|
ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА.Стр 1 из 4Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА. 1. Сущность экономической теории и ее связь с другими общественными и конкретными экономическими науками 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории 3. Общество и экономика. Экономическая роль человека в обществе 4. Экономическая теория и политэкономия. Структура экономической теории 5. Функции экономической теории. Экономическаятеория и экономическая полити 6. Производство и потребности. Проблема ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей Вопросы для самостоятельной работы Тесты Задачи и проблемные ситуации Литература Функции экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика Функции экономической теории. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом в функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, с материальными элементами производительных сил. Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики. Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики и определяющие их целесообразное поведение. При этом выделяются достижения и недостатки отдельных процессов. В "Экономиксе" проводится различие между позитивной (изучает то, что есть) и нормативной (изучает то, что должно быть) экономикой. Экономическая теория, наконец, выполняет мировоззренческую функцию, ибо, анализируя с помощью экономических категорий и законов практику хозяйственной жизни, дает возможность людям познавать окружающий мир, тенденции общественного прогресса, выявлять баланс взаимодействия общества, экономики и природы. В литературе выделяют также теоретическую, методологическую, критическую, прогностическую и другие функции. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, дает возможность не только определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. На основе экономической теории в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы. В современных условиях в Республике Беларусь в качестве главной стратегической цели социально-экономических преобразований определено повышение жизненного уровня народа и постепенное приближение его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств. Основным средством ее достижения является стабилизация и дальнейший рост производства товаров и услуг. Денежно-кредитное, бюджетно-налоговое, ценовое, внешнеэкономическое и другие направления экономической политики государства должны обеспечивать это развитие. Поставленной цели наиболее полно отвечает модель социально ориентированного рыночного государства, предполагающего соединение преимуществ современной высокоразвитой рыночной экономики и эффективной социальной защиты граждан, создание открытого гуманного, цивилизованного, правового общества. Экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономической, но и о социальной направленности развития общества, в котором мы живем. Соотношение социального и экономического в развитии общества и формы управления, регулирования определяют характер той или иной системы. Различают свободно развивающуюся, социально ориентированную и регулируемую рыночные системы. Познание экономических процессов и явлений развития экономики с определенными целевыми установками (более полное удовлетворение потребностей, эффективное использование ограниченных ресурсов, рациональный выбор) формирует экономическое мышление и экономическое сознание, порождает потребность в специальном экономическом образовании. Осознанный экономический мотив в поведении субъектов общественно-производственных отношений превращается в целенаправленную высокоэффективную деятельность. Актуальные задачи экономической теории связаны с обоснованием программ обеспечения экономического суверенитета национальных экономик республик бывшего Союза, а теперь — суверенных государств, перехода к рыночной системе хозяйствования, выхода из экономического кризиса и обеспечения в перспективе стабильного и высокого жизненного уровня населения. В числе главных задач изучения экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно выделить следующие: переход общества от командно-административной системы к рыночной; формирование механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснование экономической политики для смешанной экономики; выход из социально-экономического кризиса и достижение стабильности экономического развития; становление национальной рыночной экономики. Для решения этих задач необходимы своеобразный научный метод познания экономики, глубокое изучение реальной действительности и умелое использование достижений мировой экономической мысли. Тесты. 1. Сформулируйте определение предмета экономической теории в соответствии со взглядами: а) меркантилистов; б) английской классической школы; в) марксистов; г) кембриджской школы, выбирая одно или несколько из следующих положений: богатство нации; производственные отношения; производство, распределение, обмен, потребление; экономические законы; обмен, внешняя торговля; ограниченные ресурсы; труд в материальном производстве; производство благ; удовлетворение потребностей. 