Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Понятие государственного регулирования





Валовой внутренний продукт (ВВП),

Валовой национальный продукт (ВНП),

Национальных доход (НД).

ВВП = C+I+G+-Xn, где: Xn = Ex - Im.

С – конечное потребление;

I – инвестиции в фирму = валовое накопление капитала (покупка станков, запасов, др.);

G – государственные расходы;

Xn – чистый экспорт;

Ex - экспорт;

Im - импорт.

Валовой внутренний продукт (ВВП) -рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства (труд, земля, капитал).

Валовой национальный продукт (ВНП) - совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

Иными словами, ВНП - это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг.

ВНП = ВВП + сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первичным доходам относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов).

ВНП = ВВП + разница между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране.

ВНП (ЗП↑, нас больше) > ВВП.

 

Национальный доход (НД) – важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определённый период времени (обычно за 1 год).

НД – обобщающий показатель экономического развития страны (вновь созданная в материальном производстве стоимость).

НД складывается из:

- ЗП рабочих и жалований служащих;

- дополнительных выплат;

- рентных доходов владельцев собственности;

- чистого процента по потребительским кредитам;

- прибылей корпораций;

- доходов собственников.

Т.о. НД – доход, полученный от всех факторов производства в этой стране (ЗП, рента, %, прибыль).

НД = ВНП – (амортизационные отчисления (износ основных средств) + косвенные налоги на предпринимателей).

НД – в экономических моделях – денежный поток, направленный о фирм к домохозяйствам в уплату за факторы производства.

 

Прямой налог взимается с налогоплательщика:

- подоходный налог;

- налог на прибыль;

- налог на наследование и дарение;

- имущественный налог.

 

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу:

- акциз;

- таможенная пошлина;

- экологический налог;

- налог на добавленную стоимость.

 

Эффективный спрос – спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами населения.

 

 

Тема 2. Границы государственного регулирования

Регулирование – это когда есть возможности регулировать, и мы знаем, чего хотим добиться в результате регулирования. Регулирование может иметь разную интенсивность и направленность по силе.

Существуют:

А) минимально необходимые границы государственного вмешательства (=100%);

Б) максимально допустимые границы государственного регулирования.

 

Не существует оптимальных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь страны безотносительно конкретных исторических реалий. У каждой страны есть свои особенности: размеры, система государственного управления, поэтому и нет универсального рецепта. Надо смотреть, что исторически сложилось в стране.

 

Однако могут быть выделены области, где перестаёт эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции, и требуется срочное вмешательство государства. Государство берёт на себя негативное, а именно преодоление фиаско рынка.

 

Сферы государственного регулирования:

· правильная организация денежного обращения;

· предоставление государством общественных товаров;

· устранение государством последствий внешних эффектов;

· осуществление перераспределения доходов;

· обеспечение правовой базы;

· монополия и инфляция;

· государственное регулирование хозяйственной конъюнктуры / государственная антициклическая политика;

· развитие фундаментальных научных исследований;

· региональная политика;

· реализация национальных интересов в мировой экономике.

Рассмотрим их подробнее.

1) Правильная организация денежного обращения, т.е. создание денежной системы, облегчающей обмен товарами и услугами. Это сфера государственного вмешательства. Государство должно регулировать, сколько денежных средств в экономической системе; контролировать денежную массу.

 

Уравнение макроэкономического тождества = Уравнение Фишера:

Q * p = M * V, где:

Товарная масса

Денежная масса

 

 

Q – национальный объём выпуска;

p – уровень цен;

M – величина предложения денег в экономике;

V скорость оборота денежной массы – количество раз участия национальной денежной единицы в сделках.

 

Фактически за количество денег в национальной экономике отвечает эмиссионный банк (в России – Центробанк).

Процентная ставка r

 

r*

MD

 

Денежная масса

MS

 

MS – предложение денег; задано и контролируется государством; эмиссионный банк страны следит за предложением. Центробанк никому не подчинён: ни Правительству, ни Президенту, никому. Это самостоятельная структура.

MD – спрос на деньги.

MS = MD (в идеале должны быть уравнены).

