Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







За всякое порученное дело должен отвечать





Один и только один человек.

Отто Фон Бисмарк

Основным содержанием данного этапа является подго­товка к включению всего коллектива общеобразователь­ного учреждения в реализацию данной модели самоуправления. До начала ее запуска в об­разовательном учреждении, прежде всего, следует создать (подобрать, сформировать и т.п.) инициативную группу педагогов. Данная группа должна подробно ознакомиться с предлагаемой моделью ученического самоуправления и принять для себя решение о целесообразности ее внедрения (в каком-либо приемлемом для данной школы варианте).

Это принципиальный мо­мент, поскольку именно от позиции педагогов, в особен­ности, от той части педагогического коллектива, которая выступает инициатором введения модели ученического само­управления в систе­му деятельности данного образовательного учреждения, зависят дальнейшие события. Будет ли вообще использо­вана данная модель или школа (лицей, гимназия и т.д.) из­берет какой-то иной способ (форму, методику, техноло­гию) организации ученического коллектива.

Именно эта инициативная группа педагогов, как прави­ло, самостоятельно знакомится с моделью самоуправле­ния, с нормативно-правовой базой, изучает методическое пособие по ее использованию, формирует собственное представление о возможности использовать эти материа­лы в своем учрежде­нии. Вслед за этим в школе необхо­димо подготовить и провести педагогический совет для рассмотрения вопроса о внедрении модели «Совет обучающихся».

Если на педагогическом совете принято положитель­ное решение, то в образовательном учреждении формиру­ется штаб по подготовке и внедрению этой модели, в который входят заинтересованные педагоги и ОБЯЗАТЕЛЬНО обу­чающиеся. Рекомендуется включить в инициативную груп­пу тех обучающихся 9-11 классов, которые участвовали в тех или иных формах организации ученического само­управления, проявляют в этом направлении инициативу (или проявляли активность в деятельности детских обще­ственных организаций или движений).

Данный штаб должен заниматься решением всех орга­низационных вопросов, включая поиск дополнительных финансовых средств, необходимых для запуска избран­ной модели самоуправления.

4.1.1. Организационные вопросы. В число организационных вопросов, которыми пред­стоит заниматься вновь сформированному штабу, следует включить следующие пункты:

- разработка проекта Положения о школьном ученическом самоуправлении в виде «Совета обучающихся» с учетом данных рекомендаций и нормативных документов (см. главу 2 «Нормативные основы ученического самоуправления»). Подчеркнем, что в каждом образовательной организации необходимо при­нять собственное Положение, которое учитывает все ос­новные особенности, как ученического коллектива, так и коллектива педагогов и родительской общественности, а также социальное окружение, в котором функциониру­ет образовательное учреждение и на ресурсы которого следует опираться в дальнейшем при организации практической деятельности совета обучающихся;

- подготовка и проведение общего собрания (конференции) для утверждения (принятия) Положения о школьном ученическом самоуправлении. Снова следует подчеркнуть, что предлагаемое Положение … должны обсуждаться и приниматься с непосредственным участием самих школьников;

- составление организационного плана и гра­фика проведения мероприятий по подготовке актива обучающихся, включающих в том числе: проведение консультаций по нормативным основам ученического самоуправления для всех групп будущих участников (например, по классам: отдельно для начальной школы, отдельно для 5-6, 7-8, 9, 10-11 классов, а также отдельно для Избирательной комиссии, будущих членов совета обучающихся и т.д.); проведение в образовательном учреждении конкур­сов на лучшее название совета, гимна, флага, герба, название и структуры органов совета (комиссий и комитетов) и т. д.; регулярное информирование через использование различных форм распространения информации (школь­ный сайт, радио, стенгазеты, специальные бюллетени, родитель­ские собрания и т. д.) учащихся, педагогов и родителей о сути ученического самоуправления, этапах его внедрения; проведение выборов членов совета обучающихся; проведение тренингов для актива обучающихся, ко­торые в ходе проведения выборов были избраны в состав совета обучающихся;

- создание специальной конкурсной комиссии (с включением в нее педагогов, обучающихся, родителей и представителей предприятий) для проведения конкурсов на лучшее название совета, лучший герб и флаг, текст и музыку гимна школьного ученического самоуправления;

- формирование Избирательной комиссии и под­готовка всего необходимого для проведения предвыбор­ной кампании и процедуры демократических выборов членов совета обучающихся.

