Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Казанский государственный университет





Казанский государственный университет

Им. В.И.Ульянова-Ленина

Юридический факультет

Кафедра конституционного права и прав человека

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

Казань – 2008

Печатается по решению Методической комиссии юридического факультета

Казанский государственный университет

 

Автор: доктор юридических наук, профессор Железнов Б.Л.

 

Утвержден на заседании кафедры

Протокол № 18

от «4» марта 2008 г.

Оглавление

Введение................................................................................................ 4

Цели и задачи...................................................................................... 5

Карта межпредметных связей............................................................ 6

Рабочая программа............................................................................ 7

Календарно-тематический план...................................................... 14

Планы семинарских занятий............................................................ 17

Самостоятельная работа студентов................................................. 59

 

 

Введение

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» разработан на основе Государственного образовательного стандарта, в рамках Основной Образовательной Программы (ООП) и с учётом особенностей учебного процесса на юридическом факультете КГУ.

Комплекс знакомит преподавателей, аспирантов, студентов и лиц, обучающихся в магистратуре, с целями и задачами означенной дисциплины, картой междисциплинарных связей, рабочей программой курса «Конституционное право Российской Федерации» и календарно-тематическим планом изучения дисциплины. Включает планы семинарских занятий, рекомендуемую литературу, контрольные вопросы, задачи и тесты, задания для самостоятельной работы. Прилагаются общие методические рекомендации для выполнения контрольных, курсовых и итоговых квалификационных работ по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации».

В качестве ведущих учебных пособий ко всем разделам курса предлагается использовать:

Авакьян С.А. Конституционное право России, т.т.1,2. – М., Юрист, 2007.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2007.

Авакьян С.А. Конституционное право России. Практикум. – М., 2007.

Основные источники по темам, рекомендованным для изучения, имеются в библиотечном фонде КГУ по состоянию на 1 января 2008 года.

Экзаменационные вопросы для текущих и выпускных экзаменов формулируются и ежегодно обновляются в соответствии с учебной программой курса и действующим законодательством.

 

Цели и задачи

Курса «Конституционное право Российской Федерации»

Учебная дисциплина «Конституционное право Российской Федерации» имеет своей целью дать учащимся предусмотренные рабочей программой курса знания об основных институтах этой отрасли права, выработать навыки работы с нормативными актами и их применения в конкретных практических ситуациях.

Задачи дисциплины – раскрыть сущность конституционных правоотношений в Российской Федерации, показать, как формировались и развиваются основы конституционного строя России, правового положения личности, национально-государственного устройства, организации и деятельности государственного аппарата и местного самоуправления, а также сопоставить эти институты с соответствующими институтами зарубежных стран и положениями международного права. В процессе изучения дисциплины учащимся следует сочетать посещение лекций и семинарских занятий с самостоятельной (внеаудиторной) работой, использовать необходимые законодательные и монографические источники, материалы практики органов государства, местного самоуправления и общественных объединений, соотносить акты конституционного права с актами смежных отраслей права. Лицам, обучающимся в магистратуре, рекомендуется использование не только обозначенной в УМК литературы, но и дополнительных источников по согласованию с ведущими преподавателями.

 

Карта межпредметных связей

                                                 
   
 
   
 
           
 
 
     
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
 
Конституционное право зарубежных стран
       
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
 
 
 
 
   
 
   
Муниципальное право РФ
 
Прокурорский надзор
 
Административное право РФ

 


Рабочая программа

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Тема 8.

Тема 9.

Судебная власть в РФ

Принципы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации. Статус судей и гарантии его соблюдения.

Конституционный суд РФ: порядок образования, структура, функции, компетенция, акты, процессуальные основы деятельности, гарантии исполнения решений. Взаимодействие с органами конституционного контроля субъектов РФ. Суды общей и арбитражной юрисдикции.

Основы организации и деятельности Прокуратуры РФ. Система органов Прокуратуры и их важнейшие полномочия.

Тема 10.