 

MD = MDт + MDА

MDт – транзакционный спрос на деньги – спрос на деньги для приобретения товаров и услуг;

MDА спекулятивный спрос – спрос на деньги для сохранения богатства.

 

MDА (r):r↑→MDА ↓;

r↓→MDА↑ (зависимость обратная).

MDт (Q): Q↑→ MDт↑;

Q↑→ MDт↑ (зависимость прямая).

 

Национальный объём выпуска

Деньги для покупки товаров

 

 

MDт (Q) = (Q * p)/V

Скорость обращения

Товарная масса

 

2) Предоставление государством общественных товаров:

Товар в экономике обладает двумя свойствами:

· исключения (детский совок для песка: сделан для детей, покупают родители, но могут также пользоваться садоводы. Т.е., по сути, товар произведён для отдельной группы людей);

· соперничества (досталось одному, не досталось другому: пирожки в буфете).

Проблема зайцев (свет → налоги).

 

Обычно товары и услуги обладают 2-я общими свойствами:

1) лицо, осуществляющее предложение, может решить, что одним людям оно будет предлагать свой товар, а другим – нет. Это называется свойством исключения.

2) использование единицы товара одним лицом ограничивает возможность использования данного товара другими лицами – свойство соперничества.

 

Общественные товара и блага не обладают свойствами исключения и соперничества.

Общественные товара и блага здесь: национальные сети коммуникации, охрана общественного порядка, единая энергетическая система, государственное управление, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др.

 

Кроме того проблемой, которую разрешает в данной сфере государство, является проблема «зайцев». Если какая-либо группа людей заплатила за общественное благо, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно не платить. Все хотят стать «зайцами». В результате общественное благо не будет профинансировано.

Это сфера 100% - ого вмешательства государства, но государство в данном случае может выступать как производителем, так и заказчиком.

 

3) Устранение государством последствий внешних эффектов:

Внешние эффекты = экстерналии – то, что проявляет себя как негативная сторона сделки, но в её стоимость не включается (применение дуста, строительство металлургического завода).

В процессах рыночного производства и потребления могут возникнуть дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксирующиеся рынком. Они заключаются в неспособности рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен.

При этом возникают ситуации, когда действия производителей или потребителей оказывают воздействие на 3-их лиц, т.е. людей, не участвующих в сделке. Эффекты, направленные на 3-их лиц и никак не отражающиеся в ценах, называются внешними эффектами (загрязнение окружающей среды).

Требуется вмешательство государства по устранению внешних эффектов.

 

1,2,3 → никто не имеет ни возможности, ни стимула влиять на данные сферы, кроме государства. Это минимальные границы государственного вмешательства в экономику. Государство вынуждено строить мосты, дороги, создавать экологическое законодательство и контролировать его исполнение, потому что больше никто не в состоянии это сделать.

 

4) Осуществление перераспределения доходов: получение доходов связано с конкуренцией. Конкуренция проявляется и на рынке труда. Работодатель, когда принимает работников на работу, руководствуется принципами рационального поведения (квалификация ↑, деньги ↓). Остальные не получают работу, поэтому не имеют средств к существованию. Это безработные, не реализовавшие труд. Всё решает перераспределение доходов.

Существует ряд категорий населения:

· неимущие (получают жилищные субсидии – это тоже перераспределение доходов);

· трудоспособные категории населения, которые не смогли реализовать свой труд (безработные);

· нетрудоспособные: дети и пенсионеры (не имеют фактора производства);

· чиновники: сами доход не создают, т.к. работают в нематериальной сфере.

 

Ранок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате конкуренции на рынке факторов производства. Размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие факторами производства (нетрудоспособные). Кроме того существуют люди трудоспособные, но не имеющие работы (безработные). Также рыночное распределение доходов не применимо к тем, кто занят производством общественных товаров, чья деятельность становится задачей государства, а не рынка (чиновники, работники бюджетной сферы).

Во всех перечисленных случаях (неимущие, нетрудоспособные, безработные, бюджетный сектор) государство в праве вмешиваться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиций рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали и нарушает право человека на достойное существование в обществе.

Ни одно государство не гарантирует права граждан на труд. Механизм рынка не реализует автоматически права на труд для тех, кто может и хочет работать.

Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости и материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

5) Обеспечение правовой базы является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики.