- проведение выборов членов совета обучающихся в соответ­ствии с принятыми и утвержденными правилами выборов.

Во время подготовительного этапа члены школь­ного штаба, как правило, приглашая специалистов различ­ных городских служб, учреждений или предприятий, в том числе и родителей, проводятся консультации по процедуре выборов и правовому этапу.

По отдельно согласованному плану возможно проведе­ние учебно-методического семинара для актива школ и педагогов города с привлечением, в случае необходимос­ти, специалистов городских служб - юрис­тов и политологов.

4.1.2. Организационная структура по созданию Совета обучающихся. Для того, что бы деятельность в образовательной организации по созданию Совета обучающихся была скоординированной и планомерной необходимо взаимодействие и работа следующих структур в образовательной организации. Это взаимодействие позволит инициаторам и активистам ре­ально представить себе тот объем дополнительной нагруз­ки, которую придется взять на себя каждому из них. Это позволит педагогам, учащимся и родителям реально представить себе, что их ожидает в случае положительно­го ответа на вопрос о начале внедрения новой модели уче­нического самоуправления. Такое трезвое взвешивание своих «перспектив» поможет избежать излишней эйфории от знакомства с теорией самоуправления или хорошо описанными моделями.

А. Инициативная группа. С нашей точки зрения, са­мыми активными участниками инициативной группы мо­гут стать те педагоги, кто уже участвовал в подобной дея­тельности, даже если это было во время учебы в школе. Хорошо, если есть опыт такой деятельности уже в качестве профессионала. К ним могут присоединиться и те, кто заинтересован в том, что­бы жизнь школы стала более интересной, насыщенной ре­альными делами с помощью той или иной модели учени­ческого самоуправления.

Инициативной группе необходимо работать в тесном взаимодействии с администрацией образовательного уч­реждения, совместно рассматривая методические разра­ботки и приемы, предназначенные для внедрения модели «Совет обучающихся».

На этом этапе, в случае необходимости, возможно взаи­модействие инициативной группы с коллекти­вами других школ, где данная технология уже активно используется. Это позволит получить необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы по подго­товке и внедрению модели в вашей школе. Учет специфических особенностей может серьезно повлиять на подходы к адаптации модели ученического самоуправления к вашему образовательному учреждению.

Поэтому с самого начала необходимо ясное понимание основного замысла предлагаемой технологии и тех трудностей, с которыми мо­жет столкнуться педагогический коллектив при ее использо­вании.

Также стоит очень внимательно отнестись к тому, какими формами, методами и приемами можно действительно запустить ученическое самоуправление, тем самым, значительным об­разом изменяя распределение нагрузки в части организации учебной и внеучебной работы обучающихся и педагогов.

Рассматривая эти вопросы, инициативной группе сле­дует серьезное внимание обратить на привлечение роди­телей обучающихся к подготовке и внедрению модели «Совет обучающихся» (консультирование, координация деятельности некоторых комиссий и комитетов). Здесь стоит провести несколько част­ных встреч с наиболее активными родителями с тем, что­бы выяснить их возможности и желание принять участие в этой работе, включая вопросы и фи­нансовой поддержки деятельности совета обучающихся.

Желательно, чтобы инициативная группа согласовала с администрацией образовательного учреждения основные вопросы и тщательно подготовила материалы по разви­тию ученического самоуправления для их рассмотрения на педагогичес­ком совете. Именно педагогический совет должен принять окончательное решение о возможности использования данной модели, но для того, чтобы решение было положи­тельным, то есть педсовет рекомендовал «Совет обучающихся» как модель организации ученического самоуправления, необходима тщательная подготовка са­мой инициативной группы. Ее членам придется отвечать на множество вопросов, которые будут возникать у членов педагогического совета. Что это за модель? Почему она на­зывается «Совет обучающихся»? Зачем она нашему коллективу? Кто этим будет заниматься? Как это отразится на успеваемости уча­щихся? Не помешает ли это традиционным мероприяти­ям, проводимым в данном коллективе? и т.д.

