Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессиональное становление личности специалиста





актуальность исследования. Разработка проблем, связанных с профессиональным самоопределением выпускников вузов как особой социальной группы, в настоящее время приобретает принципиальное значение для решения важнейших задач общественной практики в нашей стране.

Трудности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей порождены нестабильностью общества в целом, кризисом привычных норм и ценностей в жизни

людей в нашем обществе. Они обусловлены и такими факторами, как устранение системы государственного распределения, ситуацией на рынке труда (безработица, нехватка рабочих мест для молодых специалистов с высшим образованием), расширением сферы выбора направлений, форм и способов профессионального самоопределения.

Качественные изменения в социально-экономической жизни

общества, в содержании и характере организации трудовой I k деятельности обнаруживают несоответствие между возможностями

для самореализации личности и подготовленностью молодежи к их

творческому использованию. Поэтому профессиональное самоопределение в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности, l% предотвращение внутриличностных конфликтов и профессиональных

фрустраций.

, В противоположность предшествующему периоду, в современной рыночной экономике профессиональное будущее студента является неопределенным, он не может начать специализацию слишком рано, не рискуя получить специальность, которая впоследствии окажется невостребованной в быстро меняющей свои ориентиры и содержание социально-экономической обстановке. Студент должен психологически готовиться к неопределенности, к возможным многократным трансформациям в самой специальности и в отношении к ней общества, к необходимости быстро усваивать ¦' новые навыки и выполнять различные функции, постоянно доучиваться и переучиваться, то есть быть универсальным работником. Главным становится не количество знаний, что само по себе, конечно, важно, а способность решать различные ситуационные проблемы, адекватно проявлять себя в непредвиденных, нетривиальных обстоятельствах.



Актуальность рассматриваемых вопросов, их недостаточная научная и методическая проработанность, практическая потребность в

I организации помощи студентам выпускных курсов и выпускникам

18) Особенности развития личности студента.

В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения. И главное, на что направлено изучение процесса адаптации студентов,- это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации студентов важно и для ранней диагностики дезадаптированных студентов с выходом на коррекцию их способов адаптации к вузу.

Адаптация к обучению в вузе - одна из форм приспособительного поведения человека, имеет те же аспекты, что и любой другой адаптивный процесс.

Колызаева Н.Г. (3) в общем процессе адаптации выделяет две стадии:

адаптивная реакция, которая характеризуется напряжением личностной системы, выражающимся в резком увеличении количества межфункциональных связей и наиболее интенсивном периоде личностных преобразований;

адаптивная стабилизация, которая характеризуется уменьшением напряжения личностной системы, выражающемся в уменьшении количества межфункциональных связей и наименее интенсивном периоде формирования адаптивных характеристик.

Переход от одной стадии к другой совершается через пик адаптивной нагрузки, при котором напряжение личностной системы достигает максимума.

Можно предположить, что эти же стадии выделяются и в процессе адаптации к вузу. Адаптивная ситуация в этом случае - это процесс взаимодействия личности студента с конкретными условиями данного вуза.

Существует множество подходов к изучению процесса адаптации студентов.

Гришанов А.К., Цуркан В.Д. (2) утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту.

Основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов авторы определяют так: формирование нового отношения к профессии, освоение новых учебных форм, оценок, способов и приёмов самостоятельной работы и др. требований, приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, обучение новым видам научной деятельности, приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени.

 

Сиомичев А.В.(7) определяет адаптацию как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования; и в сфере адаптации студентов выделяет познавательный и коммуникативный аспекты, как основные направления учебной деятельности.

Бабахан Ю.С. (1) отмечает значимость самооценки студента как показателя его способности к учебной адаптации, так как адаптация - это всегда тот или иной вид балансирования внутреннего и внешнего, индивидуального с общественным. Важным предпосылочным условием успешной адаптации студента является наличие у него способности правильно оценивать свои возможности как в отношении предъявляемых ему учебных заданий, так и в отношении его распорядка и правил, определяющих их выполнение.

19. Психология личности студента

В прошлое ушла еще одна ранее характерная для студентов черта - социальная активность. Ее заменила другая - рационализм.

- Студенты перестали быть активными в конце 80-х годов, - говорит Сергей Туманов. - Это связано с тем, что они стали более рациональными. Прожить на стипендию нельзя было и раньше, но с начала 90-х годов она стала совсем символической. Студенты в массе своей начали подрабатывать и из-за этого пропускать занятия. Следовательно, нужно было по-другому выстраивать отношения с администрацией вуза, чтобы не отчислили. В таких условиях демонстрировать свои убеждения опасн

Вместо политики и политиков студенты полагаются на себя и свое образование. 67 процентов российских студентов считают, что успех в жизни зависит от хорошего образования. А 23 процента студентов МГУ хотели бы получить второе высшее образование, и почти 40 - остаться в аспирантуре. Всего по Москве продолжить учебу по окончании вуза собираются 56 процентов студентов. В Петербурге - 48 процентов, в Екатеринбурге - 24, в Уфе - 14, в Смоленске - 12.

Студент имеет довольно высокий уровень притязаний. Стремятся к лидерству 89 % и только 11 % готовы уступить роль лидера.

Анализ данных опроса показал, что у современного студента СГУ значительно выше установки на предпринимательство, чем на научную деятельность. Это характерно для всех выделяемых социальных типов. Наибольшее стремление выразить себя в бизнесе имеют социальные группы, рекрутированные из среды `высокой успешности родителей в сфере управленческой деятельности` (нормированный индекс 0,556); `низкой успешности родителей в сфере управления` (0,542), `высокой предпринимательской успешности родителей` (0,538), `среднего и ниже среднего стартового научного потенциала` (0,526 и 0,527) .