Государство должно определять правила, по которым будут функционировать субъекты экономики. Между ними может возникнуть конфликт интересов. Государство создаёт арбитражный суд → решает споры между предприятиями.

Почему регулирование правовой сферы – это максимально допустимые, а не минимально необходимые границы государственного вмешательства? Потому что в данной сфере государство регулирует уровень активности.

Фритредерство

(политика свободной торговли; правовое вмешательство убираем)

 

Протекционизм

(отечественный производитель защищён; правовое регулирование ↑)

 

Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности, гарантирование соблюдения контрактов.

Правительство устанавливает такие законы и правила игры, которые регулируют отношения между субъектами экономических отношений (предприятиями). На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитража области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики и применять власть для наложения соответствующих наказаний.

Однако жестокость российского законодательства компенсируется необязательностью его выполнения.

 

6) Монополия и инфляция – две хронические болезни рынка (ущемляют интересы населения).

Q * p = ↑ денежная масса

 

Существует проблема с обесценением доходов населения и ростом затрат на производство. Также обесцениваются средства государства на перераспределение. Нужно проводить особую антиинфляционную политику. Небольшая инфляция стимулирует развитие экономики (расширенный V выпуска, ↑ p, ↑ предложение). Инфляция стимулирует производство товаров и услуг.

Монополия – естественный процесс рынка. Плоха та фирма, которая не хочет стать монополией. Главные конкурентные преимущества любой фирмы: высокое качество, низкая цена на товар, уникальность товара.

Мы боремся с тем, когда права населения ущемляются.

Монополизм и инфляция – две хронические болезни рыночной экономики, которые нуждаются в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики. Данные виды политики государственного регулирования связаны с необходимостью государства регулировать ситуацию с ущемлением интересов потребителей.

 

 

7) Государственное регулирование хозяйственной конъюнктуры / государственная антициклическая политика: циклы – объективные законы. Циклы влияют на население.

На подъёме: ↑ деловая активность предприятий, есть стимулы к расширению производства, т.к. есть спрос на продукцию. Цены на продукцию ↑ (по закону предложения). Это принцип рационального поведения. P ↑ → могу ↑ прибыль.

Запускается инфляционная спираль: идёт инфляция цен; люди хотят больше купить, хотят большую ЗП. ЗП ↑ → ↑ затраты на производство (инфляция издержек) → растут цены на товары. Идёт перегрев экономики, идёт обесценение доходов населения и государства.

Когда растёт уровень цен, наполняемость денег уменьшается. Государство планирует бюджет. Налоги, которые представляют собой доходы государства, обесцениваются. Государству может не хвать средств для выполнения поставленных целей.

 

Государство берёт на себя задачу сглаживать негативные проявления экономических циклов. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления:

· рассасывание товарных запасов;

· рост импорта;

· ухудшение платёжного баланса

· превышение спроса на рабочую силу над предложением → необъективный рост зарплаты и цен.

В такой ситуации задача государственного регулирования – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы уменьшить глубину возможного последующего спада в будущем.

В условиях же экономического спада государству необходимо проводить политику стимулирования.

Данная сфера относится к максимально допустимым границам вмешательства, потому что в каждой стране государство самостоятельно выбирает, через какие инструменты действовать: что принять, насколько (по длительности).

 

8) Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли. В данной сфере государство реализует свою структурную и научно-техническую политики.

Рыночный механизм – механизм саморазвития: ориентация на удовлетворение спроса – положительная сторона рыночного механизма. Действует принцип развития (галоши на меху) и рационального поведения (существуют технологии, которые быстро внедряются, снижая издержки производства и оптимизируя его). Но так бывает не всегда: есть технологии, результат от внедрения которых невозможно предсказать (будет толк или нет). Государство, чтобы стимулировать инновационное развитие страны, снижает налоги для тех предприятий, которые используют в своей деятельности новые технологии.

 

9) Региональная политика: государство фактически решает вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов.

Существует несколько видов районирования: проблемное, дискретное, др. Государство сглаживает асимметрию развития российских регионов и запускает механизмы выравнивания, в т.ч. горизонтального, когда у органов власти субъектов РФ полномочия одинаковые, а возможности разные.

