Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность вербальной самопрезентации как когнитивного компонента «я - концепции» в трудах отечественных и зарубежных психологов





«Я–концепция», согласно энциклопедической литературе–это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к самому себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я», (то, каким индивид намерен стать). Понятие «Я−концепция» возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов: К.А. Маслоу и К. Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я–концепция» связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации [25, c.263].

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности и внутриличностные конфликты. «Я–концепция» обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я–концепции» является «самосознание» личности. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли она на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формирования, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными. Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и.т.п. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания–это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт [24, c.442].

Вербальная самопрезентация–сообщение о себе окружающим в принятых в данном языке речевых конструкциях. Первым систематично изучать данный феномен стал американский социолог И. Гофман (интересующей нас проблеме посвящена, в частности, его книга «Представление себя другим в повседневной жизни»). Теоретический анализ И. Гофмана сделал самопрезентацию предметом социально-психологических исследований, задал несколько направлений разработки её проблематики. «Большое внимание И. Гофман уделил описанию различных приёмов, используемых субъектом для контроля за впечатлениями, которые он производит на аудиторию».

Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные (анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых она и направлена), личностные (в данном случае внимание уделяется личностным характеристикам субъекта, индивидуальным особенностям, связанным со склонностью управлять впечатлениями о самом себе) и ситуационные (изучают детерминанты, связанные с особенностью ситуации взаимодействия).

Рассмотрим соотношение понятий «Я–концепции» и самопрезентации. Ж. Тедеши и М. Риесс определяют самопрезентацию как «намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих. Поэтому часто синонимами самопрезентации становятся «самоподача», «самопредъявление», «управление впечатлением».

Согласно теории когнитивного диссонанса, самопрезентация является одним из приёмов устранения диссонанса в случае противоречий личных представлений и установок, отдельных когнитивных элементов. Личность ищет приёмы, чтобы восстановить свою согласованность и поддерживать привычный «образ Я». Эти неосознаваемые способы позволяют личности поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранять единство «образа Я».

Самопрезентация может быть рассмотрена как поведенческая составляющая «Я – концепции». Самопрезентация, в первую очередь, служит целям проверки и подтверждения когнитивной и оценочной структур. В зависимости от потребностей индивида целей самопрезентации может быть гораздо больше, как и соответствующих стратегий социального поведения.

Выделяют следующие цели и стратегии самопрезентации:

§ желание понравиться;

§ продвижение себя;

§ служение примером;

§ стремление вызвать сочувствие;

§ стремление запугать.

Самопрезентация, помимо этого, соотносится с сутью имиджа, помогающего человеку чувствовать себя уверенно. Самопрезентация позволяет воздействовать на людей с помощью эффектного облика. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям. чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».

Одной из форм самопрезентации является самоописание, когда индивид в процессе произвольной коммуникации или по заданию формулирует в речевой форме образ своего «Я» таким, как он видит себя сам, или таким, каким бы он хотел представить себя окружающим. Основными информативными параметрами вербальной самопрезентации служат языковые (лексические и семантические) единицы, а также порядок представления человеком отдельных компонентов самоописания. «Самопрезентация» происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя феномен выявили американцы (в США данное понятие звучит так: «own presentation»). «Самопрезентация» - вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города. Существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причем она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет определенную, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребенок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша видно семь пядей во лбу». Главная цель «искусственной самопрезентации» -завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей.

Одним из значимых новообразований дошкольного возраста является формирование представлений ребенка о себе как физическом и социальном субъекте и способность к их знаково-символическому опосредованию, которая, по мнению Л.С. Выготского, служит основой взаимодействия с социальным окружением, как в пределах семьи, так и при более широких контактах. Ребенок стремится продемонстрировать свои индивидуальные особенности, включая в их спектр не только телесные и психические параметры, но и обладание предметами (игрушками, одеждой), способность к выполнению определенных действий. В дошкольном возрасте процесс представления себя окружающим не имеет четко выстроенной стратегии и тактики, он в большей мере обусловлен уровнем речевого, психического и социального развития ребенка и направлен преимущественного на установление контактов с окружающими. Демонстрируя себя окружающим в ходе спонтанных и направленных контактов, ребенок отражает в вербальной и невербальной формах основные компоненты представлений о том, какой он есть или каким хочет быть. Независимо от источника информации, которая является основой формирования представлений ребенка о самом себе, основным способом ее передачи служат вербальная и невербальная коммуникации. Ряд исследований позволил выявить, что становление «Я - концепции» ребенка взаимосвязано и взаимообусловлено началом активного усвоения языка, резким ростом лексического запаса и широким использованием речи во всех областях деятельности. Через речевое опосредование предметом осознания ребенка становятся физические, психические и социальные компоненты, происходит их (когнитивная и эмоциональная) оценка. Сообщая о себе в принятых в данном языке речевых, ребенок одновременно структурно оформляет представление о себе сознательно или бессознательно самопрезентует личность для окружающих [5, C.8-20].

Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З., в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Реан А.А. в отечественной психологии посвятили свои исследования теме развития личности и формирования «Я–концепции». Так,опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Исследователями Н.П. Колесниковой, М.В. Крулехт, Т.А. Репиной и многими другими выделяются предпосылки к самовоспитанию у детей старшего дошкольного возраста. По мнению В.И. Слободчикова, зарождение и проявление парциальной субъективности, которая характерна для дошкольников, обнаруживается в саморегуляции некоторых форм психической активности, самостоятельном осуществлении некоторых видов деятельности, реализации различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми, в элементарном самоконтроле и самооценке. Особенно элементы самовоспитания у старших дошкольников закладываются в условиях ведущей деятельности.

Современными исследованиями доказывается, что сознательное «Я» вырастает в социальном процессе (Г.А. Андреева, Н.Ф. Голованова, О.В. Хухлаева, Т. Шибутатти и др) [6, c.296]. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с социумом. То, как сообщают взрослые первую информацию ребенку о нем, как оценивается его достижения, как осуществляется педагогическая и психологическая поддержка, во многом определяет, что может лечь в основу формирования «Я» ребенка. Дети дошкольного возраста, пока у них мал собственный опыт, «примеривают» и присваивают себе все позитивные и негативные характеристики, неслучайно они ссылаются на высказывания и мнения взрослых.

К. Блага и М. Шебек отмечают, что между третьим и четвертым и шестым годами развиваются и укрепляются все создавшиеся оси структурного «Я». Они же констатируют, что в дошкольном возрасте глобальное «Я» более сцеплено, чем в раннем возрасте. Ось идеала «Я» у детей дошкольного возраста часто включает идентификационные модели родителей, бабушек, дедушек, старших детей, сверстников. Важно и то, что дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что «структурное−Я» обогащается еще одной осью–осью совести, т.е. появляются «идущие изнутри» правила поведения.

Осваивая социальные понятия, маленькие дети часто задают вопрос: «Почему так делают?» Распространенный ответ основан на атрибуции свойств. Становясь старше, дети все более склонны судить о себе и других людях исходя из устойчивых психологических свойств.

До наступления среднего детства ясного когнитивного понимания дружбы не происходит; понятия доверительных отношений и взаимности еще слишком сложны для дошкольников. Тем не менее, с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4 - и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе и внимании отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются некоторых правил, подразумеваемых дружескими отношениями.

Исследователи лишь недавно обратили внимание на детские социальные конфликты, или споры. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и понятий. Даже 3-летние дети могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм «Сейчас моя очередь!» или доказывать неправоту других, указывая на последствия их действий «Стой, так ты можешь ее сломать!». Фактически, наблюдения за детскими словесными перепалками в дошкольные годы обнаруживают неуклонное развитие понимания детьми социальных норм, их способности учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную [20, c.196].

Среди наиболее значимых социальных понятий и норм, усваиваемых дошкольниками, оказываются понятия и нормы, связанные с соответствующим полу поведением. Дети осваивают некоторые аспекты половых ролей, подражая поведению значимых для них людей и получая от них подкрепления за соответствующее полу поведение. Развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений гендерных схем способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться [19, с.384].

«Я–концепцию» часто определяют как совокупность установок, направленных на себя. Важнейшей её функцией является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения. «Я−концепция» имеет огромное влияние на собственно становление, развитие личности, деятельности и поведения индивидуума.

Большинство психологов утверждают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я–концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

В детстве «Я–концепция» является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование «Я–концепции», и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Влияние родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирования его «Я–концепции» [23, c.304].

 

1.3. Становление «Я−концепции» у детей дошкольного возраста

Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного «Я» ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности. В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки «Я», образа себя, «Я–концепции», что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его «Я–концепцией». Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном детстве такой значимой группой выступают члены семьи. Важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, сто, в свою очередь, формирует в нем чувство собственной значимости. Какие бы формы не принимала семья, она все же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. До того, как ребенок пойдет в школу, его научение фактически предопределяется только с семьей. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы «Я−концепции».

В течение дошкольного детства дети формируют некие генерализованные отношения к самим себе: например, считают себя «хорошими» или признают себя «копушами» и «неумехами». Многие из этих эмоционально окрашенных представлений появляются очень рано, еще на невербальном уровне. Детей могут сильно тревожить некоторые из таких чувств и предложений, тогда как другие не вызывают у них никакого беспокойства. Кроме того, в эти годы у детей формируется ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими-то их представлениям -они должны быть. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами «Я−концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно реализовать.

Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, в цвете волос, происхождении, симпатиях и антипатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети или плохие и.т.д. Знание о том, какими нас видят другие люди, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Младшие дошкольники склонны характеризовать себя исходя из своих физических качеств [«У меня темные волосы»] или предметов собственности [«У меня есть велосипед»]. Рассказывая о себе, старшие дошкольники чаще упоминают о своих занятиях: «Я хожу в детский сад», «Я играю в футбол», а также говорят о том, что им довелось пережить и какие отношения у них сложились с окружающими. Дошкольники, описывая себя, обычно рассказывают о своих семьях. Эта склонность детей характеризовать себя через социальные отношения в дошкольном детстве возрастает. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и когда они начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или личный сценарий, помогающий им интегрировать свое поведение [22, с.144].

