Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 17 Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности





Глава 17 Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности

Понятие и современное состояние преступлений в сфере экономической деятельности

Современная отечественная криминология уделяет большое внимание изучению преступности в сфере экономики, в том числе ее составляющей — преступности в сфере экономической деятельности.

С введением в действие 1 января 1996 г. Уголовного кодекса РФ появилась самостоятельная гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Законодатель включил в эту главу 32 преступления. Практически это самая объемная по числу статей глава в разделе «Преступлений в сфере экономики». Появление данной главы и входящих в нее составов — исторически обусловленная и осознанная необходимость уголовно-правового регулирования рыночных отношений в российской экономике.

Составы преступлений, включенные в гл. 22 УК РФ, можно подразделить на несколько групп.

1. Преступления, связанные с нарушением гарантий и общего порядка осуществления предпринимательской деятельности (незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и др.).

2. Преступления, связанные с нарушением прав и причинением ущерба кредиторам (незаконное получение кредита, злостное уклонение от кредиторской задолжности, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и др.).

3. Преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции (неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, и др.).

4. Преступления в сфере обращения денежных средств и ценных бумаг (злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов и др.).

5. Преступления, связанные валютным регулированием деятельности государства (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др.).

6. Преступления, связанные с таможенной деятельностью (контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и др.).

7. Преступления, связанные с налоговой деятельностью государства (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации).

Объединение перечисленных преступлений в одну главу отражает позицию уголовного законодателя относительно оценки общего (родового) объекта данных преступлений.

Объект преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности: «охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики» или, иначе говоря, «установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг»[1]. В связи с вышеизложенным понятие «преступления в сфере экономической деятельности» можно сформулировать как совокупность преступлений, посягающих на отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.

Криминологический же анализ рассматриваемого преступного явления не ограничен рамками действующего уголовного законодательства и представляет собой более широкое определение.

Преступность в сфере экономической деятельности — общественно опасное, сложное, многогранное социально-негативное явление, обусловленное особенностями социальной среды, характеризующееся наличием устойчивых преступных связей, возникающих в процессе экономической деятельности между субъектами экономических отношений, имеющих корыстную или иную личную заинтересованность в получении противоправной экономической выгоды.

Остановимся на анализе современного состояния преступлений данной направленности.

Из года в год возрастает число преступлений в сфере экономической деятельности среди всех выявляемых преступлений экономической направленности. Это происходит в условиях постоянно фиксируемой за последние несколько лет устойчивости тенденции роста абсолютного числа преступлений экономической направленности (табл. 17.1).

Таблица 17.1

Социально-экономические.

• Отсутствие развитости экономических отношений.

• Криминализация экономических отношений, связанная с существованием теневой экономики.

• Вывоз капитала («утечка капитала», «бегство капитала»).

• Существование офшорных финансовых юрисдикции.

• Расслоение населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России.

• Отсутствие системы социальных гарантий и социального обеспечения.

Социально-экономические факторы выступают детерминантой прежде всего правовых норм и всей правовой системы в целом, поскольку правовые нормы возникают на основе уже сложившихся социальных отношений; при этом они должны преобразовывать эти отношения, не вступая в противоречия с объективными тенденциями их развития, т.е. уголовно-правовые запреты должны быть социально обусловленными и реальными.

Социально-политические.

Связь между политикой и преступностью в сфере экономической деятельности более тесная, чем предполагается большинством криминологов. Это объясняется прежде всего тем, что в годы экономической стабильности связь политики с преступностью практически не заметна и становится очевидной в период экономического хаоса, бесконтрольности и беззакония[8].

В современной России ведущим криминогенным фактором следует признать деградацию политической власти, которая выражается в криминальности политической элиты.

Выделим наиболее существенные факторы.

• Отсутствие стабильной политической власти.

• Коррупция в государственных органах, в частности в органах финансового контроля.

• Инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан.

• Необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам.

• Совмещение государственной службы с управлением коммерческими организациями.

• Политизация экономической организованной преступности.

Социально-правовые.