 

10) Реализация национальных интересов мировой экономике: предполагается проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

Торговая деятельность и внешнеторговые связи определяет в определённой степени национальную безопасность. Если не будет контроля в данной области, то продвижение наших товаров на иностранные рыки будет сходить на нет. Интересы отечественного производителя будут ущемлены. Имидж страны будет падать.

Протекционизм: отечественные предприятия довольны; интересы население ущемлены: люди вынуждены покупать не самое хорошее, выбрать особо не из чего.

Фритредерство: свободная торговля, покупатели рады (теперь и ни широкий выбор), но страдают отечественные производители (им трудно конкурировать с зарубежными компаниями).

Нужна золотая середина: регулирование валютного курса и развитие нормативно-правовой базы (таможенный кодекс).

I. административные

II. экономические

 

Общие

 

Инструменты денежно-кредитной политики (ДКП)

 

Селективные

 

 

Бюджетные

Инструменты бюджетно-налоговой политики

 

 

Налоговые

 

Существуют методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются средствами административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия нацелены на тот объект, состояние которого мы хотим изменить. Прямой метод хорошо виден и часто имеет негативное отношение к методу и государству.

Воздействие от косвенного метода затрагивает всех. Косвенный метод не учитывает специфику. Государство должно усилить контроль за исполнением косвенных методов регулирования.

 

I. Особенности административных средств (методов):

1) Они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Т.е. государству не нужны дополнительные средства, чтобы их запустить. Пример: новый закон. Мы его запустили (одобрили), и он будет функционировать. А вот чтобы пустить программу субсидирования, нужны дополнительные средства.

2) Базируются на силе и авторитете государственной власти (жёсткий контроль, санкции за нарушения). Функция контроля будет чётко определена (кто из органов власти будет её осуществлять).

3) Включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Меры запрета: после 21:00 запрет на продажу алкогольной продукции; запреты на производство оружия, наркотиков. Гражданский кодекс: административные методы воздействия построены на принципах запрета.

Разрешение: на отстрел, на ношения оружия.

Принуждение: лицензирование (принуждаем получить лицензию; если хочешь получить лицензию, должен выполнить ряд требований). Гражданский кодекс: организационно-правовые формы предприятий – это разрешённые формы хозяйствования в РФ; квотирование (квота на ввоз авто / вывоз газа), в данном случае делаем коридор: до 2 (тыс. / м. куб.).

4) Предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики и государственной собственностью. Их главная цель – не получение прибыли, а создание общественных благ. Они не действую в рамках рыночного механизма.

 

Административные средства регулирования в развитых странах используются при всём при этом в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоёв населения, однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Дополнительных финансовых средств они не требуют.

 

 

II. Экономические методы государственного регулирования подразделяются на:

· средства денежно-кредитной политики;

· средства бюджетной-налоговой политики.

 

Средства денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок. Т.о. государственное регулирование (ГР) направлено на денежный рынок.

 

Денежный рынок → нам интересно: спрос (MD) и предложение (MS) на деньги.

Кредитные учреждения (ломбард, венчурные фонды, лизинговые компании, кассы взаимопомощи) + почтово-сберегательные услуги

Специализированные банки:

Россельхоз банк (выдаёт кредиты для с/х)

Коммерческие банки

Неэмиссионные банки

Эмиссионный банк

Парабанковский сектор

Банковский сектор

Кредитно-банковская сфера

 

 

ЦБ контролирует MS – фиксированная величина.

Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы.

Ликвидность

Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты:

· МО = наличные деньги;

· М1= М0 + чеки, вклады до востребования;

· М2= М1 + небольшие срочные вклады, государственные ценные бумаги;

· МЗ = М2 + вклады;

· L = М3 + ценные бумаги.

 

↓доходность, ↑ надёжность

 

MD= MD т +MDA; где MD – спрос на деньги, MD т– транзакционный спрос на деньги (зависится от национального выпуска), MDA – спекулятивный спрос на деньги (для сохранения богатства). Также см. стр.7 лекций.

 

MDТ (Q): Q↑→ MDТ ↑ Q↑→ MDТ MDA (r): r↑→ MDA ↓ r↓→ MDA

MDA: акции, облигации→ r. Продажа/покупка. Например, есть облигации на 1000$, r (годовая %-ая ставка) = 10%. Тогда получается, что годовой доход = 100$.

