Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Положительный эффект масштаба и концентрация в промышленности





Объяснима ли рыночная концентрация экономией, обусловленной ростом масштабов производства?

Некоторые считают, что высокий уровень промышленной концентрации — господство на том или ином рынке всего нескольких фирм — может быть полностью оправдан существованием положительного эффекта масштаба. То есть, если кривая долгосрочных средних издержек фирмы понижается на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси, наличный объем потребления продукции может обеспечить существование всего нескольких эффективных (с минимальными издержками на единицу продукции) производителей (см. рис. 24-9в).

Результаты конкретных исследований свидетельствуют о том, что в большинстве случаев существующий уровень промышленной концентрации не может быть оправдан ссылками на эффект масштаба. Минимальный эффективный


     
   
 
 


Общий объем производства (ед.) Сумма постоянных издержек (дол.) Сумма переменных издержек (дол.) Сумма общих издержек (дол.) Средние постоянные издержки (дол.) Средние переменные издержки (дол.) Средние общие издержки (дол.) Предельные -издержки (дол;)
  — — — — — — — — — — —   — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Отношение минимального размера эффективного предприятия к объему внутреннего потребления продукции (%)

 

(1) Отрасль (2) Доля производ­ства МЭР-цред-приятия в объе­ме внутреннего потребления продукции (%) (3) Количество эффективных предприятий, соответству­ющих объему внутреннего потребления продукции
1. Производство дизель­ных двигателей (ма­лого размера) 2. Производство турбо­генераторов 3. Производство элект­ромоторов 4. Производство холо­дильников 5. Производство синте­тического вискозного волокна 6. Производство пасса­жирских автомобилей 7. Коммерческие воз­душные перевозки 8. Производство сигарет 9. Производство бумаги для типографий 10. Пивоварение 11. Производство велоси­педов 12. Производство нефте­продуктов 25,5     23,0   15,0   14,1   11,1     11,0   10,0   6,6 4,4   3,4 2,1   1,9                      

 

Источник: Industrial Market Structure and Economic Performance, 2d ed, Boston: Houghton Mifflin Company, 1980. P. 96—97.

размер (МЭР) — то есть наименьший размер предприятия, обеспечивающий минимизацию издержек производства на единицу продукции, — был вычислен применительно к целому ряду отраслей промышленности, 12 из которых перечислены в прилагаемой таблице. В колонке 2 объем производства предприятия МЭР сравнивается с объемом внутреннего потребления продукции каждой из отраслей для определения доли каждого МЭР-предприятия в общем объеме внутреннего потребления. Как видно из таблицы, производитель сига-


рет, владеющий МЭР-предприятием, должен был бы производить 6,6% общего объема их внутреннего потребления.

Далее, разделив 100% на процент объема внутреннего потребления, обеспечиваемый одним МЭР-предприятием, можно узнать, какое количество эффективных предприятий необходимо для поддержания данного объема потребления. В колонке 3 нашей таблицы показано, что объему внутреннего потребления сигарет соответствует существование 15 МЭР-предприятия (100%: 6,6%).

Выясняется, что всего в нескольких отраслях — при производстве дизельных двигателей, турбогенераторов, электромоторов и холодильников — определенный уровень концентрации является необходимым для реализации эффекта масштаба. В большинстве же представленных отраслей минимальные эффективные размеры предприятий оказывают» весьма небольшими по сравнению с величиной внутреннего рынка каждого продукта. Это, в свою очередь, означает, что положительный эффект масштаба не может служить основанием или оправданием для установления высокого уровня концентрации (олигополии, например) в большинстве изученных отраслей. Тот факт, что четыре крупнейшие фирмы по производству пива в действительности обеспечивают 77% всего внутреннего потребления пива, а четыре крупнейших производителя сигарет контролируют 90% внутреннего рынка сигарет, оказывается необъяснимым в рамках концепции положительного эффекта масштаба.

К анализу следует привлечь еще несколько факторов. Данные, приведенные в таблице, имеют отношение к экономии, обусловленной ростом масштабов производства, исключительно в производственной сфере. Между тем существование фирм, владеющих несколькими предприятиями, — и, следовательно, более высокий уровень промышленной концентрации по сравнению с представленным в колонке 3 нашей таблицы — может быть оправдано на основании иных, впепроизводственных выгод. К примеру, крупная "многозаводская" фирма может иметь возможность сэкономить на содержании аппарата управления, используя одних и тех же бухгалтеров, юристов и финансистов для обслуживания всех своих предприятий. Аналогичным образом "многозаводская" фирма может обеспечить себе экономию в сфере рекламы, мобилизации денежного капитала и сбыта продукции. С другой стороны, правомерно ожидать также и некоторых экономических потерь, связанных с отдельными аспектами функционирования "многозаводских" фирм. Так или иначе, с учетом всех этих факторов, общий вывод гласит, что существующий уровень экономической концентрации во многих отраслях не может быть оправдан экономией, обусловленной ростом масштабов производства.

 


[1] Leonard W. Weiss. Economics and American Industry. New York: John Wiley Sons, Inc., 1961. P. 347—350.

[2] Walter Adams, James W. Brock. The Bigness Complex. New York: Pantheon Books, 1986. Chapter 3. Два вышеприведенных высказывания цитировались по этой книге.

[3] См., например: Michael Keeley. The Economics of Firm Size // Economic Review. Federal Reserve Bank of San Francisco. Winter, 1984. P. 5—21.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.