Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По педагогической практике





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование

 

 

Разработаны к.п.н., доцентом Т.В. Лучкиной; к.п.н., профессором кафедры Е.А. Игумновой

 

 

ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Самопредставление

 

Резюме

Резюме может включать в себя следующую информацию:

§ академические достижения;

§ выполненные квалификационные и творческие работы;

§ проблемы (в рамках любой учебной дисциплины или учебного спецкурса), вызвавшие наибольший интерес;

§ творческие достижения, увлечения и др.

 

Подобный документ должен свидетельствовать об профессиональном потенциале, профессиональной подготовке, желании работать.

 

Выполните задание. Попробуйте представить свое резюме.

2. Сундук регалий

Вспомните и запишите все свои достижения, подтвержденные какими-либо документами или иным способом, за предшествующие годы обучения в университете (педагогическом колледже, педагогической гимназии, педагогическом классе).

Что может наполнить Ваш сундук:

· документ свидетельствующий об образовании;

· характеристики, полученные Вами в период прохождения практики в школе;

· членские удостоверения учреждений и организаций;

· свидетельства об окончании курсов;

· рекомендации;

· благодарственные письма, грамоты, дипломы и т.д.;

· свидетельства о прослушанных курсах и успеваемости;

· образцы Ваших трудов (например, печатные работы);

· личные замечания и другие оценки;

· спортивные свидетельства.

Список открыт, ведь это Ваш сундук, и никто не может запретить Вам, положить туда то, что Вы считаете нужным.

Выполните задание. Постарайтесь собрать все документы, подтверждающие Ваши успехи в период обучения в вузе (колледже) и вспомнить все достижения.



Помните!!!

· Основой сотрудничества является взаимопонимание.

· Проверьте, есть ли у Вас доверительность в общении с учениками.

· Умейте слушать и слышать ребенка.

 

 

3. Индивидуальный план работы

 

Разработайте план прохождения педагогической практики. Необходимо иметь представление о школе, знать какие идеи образовательной политики реализуются в ней, иметь информацию о педагогическом и ученическом сообществе, их взаимодействии, достижениях и успехах, о социальных партнерах и многое, многое другое.

 

 

«Утверждаю»

_____________________

Руководитель практики

 

Действия Сроки выполнения Отметка о выполнении
Знакомство со школой: - в ходе беседы с директором и его заместителями выясните основные сведения о школе; - во время экскурсии по школе постарайтесь запомнить расположение кабинетов, служб; - запишите свое расписание уроков и расписание уроков в закрепленном классе (как классный руководитель).    
Изучение нормативных документы школы: - правила внутреннего распорядка, - программа развития школы, - образовательная программа, - план действий на текущий учебный год.    
Анализ основных направлений профессиональной деятельности учителя: (из беседы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе узнайте об основных направлениях профессиональной деятельности учителя): - организационно-воспитательная; - коррекционно-развивающая; - коммуникативная; - культурно-просветительная.    
Учебно-воспитательная работа по предмету: Изучите методику деятельности учителя: * посетите ________ уроков в классе ____________________________________ (по предмету); * проведите дополнительные занятия с учащимися _____________________________________________________________________________________________________________________________________________; * подготовьте дидактические материалы к урокам по темам _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; * подготовьте наглядные пособия к урокам по темам __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; * проведите _____________ занятий факультативных (элективных курсов); * подготовьте и проведите внеклассное мероприятие по предмету: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.    
Знакомство с учащимися класса: - из беседы с классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе узнайте об особенностях класса, проблемах, основных направлениях работы с ученическим коллективом; - составьте список учащихся класса в соответствии с журналом или планом размещения учеников в кабинете; - ознакомьтесь с личными делами учащихся, их дневниками, рабочими тетрадями; - в ходе посещения уроков проведите наблюдения за учащимися и соберите факты о поведении учащихся в различных ситуациях.    
Внеклассная воспитательная работа: * примите участие в подготовке и проведении общешкольного дела ___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; * организуйте и подготовьте учащихся к участию в ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; * подготовьте и проведите экскурсию (куда, на какую тему): ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; * подготовьте и проведите час общения на тему: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ * проведите (праздник, вечер, конкурс) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ * примите участие в спортивных соревнованиях школы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    
Методическая работа: * создайте методическую копилку; * изучите стандарты, учебную программу, тематический план, план воспитательной работы, план по самообразованию учителя; * разработайте конспекты уроков, факультативных занятий, элективных курсов, занятий кружка и внеклассного дела; * примите участие в работе методического объединения учителей-предметников.    
Исследовательская работа: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Совместно с классным руководителем разработайте план воспитательной работы на период педагогической практики.