2. Предметом исследования общей экономической теории являются: а) принципы экономики; б) функциональные связи в экономике; в) объективные экономические законы; г) субъективные психологические законы, определяющие экономическое поведение людей; з) неограниченные ресурсы; е) различные способы производства; ж) различные способы удовлетворения безграничных потребностей с помощью производства, обмена, распределения экономических благ и услуг. 3. Первичность экономических интересов: а) характерна для общества в целом, но может быть нехарактерна для отдельной личности; б) характерна для прошлого и настоящего этапов развития общества; в) рассматривалась в теории Маркса как важный аргумент ма 4. Экономика — это: а) хозяйственная практика; б) наука; в) материальное производство; г) любая деятельность человека; д) только те сферы деятельности, которые связаны с обменом и 5. В материальное производство не включают: а) промышленность и сельское хозяйство; б) строительство; в) торговлю; г) общественное питание; е) образование; ж)транспорт и связь. 6. Термин "меркантилизм" происходит от слова: а) денежный; б) выгодный; в) экономный. 7. Термин "физиократия" означает: а) производство; б) земля (природа); в) власть земли (природы); г) власть техники. 8. Политэкономию считали наукой о богатстве и его источни а) физиократы; б) меркантилисты; в) марксисты; г) А. Смит и Д. Рикардо; д) А. Маршалл и Дж. Кейнс. 9. Термин "политическая экономия": а) стали использовать в XVII в. меркантилисты; б) ввел в научный оборот А. Монкретьен; в) ввел в научный оборот К. Маркс; г) использовали классики и марксисты;, д) перестали использовать в конце XIX в. некоторые школы, 10. Представители физиократов: а) Ф. Кенэ и Ж. Тюрго; б) А. Смит и Д. Рикардо; в) А. Маршалл и Дж. Кейнс; г) К. Маркс и Ф. Энгельс. 11. Основные идеи английской классической политэкономии были а) Франсуа Кенэ;
б) Уильяма Петти;
в) Адама Смита; г) Давида Рикардо; д) Джеймса Милля. 12. Физиократы изучали: а) проблемы воспроизводства; б) прибавочный продукт; в) сельское хозяйство как источник национального богатства; 13. Представители английской классической политэкономии: а) считали, что источником богатства является сельское хозяйство; б) считали, что источником богатства является производство; в) считали, что главным фактором производства, создающим богатство, является труд; г) изучали функции рынка; д) считали, что рыночная экономика должна быть свободной. 14. К современным направлениям развития экономической науки относятся: а) классическое; б) неоклассическое; в) неокейнсианское; г) институционализм; д) маржинализм. 15. Если ученый изучает условия максимизации прибыли и минимизации убытков отдельной фирмой, то его анализ является: а) нормативным; б) кейнсианским; в) микроэкономическим; г) неоклассическим; д) макроэкономическим. 16. Если ученый изучает поведение потребителя в рыночной экономике, то его анализ является: а) микроэкономическим; б) макроэкономическим; в) позитивным; г) нормативным. 17. В макроэкономике изучаются проблемы: а) преодоления экономических кризисов и безработицы; б) инфляции; в) измерения результатов национального производства; г) реализации макроэкономической политики; д) равновесия в отрасли; е) равновесия на всех товарных рынках страны; ж) равновесия фирмы при найме ресурсов. 18. В микроэкономике изучаются: а) проблемы национального воспроизводства; б) регулирование деятельности монополий; в) законы поведения потребителя; г) законы поведения фирмы; д) конкуренция производителей в отрасли; е) конкуренция между продавцами и покупателями; ж) проблемы денежного рынка и инфляции; з) проблемы измерения валютного курса; и) влияние мирового рынка на национальную экономику. 19. Если учепый.-жономист отстаивает идеи свободного предпринимательства и невмешательства в рыночную экономику, то его исследования относятся к: а) неоклассическому направлению; б) неокейнсианству; в) позитивному анализу; г) нормативному анализу. 20. К нормативным относятся следующие положения: а) безработица в Республике Беларусь очень высока; б) безработица в Республике Беларусь слишком низка; в) безработица в Республике Беларусь составляет 2—3 % трудоспособиого населения и может повыситься при переходе от малой к большой приватизации; г) за девять месяцев 2000 г. уровень инфляции в Беларуси составил около 170 %. 21. Количественно измеримыми являются следующие экономические цели общества' а) экономическая эффективность; б) полная занятость ресурсов; в) социальная справедливость в распределении доходов; г) экономический рост. 22. Какие из перечисленных экономических целей могут противоречить друг другу, поэтому не могут одновременно быть целями одной и той же правительственной программы: а) социальная справедливость в распределении; б) стабильность цен; в) экономическая эффективность; г) экономическая безопасность; д) полная занятость ресурсов. Ответ поясните. 