итого по видам занятий     -
Всего по дисциплине  

3. Содержание тем (разделов) дисциплины

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум по дисциплине «Современные молодежные субкультуры» не предусмотрен.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Библиографический список

Основная литература:

Акопян К.З. Массовая культура. М.: ИНФРА-М., 2004.

Мешкова А.С, Коробова А.Г. Массовая музыкальная культура ХХ века. – Екатеринбург, 2004. – 99 с.

Дополнительная литература:

Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. – М.; СПб.: Университетская книга, 1998. – 445 с.

Баташев А. Н. Советский джаз. – М.: Музыка, 1972. – 175 с.

Бержеро Ф., Мерлин А. История джаза со времен бопа. Пер. с фр. М. Чернавиной. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 160 с.

Бушуева С. К. Мюзикл//Искусство и массы в современном буржуазном обществе. – Л.: Советский композитор, 1989. – С. 170-194.

Великие мюзиклы мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 704 с.

Западные молодежные субкультуры. Научно-аналитический обзор. – М.:1990. – 42 с.

Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М., 2005. – 445 с.

Кнабе Г. С. Феномен рока и контр-культура//Вопросы философии – 1990 - №8. – С. 39-61.

Козлов А. С. Рок: истоки и развитие. – М.: Синкопа, 2001. – 192 с.

Кокорев А. В. Панк-рок от А до Я. – М.: Музыка, 1992. – 79 с.

Коллиер Дж. Л. Дюк Эллингтон. – М.: Радуга, 1987. – 352 с.

Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. – М.: Радуга, 1987 – 421 с.

Конен В. Д. Рождение джаза. – М.: Советский композитор, 1984. – 320 с.

Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка,1994 – 160 с.

Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-, поп-музыки. Термины и понятия. – М.: Музыка, 2002. – 168 с.

Крылова А. В. Рекламная аудиокоммуникация в современной культуре. – Ростов-на-Дону, 2004. – 214 с.

Махлина С. Е. Массовое и элитарное искусство//Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в 2-х кн. – СПб: Композитор, 2003. – Кн. 2, С. 3-18.

Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. – Л.: Знание, 1989. – 32 с.

Овчинников Е. В. История джаза: Учебник. Вып. 1. – М.: Музыка, 1994. – 240 с.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство,1991. С. 309-350.

Сохор А. Н. Романс и песня.//Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып. 3 – Л.: Советский композитор, 1983. – С. 190-291.

Сыров В. Н. Рок и классика./Музыкальная академия. – 1998. - №2. – 20 с.

Цукер А. М. И рок, и симфония. – М.: Композитор, 1993. – 304 с.

Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры //История современной отечественной музыки. Вып. 3. (1960-1990). Ред.-сост. Е. Б. Долинская. – М.: 2001. – С. 453-475.

 

6. Средства обеспечения освоения дисциплины

Фонд видео- и аудиокассет. Фонд аудио, mp3, DVD компакт-дисков с записями музыкальных произведений.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие специализированных классов, оборудованных компьютерами, программным обеспечением, музыкальными инструментами, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой, мультимедиароектом.


[1] Для студентов заочной формы обучения обязательно выполнение контрольной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Современная молодежная музыкальная субкультура»

(ГОС – 2005)

Для студентов всех форм обучения

направления 05060062 Художественное образование (540700),

профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710)

 

Екатеринбург 2008

Рабочая программа дисциплины «современные молодежные субкультуры» (ГОС – 2005). Екатеринбург, 2008. 12 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным образовательным стандартом направления 050600 – Художественное образование (540700) для квалификации 05060062 – бакалавр художественного образования и учебным планом профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710).

 

Составитель – преподаватель Романовская И. В.

 

Одобрена на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол № 4 от 27012.2007.

 

Заведующая кафедрой Е.Ю. Глазырина

 

 

Рекомендована учебно-методической комиссией отделения музыкально-компьютерных технологий. Протокол № 4 от 27.12.2007.

 

Председатель

учебно-методической комиссии ОМЗ Е.Ю. Глазырина

 

© ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический

университет», 2008.

Введение

 

Учебная дисциплина «Современная молодежная музыкальная субкультура» – это новый курс, входящий в блок обязательных дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавра художественного образования по профилю «музыкально-компьютерные технологии». Введение данной дисциплины в учебный план продиктовано необходимостью качественного и разностороннего изучения объективных процессов, становящихся все более реальной и естественной частью современной культуры. Массовая культура является важным фактором современной картины мира, отражающим состояние искусства и эстетических закономерностей современности. Чрезвычайно актуальной и перспективной становится не противопоставление массовых субкультур академическому искусству, а объективная оценка их функционирования в системе современной культуры и социума.

Дисциплина «Современная молодежная музыкальная субкультура» по своему содержанию преемственна с такими дисциплинами учебного плана как: «История зарубежной и русской музыки», «Анализ музыкальных форм», «Сольфеджио», «Гармония», «Основы музыкальной импровизации». Данная специфика позволяет использовать на учебных занятиях специальную терминологию, обращаться к джазовым и академическим стандартам не только с целью их узнавания, но и с точки зрения формирования сравнительных и ценностно-аксиологических установок.

Содержание данной учебной дисциплины раскрывается также и в выявлении индивидуальных интересов и предпочтений каждого студента (в выборе стиля, направления, «энергетического» антуража той или иной субкультуры). Это имеет огромную значимость для теории и практики понимания и интерпретации современного искусства. В материалах лекций по дисциплине представлены темы и задания‚ демонстрирующие разнообразие и многоликость реально сложившихся направлений современной молодежной культуры, а также законов их развития.