Понедельный план работы

Первая неделя
  С классным коллективом Индивидуальная работа С учителями, студентами, преподавателями Отметка о выполнении
Здоровье        
Досуг        
Общение        
Учение        
Творчество        
Вторая неделя
  С классным коллективом Индивидуальная работа С учителями, студентами, преподавателями Отметка о выполнении
Здоровье        
Досуг        
Общение        
Учение        
Творчество        
Третья неделя
  С классным коллективом Индивидуальная работа С учителями, студентами, преподавателями Отметка о выполнении
Здоровье        
Досуг        
Общение        
Учение        
Творчество        
Четвертая неделя
  С классным коллективом Индивидуальная работа С учителями, студентами, преподавателями Отметка о выполнении
Здоровье        
Досуг        
Общение        
Учение        
Творчество        

 

 

4. Моя встреча со школой

 

Какую информацию я могу получить из беседы с завучем, директором школы?

· информация о школе (тип, модель, структура школы)

· основные идеи программы развития школы

· задача школы в реализации идей модернизации образования

· кадровый состав педагогического коллектива (его возможности реализовывать предпрофильное и профильное обучение)

· контингент учащихся

· особенности социума микрорайона

· материально-техническая база школы

· база кабинета Как я оцениваю мои первые впечатления о школе?

* здание школы и школьный двор

* порядок в кабинете и поддержание его

* внутреннее оформление

* меня встретили в школе

Как прошла моя первая встреча с классом?

В процессе посещения уроков в классе я выявил (а):

Приемы организации и дисциплинирования учащихся

Подготовка учащихся и их активность в процессе занятий

Учет возрастных возможностей учащихся

Стимулирование познавательного интереса учащихся на занятиях

Другое

Что я узнал(а) о классе из беседы с классным руководителем, завучем

· уровень успеваемости класса

· уровень развития детского коллектива

· традиции класса

· дисциплина

· сфера интересов

· трудности и проблемы в работе

Какую информацию я получил (а) из анализа школьной документации (программы развития, образовательной программы, плана действий на текущий год)?

Выполните задание: Заполните расписание уроков, которые Вы проводите в течение недели и расписание уроков в своем классе.

 

Расписание Ваших уроков (как учителя-предметника)

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Звонки
             
             
             
             
             
             

 

 

Расписание уроков Вашего класса (как классного руководителя)

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Звонки
             
             
             
             
             
             

 

Выполните задание. Для быстрого запоминания учащихся укажите размещение каждого ученика в кабинете.

Размещение учащихся в кабинете

 

     
     
     
     
     
     

Учимся решать профессиональные задачи

Первая группа профессиональных задач: «видеть» ученика в образовательном процессе.

· Отбирать критерии освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями.

· Отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников.

· Создавать у школьников мотивацию к учению.

· Отслеживать результативность освоения школьниками образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.

 

Выполните следующие задания, направленные на решения

задач этой группы:

Проведите изучение учащихся методами эмпирического исследования, используя: анкеты, опросники интервью, ранжирование, социометрическое изучение межличностных отношений в классе и др. Диагностики даны в Приложении 2.

 

1. Проанализируйте интересы и направленность личности школьника.

 

Сопоставьте ответы и определите, в какой мере участие в кружках удовлетворяет главные интересы учащихся.

Выполните задание. Классному руководителю для организации деятельности ученического сообщества важно знать интересы, склонности социально-значимые поручения каждого школьника. Постарайтесь заполнить таблицу и будите иметь представление о потенциальных возможностях каждого.