Превышение установок на предпринимательство по сравнению с научными устремлениями составляет:

для групп по уровню предпринимательского потенциала: + 16,8 % (низкий стартовый потенциал), + 34,5 % (средний стартовый потенциал), + 25,7 % (высокий предпринимательский стартовый потенциал);

для групп по уровню управленческой успешности родителей: + 24,6 % (низкая успешность в управленческой сфере), + 27,24 % (средняя успешность), + 13,01 (высокая успешность в управленческой деятельности).

Стремления к научной деятельности доминируют лишь у тех студентов, родители которых успешно реализовали себя в данной сфере (предпринимательские настроения отстают у данной группы: - 3,09 %). Практически равны стремления реализовать себя в науке и бизнесе у студентов с низкими стартовыми возможностями родителей (- 9,4 % не в пользу бизнеса) .

20) Учебно-исследовательская деятельность студентов

Основными целями научно-исследовательской работы студентов являются:

формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования;обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов;создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве - полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями. 2.2. Поскольку формами мышления, используемыми в процессе учения, приобретения новых знаний и проведении любых научных исследований, являются понятия, суждения, умозаключения, а операциями – анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация и обобщение, то достижение поставленных целей осуществляется путём решения следующих задач: 2.2.1.Определение и предоставление студенту право выбора форм участия в научно-исследовательской работе;

2.2.2. Овладение (в рамках единого образовательного и научного процессов) системой понятий, суждений и умозаключений в области профессии (специальности), базирующихся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности.2.2.3. Овладение методами анализа, сравнения, классификации, систематизации и обобщения.

21)Научно-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы

научно-исследовательская деятельность является одним из определяющих факторов развития профессионализма, от нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой педагога, и связь обучения с современной с жизнью.

Современный педагог должен быть исследователем и, занимаясь данной деятельностью, повышать свой профессиональный уровень.

Для развития исследовательской деятельности педагогу можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Понятно, что рецепты здесь едва ли уместны.

Целями научно-исследовательской деятельности педагогов являются:

- развитие представлений о межпредметных связях;

- развитие интеллектуальной инициативы через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;

- обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;

- создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность учащихся;

- разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.

Научно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы) с заранее неизвестным решением и предполагающая соблюдение основных этапов научного исследования:

1) постановка проблемы;

2) изучение теории по данной проблеме;

3) овладение методикой исследования;

4) сбор материала, его анализ;

5) выводы по решению данной проблемы.

Научно-исследовательская деятельность позволяет:

» актуализировать самореализацию и творческое развитие личности педагога;

» повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков;

» обеспечить профессионально-квалификационный рост педагога-исследователя;

Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности учителя, его творческий рост, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, повышает его профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.

22) Мотивация научной деятельности.

В наши дни научные достижения приносят немалое признание, а ученые нуждаются в периодическом одобрительном "похлопывании по плечу", точно так же, как и все простые смертные, хотя они, по тем или иным причинам, не очень-то склонны в этом сознаваться.

Разумеется, значение имеет не шумовой уровень аплодисментов, а кто и за что вам аплодирует. Мало кто желает остаться анонимным, зато многие вступают в ожесточенную борьбу за свой приоритет, стремясь получить признание со стороны компетентных коллег, и, что любопытно, за достижения совсем особого свойства.

Они хотят быть уверенными в том, что в самом деле поняли некие скрытые законы Природы. Они хотят иметь право повторить слова прорицателя из "Антония и Клеопатры" Шекспира: "Порой в великой Книге Тайн Природы мне удается кое-что прочесть".

И все же ни слава, которую может принести наука, ни ее потенциальная польза - во всяком случае, в ее общепринятом понимании - не являются единственными притягательными сторонами науки. Главная "польза" фундаментального исследования та же, что и у розы, песни или прекрасного пейзажа, - они доставляют ученым удовольствие.

Каждое научное открытие выявляет новую грань в гармонии Природы для пассивного наслаждения. Но наука не только "зрелищный вид спорта" - ученый активно участвует в раскрытии прекрасного. Этот тип деятельности - единственный из всех, доступных человеческому разуму, - наиболее близок к процессу творчества.

Разумеется, если вы еще не испытали этого чувства, описание лишено смысла; если же вы с ним знакомы, такое описание, в общем-то, не нужно. Словесное описание радости поцелуя мало что даст тому, кто никогда его не испытывал, а остальным оно навряд ли нужно. Но инстинктивное предвкушение удовольствия предшествует и поцелую, и научному открытию, и каждый, кто в конечном счете стал ученым, должен был ранее это смутно предчувствовать, иначе ему не пришло бы в голову посвятить себя науке.

Итак, мотивы, побуждающие ученых заниматься наукой, весьма разнообразны. Теперь попытаемся детально разобрать их, ибо одна из основных целей реферата - максимально проанализировать мотивы, которыми руководствовались ученые при выборе специальности.

Нет ничего более печального, чем неудачник в науке. Большинство из них – это просто малоприспособленные к чему-либо люди, попавшие в науку случайно.

Некоторые мотивы для избрания научной деятельности заслуживают одобрения обществом, другие оно воспринимает с отвращением. Не будем оценивать их с этих позиций, а просто перечислим отдельные мотивы - независимо от того, покажутся они общественности прекрасными или безобразными, - под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, добился успеха и процветания на научном поприще:

- Бескорыстная любовь к Природе и Правде.

- Восхищение красотой закономерности.

- Простое любопытство.- Желание приносить пользу.- Потребность в одобрении.- Ореол успеха.И, наконец, последнее по порядку, но не по важности:

-Боязнь скуки.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.