Наши представления о появлении у ребенка чувства своего «Я» находятся под сильным влиянием теорий Фрейда и Пиаже, поскольку каждый из них полагал, что к началу жизни у ребенка отсутствует чувство раздельности. Фрейд указывал на символические взаимоотношения между матерью и маленьким ребенком, в которых два существа объединены вместе, как если бы они были одним целым. Он полагал, что сначала младенец не осознает себя отдельным от матери существом, только постепенно ребенок понимает, что он особый. Это представление изучала Маргарет Малер, хорошо известный теоретик психоаналитической ориентации, которая выдвинула предположение о том, что у ребенка происходит «психологическое рождение» через несколько месяцев после биологического рождения.

Однако еще более влиятельными, чем теории Фрейда или Пиаже, стали работы американского психолога Вильяма Джеймса, который проводил важное различие между двумя аспектами себя, названными «Я» и Мое. Аспект «Я», часто называемый субъективным «Я», относится к внутреннему чувству «я есть», «я существую». Аспект «Мое», иногда называемый объективным «Я», охватывает набор свойств или качеств, которые объективно известны или присущи личности: сюда входят физические характеристики, темперамент и социальные навыки. Именно аспект «Мое» является «Я–концепцией»−набором представлений или убеждений каждого из нас о своих собственных качествах. Однако именно наше «Я» определяет «Я–концепцию» и имеет убеждения и представления о себе. Поэтому, когда мы описываем себя кому-нибудь другому или отвечаем на вопрос «Кто я?», как я просила вас в начале статьи, вы описываете «Мое», но именно ваше «Я» делает это описание.

Такое разделение, изначально предложенное Джеймсом, мы можем встретить в большинстве современных работ, посвященных исследованию формирования чувства себя, хотя современные исследователи и теоретики используют иные названия для этих двух аспектов. Например, Майкл Льюис в своих работах называет «Я» механизмом себя, а «Мое»−представлением о себе. Робби Кейс проводит аналогичное различие между категориями подразумеваемого «Я» [Я] и описываемого «Я» [Мое]. В дальнейшем я буду использовать понятия субъективное «Я» и объективное «Я», поскольку считаю их самыми четкими из имеющихся альтернатив.

Следует также отметить положения психологии о том, что у дошкольников формируются новообразования, которые содействуют становлению внутреннего «Я». В раннем возрасте ценным является «Открытие Я», появление линий «Я есть», «Я могу», «Я хочу», «Я имею», первичной рефлексии, освоение правил и обязанностей, регулирующих поведение ребенка. Особо следует выделить важнейшее психологическое новообразование–эмоциональную децентрацию [умение принимать во внимание чувства и мысли других людей].

Уже у ребенка третьего-четвертого года жизни появляется первичная потребность в саморазвитии. Постепенно ребенок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества, более осознанно это происходит в возрасте пяти-шести лет. Потребность в самоизменении, хотя и имеет свою специфику в этом возрасте, но может выражаться не только вербально, но и посредством проявления реальных Я−усилий. Таким образом, тенденции поведения, заложенные в «Я–концепции», проявляются в конкретных поступках ребенка. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно» «нельзя» становятся, как справедливо считает О.В. Хухлаева, основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы мысленно произносятся самим ребенком, постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли. Происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он–плохой или хороший [9, c.349].

Важнейшее значение для стабилизации «Я» играет процесс идентификации с родителем своего пола. Поскольку в дошкольном возрасте активно развивается самосознание, ребенок осознает, что он в целом хороший, но имеет некоторые недостатки. Расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада−первого чужого взрослого.

Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития.

Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование «Я–концепции», широко используются понятия идентификации и научения как процесса приобретения нового опыта. Вследствие зависимости ребенка от родителей и его любви к ним родители, по мнению многих психологов, имеют уникальную возможность оказывать избирательное подкрепляющее воздействие на весь процесс научения у ребенка, на его представления об идеале поведения, на самовоспитание (включающее, быть может, негативные чувства и ограничения положительной самооценки). Адекватность «Я–концепции» ребенка может отчасти зависеть от безусловного позитивного отношения к нему значимых других, в особенности родителей.

Даже 2-летние дети имеют некоторые представления о себе. Речь 2-летнего ребенка полна утверждений обладания. В одном исследовании 2-летних детей, игравших попарно, большинство из них начинало игру с многочисленных притязаний. Прежде всего, они устанавливали границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка». Автор этого исследования считает, что такое поведение свидетельствует не о детском эгоизме, а об успехах когнитивного развития: у детей возрастает понимание себя и другого ребенка как отдельных существ. Обзор других исследований, посвященных изучению «Я–концепции» детей и социальной игры, показал, что более социализированные дети обладают более развитой «Я–концепцией».

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста понимание себя тесно связано с пониманием социального окружения, социального мира.

 

 


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.