Российской Федерации

Виды, формирование, принципы организации и полномочия представительных (законодательных) и исполнительно-распорядительных органов государственной власти субъектов РФ. Ответственность органов государственной власти субъектов РФ за издание неправомерных актов.

Тема 11.

Дневная форма обучения

Таблица №1

Название темы Дневная форма обучения
Объём часов Сам. раб (курсовые работы)
Лекции Семинары
  Понятие и предмет конституционного права РФ; место конституционного права в системе права России      
  Конституционное развитие России; Конституция РФ 1993г.    
  Основы конституционного строя РФ    
  Основы правового положения личности    
  Форма государства. Государственное устройство РФ    
  Избирательная система и избирательное право    
  Органы государства и их система. Статус депутата.    
  Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Высшие органы государственной власти Республики татарстан.    
  Судебная власть в РФ.    
  Органы государственной власти субъектов Российской Федерации    
  Конституционные основы местного самоуправления в РФ    
  ВСЕГО:      

Примерный календарно-тематический план

Заочная форма обучения

Таблица №2

Название темы Заочная форма обучения
Объём часов лекций
Базовое образование Сам. работа средн. высш. Сем.
Среднее Лек. Сем. Высшее Лекции
  Понятие и предмет конституционного права РФ; место конституционного права в системе права России      
  Конституционное развитие России; Конституция РФ 1993г.    
  Основы конституционного строя РФ    
  Основы правового положения личности    
  Форма государства. Государственное устройство РФ 6 2 2 2
  Избирательная система и избирательное право 6 2 2 2
  Органы государства и их система. Статус депутата.   6 2  
  Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Высшие органы государственной власти Республики татарстан. 2 2
  Судебная власть в РФ.  
  Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 4 2 2 2
  Конституционные основы местного самоуправления в РФ   2 2
  ВСЕГО: 34 8 18 10 70 50

Планы семинарских занятий

Методические указания

В планах для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие уяснению по соответствующей теме, задачи которые не­обходимо решать при домашней подготовке и в ходе аудитор­ных групповых занятий, приводятся контрольные вопросы и тесты.

Ре­комендованные в заданиях к соответствующим темам литератур­ные источники являются, в основном, дополнительными к учебникам и учеб­ным пособиям. При этом следует иметь в виду, что дополнительная литература по теме студентом избирается по его усмотрению, а также с учетом наличия в читальном зале или абонементе науч­ной библиотеки. Студентам также предлагается активно использовать Интернет.

Сформулированные в планах занятий по соответствующей теме вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может формулировать другие вопросы и тестовые задания, которые не нашли отражения в плане занятия.

Семинар 1.

Семинар 2.

Семинар 3.

Семинар 4.

В Российской Федерации

Основные вопросы темы:

1. Понятие и принципы основ правового статуса личности.

2. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.

3. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

4. Понятие и юридическая природа конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Классификация и виды конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии их соблюдения.

Контрольные вопросы:

1. Возможно ли рассматривать конституционные права и свободы как дозволения на том основании, что они исходят от государства?

2. Гл.2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». Почему, на Ваш взгляд, в этом названии разделены понятия, «человек» и «гражданин»?

3. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закреплённый в Конституции РФ, исчерпывающим?

Задачи:

1. Муниципальная администрация установила, что в городе быстро распространяется опасное инфекционное заболевание, однако, опасаясь паники, скрыла этот факт от населения и решила бороться с бедствием самостоятельно. В результате пострадало несколько десятков детей. Должна ли администрация нести ответственность за сам факт сокрытия обстоятельств, создавших угрозу для жизни и здоровья людей? Регулирует ли соответствующие отношения непосредственно Конституция РФ? Пояснить, чем отличается свобода информации от права на информацию.

2. Гражданин В. получил от городской администрации официальное предупреждение о том, что если он в месячный срок не устроится на работу, то будет привлечён к ответственности за тунеядство. Правомерно ли это предупреждение?