Список класса

 

№ п/п Ф.И.О. учащегося Поручения Интересы, увлечения
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

2. Используя примерную схему психолого-педагогической характеристики личности школьника, дайте характеристику на 3-4 учащихся класса.

3. Выявите состояние здоровья учащихся. Дайте характеристику на 3-4-х учащихся.

Расскажите учащимся и классному руководителю о результатах проведенной работы.

 

1. Заполните следующую матрицу, используя данные, полученные в результате социометрических исследования изучения межличностных отношений.

 

№ члена группы                                                          
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
Сумма                                                          

 

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику классного коллектива с учетом подросткового возраста.

 

Помните!!!

 

При организации образовательного процесса необходимо учитывать психолого-педагогические особенности классного коллектива.

 

 

Вторая группа профессиональных задач:

строить процесс обучения, направленный на достижение учащимися целей образования

· Выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников.

· Предлагать способы педагогической поддержки, адекватные результатам диагностики.

· Разрабатывать способы педагогической поддержки школьников, помогать преодолевать учебные затруднения.

· Разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.

Выполните следующие задания, направленные на решение

задач этой группы:

1. Проанализируйте используемые УМК, учебные материалы по предмету в классе, где Вам предстоит работать, а именно:

- составьте перечень УМК (или учебных пособий), используемых учителем в том классе, где Вам предстоит работать - проанализируйте учебное пособие с точки зрения существующего образовательного стандарта и программ основного общего образования - в случае необходимости подберите дополнительные учебные пособия и материалы, которые могут Вам понадобиться при изучении конкретной темы

2. Посетите не менее пяти уроков учителей данной школы, работающих в классе, закрепленном за Вами и выполните следующие задания:

- составьте фотографию урока, обращая внимание на использование форм работы (фронтальная, индивидуальная, групповая), на особенности построения урока (объяснение, закрепление, контроль) - использование моделей взаимодействия учителя/учеников в классе (с учетом индивидуальных особенностей учащихся) - соотношение устных и письменных работ на уроке

- характер и объем домашних заданий

- степень активности всего класса и отдельных учащихся на уроке

- характер дисиплинарных проблем, если они имеются

- использование ТСО и наглядных методов обучения

3. Выделите особенности изучения темы

· определите:

- тему серии уроков

- количество уроков по данной теме __________________________

- планируемый результат по итогам изучения данной темы_____________

- формы и содержание планируемого контроля _______________________

· сформулируйте цели и задачи данной серии уроков

· продумайте возможность использования различных средств обучения с целью обеспечения разнообразия содержания урока и повышения мотивации учащихся

 

4. Сделайте анализы уроков учителя-предметника, собственного урока и сокурсника.

Анализ урока учителя-предметника (дидактический)

 

Дата ________________ Класс__________________

ФИО учителя ____________________________________________________

Стаж работы ___________________ предмет _________________

Количество учащихся по списку___________ присутствующих __________

Какой по счету урок по теме _________ где проходит урок ______________

Тема урока________________________________________________

Цель:___________________________________________________________ Задачи:

Образовательные:

Воспитательные: Развивающие:

Время урока Этап урока Содержание (ход) урока Комментарии
Деятельность учителя Деятельность учащихся
         
  1. Реализация и взаимосвязь основных дидактических принципов обучения.
  2. Подготовленность класса к уроку.
  3. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
  4. Занятость учащихся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
  5. Соответствие применяемых методов обучения целям и содержанию урока, возрастным особенностям учащихся.

Роль и место самостоятельной работы на уроке.

  1. Использование средств обучения.

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения

  1. Общие выводы по уроку.

РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОАНАЛИЗУ УРОКА

При самоанализе УРОКА необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1. Ваши впечатления о занятии в целом.

2. Психологический климат на уроке, Ваше самочувствие в начале и по ходу занятия.

3. Оцените Вашу подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и структурой реализации занятия (структурными компонентами), степень осознания цели и задач, внутренняя готовность к осуществлению).