Целесообразно заранее предусмотреть подобные во­просы, предварительно поговорив со своими коллегами, и подготовить содержательные ответы с опорой на данное методическое пособие.

На этом этапе принципиально важно получить предва­рительное согласие администрации школы, так как без этого все дальнейшие усилия иници­ативной группы могут привести лишь к возникновению конфликтной ситуации внутри педагогического коллекти­ва. Этого нужно избежать, привлекая администрацию на свою сторону, убеждая в преимуществах предлагаемой мо­дели ученического самоуправления.

После того, как сама инициативная группа будет готова к работе педагогического совета, можно ставить этот во­прос в его повестку и приглашать коллег к обсуждению данной идеи - использование модели уче­нического самоуправления «Совет обучающихся» в данном общеобразовательном учреждении.

Б. Педагогический совет. Почему инициативной группе и администрации образовательной организации очень важно вынести вопрос о запуске модели ученичес­кого самоуправления на педагогический совет?

Прежде всего, по тому, что если модель запускается в обра­зовательной организации, в нее вовлекается практически весь педагогический коллектив. Это не значит, что каждому педагогу предстоит участвовать непосредственно в каких-либо мероприятиях совета обучающихся. Но в процесс самоуправления может и должно быть вовлечено большое число обучающихся из тех классов, где педагоги являются классными руководителями или преподавателями того или иного учебного предмета. В этом случае учащиеся могут обращаться к педагогам с просьбой проконсуль­тировать их по разным вопросам, просто попросить помо­щи как у более опытного человека, который в реальной жизни сталкивался с той проблемой, которая возникла у участников во время организации самостоятельной деятельности. Некоторые мероприятия, прово­димые по плану совета обучающихся, могут требовать подготовки к ним, и это будет накладываться на другие дела, которые уже включены в план воспитательной работы школы. Поэтому очень важно, чтобы педагогический коллек­тив был в максимальной степени информирован о деятельности совета обучающихся и планами проведения различных этапов и мероприятий.

Важным вопросом, который следует рассмотреть на пе­дагогическом совете, является подбор и рекомендация пе­дагогов и обучающихся в штаб по подготовке и запуску ученического самоуправления. Как правило, в состав этого штаба входят члены инициативной группы, так как они уже хорошо знакомы с предлагаемой моделью самоуправления, разобрались в ее деталях, и главное — сами определились по отношению к ней, то есть приняли решение использовать ее в работе данного образовательного учреждения. Они могут соста­вить основу школьного штаба, но не стоит ограничиваться только этой инициативной группой. Штаб должен быть пополнен другими педагогами, которые готовы принять на себя ответственность за подготовку внедрения данной модели.

Вполне допустимо на первом педагогическом совете лишь поставить вопрос о составе штаба и включить в него только тех педагогов, кто уже принял для себя такое реше­ние. Другим дать время подумать над вопросом о возмож­ности работы в составе этого школьного штаба по подго­товке и запуску новой модели ученического самоуправления.

Принципиально важно не принуждать педагогов, это не должно стать принудительной обязанностью по принципу «Вы у нас единственный «юрист», вам и отвечать за выборы нового ученического совета». Разумеется, это было бы идеальным вариантом, но если педагог психологически не готов, то принудительно вклю­чать его в состав штаба нецелесообразно. Еще раз подчерк­нем, что это должно быть его добровольное решение. Хотя если есть возможность, можно предусмотреть и поощрение из фонда стимулирования.

