Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Библиографический список





Л.Н. Банникова. Управление персоналом

Учебное пособие

 

Научный редактор – проф., д-р филос. наук В.Т. Шапко

Оглавление

 

ВВЕДЕНие 3

Тема 1. Место и роль управления персоналом в
системе управления организацией 4

1. Персонал как важнейший ресурс организации……………………….... 4

2. Численность персонала……………………………………………………. 8

3. Структура персонала, её основные виды………………………………... 9

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 13

Тема 2. Служба управления персоналом: структура и функции 14

1. Место службы управления персоналом в организационно-управленческой структуре организации……………………..……………. 14

2. Основные функции служб персонала……………………………………. 18

3. Структура и численность службы управления персоналом…….…….. 21

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 22

Тема 3. Рынок труда в системе рыночного хозяйства 23

1. Трудовые ресурсы и проблемы занятости в современной России …… 23

1.1. Структура трудовых ресурсов. Формы занятости и безработица…. 23

1.2. Основы регулирования рынка труда………………………………….30

2. Особенности регионального рынка труда………………………………. 32

3. Вопросы для повторения и обсуждения……………………………….… 34

Тема 4. Планирование трудовых ресурсов
организации 34

1. Понятие и методы кадрового планирования. Нормирование труда.… 34

2. Анализ и описание работы: основные направления и методы.
Структура и значение должностной инструкции………………………… 37

3. Личностная спецификация (профессиограмма), её основные
разделы…………………………………………………………………………. 39

4. Вопросы для повторения и обсуждения……………………………….… 41

Тема 5. Технология найма и отбора. Адаптация персонаЛА 42

1. Организация набора кадров……………………………………………….. 42

1.1. Источники привлечения кандидатов: их достоинства и недостатки……………………………………………………………………... 43

1.2. Методы отбора кандидатов………………………..…………………. 46

1.3. Трудовой контракт……………………………………………………… 49

2. Сущность и основные формы адаптации. Управление адаптацией.... 51

3. Отбор персонала на государственную и муниципальную службу..…. 55

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 61

Тема 6. Деловая оценка персонала в организации 61

1. Понятие, виды, функции оценки персонала…………………………….. 61

2. Методы выполнения оценочных процедур…………………………..…. 62

3. Аттестация как форма оценки: её достоинства и недостатки………. 63

3.1. Виды аттестации………………………………………………………... 64

3.2. Структура процесса, требования к проведению аттестации……… 65

4. АттестациЯ государственных служащих: сущность и порядок проведения…………………………………………………………...………… 67

5. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 70

Тема 7. Движение и развитие персонала организации 71

1. Основные направления профессионального развития персонала.… 71

2. Профессиональное образование, формы обучения…………………….. 72

3. Структура и методы обучения. ………………….……………………….. 76

4. Особенности профессиональной подготовки и оценки знаний государственных гражданских служащих РФ…………………………… 80

5. Вопросы для повторения и обсуждения………………………………… 81

Тема 8. Управление деловой карьерой персонала организации 82

1. Виды деловой карьеры. Основные этапы карьеры……………………... 82

2. Технология формирования резерва руководителей…………………… 85

3. Основные виды профессионально-квалификационного
продвижения рабочих………………………………………………………... 91

4. Порядок присвоения и сохранения классных чинов
государственной гражданской службы………………………………...….. 94

5. Вопросы для повторения и обсуждения………………………………… 95

Тема 9. Разработка программ стимулирования труда 96

1. Мотивация и стимулирование труда персонала…………………….… 96

2. Разработка системы оплаты труда. Особенности традиционной
(тарифной) и нетрадиционной (бестарифной) моделей оплаты труда… 99

3. Управление системой льгот……………………………………………… 104

4. Особенности системы вознаграждения государственных
гражданских служащих………………………………………………..…… 107

5. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 107

Тема 10. Мобильность персонала организации 108

1. Оборот кадров, направления и методы его анализа…………………… 108

2. Высвобождение персонала………………………………………….…….. 111

2.1. Управление текучестью персонала……………………………..…… 111

2.2. Высвобождение по инициативе администрации………………...… 113

3. Вопросы для повторения и обсуждения………………….……………… 115

Тема 11. Кадровые стратегии и политика организации 115

1. Понятие и виды кадровой стратегии и кадровой политики………….. 116

2. Этапы реализации кадровой политики и оценка ее эффективности.... 118

3. Направления реализации кадровой политики……………..…………… 121

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 128

Тема 12. Эффективность использования трудовых
ресурсов организации 128

1. Экономическая и социальная эффективность управления персоналом. Показатели эффективности………………………………………………….. 128