Определенное влияние на рассматриваемый вид преступности оказывают проблемы законодательства, недостатки правоприменительной деятельности и другие факторы, действующие в правовой сфере, к таковым следует отнести:

• отсутствие в течение длительного времени нормативной правовой базы, представленной в виде пакета законодательных актов, предусматривающих пути выявления и пресечения фактов совершения преступлений в сфере экономической деятельности;

• недооценка общественной опасности экономических преступлений, заключающаяся в недостаточной проработанности ряда положений уголовного закона;

• наличие значительного количества конкурирующих уголовно-правовых, гражданско-правовых норм.

Рассматривая особенности правовой детерминации преступлений в сфере экономической деятельности, необходимо более подробно остановиться на проблемах, связанных с реформированием уголовного законодательства, которые возникли в связи с событиями, происходящими в политической и экономической жизни страны. Новая экономическая политика нашла свое выражение в форме принятия ряда законодательных актов, регулирующих экономические отношения в России. Принятые законодательные акты содержали переоценку социально-экономических приоритетов, это в свою очередь не только изменило правовое регулирование экономических отношений, но и предопределило новый подход к уголовно-правовой охране данных отношений, потребовало переосмысления всей системы преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.

Преобразования в политической и экономической сферах повлекли за собой порождение новых видов общественно опасного экономического поведения, что потребовало установления дополнительных уголовно-правовых запретов.

Именно в этот период важнейшей задачей уголовной политики в России явилось проведение коренной реформы уголовного законодательства. Это было вызвано также и тем, что уголовный закон как средство осуществления уголовной политики неразрывно связан с адекватным отражением правовой нормой действительности, правильным определением критериев социальной обусловленности уголовно-правового запрета, которые должны основываться на объективных возможностях права при постоянных изменениях в развитии общества.

Начинались процессы криминализации и декриминализации, т.е. одни общественные отношения брались под уголовно-правовую охрану, а другие из-под нее выводились.

Несмотря на то что перечисленные новации привели к кардинальным изменениям в сфере уголовно-правовой охраны экономических отношений, они не отвечали требованиям современности.

Следует отметить, что на момент внесения изменений в уголовное законодательство и принятия нового УК РФ в его нормах отражались как объективные изменения экономических отношений в нашей стране, так и субъективные. Вместе с тем в УК РФ не удалось избежать бланкетных диспозиций, так как соответствующие правила и нормы ведения экономической деятельности, нарушение которых влечет уголовную ответственность, должны быть установлены в федеральных законах. С одной стороны, бланкетность диспозиций осложняет раскрытие содержания состава преступления в сфере экономической деятельности, так как требует глубокого и всестороннего анализа многочисленных норм гражданского, финансового, таможенного, налогового законодательства и других нормативных актов и вызывает значительные трудности при применении соответствующих норм в следственной и судебной практике. С другой стороны, применение бланкетных норм в конструкции состава преступления позволяет сделать уголовный закон более гибким и повысит его стабильность. Так, при разумном использовании в конструкции состава преступления бланкетных признаков можно избежать необходимости изменять уголовный закон всегда, когда изменяются те нормативно-правовые акты, в которых эти признаки раскрываются[9]. Отказ от бланкетной диспозиции привел бы к большим сложностям при привлечении виновных к уголовной ответственности.

Особенность преступлений в сфере экономической деятельности проявляется в переходе экономического проступка в преступление. Критерием преступного и непреступного является степень общественной опасности содеянного, которая зависит от характера и размера последствий, предусмотренных в уголовном законе. Вместе с тем законодательная техника построения уголовно-правовых норм очень сложна, в них включены оценочные признаки, которые можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны[10]. Оценочные критерии таят в себе возможность судебных ошибок, так как при применении таких норм важна роль индивидуального правосознания следователя и судьи[11]. В этой ситуации следователь, дознаватель или судья осуществляют две функции, сравнивая рассматриваемое явление (устанавливая, например, стоимостное выражение ущерба) с общим понятием (значительный, крупный ущерб, существенный вред, тяжкие последствия), они также формируют содержание самого этого понятия. Это зачастую приводит к неодинаковой оценке правоприменителем одних и тех же деяний, что в свою очередь приводит к ошибочным решениям по конкретным уголовным делам.

Изменения экономических отношений и их законодательная регламентация продолжают вызывать потребность в изменении уголовного законодательства. Свидетельством этому является принятие ряда законов о внесении изменений и дополнений в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

Социально-психологические.