Целью изученияучебной дисциплины «Современная молодежная музыкальная субкультура» является формирование целостного представления о современной молодежной субкультуре, ее статусе, многообразии и характере функционирования в контексте современной культуры в целом.

Задачами является воспитание у студентов способности к самостоятельной и объективной оценке как конкретных фактов современных массовых субкультур, так и собственных художественных интересов – на основе определенных ориентиров (художественных, эстетических, аксиологических, социальных, культурологических, музыкальных и др.).

Студент в процессе изучения дисциплины должен:

1. освоить теоретические знания в объеме, указанном в данной программе;

2. ориентироваться в видовом и стилевом разнообразии современных молодежных субкультур;

3. научиться анализировать специфические черты синтетических и сугубо музыкальных композиций различных молодежных направлений.

При построении данной рабочей программы ценным методическим ориентиром явилось учебное пособие для гуманитарных вузов «Массовая музыкальная культура ХХ века» авторов Мешковой А. С. и Коробовой А. Г., так как оно ориентировано прежде всего на тематику и специфические особенности вузовского курса, а также на преподавателей, ведущих предмет и наполняющих его собственным видением и материалом.

Методологической базой курса является подход к современным молодежным субкультурам как системе, которая функционирует, с одной стороны, по своим внутренним законам (например, песня, джаз, рок и т.д.), а с другой стороны – в контексте более крупных систем: музыкального искусства, культуры современного общества. Однако и сами субкультуры отражают те процессы, частью которых являются: стандартизацию современной жизни, проникающую в область ценностных ориентиров и духовных ценностей; перемещение акцента в сфере художественного творчества с содержания и осмысления на репрезентацию; переход китча с маргинальных позиций в статус культурологически и художественно значимого феномена.

Вторым методологическим основанием курса является жанровый подход к объекту изучения – современным молодежным субкультурам, особенно музыкальным. В своей онтологической целостности жанр несет определенный культурный код, и жанровый подход подразумевает представление не только о нормах языка молодежной культуры, но и об особенностях мировосприятия, о музыкально-коммуникативной ситуации, запрограммированной в данном жанре, о жанровой системе в целом, а соответственно – об иерархии ценностей и формах существования музыкальной культуры.

Третье основание курса – принцип историзма, действующий при рассмотрении истоков и характера развития субкультур.

Основными формами уроков при изучении дисциплины «Современная молодежная музыкальная субкультура» являются лекции и практические занятия, включающие демонстрацию соответствующих аудио- и видеоматериалов. Практическую направленность курса дополняют активные формы освоения материала, такие как семинары, доклады, небольшие письменные работы, «викторины», тестирования. По окончании курса предполагается проведение зачета, формой которого может стать стилевая атрибуция ряда образцов и подготовка студентами доклада или реферата на предложенную преподавателем тему.[1]

 

1. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины

 

Таблица 1

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины

«Современная молодежная музыкальная субкультура»

направления 05060062 Художественное образование

профиля «музыкально-компьютерные технологии» (050710)

 

Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
очная заочная с полным сроком заочная с сокращен. сроком
1. Виды и объем учебной работы, в ч      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.2.4. Индивидуальные занятия - - -
1.3. Самостоятельная работа (изучение литературы, прослушивание аудиозаписей, составление докладов и сообщений).      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -    
2. График изучения дисциплины      
2.1. Курс   2-3 2-3
2.2. Семестр   4-5 4-5
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)      
2.5. Курсовой проект (работа) - - -
2.6. Контрольная работа -    

 

 

2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 2

Тематический план изучения дисциплины

«Современная молодежная музыкальная субкультура»

по очной форме обучения

Наименование темы (раздела) дисциплины Коды направлений, учебные планы которых включают дисциплину «Современная молодежная музыкальная субкультура»
05060062 (540710)
Количество аудиторных часов по видам занятий
Лекции Практич. занятия Лаборат. занятия
Раздел I.Введение. Предмет и задачи курса. Понятие современных молодежных субкультур. Истоки и основные жанровые направления.   - -
Раздел II.Популярная песня как явление массовой музыкальной культуры.     -
Раздел III.Джаз, его специфика, история и современность.     -
Раздел IV.Рок как явление современной молодежной субкультуры.     -
Раздел V.Формы синтеза музыки, театра, кино и телевидения в сфере массовой музыкальной культуры.     -
Раздел VI. Некоторые формы взаимодействия массовой музыки с другими «пластами» музыкальной культуры.     -
Итого по видам занятий     -
Всего по дисциплине  

3. Содержание тем (разделов) дисциплины

Раздел I. Введение. Предмет и задачи курса. Понятие современных молодежных субкультур. Истоки и жанровые направления.

Трудности определения основных понятий: «молодежные субкультуры», «массовая культура», «масс-медиа» и др.; их сходства и отличительные особенности. Множественность и неоднозначность музыковедческой терминологии применительно к масскульту. Коммерциализация современного искусства: контркультура и шоу-бизнес. Признаки современной массовой музыкальной культуры. Концепция В. Д. Конен относительно трех пластов музыкальной культуры: определение массовой культуры как особого жанрового класса. Истоки современных молодежных субкультур: от Средневековья к XX веку. Основные направления: популярная песня, джаз, рок, музыка театра, кино и телевидение.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.