2. Организация и управление рабочим временем…………………....…..... 131

3. Кадровый аудит…………………………………………………….…...….. 135

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 136

 

Примерный перечень экзаменационных вопросов
по курсу……………………………………………………………………….. 137

Типовые темы курсовых и дипломных работ…………….. 138

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………..……...…… 139

Библиографический список 146

 

 

Екатеринбург

УГТУ-УПИ

 

УДК 331. (075.8)

ББК 65.24я 73

Рецензенты: кафедра истории и теории социологии Уральского государственного университета им. А.М.Горького (зав. кафедрой - проф., д-р социол.наук

Г.Б. Кораблёва; доц., канд. социол. наук Д. В.Резниченко

(Институт международных связей)

 

 

Банникова Л. Н.

 

Б 23 Управление персоналом: учебное пособие / Л. Н. Банникова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009, 151 с.

ISBN 5-321-00774-8

 

В данном учебном пособии представлен лекционный курс по дисциплине «Управление персоналом». Содержание пособия включает 12 тем, посвященных общей методологии и технологии управления персоналом.

Цель пособия – обеспечить студентов основными сведениями о целях, задачах и технологиях кадровой работы; научить их практически применять полученные знания. В учебном пособии представлены конспекты лекций, вопросы и задания для повторения и обсуждения, дан список основной литературы для подготовки к практическим занятиям, приведены примерные вопросы для подготовки к экзамену, а также перечень типовых тем курсовых и дипломных работ.

Учебное пособие рассчитано на студентов факультета гуманитарного образования, факультета дистанционного образования, факультета заочного обучения, обучающихся по специальностями 080507 – Менеджмент организации и 080504 – Государственное и муниципальное управление.

Библиогр.: 33 назв. Рис. 4. Табл. 4.

 

УДК 331. (075.8)

ББК 65.24я 73

 

 

ISBN УГТУ – УПИ, 2009

© Банникова Л.Н., 2009


ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Управление персоналом» является базовым для цикла управленческих дисциплин. Изучение этой дисциплины базируется на ранее приобретенных студентами знаниях ряда социально - экономических и гуманитарных дисциплин.

Предлагаемое учебное пособие способствует и углублению знаний студентов в области управления персоналом организаций различных организационных форм и форм собственности с учётом специфики сфер трудовой деятельности и региональных особенностей.

Основная цель – учебного пособия познакомить студентов с современными персонал - технологиями. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

· сформировать представления о структуре и типах рынка труда, видах занятости и безработицы;

· познакомить с методами планирования, набора, адаптации, обучения и оценки персонала;

· помочь в освоении навыков планирования и организации кадровой работы в организации.

В учебном пособии подробно представлены двенадцать тем, где рассмотрены теоретические основы управления персоналом, основные проблемы рынка труда, формирование системы управления персоналом, кадровое планирование, технологии управления персоналом, включая наём, оценку, отбор, трудовую адаптацию, обучение персонала, управление его развитием и движением, эффективность управления персоналом и кадровый аудит, а также организация службы управления персоналом в современных организациях, их функции и структура. Каждый из разделов заканчивается контрольными вопросами, позволяющими оперативно проверить степень усвоения изученного материала.

 

В результате изучения пособия студенты должны:

· получить общее представление о современном состоянии теории и практики управления персоналом в организации;

· овладеть основными понятиями, методами, инструментами современных персонал-технологий;

· уметь применять оптимальные методы и приемы управления персоналом в деятельности менеджера.

 

Тема 1. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией

1. Персонал как важнейший ресурс организации.

2. Численность персонала.

3.Структура персонала, её основные виды.

4. Вопросы для повторения и обсуждения.