4. Сопоставьте план (замысел) урока с его реализацией:

4.1. Какие были цели, задачи урока и как они решались на практике;

4.2. Как была дана целевая установка урока;

4.3. Проанализируйте каждый структурный компонент (часть) занятия (какую задачу он выполнял, как был организован, подведён ли итог каждой части);

4.4. Анализируя каждую часть урока, обратите внимание, как была организована Вами познавательная деятельность учащихся:

А). Организация восприятия и наблюдения;

Б). Организация внимания;

В). Тренировка памяти;

Г). Формирование понятий;

Д). Развитие мышления;

Е). Развитие воображения;

Ж). Формирование умений и навыков;

4.5. Организованность учащихся на уроке; их активность; (как думаете, что им больше всего понравилось на Вашем занятии);

4.6. Как Вы подвели итог занятия;

4.7. Выявите, какие были отклонения от плана, установите их причины.

5. Выявите достоинства и недостатки проведённого урока в целом.

 

 

Задание 6. Разработайте план-конспект занятия по предмету (или факультативу, спецкурсу, элективному курсу, кружок, воспитательному мероприятию и т.д.), проведите его. В процессе подготовки используйте информационные ресурсы сети Интернет, потенциал системы дополнительного образования с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся класса.

Третья группа профессиональных задач: устанавливать взаимодействие с другими субъектами процесса обучения

 

· Организовывать сотрудничество между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе и на иностранном языке;

· Использовать разные средства коммуникации (e-mail, Интернет и др.);

· Работать в команде;

· Использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи;

· Проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией.

· Взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;

· Взаимодействовать с общественными организациями.

 

Выполните следующие задания, направленные на решения

задач этой группы:

 

1. Изучите, в каких сообществах участвует каждый ученик класса и какую социальную позицию занимает.

 

Сообщество одноклассников – это объединение учащихся, их родителей и учителей, педагогически организовано включенных в образовательный процесс. Вам предстоит выполнить проект создания сообщества детей и взрослых в Вашем классе. Для этого полезно вести учет вовлеченности школьников в сообщество детей и взрослых.

 

Карта учета участия школьников

в жизнедеятельности детей и взрослых

 

Ф.И. Учебно-познавательное сообщество Сообщество классных друзей Сообщество детского движения Сообщество по интересам Сообщества вне педагогического влияния
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

В карте условными знаками обозначьте место организации сообщества (Ш – школа; УДО – учреждение дополнительного образования; Д – двор; Ул. – улица; И ‑ Интернет); насколько постоянно участвует ребенок в жизни сообщества (П – постоянно; В – временно; С – ситуативно); какую социальную позицию занимает школьник в сообществе – (О ‑ организатор; АУ – активный участник; У – участник; З – зритель).

 

2. Проведите анкетирование родителей «Предпрофильная подготовка». Результаты анкетирования доведите до сведения классного руководителя. Анкета представлена в Приложении 3.

Сделайте педагогические выводы:

2. Сделайте анализ родительского собрания.

1. Тема: _______________________________________________

2. Цель собрания:

Анализ родительского собрания (или другого мероприятия с участием родителей)

Организация родительского собрания
Приглашение  
Сбор родителей  
Организованность, оформление кабинета  
Активность родителей  
Анализ содержания
Тема, общий план  
Реализация Программы воспитания  
Доступность, убедительность  
Разнообразие методов  
Результативность  
Отношения «классный руководитель – родители»
Доброжелательность  
Взаимопонимание  
Взаимоинформированность  
Оптимизм  
Демократизм  
     

 

Выводы _________________________________________________________________

3. Разработайте (командой студентов) и проведите для учащихся нескольких классов воспитательное мероприятие: час общения, КВН, праздник и т.д., формируя умения учащихся работать в команде.

Тема

Форма проведения _______________________________________________

Цель и задачи____________________________________________________

Предварительная подготовка _______________________________________

Оформление класса ______________________________________________

Примерный план проведения

Анализ проведенного внеклассного дела:

а) что понравилось учащимся __________________________

б) в ходе подготовки было сложно ____________________________

в ходе проведения внеклассного дела

«+» получилось «–» не получилось
     

Помните!!!

