Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика работы над навыком чтения младших школьников.





На современном этапе выделяют два направления процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях - формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечения литературного образования и развития учащихся.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В ходе чтения в обработке информации участвуют: а) зрительный анализатор (восприятие графической формы слова, текста посредством движения глаз); б) речь (читаемое проговаривается, идет артикуляция, перевод читаемого в звуковую форму, т.е. его произношение по слогам или целыми словами в зависимости от овладения техникой чтения); в) слуховой анализатор (слушается произносимое вслух и осмысливается или осознается, происходит понимание читаемого).

Выделяются три этапа в формировании навыка чтения: 1) аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения (восприятие, произнесение и осмысливание) «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий. Данный этап соответствует периоду обучения грамоте, дети читают по слогам; 2) синтетический этап предполагает, что все три компонента процесса чтения происходят почти одновременно. На данном этапе ученик читает целыми словами. Главный признак этого этапа – наличие интонации, которая появляется в том случае, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. 3) этап автоматизации характеризуется тем, что техника чтения не осознается чтецом, его интеллектуальные усилия направлены на осознание читаемого и его формы: идеи произведения, композиции, художественных средств и др. На данном этапе наблюдается чтение «про себя».

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Показатели сформированности: а) чтение без пропусков, замены, перестановок букв в словах, слов в предложении; б) правильная передача слого-буквенного состава слова и его грамматических форм. В целях обучения правильному чтению используются следующие методические приемы: орфографическое чтение с переходом на орфоэпическое, работа над лексическим значением слова, предварительное чтение «про себя», методически верное исправление ошибок (ошибки в окончании слова исправляются после прочтения; ошибка, искажающая смысл слова или предложения – немедленным перечитыванием), приемы по системе Федоренко-Пальченко («за диктором», многократное чтение, чтение в паре), прием запрограммированной ошибки по Ш.А.Амонашвили, создание на уроке обстановки внимательного чтения, техническая подготовка перед чтением текста.

Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость характеризуется количеством слов, произносимых в минуту при чтении. Тренировка беглости чтения осуществляется с помощью приемов: а) динамического чтения (чтение с подсчетом слов, чтение-«спринт», чтение-«разведка»); б) системы Федоренко-Пальченко (чтение с отрывом взгляда от текста, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, чтение в паре и др.); в) системы В.Н.Зайцева («жужжащее чтение», ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, стимулирования желания читать).

Сознательность чтения трактуется как понимание фактического содержания читаемого текста, его идейной направленности, системы образов и художественных средств, осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Показатели сформированности: а) владение процессом перекодировки, т.е. умением переводить печатные знаки (буквы) и их комплексы в смысловые единицы (звуки); б) правильные ответы по содержанию; в) верный пересказ; г) понимание лексического значения слов и выражений; д) выразительное чтение. Сознательность чтения обеспечивается следующими приемами: словарная работа перед чтением текста и по ходу чтения; беседа, настраивающая на эмоциональное восприятие текста; работа над заголовком; постановка проблемных вопросов перед чтением; выборочное чтение; пересказ прочитанного; постановка вопросов самими учащимися к тексту; работа с пословицами, близкими к содержанию текста; выполнение творческих работ.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать – значит использовать при чтении интонацию, соответствующую содержанию произведения. Показателями ее сформированности является наличие следующих компонентов в речи (средств речевой выразительности): правильное речевое дыхание, соблюдение орфоэпических норм, наличие силы голоса (выражается в ударении), направление движения голоса (мелодика речи), темп и ритм речи, тембр (эмоциональная окраска голоса), выражение собственного отношения к прочитанному.

 

10. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

Современная система формирования читательской самостоятельности в начальных классах предполагает три этапа обучения:

1. Подготовительный (первый класс): Цель обучения – пробудить у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые», ввести детей в доступный круг чтения. Методика работы с книгой строится следующим образом: а) чтение книги вслух (книга до чтения не показывается); б) рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом); в) сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он написал. В результате такой работы делается вывод, что иллюстрации, название, фамилия автора могут подсказать примерную тему книги. На этом этапе выстраивается цепочка: содержание-иллюстрация – название – автор.