 

1. Персонал как важнейший ресурс организации

В 90-х годах ХХ столетия в теории управления организациями происходит изменение общей системы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс предприятия, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала каждого предприятия, фирмы, организации. Менеджмент персонала приобретает особую значимость, поскольку позволяет учитывать личный фактор в построении системы управления персоналом. В настоящее время акценты смещаются на повышение степени вовлечения персонала в разработку и принятие решений, подготовку и повышение квалификации, совершенствование систем оценки персонала. Современный рынок рабочей силы в развитых странах характеризуется нарастающим дефицитом квалифицированных работников, не только соответствующих как уровню, так и специфике конкретного производства, но и активно его развивающих. Сотрудники организации составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.

 

Управление персоналом – это специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников – персонал. Управление персоналом также означает целенаправленное воздействие на человека как носителя способности к труду в целях получения большего результата от его деятельности. Менеджмент персонала или управление персоналом как отдельный вид менеджмента начинает выделяться во второй половине ХХ в., что связано со следующими причинами:

· усложнение процессов управления внутри организации;

· рост конкуренции и повышение роли человеческого фактора;

· повышение требований к квалификации персонала и его личным качествам;

· профессионализация менеджмента.

 

Целями управления персоналом предприятия являются:

· повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

· повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;

· обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения следующих задач:

· обеспечение потребности предприятия в рабочей силе и необходимых объемах требуемой квалификации;

· достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

· полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

· обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

· закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);

· обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

· согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

· повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

 

Основные принципы использования персонала:

· соответствие численности работников объему выполненных работ;

· согласование подготовленности работника со степенью сложности его трудовых функций;

· обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;

· максимальная эффективность использования рабочего времени;

· создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.

Особенность персонала как наиболее значимого ресурса организации в сравнении с другими ресурсами организации можно охарактеризовать следующим образом:

· персонал – это ресурсы, способные к постоянному развитию и совершенствованию, что отражено в понятии «социально-экономический потенциал» персонала, «трудовой потенциал» работника, в теории «человеческого капитала» организации;

· это ресурсы длительного, долговременного использования, так как трудовая жизнь человека в организации может составлять от 30 до 50 лет;

· сложность управления этими ресурсами в том, что не только организация оценивает работника, но и он оценивает условия и отношение к нему организации. Отношения работника и организации имеют двусторонний характер;

· при использовании трудовых ресурсов важны и неденежные аспекты взаимодействия: условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста работников;

· нужно учитывать высокую степень индивидуализации сделок по заключению договоров: каждый работник уникален и каждое рабочее место предъявляет свои требования к работнику.

Трудовой потенциал работника – совокупная способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определённых результатов деятельности, способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи. Трудовой потенциал включает в себя:

· психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

· квалификационный потенциал – объём, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определённого содержания и сложности;

· личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы и запросы в сфере труда.

Теория «человеческого капитала» исследует зависимости доходов индивидуума, предприятия, общества от природных способностей людей, их знаний и навыков. Наибольшее развитие эта теория получила во второй половине XX в. в работах Г. Беккера, Т. Шульца и др. Результаты Г. Беккера отмечены Нобелевской премией по экономике за 1992 г.

Понятие «человеческий капитал» отражает качества, которые могут стать источниками доходов для человека, предприятия и государства. Из множества характеристик, составляющих потенциал человека, теория человеческого капитала исследует те, которые существенно влияют на изменение доходов. Это относится преимущественно к здоровью, творческим способностям, образованию, профессиональным навыкам, предприимчивости, мобильности. Выделяют следующие особенности человеческого капитала:

1) права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы;

2) изменение человеческого капитала в зависимости от затрат принципиально невозможно измерить с той же точностью, что и для оборудования.

Человеческий капитал – это имеющийся у каждого индивидуума запас знаний, навыков, мотиваций.Ученые школы человеческого капитала изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Их главной задачей было определение экономической отдачи от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.Повышение общего и особенно профессионального образования не только давало прибыль предпринимателям, но и соответствовало в основном интересам работников, увеличивало их удовлетворенность трудом и производственную самоотдачу.

Человеческий капитал неоднороден. Он подразделяется на общий (перемещаемый) и специальный (неперемещаемый). Общий капитал включает в себя теоретические и другие достаточно универсальные знания, имеющие широкую область применения, а также общие профессиональные (специализированные) знания. Это могут быть, например, знания, полученные при изучении обычных учебных предметов: математики, физики, информатики, иностранных языков и т. п. Важной формой наращивания общего человеческого капитала является самообучение. Специальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией. Он включает в себя знания особенностей рабочего места, руководства, коллег по работе, их возможностей, достоинств и недостатков, клиентов, специфики предприятия, региона и т. п., а также практические навыки по использованию этого рода знаний. Специальный капитал накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения практического опыта.