Что касается учащихся, это должны быть старшекласс­ники, у кого уже есть определенный лидерский опыт, кто принимал участие в различных мероприятиях, требующих организаторских умений, активно участвовал в деятельнос­ти детской общественной организации и т. д. В этом случае у педагогического коллектива появится действительно группа инициативных ребят, готовых взять на себя значи­тельную часть необходимой подготовительной работы. Это крайне важно, чтобы освободить самих педагогов от части нагрузки, связанной с подготовкой и проведением выборов членов совета.

Мнение педагогичес­кого коллектива о возможностях рекомендуемых в штаб ребят стоит учитывать, чтобы сохранить благоприятный психологический климат в коллективе взрослых.

Опыт показывает, что после серьезного обсуждения на педагогическом совете появляются новые активные участники из числа педагогов, а в дальнейшем и среди уче­ников, готовых взять на себя часть ответственности за подготовку и внедрение обсуждаемой модели.

В. Штаб по подготовке и запуску модели «Совет обучающихся».

Штаб должен стать, прежде всего, очень мобильной группой, ко­торая оперативно могла бы решать множество задач, воз­никающих по ходу подготовки самой модели и процедур ее внедрения. Поэтому необходимо очень четко распределить обязанности между членами штаба. По числу таких обязанностей определится и число членов штаба. Самый простой способ определить обязанности - это выделить направления или рабочие группы. К ним можно отнести:

- группа общей координации;

- группа подготовки выборов членов совета;

- группа правового обеспечения;

- группа обеспечения деятельности совета;

- группа по разработке атрибутики;

- группа информационного обеспечения;

- группа консультирования школьников;

- группа привлечения взрослых.

Таким образом, мы получаем необходимое число чле­нов штаба - по 2-3 человека в каждой рабочей группе. Но это, разумеется, примерная цифра. Тем не менее, стоит заметить, что очень большее количество членов штаба понижает эффективность его работы. Если школа небольшая, то штаб может состоять из 8-10 человек. Главное, чтобы все необходимые функции выпол­нялись, и у членов штаба не было серьезной перегрузки, связанной с выполнением своих обязанностей.

Каким может быть распределение обязанностей между педагогами и обучающимися - членами штаба?

В силу того, что такие направления деятельности, как «Общая координация», «Выборы членов совета», «Правовое обеспечение», а также «Привлечение взрослых» требу­ют серьезных знаний, опыта и ответственности, то реко­мендуется, назначать руководителями этих направлений педагогов или родителей, компетентных в этих сферах. Еще раз подчеркнем, что целесообразно добровольное принятие обязанностей по руководству этими направлениями деятельности штаба, так как в противном случае это направление деятельности может «провалить­ся», что, естественно, приведет к общему ухудшению каче­ства проводимой работы.

Другие направления могут возглавлять школьники, имею­щие определенный опыт по данным видам деятельности или специально обученные для этого.

Каждый член штаба может создавать по своим направ­лениям дополнительные рабочие группы из числа педагогов, родителей и обучающихся, то есть еще на этапе подготовки и запуска формировать актив, который в дальнейшем может высту­пать активным «пропагандистом» идей и замыслов ис­пользуемой модели ученического самоуправления.

4.1.3. Функционал рабочих групп. Сейчас мы опишем функционал и содержание деятельности рабо­чих групп, создание которых позволит эффективно провести оргработу по созданию Совета обучающихся.

Группа общей координация. Возглавляет эту группу член штаба, который руководит его работой, осуществляя координацию всей подготовительной работы. В его обязанности входит взаимодействие с администрацией образо­вательного учреждения и педагогическим советом, а также с органами ученического самоуправления классов, детскими организациями и т.д. На время отсут­ствия руководителя штаба его обязанности возлагаются на одного из педагогов — члена штаба. Это важно определить заранее, чтобы во время подготовки и, особенно, в период проведения выборов, не возникали административные паузы, когда решение срочных вопросов откладывается по при­чине отсутствия руководителя. Это может крайне отрица­тельно сказаться на всем процессе внедрения данной модели.

