Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика развития речи младших школьников в системе уроков русского языка..





Речь – это деятельность человека, применение языка для передачи своих мыслей, знаний, намерений, чувств. Речь бывает внешняя и внутренняя; внешняя подразделяется на устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную), выделяют также речь диалогическую и монологическую. К задачам по развитию речи учащихся относятся: обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование звуковой культуры речи, совершенствование грамматической стороны речи, развитие качественных характеристик речи. Речь учащихся должна характеризоваться содержательностью – говорить или писать можно только о том, что сам хорошо знаешь; логичностью - последовательность, четкость построения речи; точностью умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Речь ученика должна характеризоваться выразительностью – умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, способность воздействовать на людей интонацией, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа; ясностью доступностью для людей, к которым она обращена. Очень важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков родного языка, соблюдение правил орфоэпии.

Выделяются следующие уровни работы по развитию речи в начальных классах: произносительный, лексический, грамматический и уровень текста. Произносительная работа планируется по трем направлениям: техника речи, орфоэпия, интонация. Важной задачей в работе над техникой речи является: а) формирование правильного речевого дыхания; б) совершенствование артикуляции и дикции. В связи с этим в структуре уроков обучения грамоте, а также по возможности уроков русского языка и литературного чтения, предполагается планирование и проведение речевой разминки как обязательного этапа урока. Усвоение орфоэпических норм русского литературного языка должно быть обеспечено ежедневно в связи с изучаемым на уроке учебным материалом. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. Интонационная работа обязательно включается в структуру уроков и опирается на учебный материал учебных книг (текстовый и иллюстративный). Интонация – это звуковое средство языка. Оно состоит из следующих компонентов: мелодика (повышение и понижение тона); сила голоса; темп, пауза, тембр как средство выражения эмоций.

Лексический уровень развития речи представляет собой словарную работу, которая складывается из четырех направлений: обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, которых школьники ранее не знали; уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося; устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Источники обогащения словаря: речевая среда в семье, среди друзей, книги, средства массовой информации; учебная работа в школе (учебники, речь учителя), словари, справочники. Словарь личности накапливается в течение всей жизни; наивысшая интенсивность – в самые ранние годы. Подсчитано, что словарь учащихся начальных классов ежедневно обогащается 4 -6 словами, в средних классах – 6-8 словами, в старших классах – 7-12 словами.

Способы объяснений новых слов (семантизация лексики):

1. Применение наглядности: предметной, изобразительной, графической. Иногда можно использовать мимику, жесты, движения.

2. С помощью системных связей: подбор синонимов, антонимов, словообразовательного анализа, контекста.

3. С помощью логического определения: подведение слова под ближайший род и выделение видовых признаков

Время года

Осень

Похолодание, отлет птиц, сбор урожая

4. Развернутое описание: применяется при анализе художественных текстов.

В процессе работы над словарем учащихся необходимо знакомить со стилистическим богатством родного языка. Тропы – это поэтический оборот, слова или выражения, употребленные в переносном смысле. К тропам относятся сравнение, эпитет, метафора.

Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Работа над синонимами в начальных классах складывается из следующих элементов: а) обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению, объяснение значений и оттенков этих слов; б) подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значениях этих слов; в) упражнения на употребление синонимов в речи. Работа над антонимами строится следующим образом: а) антонимы группируют по парам; б) подбирают антонимы к данным словам; в) заменяют антонимы в предложении; г) дополняют начатое предложение словами с противоположным значением (антонимами); д) подбирают антонимы к словам, выступающим в разных значениях, е) подбирают синонимические группы антонимов и др.

В начальных классах предусматривается работа над многозначностью слов, омонимами и фразеологическими единицами.

На грамматическом уровне работы по развитию речи используются упражнения в построении синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений. Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. В его составе – главное и зависимое слова. В начальных классах принят такой прием работы над словосочетанием, как постановка вопроса к подчиненному слову от подчиняющего. Виды речевых упражнений со словосочетаниями: установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме; схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, т.е. моделирование; составление словосочетаний разных типов и тематики; выделение устойчивых сочетаний и толкование их значений; исправление речевых ошибок в словосочетаниях, исправление диалектизмов (был «у сестре», поймал «мыша»). Предложение – это минимальная единица речи, имеет четкую грамматическую организацию, выражает законченную мысль. Виды упражнений с предложениями: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие.

4. Методические основы совершенствования речевой деятельности школьников.