Система управления персоналом – это подсистема управления, направленная на привлечение и эффективное использование имеющейся на предприятии рабочей силы, основанная на выполнении специфических функций, распределённых среди управленцев предприятия.

Основные компоненты системы управления персоналом

1. Формирование кадровой политики на основе стратегического планирования и определения целей организации.

2. Кадровое планирование: определение качественной и количественной потребности в персонале.

3. Комплектование штатов и адаптация новых работников. Это поиск и привлечение кандидатов, отбор лучших кандидатов, адаптация новых работников.

4. Обучение и развитие работников. Это такие направления деятельности, как обучение, переобучение, повышение квалификации персонала, формирование резерва и работа с ним, планирование карьеры.

5. Оценка и контроль: оценка рабочих показателей, контроль трудовой и исполнительской дисциплины, мониторинг состояния всех направлений работы с персоналом.

6. Активизация потенциала человеческих ресурсов – создание в организации таких рабочих условий, такой организационной культуры, такой системы материального и морального стимулирования труда, которые способствовали лояльности и приверженности работников своей организации.

7. Кадровое делопроизводство – документы, связанные с заключением и прекращением трудового договора; документы по учёту кадров; документы по труду и заработной плате; документы, регламентирующие деятельность персонала; документы, отражающие внутренние отношения.

Управление персоналом – это функция линейных руководителей и специалистов кадровых служб, что фиксируется в концепции «двойной ответственности». Надо различать функцию управления персоналом и работу по управлению персоналом, выполняемую специальной службой. Функция управления персоналом осуществляется в любой организации. Функция управления персоналом обязательна, но она может по-разному исполняться. Значительная часть кадровой работы осуществляется руководителями и работниками линейного управления. Чем меньше организация, тем большая часть работы по управлению персоналом ложится на плечи последних. В больших организациях кадровая работа выполняется преимущественно специальными службами, которые консультируют менеджеров всех рангов, вырабатывают единую кадровую политику и решают часть ее задач. В любом случае все менеджеры должны иметь представление об управлении персоналом, чтобы самим участвовать в работе и эффективно взаимодействовать со службами управления персоналом. Ошибки в управлении персоналом порождают текучесть кадров, раздутые штаты, неблагоприятный психологический климат.

 

2. Численность персонала

Персонал (кадры) – это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.

Персонал – совокупность физических лиц, состоящих с организацией как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определёнными качественными характеристиками, позволяющими обеспечить достижение целей организации.

Кадры – постоянный (штатный) состав работников. Обычно это квалифицированные работники, прошедшие профессиональную подготовку, обладающие специальным образованием, трудовыми навыками и опытом в избранной сфере деятельности.

Персонал характеризуется численностью, составом и структурой.

Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоёмкостью производственных процессов. Эти факторы задают нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удаётся обеспечить. На деле персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, то есть числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

Списочная численность персонала на определённую календарную дату включает всех работников, тех, кто работает и тех, кто отсутствует по каким- либо причинам.

В составе списочной численности три категории лиц:

· постоянные – принятые в организацию бессрочно или на срок более года по контракту;

· временные, принятые на срок до 2 месяцев; для замещения временно отсутствующего работника – до 4-х месяцев;

· сезонные, принятые на работу, носящую сезонный характер (на срок до 6 месяцев).

Не включаются в списочную численность (несписочный состав) внешние совместители, работники, выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, направленные на обучение с отрывом от производства и неработающие собственники.

Списочная численность ежедневно учитывается в табельных записях. Табель – это сумма явок и неявок на работу. Обычно рассчитывается среднесписочная численность персонала за определённый период.

Явочная численность – это величина персонала в каждый данный момент времени.

Подробно методика учёта численности персонала изложена в «Инструкции по заполнению сведений о численности работников и использовании рабочего времени» в формах федерального государственного статистического наблюдения.[1]

 

3. Структура персонала, её основные виды

Под структурой персонала понимается количественное соотношение между группами работников, задаваемое технологической и организационной структурами предприятия. Она отражается в штатном расписании организации.