3. Гр. Ильясова, находясь в Москве по делам службы, в январе 2002г. предъявила администрации гостиницы паспорт с вкладышем, из которого следовало, что она является гражданкой Республики Татарстан. В поселении ей было отказано по той причине, что паспорт гражданина РФ, по мнению администрации гостиницы, не должен содержать никаких вкладышей. Прокомментируйте эту ситуацию.

4. Муж и жена – граждане РФ. В 1996г. во время пребывания в командировке в США у супругов родился сын. В сентябре 1998г. семья возвратилась на жительство в Москву. Является ли их сын гражданином РФ?

5. Ведущий инженер оборонного предприятия г. Казани подал ходатайство о выходе из гражданства РФ, но ему было отказано. Какие обстоятельства могли послужить причиной отказа? При каких условиях отказ можно было бы считать незаконным? Можно ли его обжаловать в суде?

6. Павлов с плакатом пошел к зданию городской администрации и молча встал у входа. Охрана задержала Павлова на том основании, что он организовал пикет без соответствующего разрешения. Правомерны ли действия охраны?

Образцы тестовых заданий:

1. Согласно Конституции РФ могут быть ограничены:

a) Право на жизнь

b) Достоинство личности

c) Неприкосновенность личной жизни

d) Свобода вероисповедания

e) Право на свободу и передвижения

2. В каком году в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина:

a) В 1917г.

b) В 1918г.

c) В 1990г.

d) В 1991г.

e) В 1992г.

Рекомендуемая литература:

Международные акты о правах человека. – М,1997г.

Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости, 1991, №52, ст. 1865.

ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г. // СЗ РФ. – 2002. - № 22, ст. 2031.С изм. и доп. от 11 ноября 2003 г. //Российская газета, 2003, 14 ноября.

ФЗ «О беженцах» от 19 февраля 1993г. // Ведомости, 1993, №12

ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 //Ведомости, 1993, №12, ст. 427

ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ» от 25 июня 1993г. // Рос. газета, 1993г., 10 августа.

ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997г., // СЗ РФ, 1997, №9, ст.1011

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // В ред. от 30 июня 2003 г. // СЗ РФ. – 2003. - № 27, ст. 2700.

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. // Российская газета, 2006, 5 мая.

ФЗ «Об обжаловании в суде действий и решений, ущемляющих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г. (с изм. и доп. от 15 ноября 1995г.) // Ведомости, 1993г., №19, ст. 685; СЗ РФ, 1995г., №51, ст.4970

Соглашения между РФ и Туркменистаном; между РФ и Таджикистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства // СЗ РФ, 1996, № 10, ст.830; Рос. газета, 1996г., 18 декабря

О программе мер по поддержанию соотечественников за рубежом: Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996г. // СЗ РФ, 1996 г., № 21, ст. 2516

Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ. утв. Указом Президента РФ от 26 июля 1995г. //СЗ РФ, 1995, № «31, ст. 3095.

Указ Президента РФ от 14.XI. 2002 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (с изм. от 31 декабря 2003 г.) и Положение //СЗ РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4571.

ФЗ РФ «О свободе совести и «религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. // Рос. газета, 1997, 1 октября.

ФЗ РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. // Ведомости, 1992г., №7, ст.360; СЗ РФ, 1995, №3, ст.169; 1995, №24, ст.2256; № 30, ст.2870, 1996, №1, ст.4 и последующие акты.

ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. //Российская газета, 2004, 21 июня.

Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб, 2003.

Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. – М., 2004 г.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментариии к ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» - М, 1997г.

Гаджиев Г. Конституция: основные экономические права //Закон, 2002, № 11.

Железнов Б.Л. Гражданское общество и личность // Международная и внутригосударственная защита прав человека. – Казань, 2007.

Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. – М., 2004.

Кутафин О.Е. Российское гражданство. – М., 2003 г.

Литвинова Т.И. и др. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев // Государство и право, 1992, №4

Мезяев А.Б. Международные договоры об экстрадиции и проблема смертной казни // Государство и право. – 2003. - № 3.