Используя деятельность моделирования у детей формируются умения ориентироваться в книге: где пишется название, где на обложке обычно размещается фамилия автора, почему на некоторых обложках она не стоит, что такое оглавление, о чем говорит иллюстрация на обложке и т.п. Для моделирования используются заместители. Например, сказка обозначается кружком, стихотворение – треугольником, рассказ – прямоугольником, пословица – узким прямоугольником, загадка – треугольником со знаком вопроса внутри, басня - треугольником вершиной вниз. Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Для обозначения темы произведения используется заместитель цвета. Например, о природе - модель зеленого цвета, о родной стране – красного, о жизни детей – желтого, о животных – коричневого, о волшебстве и приключениях – голубого.

2. Начальный этап (второй класс): Цель – научить читать книгу. Дети должны научиться ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также уметь прогнозировать содержание незнакомой книги. Помочь ребенку осознанно выбирать книгу, приучить воспринимать и воссоздавать содержание прочитанного поможет метод чтения-рассматривания (разработан Н.Н. Светловской), который активизирует нужный словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям. Рассматривание предшествует первому чтению. Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор – название – иллюстрация – содержание. Во втором классе на каждом уроке организуется рассматривание «коллективок» под руководством учителя. Помимо этого используются книги для индивидуального рассматривания.

3. Основной этап (3-4 классы): Чтение становится действительно самостоятельным6 дети получают задание на дом. Цель – закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг, учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения, формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг, расширять читательский кругозор детей. Рассматривание полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, эмблема, серия, посвящение (если есть), эпиграф (если имеется), иллюстрации на обложке и в книге, титульный лист, содержание.

Читательская самостоятельность формируется в системе уроков внеклассного чтения. Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учащихся, от используемого учебного материала Кроме этого на основном этапе проводятся уроки знакомства с периодической печатью, уроки-отчеты, уроки-утренники и др.

 

Вопросы для самопроверки обучаемых по изученным разделам

1. Охарактеризуйте современный метод обучения грамоте.

2. Назовите современные вариативные образовательные программы, по которым обучаются русскому языку младшие школьники.

3. Охарактеризуйте этапы формирования читательской самостоятельности в начальной школе.

4. Проанализируйте художественный текст, взятый из учебника по литературному чтению (по любой программе) в соответствии со схемой целостного анализа художественного произведения.

5. Назовите основные характеристики речи младшего школьника.

6. Охарактеризуйте уровни развития речи учащихся начальных классов.

7. Дайте определения понятиям «речь», «язык»,«речевая деятельность», «текст».

8. Назовите этапы работы над сочинением (изложением).

9. Назовите принципы орфографии и методы ее усвоения.

10. Что обеспечивает орфографическую грамотность учащихся?

11. Какие методические условия обеспечивают эффективное усвоение грамматических понятий?

12. Какие этапы выделяются в системе формирования навыка чтения?

 

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы студентов:

1. Личностно-ориентированная направленность в развитии творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

2. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения созданию текстов-описаний.

3. Формирование творческих умений у младших школьников на основе иллюстративного материала учебных книг по русскому языку.

4. Использование этнокультурных текстов при изучении имен числительных в начальных классах.

5. Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе работы над предложением.

6.Обучение младших школьников использованию эпитетов в текстах-описаниях (на материале репродукций картин русских художников)

7. Совершенствование навыков речевой деятельности младших школьников в процессе работы над предложением.

8. Развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе работы над текстом на уроках русского языка.

9. Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе обучения редактированию письменных высказываний.

10. Формирование культуры речевого общения в младшем школьном возрасте (на материале русских народных сказок)

11. Совершенствование интонационных умений младших школьников при работе над предложением.

12. Этнокультурологическая направленность в работе над словарем младших школьников.

Литература:

1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1991.

2. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики. – М.,1997.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. – М., 1998.

4. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. - М., 1990.

5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Рамзаева Т.Г., Сосновская Н.Н. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2003.

6. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М.,1997.

7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М.,1998.

8. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

9. Методика обучения грамоте / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

10. Методика обучения чтению / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

11. Рождественская Р.Л.Обучение грамоте в начальных классах.- Белгород,2007.

12. Рождественская Р.Л. Обучение каллиграфии в начальной школе. – Белгород, 2009.

13. Рождественская Р.Л. Первые дни ребенка в школе. – Белгород, 2001.

14.Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М., 2002.

15. Эльконини Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1991.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.