Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наука и практика как единая система





Раздел 1. Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики

Тема 1.1. Педагогическая наука и практика

1. Введение. Роль педагогической теории и педагогической практики в профессиональной деятельности учителя

2. Сопоставление науки и практики

3. Субъект – объектные, субъект – субъектные отношения в обучении и науке

4. Виды знаний в педагогике

5. Педагогическая наука и практика как единая система

6. Педагогика как наука.

Список литературы:

1. Бордовская Н. Педагогика / Н.Бордовская, А.Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М. Е.Вайндорф-Сысоева, Л.П.Крившенко. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 254 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.В.Краевский. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.

5. Крысько В. Г.. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Г.Крысько. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Ред.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

9. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.



10. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов. - М.: Академия, 2004. - 512 с.

Роль педагогической теории и педагогической практики в профессиональной деятельности учителя

Педагогическая практика - это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования заключается в том, что они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. Другая форма - единая система их взаимосвязи, наличие которой - необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнение практикой роли источника научного знания.

Сопоставление науки и практики

Сопоставим науку и практику по характеристикам, которые присущи любой деятельности, это: объекты, средства, результаты. Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого воспитывают и обучают. Объект научной педагогической деятельности - это образование как система практической педагогической деятельности в единстве всех ее компонентов.

Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Для педагогической практики это методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки - методы научного познания: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.п.

 

Субъект – объектные, субъект – субъектные отношения в обучении и науке

Субъект — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).

Таблица 1

Участники воспитательного процесса
Взрослые Коллектив Дети
Как объект воспитательного процесса
Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности
Как субъект воспитательного процесса
Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно) Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)

Виды знаний в педагогике

Цель и результат практической работы учителя - обученность и воспитанность как качества личности. В основе научных познаний в педагогике выделяют следующие уровни знаний:

- на эмпирическом уровне формируется знания о фактах, т.е. знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т. п.

- знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях, т. е. знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т. п.

- знания нормативные - о должном, о том, что следует делать; к ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности (принципы, правила, рекомендации и т. п.).

Наука и практика как единая система

В обосновании современных педагогических систем научно-теоретическая функция педагогики является приоритетной и системообразующей по отношению к конструктивно-технической. Создание научно обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и учебных материалов возможно на основе познания сущности педагогических явлений в ходе теоретических исследований. Только на этой основе можно осуществить опережающее отражение педагогической действительности, обеспечить влияние науки на практику. Трудный опыт разного рода педагогических новаций неоднократно подтверждал справедливость мнения, что «импровизации, основанные на эмпирическом знании, никогда не вносили тех изменений, например, в общественную жизнь, которые необходимы». От науки во многих случаях требуется разработать новое, то, чего еще нет в опыте практической деятельности. Например, выдвинутый и обоснованный Я.А. Коменским принцип наглядности опережал современную ему практику обучения; он не мог бы появиться в результате простого обобщения опыта средневековой школы. (Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.)

Педагогика как наука

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.

Педагогическая наука, определяется как наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Как всякая наука, педагогика имеет свой предмет: закономерности, теории, технологии, педагогического процесса, т.е. исследование сущности процессов развития и формирования личности и определение теории и методики воспитания как специально организованного процесса.

Объектпедагогики - процессы развития воспитания и становления человека.

Цельпедагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования.

Функции педагогической науки, прежде всего, это:

- теоретическая функция, реализующаяся на описательном, объяснительном уровне, на диагностическом уровне, на прогностическом уровне

- технологическая функция реализуется на 3 уровня: проективном, преобразовательном, рефлексивном

Задачи педагогики:

Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Закономерности - связи между условиями и результатами. Объективность, всеобщность, постоянство, повторяемость - характеристики закономерности. Закономерности в педагогике носят статистический характер и, в основном, словесные - качественные (например, у Ушинского: «Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитее и сильнее», из количественных, пример закон Эббингауза).

Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить общее (например, практики учителя математики, братья Эрдниевы разработали систему укрупненных дидактических единиц подходящую для всех дисциплин в школе, вузе, и т.д.). Созданы первые компьютерные банки передового педагогического опыта, например на кафедре педагогики Московского педагогического университета. Появилось понятие педагогическая инноватика.

Прогнозирование образования - педагогическая футурология.

Внедрение результатов исследования в практику.

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями, к ним относятся: воспитание, образование, обучение, формирование личности.

 

В систему педагогических наук входят:

- Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.

- История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

- Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

- Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

- Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.

Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно - профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.