Права человека. Под ред. Е.А. Лукашевой. – М, 2002 г.

Романовский Г.В. Гносеология права на жизнь. – СПб., 2003.

Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов, демонстраций: теория и практика // Советское государство и право, 1989г. №7.

Смирнова Е. С. К вопросу о правовом положении иностранцев в России // Журнал российского права № 1, 2006 г.

Семинар 5.

Деление субъектов РФ

Основные вопросы темы:

1. Форма государства, форма правления и политический режим.

2. Национально-государственное и административно-территориальное устройство:

a) Понятие государственного, народного и национального суверенитета и их соотношение. Суверенитет и компетенция государства;

б) Понятия унитарного государства и федерации, виды федерации;

в) Развитие советской федерации (РСФСР, ЗСФСР, СССР);

г) Правовая природа и статус РФ в современный период;

д) Субъекты РФ. Особенности правового статуса республик и других субъектов; правовой статус Республики Татарстан;

е) Образование и принятие нового субъекта РФ;

ж) Автономия (понятие, виды и формы);

з) Административно-территориальное деление субъектов РФ.

Задачи:

1. Депутат Гос. Думы Н. внёс предложение признать Чеченскую республику – Ичкерию – независимым от России государством. Разрешает ли это сделать действующая Конституция РФ?

2. На сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о повышении государственно-правового статуса области и о превращении её в республику. Оцените вышеуказанное решение и раскройте конституционный порядок преобразования субъектов федерации.

Образцы тестовых заданий:

1. Когда была принята Декларация о гос. суверенитете Республики Татарстан?

a) 12 июня 1990г.

b) 30 августа 1990г.

c) 21 января 1992г.

d) 15 февраля 1994г.

2. Для президентской республики характерны:

a) Подчинение судебной власти парламенту и президенту;

b) Соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства;

c) Подчинение исполнительной власти Конституционному Суду;

d) Абсолютная власть президента;

e) Нет однозначного ответа.

3. Каким путём решается вопрос о прекращении действия договоров о разграничении полномочий и предметов между органами РФ и её субъектами:

a) аннулирование договора одной из сторон;

b) аннулирование договора обеими сторонами;

c) заключение договора о прекращении действия договора о разграничении полномочий и предметов ведения;

d) указ президента РФ о прекращении действия договора;

e) федеральный закон.

Рекомендуемая литература:

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1990г., №2.

Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 // Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1992, №1

Федеративный Договор от 31 марта 1992 года // Конституция РФ. М., 1992.

Договор о разграничении предметов и взаимной делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и РТ от 15 февраля 1994 года. Республика Татарстан, 1994г., 19.02.

Закон РСФСР о языках народов РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.1991г., №5, ст.140 (с дополнением, внесенным Законом РФ от 11 декабря 2002 г. //Российская газета, 2002 г., 14 декабря.

Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов // Ведомости, 1991,18, ст.572

Закон СССР о свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР // Ведомости Съезда народных депутатов СССР, 1990, №19, ст.331

Закон РФ о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации от 4 января 1999 г. //Российская газета, 1999, 9 января.

Закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. //СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005; Закон РФ от 4 июля 2003 г. о внесении изменений и дополнений в данный закон //Российская газета, 2003 г., 8 июля, и последующие акты.

Закон РФ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. //Российская газета, 2003 г., 20 декабря.

Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. //СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2965 – с изменениями, внесенными Законом РФ от 10 ноября 2003 г. //Российская газета, 2003 г., 13 ноября.

Определение Конституционного суда РФ от 6 декабря 2001 г. //Российская газета, 2002 г., 30 января.

Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. –М.,1984

Образование и государственно-правовое положение Татарской АССР: Сб. документов. - Казань, 1960, ч.1

Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. МГУ, 1997

Горбачёв И.Г. Российский федерализм: проблемы сотрудничества и взаимной ответственности федерального центра и субъектов Федерации.– С-Петербург, 2001.