Штатное расписание – локальный правовой акт, устанавливающий численность предприятия, состав должностей и размер оплаты труда. Штатное расписание применяется для оформления структуры штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом. Оно содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Структура персонала может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура отражает его распределение и движение в разрезе категорий и групп должностей это состав персонала.

Состав (основные категории) персонала:

· персонал основных видов деятельности (заняты созданием продукции, услуг или обслуживанием производственного процесса);

· персонал неосновных видов деятельности (транспорт, капремонт зданий, торговля, ЖКХ, учреждения здравоохранения).

Распределение персонала на категории по характеру трудовых функций осуществляется с помощью Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Персонал разделяется на две категории: на рабочих и служащих.

Рабочие непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Различают группу основных и вспомогательных рабочих. Первые заняты в технологических процессах, изменяющих форму, структуру и свойства предмета труда. Вторые связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест (инфраструктура предприятия).

К рабочим относится и младший обслуживающий персонал (МОП), занятый в основном оказанием услуг, не связанных с основной деятельностью (дворники, курьеры и др.).

Служащие осуществляют организацию деятельности сотрудников, а именно: управление производством, административно-хозяйственные и другие функции. Они относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным трудом, они объединяются в несколько подгрупп (руководители, специалисты, другие служащие).

К руководителям (код категории 1) относятся:

- главные специалисты: главный бухгалтер, инженер, главврач, энергетик и другие функциональные руководители;

- главы администраций, директора, менеджеры, заведующие и прочие линейные руководители, к ним относят также их заместителей.

Специалисты (код категории 2) – работники, выполняющие квалифицированные виды профессиональной деятельности. Это инженеры, экономисты, бухгалтеры, преподаватели, юрисконсульты и др., а также их помощники. Специалисты могут являться главными, ведущими или старшими.

Другие служащие (код категории 3) –это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учёт, контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, коменданты, контролёры, секретари, табельщики, учётчики).

Основой отнесения людей к той или иной категории является занимаемая ими должность, то есть штатная единица организации. Показатель численности работников, даже по видам деятельности (занятые основной деятельностью, занятые в непроизводственных подразделениях предприятия), по категориям промышленно-производственного персонала, недостаточен для полной характеристики трудового потенциала, особенно для целей управления кадрами в условиях рыночной экономики. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда – и неодинаковым количеством труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. В данном случае говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников.

Под трудовым потенциалом предприятия подразумевается совокупная трудовая дееспособность его коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава предприятия исходя из возраста работников,, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков. Для оценки трудового потенциала исследуется аналитическая структура персонала.

Параметры трудового потенциала подразделяются на две группы:

1) параметры, характеризующие социально-демографические компоненты трудового потенциала коллектива предприятия:
половозрастная структура, уровень образования, семейная структура, состояние здоровья и др.;

2) параметры производственных компонентов трудового потенциала:
профессионально-квалификационная структура, повышение и обновление профессионального уровня, творческая активность.

Аналитическая структура персонала определяется на основе специальных исследований и расчётов. Персонал оценивается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия, его социально-демографическая структура.

Анализ возрастной структуры персонала предполагает учёт среднего возраста сотрудников, учёт динамики возрастной структуры по категориям сотрудников, по отдельным подразделениям предприятия.

 

 

Рис.1.1. Структура специалистов и руководителей предприятия по возрасту

 

Анализ структуры персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более половины срока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное.

Важным показателем стабильности и преданности сотрудников организации является показатель продолжительности работы в компании (стаж). Для стажа средний показатель имеет больший смысл, чем для возрастной структуры. С общим стажем сотрудника напрямую связан уровень производительности его труда. Стаж работы в данной организации характеризует закрепляемость кадров.

