|
Цикличность распространения инноваций. Этапы и жизненный цикл инновационного процесса.Динамика инноваций носит цикличный характер (рис. 15.4), который связан с волнообразной формой НТП и жизненным циклом продукции (рис. 15.1; 15.3).
Рис. 15.1 Жизненный цикл продукции (V – объем продаж, ден. ед.)
Жизненный цикл продукции – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Жизненный цикл продукции обычно подразделяется на 5 основных этапов (рис. 5.1): 1) внедрение; 2) начальный рост (в некоторых учебниках – фаза роста); 3) последующий рост (фаза созревания); 4) зрелость (насыщение); 5) спад. Мероприятия НТП относятся к одной из главных составляющих внешней среды косвенного воздействия, оказывающей влияние на функционирование предприятия. Научно-технические разработки на первоначальных этапах жизненного цикла товаров предполагают нарастающее увеличение затрат на НТП при отрицательных или малых позитивных результатах (рис. 15.2; 15.3).
Рис. 15.2. Схема объема продаж и прибылей в рамках жизненного цикла товара (ден.ед.)
Представленная на рис. 15.2 взаимосвязь мероприятий НТП и жизненного цикла товара обусловливают цикличность и форму НТП (рис. 15.3), где V – объем продаж; 1 – разработка товара, 2 – выведение на рынок, 3 – рост, 4 – рост, 5 – зрелость, 6 – спад. Дополнительный этап роста (3,4 – рис. 15.2) связан с различной степенью интенсивности освоения предприятие рынка, а следовательно, и различным объемом финансирования инновационных разработок. Целесообразность инвестирования в продукт А (процесс А) обусловлена соотношением результатов и затрат [X1;X2]>[Y1;Y2], следовательно, эффект от мероприятий НТП в продукт А – отрицателен. Знание технологического предела позволяет избежать необоснованных затрат (рис. 15.3).
Рис. 15.3. Волнообразная форма НТП
Рис. 15.4. Волны инноваций
Технологический предел – невозможность (или нецелесообразность) улучшения количественных и качественных параметров продукта (процесса) за счет мероприятий НТП. Технологический предел обусловливает необходимость перехода к новому изделию (процессу) на базе новых знаний (следующая волна НТП). Технологический разрыв – промежуток между смежными парами волн НТП, характеризующий переход от одной технологии к другой. Таблица 15.2. Характеристика цикличности НТП и инноваций.
Цикличность распространения инноваций отражается в инновационном процессе представляющем собой преобразование научного знания в инновацию. Совокупность этапов инновационного процесса называется его жизненным циклом (рис. 15.5).
Рис. 15.5. Основные этапы инновационного процесса [] Таблица 15.2. Характеристика этапов жизненного цикла инновационного Процесса
Важной характеристикой жизненного цикла инновационного процесса является его скорость – инновационный лаг, представляющий собой временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). Анализ этапов жизненного цикла инновационного процесса позволяет определить период совпадения роста производства и минимальных затрат, сопоставлять жизненный цикл инновации с жизненным циклом изделия, прогнозировать тенденции в динамике выпуска продукции с учетом цикличности распространения инноваций. Инновационная деятельность
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на создание, реализацию и коммерческое применение новшеств, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. К основным видам инновационной деятельности относятся: - научные исследования, особенно с обязательным переходом к прикладным; - разработка идеи новшества и инновации; - стратегический анализ и разработка на его основе стратегического плана инновационной деятельности; - опытно-конструкторские разработки для практического применения; - проектный анализ реализуемости новшеств и инноваций, т.е. маркетинговый анализ инновации; производственный анализ исполнения инновации; технико-экономический анализ инновации; управленческий анализ осуществимости инновации менеджментом организации или предприятия; анализ рисков инновации; финансовый и инвестиционный анализ прогнозируемой, планируемой, программируемой инновационной деятельности; - предвнедренческая подготовка новшества для трансформации его в инновацию или нововведение; - подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса; - предпроизводственные разработки, включающие в себя модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; - маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, в том числе предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания; - приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; - покупка овеществленной технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций; - производственное проектирование, включающее в себя подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций; - разработка бизнес-плана проведения конкретных инноваций с выделением плана маркетинга, производственного, организационного планов, риск-плана, финансового и инвестиционного планов; - контроль хода процесса осуществления инновационной деятельности и корректировка отдельных мероприятий в этой деятельности по план-факт отклонению. Объектами инновационной деятельности являются новшества и инновации. Субъектами инновационной деятельности являются инновационные организации, непосредственно занимающиеся инновационной деятельностью или способствующие ей: - научные организации – научно-исследовательские институты; научно-исследовательские подразделения университетов, промышленных организаций; - инженерные организации – конструкторские и технологические бюро; конструкторско-технологические подразделения научных организаций, университетов, производственных фирм; - производственные организации – отдельные организации и их объединения; производственные подразделения научных, инженерных организаций и университетов; - коммерческие организации – хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы; - специализированные малые инновационные организации – научно-технические, консультативно-экспертные и лизинговые организации; - специализированные инновационные комплексы – инновационные инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы; - специализированные организации по распространению инноваций – центры трансфера технологий.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|