Железнов Б.Л. Асимметричная федерация: познавательный опыт России /Федерализм: правовое, институциональное и политическое многообразие. – Лейвен (Бельгия), 1998

Железнов Б.Л. Компетенция РСФСР и её субъектов. – Казань, 1974

Златопольский Д.Л. СССР – федеративное государство. – М,1967

Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов РФ // Росс. юрид. журнал, 1995, №1

Коркмасова К. Национальная государственность в СССР. – Ростов- на-Дону, 1970

Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. – М, 1999

Левин И.Д. Суверенитет. –М, 1948.

Малый А.Ф., Гмыртин М.А. Организация областного парламента. – Архангельск, 2001.

Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право, 1995, №12

Ржевский В.А. О юридической природе СНГ // Сов. государство и право, 1992, №6

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М, 1998

Фарукшин М.Х. Конституционное право республики в составе РФ // Казань, 2007.

Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. – Казань, 1998

Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия //Институт законодательства и сравнительного правоведения. – М., 2003 г.

Халилов А.М. РСФСР – социалистическое государство. – Казань, 1967

Чиркин В.Е. Современное Федеративное государство. –М, 1997

Шаймиев М.Ш. Татарстан – прогресс через стабильность (Избр. статьи…) в 4-х т.т. (2001-2003 г.г.).

Семинар 6.

Тема: Статус депутата

Основные вопросы темы:

1. статус депутата в Советском государстве. Императивный мандат.

2. статус депутата в Российской Федерации. Свободный мандат. Депутатские привилегии (иммунитет и индемнитет).

3. права и обязанности депутата.

4. формы депутатской деятельности.

5. ответственность депутата.

Контрольные вопросы:

1. Чем императивный мандат отличается от свободного депутатского мандата?

2. Вправе ли избиратели давать наказы депутатам Гос. Думы и членам Совета Федерации?

3. В чём выражается иммунитет депутата Гос. Думы РФ? А иммунитет депутата парламента субъекта Федерации?

4. Может ли осуществляться депутатская деятельность на общественных началах?

5. Что такое депутатский индемнитет?

6. Когда депутаты Гос. Думы РФ имели право совмещать свою деятельность в Думе с обязанностями министров?

7. Чем отличается парламентский запрос от депутатского? Вопрос – от запроса (интерпелляции)?

 

Задачи:

1. Депутат областной думы К. был остановлен милиционером при переходе улицы «на красный свет». Когда депутату было предложено заплатить штраф, он заявил, что платить не будет, и сослался на депутатский иммунитет.

Прокомментируйте ситуацию. В каких случаях депутат может привлекаться к административной ответственности только с разрешения соответствующего суда?

2. Депутат Гос. думы Иванов, назначенный федеральным министром, проработав всего две недели, был освобождён от должности Президентом. Иванов вновь вернулся к исполнению депутатских обязанностей, однако мандатная комиссия палаты посчитала, что его депутатские полномочия досрочно прекращены, хотя палата и не успела за время пребывания Иванова в должности министра принять постановление о досрочном прекращении его полномочий.

Как бы Вы разрешили этот спор?

Образцы тестовых заданий:

1. Вправе ли депутат Гос. думы РФ уклоняться от дачи свидетельских показаний?

a) Да

b) Нет

c) Вправе, если обстоятельства дела стали ему известны в связи с выполнением им депутатских обязанностей.

2.Могут ли депутаты Гос. думы быть арестованы, подвергнуты обыску?

a) Да

b) Нет

c) Нет однозначного ответа.

Семинар 8.

Семинар 9.

Семинар 10.

Семинар 11.

Семинар 12.

Семинар 13.

Семинар 14.

Самостоятельная работа

Методические указания

Организация самостоятельной работы студентов имеет цели:

– систематизировать и расширить их теоретические знания;

– научить их работать с учебной и научной литературой, проводить её анализ и делать выводы;

– стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать творческую активность и инициативу.