Термин «речь» в методической литературе рассматривается в двух значениях: 1) речь является процессом выражения мыслей человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных отношений; 2) речью называют также продукт или результат этой деятельности – высказывание, текст. Речь как вид деятельности человека осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений, интонации). Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Виды: говорение, слушание, письмо, чтение. Структура: 1 этап – ориентировка в ситуации общения, осознание коммуникативной задачи; 2 этап – планирование содержания сообщения; 3 этап - формулировка собственных мыслей и понимание чужих; 4 этап – осуществление самоконтроля за речью, восприятием ее собеседником, а также понимание речи партнера. Условия речевой деятельности: потребность высказывания, содержание речи, средства языка.

Текст – это устное или письменное высказывание. Текст – это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определенной последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста: тематическое единство, смысловая завершенность и структурная целостность. В соответствии с данными признаками у учащихся формируются следующие текстовые умения: 1) понимать тему текста; 2) раскрывать ее в своем высказывании; 3) понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей; 4) располагать предложения в нужной последовательности, связывать между собой.

Для формирования текстовых умений используются следующие упражнения: а)сопоставление одного предложения и текста из 2-4 предложений, продолжающих эту мысль; б)сопоставление набора предложений и текста, в) выявление опорных слов в тексте (опорные – это слова, по которым можно восстановить содержание: дед, баба, курочка, яичко, мышка); г)нахождение в тексте слов, указывающих на предмет речи (тему) и главную мысль; д) анализ заголовка; е) сопоставление близких, но различных тем сочинений; ж) анализ детских сочинений; з)исключение из текста лишних сведений, т.е. предложений, не соответствующих ему; и) озаглавливание текста и картинок; к) выбор заголовка к тексту, к картинкам из ряда предложенных; л) выбор из дополнительного материала предложений, которые можно включить в имеющийся текст, и тех, которые тексту не соответствуют; м) восстановление деформированного текста, т.е. превращение беспорядочно расположенных предложений в текст путем изменения их последовательности; н) работа с текстом без знаков препинания.

Часть темы текста носит название подтемы или микротемы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется абзацем. Абзац имеет определенное строение: зачин или начало, разработку действия или развитие мысли, концовку или конец.

По функции тексты делятся на две большие группы: 1) тексты, в которых отражается реальная действительность (повествование, описание); 2) тексты-мысли человека о реальной действительности (рассуждение, оценка).

Основные черты текстов различного типового содержания:

название содержание построение Слова-конструкторы
Повеств. Рассказ о сменяющих друг друга последовательных событиях. Отвечает на вопросы: Что случилось? Что произошло? Как? В тексте 4 части: 1) начало действия (зачин) 2) развитие действия 3) самый острый момент 4) конец действия (развязка) Способ связи предложений в тексте - цепной Глаголы-движения и восприятия; Слова, отвечающие на вопросы: Как? Когда? (однажды, в ту пору, как-то раз, вдруг, неожиданно, и вот, вот и все, затем, сначала, как только, когда, вслед за тем, потом, наконец, вот и получилось)
описание Сообщение об одновременных признаках людей (портрет), природы(пейзаж), различных предметов. Отвечает на вопросы: то это? Кто это? Какое? Или Что? Где? (описание картины) Чаще всего начинается с общего описания предмета, затем называются признаки частей предмета, заканчивается оценкой. 1) Вступление (1-3 предложения) 2) основная часть 3) концовка (оценка) Способ связи предложений - параллельный 1. существительные (название предметов, явлений и их частей); 2. прилагательные (характеризующие признаки предмета, явления); 3. слова в переносном значении: сравнения (как будто, словно, точно, похоже на…), эпитеты, метафоры
рассуждение Объяснение каких-либо событий, явлений, причин их появления. Отвечает на вопрос: почему? Зачем? В тексте 3 части: 1) тезис (основная мысль) 2) доказательства 3) вывод 1.Синтаксическая конструкция: почему …, потому что….. 2. Слова-связки: так как, итак, следовательно, значит, во-первых, …вот почему, например.
оценка 1) отношение к действительности; 2) отношение к собеседнику Что я думаю об этом? Что чувствую? Как обратиться? Извиниться? 1) восклицательные предложения; слова в переносном значении; 2) формулы речевого этикета

 

В реальной речевой практике «речи вообще» не существует. Ее можно представить как ряд стилевых разновидностей, «обслуживающих» ту или иную сферу деятельности и общения человека в обществе: 1) разговорный стиль – сферу обиходно-бытового общения; 2) научный – сферу научного общения; 3) деловой – официально-деловых отношений; 4) публицистический – общественно-политическую сферу; 5) художественный – сферу искусства слова.