Приглашая родителей в школу, спросите с себя:

· «Что я хочу получить в результате?»

· Во время обсуждения (в присутствии ребенка) помните – как он ни был виноват, родители ВСЕГДА (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей.

· Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.

· Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «Не сделал два домашних задания по математике», «Отказался отвечать на уроке химии» и т.д. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.

· Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на применение насилия, когда закончится «разбор полетов» – этим Вы лишь настроите детей против себя. Как результат – дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.

· Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли Ваши ожидания от этой встречи?

· С каким чувством родитель уходит домой? Как посмотрит на Вас ученик завтра?

 

4. Выявите представления учителей о современной школе, учителе, инновационных процессах. Для беседы могут быть использованы следующие вопросы.

1. Что Вы больше всего цените в современной школе?

2. В чем состоит своеобразие современной образовательной ситуации?

3. Какой учитель, по Вашему мнению, нужен современной школе?

4. Какая грань деятельности педагога выступает на первый план?

5. Сегодняшнюю школу называют развивающейся. Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?

6. Что, на Ваши взгляд, изменилось в школе за последние два – три года?_

Суждения учителей оцениваются по содержанию, полноте информированности, качеству аргументации. Обработайте полученные результаты и обсудите их с сокурсниками на итоговой конференции по практике.

2. Выявите уровень удовлетворенности учителей работой в школе [1]

 

№ п/п Параметры школьной среды Балл выставляет учитель
Энтузиазм коллектива и администрации          
Дружелюбная обстановка в школе          
Интеллектуальное и эмоционально приятное общение с коллегами          
Ясность перспектив          
Вера в будущее школы          
Активный ритм школы          
Ощущение требовательного доверия и значимости работы          
Успехи детей          
Любовь и взаимопонимание, сопереживание детей и учителей          
Обстановка творчества          
Неформальные встречи педагогов          
Ясная простота требований и порядок          
Рациональное использование сил и времени педагогов          
Отсутствия формализма и «показухи» в работе          
Хотели бы Вы сменить школу? Да Нет
Хотели бы Вы сменить профессию? Да Нет
               

 

Проанализируйте полученные данные, сделайте выводы:

Четвёртая группа профессиональных задач: создать образовательную среду школы и использовать ее возможности

 

· Использовать информационные ресурсы (масс-медиа, Интернет и др.);

· Использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования;

· Формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий;

· Организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи;

· Отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.

 

Выполните следующие задания, направленные

на решения задач этой группы:

1. Изучите реальный опыт организации информационного взаимодействия в образовательном учреждении.

а) Изучите содержание информационных стендов, имеющихся в фойе школы, в учительской, в методических кабинетах, классах.

б) Изучите содержание информационных буклетов, рекламных листов, газет и др. созданных школой.

Составьте таблицу:

 

Кого информирует школа? О чем информирует школа? В каких формах доводится информация до потребителя?
     
     
     

2. Проведите диагностику образовательной среды школы и Вашего класса, используя методику, представленную в Приложении 4. По результатам проведенной диагностики составьте характеристику образовательной среды школы и класса.

 

Результаты исследования представьте в виде диаграмм и сделайте педагогические выводы.

     
   

 

Примите участие в проведении родительского собрания. Используя результаты проведенных диагностик, подготовьте информацию для родителей о профессиональном самоопределении учащихся.

 

3. Составьте рекламное письмо образовательного учреждения для привлечения старшеклассников, выбирающих профиль обучения. Поместите его в портфолио.

 

4. Оцените сайт образовательного учреждения по следующим критериям:

Корректность текста

Внешний вид:

Навигация:

Общий дизайн:

Графические изображения:

Цвет текста и фон:

Пятая группа профессиональных задач: проектировать и осуществлять профессиональное самообразование

 

· Анализировать собственную деятельность;

· Опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи);

· Выбирать технологии самообразования;









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.