А если r = 20%, то годовой доход = 200$.

 

Традиционными инструментами ДКП являются общие (прямые и косвенные) методы:

1) Прямые методы:

· эмиссия (выпуск денежных средств; осуществляет ЦБ);

· ремиссия (изъятие денежных средств; кредитная рестрикция). Это политически невыгодная процедура, которая не нравится хозяйствующим субъектам.

2) Поэтому рестрикцию проводят косвенными методами:

· ставка рефинансирования (rr) – процентная ставка, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.

↑ ставка → ↓ меньше возможностей кредитования у банков.

Ставка рефинансирования заглушает банковский мультипликатор (Mult): банк (размер ставки = 1,5) → банк (размер ставки = 2) → банк

rr ↑→ MS ↓ (предложение денег);

rr ↓→ MS ↑.

· операции с государственными ценными бумагами:

Выпуск ГЦБ ↑→ MS↓;

Погашение ГЦБ → MS↑.

· норма банковских резервов – установленный процент от доходов неэмиссионых банков, который хранится на беспроцентном депозите в ЦБ для того, чтобы в случае банкротства банк смог расплатиться с клиентами.

НБР↑ → MS↓;

НБР↓ → MS↑.

Используя ДКП, мы влияем на наполняемость денег.

Государство может проводить политику дешёвых или дорогих денег.

Наполняемость денег (дешёвые или дорогие): при том же номинале (например 50 руб.), можем купить больше или меньше товаров и услуг.

 

«Дешевые деньги»:

Если MS↑ → мы нарушаем равновесие и получается, что MS>MD → «дешёвые деньги» → население пытается от них избавиться → BD↑ (спрос на облигации↑, чтобы сохранить деньги) → BD>BS (предложение облигаций) → PB(цена на облигации) → r↓ → MDr(А)↑ → MD↑→ MD= MS.

Снижая доходность ценных бумаг (r), мы заставляем население тратить.

Политика дешёвых денег воздействует на финансовый рынок.

«Дорогие деньги»:

MS↓ (государство уменьшает предложение денег) → MS<MD (денег становится меньше) → «дорогие деньги» → BS↑ (предложение облигаций↑, п.ч. население их продаёт) → BS>BD → PB↓→ r↑ (чтобы не забирали деньги)→ MD(А)↓→ MD↓→ MD= MS.

Деньги дорогие, значит, их не хватает. Производители снижают цены на продукцию; ↓ качество продукции, чтобы удержать покупателей.

 

Селективные методы кредитно-денежной политики:

· госконтроль над банковской системой (путём административных методов»; сила и авторитет власти). Пример (гос-во): выдаем/отзываем лицензию на банковскую деятельность;

· управление государственным долгом в условиях хронического дефицита бюджета. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. (Использование данного инструмента приводит к возрастанию влияния гос. кредита на рынок ссудного капитала).

Внешние заимствования → внешние источники (МВФ, Банк реконструкции и развития, др. страны). Таджикистан – Россия: ситуация с лётчиками. 1/3 ВВП Таджикистана формируют переводы граждан данной страны из России.

О государственном долге – см. Бюджетный кодекс (изложены условия формирования).

MS↓ на деньги→ спад производства, т.к. ↓ совокупный спрос и ↓ количество рабочих мест.

Если внутри страны: можно занять у ЦБ → денежная эмиссия →инфляция, политика дешёвых денег.

· регулирование кредитных операций и денежной эмиссии;

· контроль по отдельным видам кредита: потребительский, ипотечный и другим. В этом случае государство → перераспределить ссудные капиталы (см. стр. 15) в пользу развития отдельных отраслей или ограничить общий V потребительского кредита.

Ипотека: молодая семья. Воздействие на конкретные отрасли и группы населения.

Сфера гос. регулирования - региональная политика.

· регулирование риска и ликвидности денежных операций: риск в этом случае определяется через соотношение V-ов выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Установление суммы → чтобы банк смог осуществить возврат средств = страхование вкладов - система банковской безопасности, включающая комплекс мер по защите средств вкладчиков банков в случае банкротства последних.