• Психологическая неподготовленность населения к проводимым социально-экономическим реформам.

• Распространение представлений о возможности легко достигнуть благополучия обманным путем, незаконными операциями, участием в преступной деятельности.

• Недоверие к государственным институтам, неверие в способность власти обеспечить нормальную жизнь общества, правопорядок, защиту прав и интересов личности[12].

• Иные факторы.

Кроме рассмотренных существует ряд других факторов.

• Интенсификация миграции населения за последнее время в определенной степени определяет количественный рост и качественное изменение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, несмотря на имеющиеся позитивные процессы этого явления в целом. Например, миграционный процесс из Чеченской Республики позволил прочно осесть беженцам этой республики и заниматься преступной деятельностью (ввоз и продажа оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, захват заложников, продажа людей и другие преступления) на всей территории Российской Федерации.

• Один из наиболее существенных факторов — растущая профессионализация лиц, совершающих преступления в данной сфере экономических отношений. В данном случае речь идет фактически о создании определенной группы специалистов, в которую входят представители различных профессий — банкиры, юристы, менеджеры, бухгалтеры и другие лица, выполняющие различные функции при совершении преступных посягательств.

• Следующим специальным фактором, воздействующим на преступность в сфере экономической деятельности, является расширяющаяся интернационализация преступной деятельности, вызванная интеграцией финансовых и товарных рынков России в мировую экономику.

• При рассмотрении этого вопроса необходимо не забывать и о недостаточной профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, призванных выявлять, пресекать и расследовать преступления данной направленности, вследствие этого низкий уровень раскрываемости большинства преступлений; неэффективное взаимодействие правоохранительных органов.

Некоторые из перечисленных условий в различные периоды действуют с большей или меньшей силой. Однако их составляющая постоянно оказывает ощутимое воздействие на существование такого феномена, как преступность в сфере экономической деятельности.

Меры правового характера.

Построение правовых основ организации противодействия указанным преступлениям заключается в:

• обновлении правовой базы правоохранительной деятельности;

• устранении пробелов, коллизий и противоречий;

• согласовании с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации;

• создании юридических механизмов исполнения правовых решений;

• приоритете закона при сведении до минимума ведомственных нормативных предписаний;

• формировании правовых предписаний в соответствии с международными стандартами и международными обязательствами России.

Среди данного круга мер мы особо выделяем меры уголовно-правового характера. Уголовно-правовое регулирование отношений в сфере экономической деятельности должно включать следующие направления:

• минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

• обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от проявления монополизма, недобросовестной конкуренции и т.д.;

• противодействие криминальным проявлениям в сфере экономической деятельности.

В рамках данных направлений должны решаться следующие задачи:

• найти наиболее приемлемые варианты уголовно-правовых решений о квалификации преступлений;

• решить вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, с учетом обстоятельств, исключающих общественную опасность и противоправность деяния, и другие важные вопросы, возникающие в процессе реализации уголовно-правового закона;

• обеспечить минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

• обеспечить реализацию гарантий экономической деятельности, в том числе защиту всех участников экономической деятельности от монополизма, конкуренции;

• повысить охрану субъектов экономических отношений административно-правовыми средствами независимо от формы собственности;

• решить вопрос о регулировании отдельных экономических отношений посредством гражданского законодательства;

• обеспечить неотвратимость ответственности.

Но возможность реализации указанных целей уголовной политики зависит в первую очередь от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Особенности воздействия уголовно-правовых мер обусловлены характером преступлений в сфере экономической деятельности, их структурой и динамикой, степенью общественной опасности, поскольку в результате проводимых государством реформ они претерпевают существенные изменения. Именно в такой ситуации правоприменителем на основе анализа должна быть сделана оценка сложившейся уголовно-правовой ситуации, приняты правовые меры для защиты экономических отношений от преступных посягательств[16].

Оценка уголовно-правовой ситуации в сфере экономической деятельности является задачей первостепенной важности, так как от ее решения зависит правовое, ресурсное и иное обеспечение противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Она складывается из анализа правовых, информационных и ресурсных сведений, а также сведений о кадровом обеспечении такой деятельности. От того, насколько правильно проведен мониторинг динамических изменений в правоприменительной практике, будет зависеть полнота и своевременность воздействия на экономическую преступность.

Глава 17 Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.