5. Методика обучения сочинению и изложению как видам речевых упражнений. Среди речевых упражнений особое место занимают два вида: а) воспроизведение текста (устный пересказ и письменное изложение); б) создание собственного высказывания (сочинение). Оба они имеют комплексный характер, поскольку при их выполнении происходит формирование, а в дальнейшем совершенствование комплекса речевых умений, обеспечивающих владение всеми сторонами текста:

1. Информационно-содержательные умения (понимать и раскрывать тему и главную мысль текста, определять тему и идею при восприятии).

2. Структурно-композиционные умения (правильно строить текст, выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.).

3. Изобразительно-выразительные умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его структуры и речевого оформления.

В начальных классах уместно обратиться к работе сразу над всеми умениями, связывая ее с выполнением каждого сочинения или изложения. Нужно постоянно показывать учащимся, что в тексте все его стороны подчинены идее, что в образцовом тексте нет ничего лишнего. Умения зависят прежде всего от типа речи. Сбор материала для повествования имеет отличия от сбора материала для описания или рассуждения, систематизация материала для рассуждения иная, чем для повествования и т.д. Умения зависят также от стиля речи, жанра сочинения, его темы. Поэтому речевые умения являются категорией зависимой и поэтому система работы по развитию связной речи должна состоять из сочинений и изложений всех типов речи в своем стилевом, жанровом и тематическом разнообразии.

Сочинение – это монологическая речь, но она возникает на базе непроизнесенного диалога, проведенного пишущим со своим воображаемым читателем. Пишущий должен знать, кому он пишет: говорить и писать «в никуда» нельзя. Воображаемый собеседник, роль которого исполняет сам автор, помогает создать монолог, потому что он одобряет, осуждает, советует.

Подготовка к сочинению проходит несколько этапов:

1. Накопление материала – организация наблюдений, накопление необходимых знаний, впечатлений в ходе экскурсий, походов, различной деятельности учащихся, рассматривания картин, чтения литературы в соответствии с темой, типом речи стилем и жанром предстоящего сочинения.

2. Отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и др.

3. Написание сочинения – создание речевой ситуации, словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту (подробные), выборочные, сжатые, творческие. Структура урока изложения обычно складывается из следующих компонентов: а) вступительная беседа, постановка учебных задач; б) первичное чтение текста и беседа по содержанию: выяснение темы, основной мысли и задач автора; в) анализ структуры текста, определение типовой принадлежности текста (повествование, описание, рассуждение), выявление микротем, выделение структурных частей, выяснение содержания каждой из них, составление плана или обдумывание предложенного, сопоставление плана и схемы текста; в) языковой анализ, включающий наблюдение над использованием ярких слов, синтаксических конструкций, предупреждение речевых недочетов; г) орфографическая подготовка; д) повторное чтение текста; е) письмо изложения; ж) самопроверка.

Написать безупречный текст сразу набело невозможно: в ходе работы всегда неизбежны поправки, изменения, перестановки и пр. Поэтому учащимся должно предоставляться право на исправления и на второй, улучшенный вариант сочинения. Как правило, правка собственного текста (редактирование) учит детей критически оценивать свою работу и находить пути к ее улучшению.

Редактирование сочинений и изложений выполняется с определенной целевой установкой: а) оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить (раскрыть) свою мысль и решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить и т.д.), нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли между собой; б) проверить, удачно ли сформулированы мысли (правильно ли построены предложения, верно ли и точно выбраны слова, нет ли повторений); в) проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при необходимости удалить предложение или часть текста – заключить в квадратные скобки […]; при желании дополнить текст – в соответствующем месте поставить значок V, затем повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста – воспользоваться цифрами; при необходимости одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения - поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется условным значком, например, «звездочкой». Главное условие правки – аккуратность.

Классификация речевых ошибок и недочетов связана с тремя сторонами текста: а) логической стороной (последовательность изложения, наличие излишних подробностей или пропущенных смысловых звеньев; б) с точки зрения структуры текста – правильное деление текста на части в соответствии с типовым значением; в) со стороны языкового оформления (соответствие стилю и жанру высказывания, правильность построения словосочетаний и предложений, точность выбора слов, отсутствие повторов и др.).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.