23. Экономические законы (принципы): а) действуют объективно; б) предполагают существование устойчивых, существенных,повторяющихся причинно-следственных связей в экономике; б) являются предметом изучения экономической науки; г) сталкиваются с противоречивыми факторами, в результатечего их действие проявляется скрыто, завуалировано, в виде тенденций; д) предполагают связи между людьми, экономическими субъектами. 24. Исторический характер экономических законов означает,что они: а) действуют объективно, т.е. независимо от воли и желаний от б) могут действовать на одних исторических этапах и не прояв 25. Экономическая политика изучается в разделе: а) микроэкономики; б) макроэкономики; в) мировой экономики; г) все ответы верны. 26. Соотнесите методы исследований в экономической науке иих определения: а) индукция; а) изучение явлений в развитии, взаимосвязи б) дедукция; с другими явлениями; в) диалектика; б) выделение главного, существенного в явлс- г) абстракция; нии, отвлечение от второстепенных, случай- д) синтез; ных связей и факторов, использование допу- е) анализ; щений; в) формулировка гипотезы и проверка ее на фактическом материале, движение познания от общего к частному; г) разделение изучаемого явления на отдельные элементы, части, стороны и изучение к аждой из них. 27. Экономические прогнозы: а) обладают высокой степенью точности; б) не могут иметь высокой степени точности; в) строятся на основе изучения экономических тенденций про г) могут быть основаны на неверной теории; д) могут не подтверждаться на практике вследствие действия 28. Экономическая модель: а) является инструментом научного познания; б) используется для включения в исследование более значитель в) является упрощенным отражением действительности, в котором не учитывается действие ряда факторов. 29. Общим свойством экономических ресурсов является их: а) редкость; б) полезность (производительность); в) цена. 30. Точки на кривой производственных возможностей отражают: а) все возможные альтернативы производства двух продуктовпри заданных условиях; б) максимально возможный объем производства соответствующих продуктов при заданных ресурсах и технологиях; в) полные занятость ресурсов и объем производства; г) эффективность производства; д) границу производственных возможностей страны, но не все производственные альтернативы при заданных условиях. 31. Каждая точка левее кривой производственных возможностей означает, что: а) ресурсы используются недостаточно эффективно; б) ресурсы использованы неполно; в) производство невозможно при существующих ресурсах и технологиях; г) а) или б). 32. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей объясняется: а) законом ограниченности ресурсов; б) законом вмененных издержек; в) законом убывающей производительности ресурсов. 33. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется: а) падением эффективности; б) существованием вмененных издержек; в) непостоянством потребностей в двух продуктах. 34. Проблема выбора связана с решением вопросов: а) справедливости в распределении продуктов и доходов; б) экономического роста и занятости; в) какие товары производить и от производства каких отказаться; г) какие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь; д) чему отдать предпочтение — текущему или будущему потреблению. 35. Проблема выбора стоит перед: а) экономикой страны в целом; б) правительством страны; в) каждым отдельным человеком. 36. Вмененные (альтернативные) издержки появляются тогда, когда: а) существует множество вариантов решения какого-либо вопроса; б) необходимо сделать выбор из множества альтернатив; в) выбор из множества альтернатив уже сделан. 37. Суть закона возрастающих вмененных издержек состоит в: а) росте затрат на производство по мере расширения выпуска б продукта; б) уменьшении производительности труда по мере наращивания производства; в) увеличении количества товара, которым необходимо пожертвовать при производстве дополнительной единицы другого. Литература Аникин А. Юность науки. М., 1985. Муталимов М.Г. Экономическая теория. Вводный курс. Мн., 1997. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т.1. Пе.ченти А. Очерки политической экономии капитализма. М., 1976. Т. 2. Теория национальной экономики /Под ред. И.М. Лемешевско-го. Мн., 1994. 4.1.
ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА. 1. Сущность экономической теории и ее связь с другими общественными и конкретными экономическими науками 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории 3. Общество и экономика. Экономическая роль человека в обществе 4. Экономическая теория и политэкономия. Структура экономической теории 5. Функции экономической теории. Экономическаятеория и экономическая полити 6. Производство и потребности. Проблема ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей Вопросы для самостоятельной работы Тесты Задачи и проблемные ситуации Литература ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|