Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Чувствами. Для королевы это просто забава; возродившееся в ней материнское





Чувство заставляет ее желать удачи Гамлету. Король прячет за внешним

Спокойствием глубокое волнение, ибо настал час устраненния главного

Источника его тревоги и беспокойства. Горацио настороженно следит за всем

Происходящим, опасаясь подвоха и тревожась за Гамлета.

Поразительно разнообразие внешних обстоятельств действия. Здесь есть

Все: начиная с поэтического представления о потустороннем мире до самых

Незначительных бытовых подробностей. Пышность и торжественность дворцовой

Обстановки, где решаются судьбы государства, сменяются картиной частной

Жизни с ее маленькими семейными интересами; то мы в какой-нибудь из галлерей

Или зал дворца, то на каменной площадке замка, где стоят ночные стражи, то

На придворном торжестве, сопровождаемом спектаклем, то на кладбище, где

Происходят похороны. Разнообразна не только внешняя обстановка действия, но

И его атмосфера. Временами мы вместе с героем находимся на таинственной

Грани потустороннего, и нас охватывает мистическое чувство; но мы тут же

Оказываемся перенесенными в мир практических и прозаических интересов. А

Потом - сцены, полные своеобразного юмора, или эпизоды, до предела

Насыщенные страстью, тревогой, напряжением. В трагедии нет того единства

атмосферы, какое присуще, например, "Королю Лиру" или "Макбету". Моменты

Трагического напряжения перемежаются эпизодами, для которых характерна

Ровная атмосфера повседневности. Этот прием контрастирования сцен также

Содействует возникновению чувства жизненности всего происходящего.

Самая заметная черта "Гамлета" - это наполненность трагедии мыслью. Ее

Носителем является прежде всего сам Гамлет. Речи героя полны афоризмов,

Метких наблюдений, остроумия и сарказма. Шекспир осуществил труднейшую из

Художественных задач - создал образ великого мыслителя. Конечно, для этого

Автор должен был сам обладать высочайшими интеллектуальными способностями, и

Они обнаруживаются в глубокомысленных речах героя, созданного им. Но если мы

Внимательно присмотримся к этой черте Гамлета, то обнаружим, что прежде

Всего и больше всего наше восприятие Гамлета как человека большой мысли

Обусловлено искусством, с каким Шекспир заставил нас это почувствовать. Если

Составить антологию речей и отдельных замечаний Гамлета, то по

Справедливости придется признать, что никаких потрясающих идейных открытий

Мы не обнаружим. Конечно, многие мысли Гамлета свидетельствуют об его уме.

Но Гамлет не просто умный человек. В нашем восприятии он человек гениальный,

А между тем, как я уже сказал, ничего особенно гениального он не говорит.

Чем же объясняется наше представление о высокой интеллектуальности героя?

Прежде всего тем, как остро он реагирует на драматические ситуации, в

Которых оказывается, как непосредственно, одним словом, одной фразой сразу

Же определяет существо дела. И это уже с первой реплики. Гамлет молча стоит,

Наблюдая придворную церемонию. Благообразный и благожелательный король

Вершит государственные дела, удовлетворяет личные ходатайства, проявляя

Мудрость правителя и благосклонность отца своих подданных. Гамлет чувствует

И понимает лживость всего происходящего. Когда король обращается наконец к

нему: "А ты, мой Гамлет, мой племянник милый..." - принц сразу же бросает

Реплику, подобную быстрому сильному удару, раскалывающему все мнимое

благополучие, царящее при дворе: "Племянник - пусть; но уж никак не милый"

(I, 2). И так будет до конца трагедии. Каждое слово Гамлета в ответ на

Обращения окружающих бьет в точку. Он срывает маски, обнажает истинное

Положение вещей, испытует, осмеивает, осуждает. Каждую ситуацию трагедии

Именно Гамлет оценивает вернее всего. И яснее всего. Оттого что он так

Правильно понимает и оценивает все происходящее, мы и видим в нем умнейшего

Человека. Это достигнуто, таким образом, чисто драматургическим путем. Если

Мы сравним в этом отношении Гамлета и героя философской трагедии Гете

"Фауст", то увидим, что Фауст действительно великий мыслитель в том смысле,

Что его речи представляют собой глубокие откровения о жизни, и по сравнению

С ним в этом отношении Гамлет покажется в самом деле не больше чем

студентом. Но мысли Фауста безотносительны к действию трагедии Гете, которое

В общем является условным, тогда как трагедия Шекспира изображает нам во

Всей живости различные драматические ситуации, подлинность которых не

Вызывает у нас сомнений. В то время как мы еще только смутно начинаем

Догадываться об обстановке и действительных характерах людей, Гамлет в своей

Реакции на жизненно важные для него обстоятельства обнаруживает перед нами,

В чем состоит сущность положения или что представляет собой данный характер.

Таким образом, если герой Шекспира представляется нам воплощением

Великого ума, то это есть следствие в первую очередь ума Шекспира как

Художника. Но ни в коем случае нельзя отнять у Шекспира и качеств ума

Мыслителя в более широком смысле. Эта сторона его дарования проявилась в

Композиции трагедии в целом. Она представляет собой не просто такое

Сочетание событии и характеров, которое раскрывает перед нами определенную

Жизненную драму. Шекспир сумел придать каждой ситуации значительность,

Выходящую за рамки единичного, хотя бы и очень важного факта. Глубокая

Интеллектуальность реакций Гамлета на все происходящее заставляет и нас,

Зрителей или читателей, усматривать в каждом факте не случайное

Происшествие, а нечто типичное и жизненно значительное вообще. Мы приучаемся

Вместе с героем смотреть на факты с более высокой точки зрения, проникать

Через поверхность явлений в их сущность.

Но чтобы направить нас по такому пути, Шекспир-художник должен был

Обладать качествами, необходимыми для мыслители, стремящегося понять законы

Жизни. Правда, Шекспир нигде не похвастал перед нами своей философией, не

Отложил перо драматурга для того, чтобы занять кафедру и вещать истины

Докторальным тоном. Свою мысль он растворил в характерах и ситуациях.

Композиция "Гамлета" - не результат чисто формальною мастерства, а следствие

Глубоко продуманного взгляда на жизнь. Соотношение отдельных частей

Драматической постройки Шекспира, контрасты и сопоставления, движение судеб

- все это имеет своим основанием глубокий и всеобъемлющий взгляд на жизнь. И

Если говорят, что чувство меры - важнейший признак хорошего вкуса, то мы

Можем сказать, что, проявив его в художественной композиции трагедии,

Шекспир обнаружил также, что он знал подлинную меру самих вещей и явлений

Жизни.

Но взгляд художника на мир отличается не только способностью видеть

Соотношения, меры и границы. Его видение мира всегда эмоционально окрашено.

В данном случае эмоциональную стихию произведения составляет трагическое.

"Гамлет" - трагедия не только в том смысле, что судьба героя является

Злополучной. Особенность данной трагедии нагляднее всего обнаруживается при

сопоставлении с "Ромео и Джульеттой". В ранней трагедии мы видели яркий







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.