Домашняя самостоятельная работа студентов организуется преподавателем в соответствии с календарным планом изучения дисциплины и предполагает:

– изучение лекционного материала, чтение рекомендуемых литературных источников, выполнение необходимых расчётов и схем, решение задач, ответы на контрольные вопросы или тесты и т.д.;

– написание контрольной, курсовой или дипломной работы.

Контрольная работа

Методические указания

Контрольная работа является эффективным средством текущего контроля за успеванием студентов-заочников. Она должна показать, что студент сумел изучить соответствующие разделы курса и в состоянии применить полученные знания при решении контрольных задач.

Работа должна содержать последовательное и грамотное изложение усвоенного материала по избранному варианту, чёткие ответы на предложенные задачи, ссылки на законодательные и монографические источники.

Ответы следует формулировать самостоятельно, стараясь не повторять дословно источник, объём работы не должен превышать объём ученической тетради. Страницы необходимо нумеровать и оставлять поля для замечаний преподавателя.

Контрольные работы представляются строго в установленный срок.

Примерные варианты контрольных работ:

Вариант 1.

Вопросы:

1. Понятие и виды источников конституционного права РФ.

2. Конституционно-правовой статус РФ.

Задача:

Перед очередными выборами депутат Гос. думы РФ обратился к руководству государственного телевизионного канала с просьбой предоставить ему в ходе избирательной кампании время для изложения своей предвыборной программы. Однако руководство эту просьбу отклонило, сославшись на отсутствие свободного эфирного времени. Правомерно ли оно поступило? В каком федеральном нормативном акте регламентирован порядок предоставления эфирного времени в ходе выборов?

Вариант 2.

Вопросы

6. Конституционный принцип разделения властей в РФ.

7. Акты Президента РФ.

Задача:

В 2001г. Президент одной из республик РФ внёс в федеральное собрание РФ проект дополнения к рассматривавшемуся там закону о гражданстве РФ, в котором предлагалось ввести в рассматриваемый закон особый пункт о гражданстве республик. Имел ли он на это право? Какая статья Конституции РФ определяет круг субъектов законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе?

Вариант 3.

Вопросы:

1. Правовые особенности и система основных прав, свобод и обязанностей личности в РФ.

2. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.

Задача:

К Президенту РФ обратилась группа граждан (90 чел.) с требованием вынести на референдум РФ вопрос о признании государственного суверенитета за всеми субъектами Федерации. Дайте юридическую оценку этого требования.

Курсовая работа

Методические указания

Курсовая работа - важная форма самостоятельной работы студентов, которая способствует углубленному изучению соответствующей темы.

Она должна быть написана на основе изучения рекомендованной научной и учебной литературы, нормативных актов и практики их применения. При этом необходимо показать знания последних изменений в законодательст­ве, а также материалов научных дискуссий по вопросам темы. Содержание избранной темы надо раскрыть полностью, осветив каждый из вопросов плана.

Работа должна быть написана стандартным шрифтом № 14, (междустрочный интервал 1,5; границы поля: верхняя-2 см., нижняя – 2 см., левая – 3 см., правая –1,5 см.); сдана в установ­ленный срок. Каждый вопрос плана следует выделить в тексте. При цитирова­нии необходимо делать сноску на источник (с указанием автора, названия ра­боты, издательства, года издания и страницы). Работе предшествует план, завершают ее список фактически использованной литературы, а также подпись студента и дата выполнения.

Курсовая работа должна носить творческий характер, поэтому не до­пускается механическое переписывание текста из учебной литературы и других источников.

По всем вопросам, возникшим при написании работы, студент может обращаться за консультацией к преподавателям кафедры.

Методические указания

1. Выполнение итоговой работы является заключительным эта­пом обучения студента на юридическом факультете, имеет сво­ей целью закрепление знаний в области конституционного права и умения применять их на практике; развитие навыков самостоятельной работы в современных условиях; выяснение понимания студентами прин­ципов и категорий этой отрасли права.