Рис. 1. 2 Сравнительная характеристика специалистов и руководителей по стажу работы по профессии

 

Так, анализ возрастной структуры и структуры персонала предприятия по стажу (рис.1.1. и рис.1.2.) даёт основания для следующих оценок: человеческие ресурсы подобраны оптимально, так как три четверти персонала находятся в активном возрасте, что может обеспечить стабильную и надёжную работу предприятия. Гармонично представлены все возрастные группы. Треть персонала – молодые сотрудники до 30 лет, что может быть основой, базой для возможного «прорыва», причём есть молодые специалисты и руководители. Одновременно есть в коллективе и носители значительного опыта и квалификации, то есть 50-летние работники. Один из десяти сотрудников – работающий пенсионер, это преимущественно специалист. Положительно может быть оценена и структура респондентов по стажу. В составе руководителей преобладают достаточно опытные, со стажем работы по профессии от 3 до 10 лет. Адаптанты со стажем работы по профессии менее 3 лет есть в группе специалистов. По этому набору объективных характеристик трудовой потенциал специалистов и руководителей организации может быть оценён весьма высоко.

Чем выше трудовой потенциал предприятия, потенциальные возможности нанятой рабочей силы, тем более сложные задачи могут решаться коллективом (в отношении выпуска продукции, ее качества, быстроты освоения новых ее видов, эффективности производственно-хозяйственной деятельности и т.д.). Появление рабочей силы, чей трудовой потенциал слишком завышен для конкретных условий производства, не будет соответствовать его потребностям, являться "излишним", приведёт к тому, что этот трудовой потенциал не будет полностью использован и средства, затраченные на рабочую силу, не окупятся. У самих работников это может вызвать неудовлетворенность работой на данном предприятии, за чем последует увольнение по собственному желанию.

Именно поэтому кадровое планирование является важнейшим инструментом (средством, методом), используемым в управлении персоналом.

4. Вопросы для повторения и обсуждения

1. Каковы отличительные особенности человеческих ресурсов организации?

2. Объясните, в чём различия между списочной, нормативной и явочной численностью персонала.

3. Перечислите основные компоненты системы управления персоналом организации.

4. Изучите и оцените статистическую и аналитическую структуру персонала предприятия (муниципальной службы), где проходили производственную практику.

5. Перечислите факторы, влияющие на формирование человеческого капитала.

Тема 2. Служба управления персоналом: структура и функции

 

1. Место службы управления персоналом в организационно-управленческой структуре организации.

2. Основные функции служб персонала.

3. Структура и численность службы управления персоналом.

4. Вопросы для повторения и обсуждения.

1. Место службы управления персоналом в организационно-управленческой структуре организации

До начала ХХ столетия решением кадровых вопросов занимались хозяева предприятия или мастера. В 20-е годы прошлого века в США появились особые службы (бюро), на которые возлагались функции посредничества между администрацией и персоналом для обеспечения социального мира. В Англии они назывались секретарями по благополучию, в США – общественными секретарями. Они выполняли функции посредников между администрацией и персоналом, контролировали условия труда, заботились о создании школ, больниц вместо профсоюзов. В 30-е годы подобные службы занимаются проблемами учёта кадров, ведения документооборота, разбора конфликтов, в то время как основные решения по персоналу принимаются линейными руководителями. До 60-х годов кадровая работа рассматривалась как второстепенная. Это задавалось требованиями массового индустриального производства.

Сегодня в силу возросшей важности их функций прежние кадровые службы преобразовываются в службы персонала или в управления человеческих ресурсов, выполняющие интегрированные функции и обладающие широкими полномочиями.

До последнего времени работа с персоналом большинства отечественных предприятий ограничивалась рамками традиционного отдела кадров. На большинстве предприятий сохраняется порядок, когда отдел кадров подбирает и расставляет персонал; отдел подготовки кадров занимается повышением его квалификации, а вопросы организации, нормирования и оплаты труда решаются совершенно другой службой – отделом труда и заработной платы, несмотря на то, что процесс управления персоналом – это единый и неразрывный процесс.

Выделим ряд особенностей практик управления персоналом, традиционных для советского предприятия.

• Преобладание регистраторской функции, когда процедуры подбора кадров не были слишком сложными в силу сформировавшейся модели занятости, уравнительных способов вознаграждения и жесткой государственной регламентации трудовых ресурсов.

Низкий статус отдела кадров, выполнение многократно повторяющихся рутинных операций, не требующих специальных знаний и высокой квалификации его сотрудников; нахождение службы на периферии управленческой иерархии.

• Децентрализация функций управления персоналом, закрепление отдельных инструментов управления персоналом за разными подразделениями при решающей ро







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.