Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соотношение чувственного и рационального





Существуют: сенсуализм («чувство») и рационализм («разум»).

Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).

Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).

Интуитивистские направления философии.

Интуиция может восприниматься по–разному:

- Как божественное озарение

- Чувственное озарение

- Как особое психическое состояние

В современной философии–рационалистическая традиция

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания).

Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение –отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.

2. Восприятие - это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений.

3. Представление –чувственно–наглядный образ предмета(сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).

4. Воображение –способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.

Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум.

Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.

Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.

§ Понятие –исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.

§ Суждения –отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.

§ Умозаключения –на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение)

§ Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-хдостаточно для обоснования любой теории

§ Сомнение

§ Мнение

§ Интуиция

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

 

62. Философская методология в медицинском сознании. Проблеме теории в медицине.

Философия и медицина неразрывно связаны, хотя медицина относится к естественным наукам. Однако в связи с тем, что объектом интересов этой науки является сам человек и его жизнь, медицина включает гуманистические критерии. Но философия и медицина не просто связаны, т.к. медицина – это одновременно и философия, и искусство.

Философия и медицина во все времена отличались гуманизмом и милосердием. Если основное внимание в философии уделяется отношениям “человек-человек”, то в искусстве врачевания это трансформируется в вопросы отношения между врачом и пациентом, врача с самим собой и пациента с самим собой, их отношения с социумом, обществом и миром, в котором они живут. Понятие мир выступает одновременно в нескольких уровнях – это мир в значении внутренний мир человека, внутренний мир личности, мир в значении социум, общество, в котором человек живет, мир в значении разум, космос, Вселенная. Все эти отношения вместе взятые принято называть мировоззрением.

Овладение основами философских знаний помогает будущему врачу не просто стать "узким специалистом" в соответствующей медицинской области, а стать врачом, который умеет понять себя, других людей и общество, умеет самостоятельно мыслить и действовать как в жизни, так и в профессиональной деятельности. Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии Кант (1724-1804) писал, что насколько человек умеет отвечать за свои слова и действия, настолько он должен философствовать.

 

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

1. Методология

2. Понятие метода. Их классификация

МЕТОДОЛОГИЯ

Применительно к общей теории познания.

Общие принципы

Узкоспециальное образование становится невостребованным. Причины

1. Изменение социально-политической обстановки в стране(была плановая система подготовки специалистов, система изменилась- выпускники не могут найти работу по специальности)

2. Проблема узкоспециального образования- узкое развитие только в одной области

3. Быстро нарастает объем информации, она быстро устаревает, поэтому узкие специалисты быстро становятся не у дел

Главный предмет–математика–интересуют отношения, которые можно выразить числовым способом

Необходим довесок- философия- в методологическом аспекте. Философия пользуется особой понятийной сеткой. По своей природе философские определения являются определениями с размытыми краями. То что понятно–наука, а то что непонятно–философия.

Лобачевский–«без философского обобщения наука мертва и превращается в скопище фактов.»

У философии 2 основные функции: мировоззренческая и методологическая

Сейчас больший удельный вес в нашей философии уделяется методологии. На Западе методология является так же основой философии.

Методология- наука, которая изучает методы.

Метод- это определенным образом упорядоченная деятельность. Метод–это алгоритм.

Философский метод отличается неоднозначной заданностью. В философском методе обязательно есть определенная совокупность операций, а в некоторых случаях и определенная последовательность. Методология важна в том плане, что она позволяет посмотреть на знание как на процесс. Лейбниц: «Важнее знания об открытии может быть знание о том, как это открытие было сделано.»

Метод=знание, теория= знание, метод¹теория

Теория- это движение мысли по структуре объекта. Метод- это движение мысли по структуре теории. Декарт:«Метод-это дорожка, которую проходят дважды». Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу, обращаемся к решению 1-ой задачи, после ее решения говорим, что владеем методом решения данных задач.

Существует 2 вида методов:

1. Общенаучные или философские методы

2. Методы конкретных наук.

Представления каждой науки требуют, чтобы у каждой науки была методология, но это методика, так как методология не умещается в рамках одной науки(точка зрения Боровкова).

Каждая наука пользуется своим набором методов. Методы конкретных наук–это методы решения задач в конкретных дисциплинах.

Философский метод- это метод пригодный, необходимый в различных областях науки.

Гегель разработал законы диалектики, эти законы имеют высокую ценность в методологическом плане. Это связано с теми проблемами, которые в конце18 начале 19 веков волновали математиков: проблема бесконечно малых величин, которые могли существовать в процессе своего уничтожения.

Диалектика- наука об уничтожении вещей(пример, как метод конкретной науки мог быть применим в методологическом плане)

Проблема основного вопроса философии: что первично?, материя или сознание(дух)

В методологическом плане эти 2 вопроса недоказуемы и неоправергаемы(первична материя или сознание)

Общий путь познания

1. Предварительное определение логического и интуитивного

2. Понятие сознательного и бессознательного

3. Этапы творческого процесса познания

А. Эйнштейн признавал философию как мать всех наук.

На пути чисто логического рассуждения принципиально нового знания получить невозможно, знание аналитическое не может быть принципиально новым. Мы выявляем то знание, которое для нас лежит в предпосылках. Приращивание знания возможно только интуицией.

Интуитивное знание- сугубо личностное, для его выражения мы должны его перевести на язык логики.

Логическое- выводное знание, основанное на логике. Логика–это наука о правильном мышлении. Логика–это учение о выводе.

Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логических выводов.

В интуитивном мышлении: Недостаток: «я знаю, но я не знаю как я знаю». Логическое- это то, что от нас требует определенного интеллектуального усилия, сознательная деятельность.

Интуитивное–это бессознательная деятельность

Сознательная деятельность–это целесообразная деятельность, самосознание, знание.

Знание- умение, навык, владение.

Знание–это установление однозначного соответствия знака и объекта, который этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание как вложение смысла.

Уровни понимания:

1. Способность слежения за текстом. Текст- это все, что может быть подвергнуто интерпретации(картина, музыка, следы на снегу)

2. Способность воспроизведения текста–уровень «натаскивания»

3. Способность опровержения текста- высший уровень понимания

Знание- это не просто соотношение знака и объекта познания, но и понимание

Самосознание–это способность выделить себя из окружающей действительности.

Бессознательная деятельность- это деятельность, не подверженная правилам логики.

Открытие- это логическое преступление.

Научная деятельность- это деятельность бессознательная. Научное творчество близко деятельности художника, писателя.

Писатель мыслит до и после работы, во время работы он не мыслит, он пишет.

Отличие логического и интуитивного:

1. Логическое–сознательная деятельность. Интуитивное- бессознательная деятельность

2. Доказательность логических операций. Интуитивные действия- бездоказательны

3. Отчетливость логического мышления. Интуитивное мышление- безотчетное

4. Подсознательное- в сознании не было на сознание действует из вне.

Бессознательное находится в сознании

Сверхсознание- информационное поле, ноосфера, космический разум, который является «складом» всех истин.

 

66. Биоэтика как система нравственных критериев гуманизма. Принципы и правила биомедицинской этики.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.