В данной группе могут работать и педагоги, и старше­классники, и родители. У всех членов этой группы одна задача - осуществлять общую координацию, помогать остальным руководителям групп (членам штаба), консультировать их по общим вопросам, снимать возникающие проблемы и т. д.

Прежде всего, данная группа готовит проведение оче­редного заседания штаба, формулирует повестку заседа­ния, знакомит с ней всей членов штаба, назначает день и время его проведения, готовит аудиторию и все, что необ­ходимо для успешной и эффективной работы штаба. Во время проведения заседания штаба руководитель этой группы ведет обсуждение, фиксирует все принятые реше­ния, вновь данные поручения и т. д. После заседания штаба данная группа контролирует выполнение принятых реше­ний, помогая в случае необходимости остальным группам.

Группа подготовки выборов членов совета. Данная груп­па отвечает за подготовку и проведение выборов, которые каждый год проводятся в школе. Поэтому на эту группу ложится очень большая ответственность, так как от качества ее работы во многом зависит успех запуска всего ученического самоуправления в целом и новых его цик­лов в последующем. Если выборы проводятся в образовательном учреждении впервые, и еще нет специальных документов формирования Избирательной комиссии, оформленных «Положением о выборах членов совета обучающихся», вполне возможно использовать принцип «Совета дела». «Совет дела» - это группа активистов, сформированная из представителей старших классов, которое готовы взять на себя обязанности по подготовке первых выборов членов совета.

После проведения первых выборов эта группа активно работает с группой консультирования школьников, Избирательной комиссией и функционирующими в школе общественными объедине­ниями, комиссиями и комитетами совета обучающихся.

Члены этой группы могут оказывать помощь в проведении обучения и консультиро­вать будущих членов Избирательной комиссии, лидеров классов как будущих членов совета, членов групп поддержки, наблюдателей и т. д.

Кроме того, важной задачей группы подготовки и проведения выборов членов совета является установление отношений с местной Из­бирательной комиссией и привлечение ее членов для кон­сультирования школьников и педагогов, принимающих участие в выборах нового состава совета обучающихся, то есть в ре­ализации модели ученического самоуправления.

Группа правового обеспечения. При запуске моде­ли ученического самоуправления данная группа отвечает за разработку первичных нормативных (локальных) актов, в частности «Положения о выборах», деловой документации, необходимой для проведе­ния регистрации кандидатов и ведения избирательной кампании и т.д.

После начала работы совета обучающихся члены данной группы активно работают в качестве консультантов и экспертов с избран­ными членами совета, которые входят в состав правовой комиссии совета. Прежде всего, эта работа связана с разработкой текстов локальных актов и регламентов, которыми должен руководствоваться совет обучающихся в своей работе. Также участники группы правового обеспечения проводят обучение по юридическим вопросам всех желающих. Желательным является привлечение работе в данной группой профессиональных юристов, прежде всего из числа родителей школьников.

Группа обеспечения деятельности совета. Этой группе предстоит осуществить очень большую работу, связанную с выяснением возможностей и подготовкой условий к началу деятельности совета обучающихся. Прежде всего, необходимо подготовить перечень мероприятий, которые будут предложены школьникам от имени совета обучающихся. Этот перечень должен включать то, что привлекательно и интересно для обучающихся, а, с другой стороны, необходимы для обра­зовательного учреждения.

Этой группе необходимо решить все организационные вопросы: определение школьных помещений для работы комитетов и комиссий совета, получение канцтоваров и необходимой оргтехники и т.д.

Группа по разработке атрибутики. Для выбора назва­ния совета обучающихся и определения его атрибутов в образовательном учреждении целесообразно провести несколько конкурсов. Для проведения каждого конкурса создается специальная комиссия, в состав кото­рой целесообразно ввести обучающихся, педагогов и ро­дителей. Все поступающие предложения следует рассмат­ривать и по возможности «публиковать» для всеобщего обозрения, с целью ознакомить всех школьников с вариантами названий, макетами герба и флага, текстами гимна и т. д.