 

Деньги в знания

Открытие – внутренность банки (мы знаем, что там).

Изобретение – научились использовать содержимое банки.

Инновация – научились продавать содержимое банки для дальнейшего использования → знания в деньги.

 

Почему государственный сектор выступает как инструмент воздействия на экономику?

Подъём экономики → государство ↓ снижает долю государственного сектора.

Спад экономики → ↑ доли государственного сектора.

 

 

Тема 1. Понятие государственного регулирования

Рыночная инфраструктура

 

Государство

Государственное регулирование экономики = ГРЭ.

В странах с развитыми формами рыночных отношений не существует свободы рынка. Правительства этих стран осознают, что необходимо учитывать весь спектр реально действующих факторов, которые вынуждают в большей или меньшей степени ограничивать свободу поведения субъектов экономических отношений.

Теория ГРЭ, обосновывающая необходимость государственного вмешательства необходимостью исправления и предотвращения фиаско рынка (т.е. негативного проявления рыночного механизма), подвергается критике, потому что она в большей степени представляет собой, что государство должно делать, нежели чем теорию о том, что государство реально делает.

Нормативная экономическая теория изучает законы рынка (что должно быть в идеале). Дескриптивная экономическая теория разбирает реально сложившуюся ситуацию.

 

Многие государственные действия вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению неэффективности и неравенства на тех рынках, которые бы прекрасно функционировали без государственного вмешательства.

Кроме того, может проявиться действие закона непредвиденных последствий – это тенденция, согласно которой попытка правительства что-то изменить даёт иные результаты, чем те, на которые рассчитывали её проводники.

Это связано с тем, что присутствующий при формировании экономической политики элемент поиска экономической выгоды предполагает существование тенденций, согласно которым государственные действия не столько устраняют, сколько приводят к экономической неэффективности, т.е. к фиаско Правительства.

Государство всегда выбирает между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Экономическая эффективность = затраты/выгоды

 

 

Социальная справедливость = цели/результаты

золотая середина

 

Наличие фиаско Правительства говорит о том, что государство, также как и рынок, институт несовершенный, и, принимая решение о том, будет та или иная функция лучше выполнена государством или рынком, необходимо сопоставлять возможность фиаско Правительства с возможностью фиаско рынка. Т.о. мы должны оценить риски государственного вмешательства/невмешательства.

 

ГРЭ – это целенаправленная деятельность, предпринятая государством с макроэкономических позиций, т.е. с точки зрения возможности участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. (Это определение с точки зрения макроэкономического подхода).

ГРЭ – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающая комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов. (Это определение дано с точки зрения процесса осуществления ГРЭ).

 

Для характеристики ГРЭ выделяют 3 его стороны:

1) социально-экономическая → позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы, а также на результаты хозяйственной деятельности. Данная сторона ГРЭ отражает единство технико-экономических и социально-экономических отношений.

Отвечает на вопрос, кто собственник ресурсов, из которых будет произведена продукция. Кто собственник результатов деятельности. В СССР собственником всех ресурсов было государство. Оно же устанавливало стоимость ресурсов.

Данная сторона даёт понять возможности государства; определяет возможности, что можем.

2) организационная → проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она представляет собой систему органов управления, постановку для них задач и распределения функций. (Это, по сути, система государственного управления и система МСУ).

Отвечает на вопрос, как мы можем сделать.

3) методологическая → характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент, обеспечивающий выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения.

Данная сторона определяет наш инструментарий: что мы можем использовать при наших возможностях и органах управления.

Конституция РФ – социальный контракт. Она разграничивает и делегирует права и обязанности. Мы отдали часть своих прав, получили обязанности. Т.о. дали государству право на насилие. Государство – особый экономический институт.

 

Государство в ряде случаев рассматривается как особая организация, возникающая на основе делегирования гражданами части своих прав государству. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в Конституции, играющей роль социального контракта. Добровольный отказ от части своих естественных прав и передача их государству связывается гражданами с уверенностью, что государство успешнее их справится с реализацией ряда функций.

В результате государство – это особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в ряде сфер. В этих сферах государство получает легитимное, т.е. основанное на социальном контракте, право на принуждение и насилие.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.