1.2.Работа выполняется студентом на основе глубокого изучения мо­нографических трудов, относящихся к избранной теме, учебников, учебных пособий, лекционного материала, периодической печати, нормативных материалов и ре­зультатов социологических исследований по избранной теме.

1.3. Дипломное сочинение должно содержать:

а) обзор научных концепций и изложение студентом своей собствен­ной позиции по рассматриваемым вопросам;

б) анализ действующего законодательства и практики его примене­ния;

в) предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства и правоприменительной деятельности в Российской Федера­ции и её субъектах.

1.4. Работу желательно иллюстрировать примерами из практики, увязать с жизнью человека, общества, государства.

1.5. К дипломному сочинению студент может прилагать схемы, табли­цы, необходимые другие материалы в виде приложения в конце текста или по ходу изложения в тексте.

1.6.Тема дипломной работы должна быть актуальной. Закрепление ее за студентом осущест­вляется кафедрой.

1.7. Работа над дипломным сочинением от начала и до конца ведется студентом под руко­водством научного руководителя.

1.8 Руководителями дипломных работ назначаются преподаватели кафедры или высококвалифицированные специалисты правоприменительных органов.

1.9. После изучения необходимой литературы студент составляет план работы, который утверждается научным руководителем

1.10. Совместно с руководителем студент разрабатывает график с указанием сроков представления составных частей работы (разделов, подраз­делов) и периодически отчитывается перед научным руководителем о ходе его выполнения. Окончательный вариант дипломной работы должен быть пред­ставлен студентом научному руководителю не позднее, чем за месяц до начала работы Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

В случае несоблюдения студентом сроков, предусмотренных графи­ком, кафедра решает вопрос о принятии конкретных мер, вплоть до внесения предложения в деканат факультета об оставлении студента на повторный год обучения.

1.11 работа, подписанная студентом, вместе с отзывом научного руководителя направляется рецензенту.

Структура

2.1. Работа должна содержать:

– титульный лист;

– оглавление (содержание);

– введение;

– основную часть (текст работы ~ 60-70 стр.);

– заключение;

– список литературы;

– приложения.

Казань 2008 г.


Работы

Научный аппарат дипломной работы следует разделить на две части: ссылки на литературу и источники (сноски) и список исполь­зованной литературы.

1.Ссылки на литературу и источники (сноски) рекомендуется выно­сить в нижнюю подстрочную часть страницы, отделенную от текста гори­зонтальной чертой. Сноски нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой отдельной страницы арабскими цифрами. В сноске указываются фамилия и инициалы автора книги или статьи, место изда­ния, издательство, год издания (для статьи - название и номер журнала), страница, на которой помещена цитата1.

Например: Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. -

М.: международные отношения, 1983.- с.94[2].

При повторной ссылке на эту же работу длинное название допускается сокращать.

Например: Тункин Г. И Право и сила... с. 102.

Если в тексте упоминается одна авторская работа, то при повторных ссылках название можно заменить условным обозначением:

Тункин Г.И. Указ. соч.- с.114.

Для иностранных работ – Blacks. Op.cit.-P. 11. Если на одной странице текста даются подряд две или более ссылки на одну и ту же работу, то при повторных ссылках приводят слова "Там же" или "ibid" - для книг, напечатанных латинским шрифтом, и страницы (если ссылка на ту же страницу, то страница не указы­вается). Если одна ссылка дается на несколько работ одновременно, то описания этих работ отделяются друг от друга точкой с запятой.

В процессе освещения какого-либо вопроса иногда возникает необходимость сделать определенные пояснения. В этих случаях, чтобы не отвлекаться от изложения основной идеи, в подстрочнике реко­мендуется делать сноски, поясняющие значение того или иного терми­на, содержащие историческую справку и др.

2. Второй частью научного аппарата является список использованной литературы, именно такое название списка считается наиболее пра­вильным. Одним из первых требований к списку является соблюдение единообразия в оформлении списка и работы в целом.

В







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.