Окончательное решение о названии и других атрибутах совета можно принять специально созданной комиссией, но целесообразнее провести референдум, то есть всеобщее голосование. Кстати, это хороший повод для дополнительного знакомства всех педагогов и школьников с внедряемой моделью ученического самоуправления.

Разумеется, авторов наиболее понравившихся проектов следует поощрить. В дальнейшем принятые референду­мом атрибуты нужно будет еще раз рас­смотреть на заседании совета. Они могут сохранить свой первоначальный вариант, но вполне возможен и их пересмотр решением совета обучающихся.

В дальнейшем группа по разработке атрибутики действует всякий раз, когда необходимы изменения, дополнения или обновления символов. Кроме того, ее члены могут консультировать классы или детские общественные объединения по использова­нию атрибутов и их собствен­ной символики.

Группа информационного обеспечения. В самом начале данной группе нужно проявить особую активность, так как от наличия полной и достоверной ин­формации во многом зависит успешный запуск модели ученического самоуправления. Во время подготовки и проведения первой избиратель­ной кампании группа информационного обеспечения использует любой повод для ознакомления всех участников образовательного процесса с замыслом ученического самоуправления.

В дальнейшем ее задачей является поддержка инициа­тивы учеников, направленной на позитивное ин­формационное освещение деятельности совета обучающихся. Это и консультирование по вопросам создания средств массовой информации, и помощь в издании печатной продукции, и проработка во­просов, связанных с распределением эфирного времени, предоставляемого радиоузлом, и, конечно, с освещение работы и планов совета на сайте школы и в социальных сетях.

Стоит обратить внимание на то, что группа информаци­онного обеспечения вправе взять на себя и лоббиро­вание в совете приятия локальных актов, направленных на соблюдение этических и нравственных норм распространения информации, недо­пущение «черного PR» в предвыборной агитации и т. п.

Группа консультирования школьников. Очень важен вопрос о подготовке кандидатов к грамотно­му и корректному проведению избирательной кампании. Как правило, эта подготовка проводится, в виде «Школы кандидата», занятия в которой проводятся, также, как и для членов Избирательной комиссии. Желательно во взаимо­действии с группой политической части игры пригласить в качестве консультанта кого-то из членов действующих Избирательных комиссий различного уровня, или попро­сить провести эту подготовительную работу учителя исто­рии и т. д. Главное — такая подготовка (или учеба кандида­та) необходима для формирования дееспособного Совета обучающихся.

Данной группе целесообразно составить постоянное расписание своих консультаций и довести до сведения всех: учеников, учителей, родителей и других взрослых.

Для информирования можно исполь­зовать письменные объявления у расписания уроков и в других специально отведенных местах, сделать устные объявления по классам, дать информацию по образова­тельному учреждению через радиоузел и т. д.

Для информирования педагогов можно также восполь­зоваться письменным объявлением, которое помещается в учительской, попросить об этом директора или завуча, ко­торые могут объявить необходимую информацию во вре­мя очередного совещания или педагогического совета.

Для информирования родителей можно использовать традиционный способ — запись в дневнике школьника или просто записка для родителей. Вполне допустимо официальное информирование о предстоящих выборах, при­глашение на мероприятия, проводимые Избирательной комиссией и т. д.

Использовать телефон следует с большой осторожностью и очень корректно. Иначе могут возникать недоразумения, связанные с непониманием происходящих в школе событий.

Группа привлечения взрослых. Данная группа от­вечает за очень ответственный участок работы штаба. Чле­нам группы предстоит найти лиц, заинтересованных в под­держке всей работы по созданию Совета обучающихся, установить с ними деловые контакты и получить определенную поддержку (организационную, ин­формационную, материальную, финансовую и прочее).

Желательно использовать лю­бую помощь, которую может оказать та или иная органи­зация или предприятие, расположенные в городе, причем совсем необязательно только рядом со школой. Например, местная Избирательная комиссия вполне может провести серию консультаций по вопросам избирательного права, а если это комиссия с самостоятельным счетом, то можно надеяться на финансовую поддержку избирательной кам­пании в данной образовательной организации.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.